Надо Знать

добавить знаний



Свадьба Фигаро



План:


Введение

Свадьба Фигаро - комическая опера В.А.Моцарта на либретто Лоренцо да Понте по одноименной пьесе Бомарше. Первая постановка - Вена, 1 мая 1786 года под руководством автора.


1. Написание и постановки

К созданию музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года в своей квартире на Домгассе в Вене и закончил через пять месяцев. В настоящее время уже существовали оперы по предварительному пьесе Бомарше - "Севильский цирюльник" довольно популярного в то время композитора Джованни Паизиелло, что, вероятно, вдохновило Моцарта взяться за вторую пьесу Бомарше, впервые поставленную в 1784 году в Париже. В Австрийской империи пьеса была запрещена для показа императором Иосифом II, который считал ее неполиткорректной, хотя и не возражал против представления оперы Моцарта при условии, что все политические акценты будут устранены.

Премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 и прошла с незначительным успехом. Настоящее признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года. В Российской империи опера завоевала популярность благодаря П. И. Чайковскому, который перевел ее либретто на русский язык для выполнения силами студентов консерватории 1875 года, максимально сохранив оригинальную мелодику и ритмику в ариях и ансамблях, но несколько сократив речитативы в тех местах, где на его взгляд встречались "такие подробности, которые неудобно было бы вкладывать в уста несовершеннолетних исполнителей" [1].


2. Действующие лица

  • Граф Альмавива - баритон
  • Фигаро, его камердинер - баритон
  • Розина, графиня Альмавива - лирическое сопрано
  • Сюзанна, ее горничная и невеста Фигаро - лирическое сопрано
  • Керубино, паж - меццо-сопрано
  • Доктор Бартоло - бас
  • Марцелина, его ключница - меццо-сопрано
  • Дон Базилио, учитель пения - тенор
  • Дон Курц, судья - тенор
  • Антонио, садовник - бас
  • Барберини, его дочь - сопрано или меццо-сопрано

3. Сюжет

3.1. Действие I

Действие 1: Керубино прячется за креслом графини с приходом графа - неизвестный художник 19 века

Сюзанна и Фигаро готовится к свадьбе ("Cinque ... dieci ... venti"). Фигаро меряет самый большой зал во дворце, где после свадьбы поселится с Сюзанной, подаренный ему от "щедрого" графа. Сюзан пытается привлечь внимание жениха на чепец, который сам сделал. Узнав свадебный подарок Фигаро от Графа говорит, что намерение графа, не добротой и признанием заслуг. Базилио, доверенный графа уже давно в имении графа делал ей недвусмысленные предложения, и именно поэтому Сюзан беспокоится, что произойдет, если граф отправит далеко любимого далеко, а сам останется ее ближайшим соседом. Фигаро, хотя и медленно, признает правильность сказанного девушкой и решает проучить графа ("Se vuol ballare").

Однако для Фигаро ситуация непростая. Фигаро одолжил когда-то определенную сумму денег в Марцелины, служанки и матери потерянного ребенка доктора Бартоло. В случае, если Фигаро не сможет вернуть долг, ему придется жениться на ... Марцелина. Свои счеты с ним имеет также Бартоло. Фигаро в прошлом помешал ему жениться Розиной, нынешней женой графа. Бартоло обещает Марцелина, что ради мести найдет малейшие правовые основания, чтобы унизить Фигаро ("La vendetta). Между тем, Сюзанну посещает паж, Керубино. Он просит ее похлопотать перед графиней, ибо граф недавно открыл один из его романов. Этот парень влюблен в всех женщин дворца Альмавивы ("Non so piu cosa son, cosa faccio") и ... снова входит Граф. Керубино должен спрятаться от него. На этот раз сам граф пытается снискать расположение Сюзанны. Однако и он решает спрятаться, потому что выходит на сцену и Базилио. Свадьба все ближе, а граф отменил в своих деревнях право первой ночи. В ходе беседы Сюзанны и Бартоло, Граф появляется, проявляет свое присутствие и Керубино ... Граф считает, что пажови уже достаточно играть и отправляет его на офицерскую службу в Севилье . Входит Фигаро с местными жителями, благодаря графу за то, что первой парой воспользуются от отмены несправедливого закона, станут именно он и Сюзанна. узнавая о судьбе Керубино, он рисует перед ним непростую картину солдатской жизни ("Non piu andrai, farfallone amoroso ").


3.2. Действие II

Фигаро знает интриги Графа, вместе с Сюзанной и графиней они обдумывают план. Сюзанна согласится на свидание с графом, однако, вместо Сюзанны в саду появится переодетый паж. Таким образом он хочет заставить графа согласиться на его брак с Сюзанной и уважать право первой ночи. Керубино переодевается в комнате графини. В настоящее время граф пытается войти в комнату жены. Испуганный Керубино пытается скрыться, однако шум от его движений возникает настороженность и подозрительность графа. Графиня, опасаясь реакции человека на присутствие пажа, не хочет открывать дверь в свою комнату. К счастью, Сюзанна спасает Керубино, закрываясь в комнате графини, а Керубино убегает через окно. Граф возвращается и пытается попасть в комнату жены, оттуда выходит Сюзанна. Появляется садовник Антонио, разъяренный тем, что Керубино, прыгая из окна, повредил клумбу. Входит Фигаро, чтобы спасти Керубино, он заявляет, что прыгал из окна и повредил клумбу именно он. Появляются Марцелина, Базилио и Бартоло - трое посетителей пришли требовать у графа суда над Фигаро, который подписал договор о том, что он вернет Марцелина в срок денежный долг, в противном случае женится на ней. Свадьба откладывается.


3.3. Действие III

Дуэт Сюзанны и графа - Сюзанна соглашается на свидание. Между тем суд решает дело в пользу Марцелины, что на руку графу. Зато постепенно выясняется, что Фигаро является сыном Марцелины, которого украли свое время разбойники. Марцелина радуется и не возражает против брака Фигаро с Сюзанной.

Графиня не оставляет мысли проучить мужа, и решает прийти на свидание с графом в одежде Сюзанны. Сюзанна диктует записку графа. Керубино приходит к замку в группе сельских девушек, которые приглашают Графа весело провести время. Его хватает Антонио и граф хочет наказать Керубино. Но дочь садовника, Барберини, напоминает ему о публично данное обещание ее. Граф, наконец, дает разрешение на брак Керубино и Барберини.


3.4. Действие IV

Фигаро не знает планов графини и Сюзанны. Наблюдая, как Сюзанна передает графу письмо, он становится подозрительным. Он решает проследить свидание Сюзанны и отомстить ей.

Ночь в саду полна недоразумений граф не узнает переодетую графиню и, принимая ее за Сюзанну, ухаживает за ней. Фигаро наблюдает эту сцену, когда к нему подбегает Сюзанна, одетая в платье графини. Фигаро, полагая, что говорит с графиней, докладывает ей о ухаживания мужчины. Тут же по голосу он узнает Сюзанну, но не выдает этого, и, чтобы ее проучить, говорит ей о своей страстной любви. Возмущенная Сюзанна, думая, что Фигаро обращается с любовными речами к графине, дает ему несколько пощечин, которые он принимает с удовольствием.

Появляется граф, который ищет Сюзанну. Фигаро, чтобы разыграть графа, эффектно изливает свою страстную любовь графини. Граф в ужасе сзывает людей, чтобы при всех разоблачить Фигаро и наказать его. Но из беседки выходит настоящая графиня, которая снимает маску. Все поражены этой неожиданностью, а граф вынужден просить у жены прощения. Опера заканчивается веселым ансамблем.


4. Характеристика

Gnome-speakernotes.svg
Увертюра


№ 11 - Каватина "Porgi, amor"


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справке.

Опера написана в традициях итальянской оперы-буфф. В этом отношении типичны: сюжет, богатый комическими столкновениями, недоразумениями, неузнавания, переодеваниями. Структура оперы, которая состоит из двух действий, завершающихся крупными финалами также присуща опере-буффа. Опера делится на законченные номера (арии, дуэты, ансамбли) соединены речитативами secco, выполняемые в сопровождении клавесина (в XIX-XX веках клавесин заменяли фортепиано).

В Свадьбе Фигаро Моцарта впервые в истории музыкального театра удалось ярко и многогранно раскрыть в действии живые индивидуальные характеры. Отношения, столкновения этих характеров определили многие черты музыкальной драматургии "Свадьба Фигаро", предоставили гибкости и многообразия ее оперным формам. Новое понимание оперной драматургии нашло проявление в расширении роли ансамблей: в опере Моцарта их количество (14) равно числу арий. Если раньше действие раскрывалась в речитативах, а арии и ансамбли приостанавливали развитие сюжета, то у Моцарта ансамбли двигают действие.

Несмотря на многочисленные сцены возмущения, опера выдержано в мажорных тональностях, за исключением лишь одного номера - арии Барберини L'ho perduta, где героиня волнуется по поводу потерянной шпильки.


Источники

  1. см.. предисловие к изданию 1888

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам