Сварог

Сварог - согласно славянским переводом Хроники Иоанна Малалы - бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей - верховный бог восточных славян, небесный огонь.


1. Происхождение и этимология

По славянской мифологии Сварог является небесным кузнецом, который выковал Мир, покровителем кузнечного и кузнецов, а также опекуном ремесла, населил Землю различными существами, создал первых людей, стал покровителем брака и семьи. Является изобретателем плуга и жерновов, научил людей молоть зерно и печь хлеб.

Изображений Сварога не найдено поскольку в древности он изображался лишь символически, ведь был собирательным понятием для всех Богов [ ], Но позже его представляли с топориком в золотых руках или с молотом в Небесной кузницы. Он обладает эпитетом прекраснорукий, есть Бог-творец. Именно от этого образа происходит украинского слова "золотые руки", которым обозначают мастеров какого-то дела. Сварог является воплощением космических потуг Света, Огня, Воздуха (Эфира), а также Отцом зодиакальных созвездий, которые получили названия Сварожичей ведь чешский книга "Mater Verborum" (Мать Слов) переводит имя Сварог словом Зодиак. Поэтому годовой круг созвездий есть календарь зовут Кругом Сварожьим.

Этимологически, имя Сварога выводят из санскр. svar (Свара), что означает голос, звук, нота, от которых происходят слова со значением: звучать, петь, сиять, блестеть, ругать, а также Солнце, солнечный свет, с санскр. svarga "Небо", или славянском svariti "наказывать", "ругать". Существует также форма Зварог, Зворожины - название праздника, которую старики помнили в Украине еще ​​в начале ХХ века. [1]

Одним из источников, сообщает нам о Сварога, есть запись в Ипатьевской летописи под 1114 годом, представляет собой вставку из славянского перевода фрагмента греческого Хроники Иоанна Малалы :

И бысть по потопе и по разделеньи язык, поча царьствовати первое Местром от рода Хама, по нем Еремия, по нем Феост, иже и ругают нарекоша Египтяне ... То же Феост закон уставе женам за един муж посягать ... сего рады прозваша и бог Сварог. И по сем царствова сын его, именем Солнце, его же нарицают Дажьбог Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен.

В данном отрывке, при переводе с греческого на старославянский язык, именем Сварог был переведен имя Гефест Дажьбог - Гелиос). Опираясь на эти соответствия, исследователи рассуждают о функциях этих божеств. Сварога называют богом-кузнецом, богом огня.


2. Сварог в Повести временных лет

Версия о Сварога, как бога-кузнеца, является интерпретацией фрагмента, приведенного в Повести временных лет за 5622 ( 1114) год. Там, в подтверждение правдоподобности рассказа о падении из облака "стеклянных очков", приводятся рассказы из "Хронографа" о падении белок, пшеницы и другого облаков. В частности начинается рассказ о падении клещей с неба в Египте, обрывается на середине.

Согласно этому рассказу, в Египте "после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феост, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феост в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палками и камнями бились. Тот же Феост закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели Сдержанный образ жизни ... Если же кто нарушит этот закон, пусть брошены его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне ". После него царствовал его сын," по имени Солнце, которого называют Даждьбогом ", при котором" наступило непорочную жизнь по всей земле Египетской, и все восхваляли его ".

Вполне вероятно, что рассказ о египетских царей-богов, заимствована из древнерусского "Хронографа", восходит к переводу хроники Иоанна Малалы, византийского писателя VI века. Феост является искажением имени Гефеста, которому древнерусский летописец, а не "египтяне", поставил в соответствие славянского Сварога. При всей бедности и темности источников, Сварог, будучи славянским божеством, имеет вероятный индоиранский корень (ср. санскр. स्वर्ग; svarga "Небо"), в исследованиях конца XIX века предстает одним из основных славянских богов. Н. М. Гальковский считает несомненным, что согласно приведенным выше текстом ПВЛ Сварог, как и Гефест (= Феост), был основателем брака и славянским богом огня, и в Сварога сын Солнце Дажьбог, носивший отчество Сварожич. [2]


3. Сварог в родноверия

Согласно Велесовой книге религия славян считала, что единство существует во множестве, а множество в единстве:

"

А любой блудень который, который будет перечислять богов тех, отделяя от Сварога, вы будете вырваны из рода, потому что в нас богов кроме Вишня. И Сварог и другие суть многие, ибо бог един и множественный. И не разделяет никто того множества и не сказал, что имеем богов много. [3]

Исходный текст (Рус.)

аще боть ие блоудень инь Иакова олещашеть бозе тоиа одиелиащеве освргы изверзждень будет изрды иако НЕ ниемиахомъ Боге развие вышень и сврг и инои соуте множествои иако бг ие иединь и мнъжествень да сен НЕ раздилиащеть Ники Тоа множьство и не рещашеть якожде имиахомь богы многое се бо свентыре аде до нои и да боудиемь достищенои овиа (30)

"

Также Сварог является первым лицом Трехглавая, принципа триединства мира в который относят Перуна и Святовита.

С внедрением христианства, опеку над кузнечным переняли св. Кузьма и Демьян, которые также являются охранниками от змей.


Примечания

  1. Лозко Г. С. Круг Сварога.
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси.
  3. Велесова книга д.30 с.274 в переводе Г.С.Лозко. Континент-Прим, Винница 2007г.: ISBN 978-966-516-252-0