Надо Знать

добавить знаний



Свенцицкий Иларион Семенович



План:


Введение

Свенцицкий Иларион Семенович (* 7 апреля 1876 ​​, Буск, Львовская область - ? 18 сентября 1956, Львов) - Украинским филолог, этнограф, музеевед, общественно-культурный деятель, доктор филологических наук 1902 г., действительный член НТШ с 1914 г.

Отец искусствоведа Веры Свенцицкий.


1. Биография

Окончил физико-математический факультет Львовского университета ( 1899), продолжил обучение в качестве вольнослушателя историко-филологического факультета Петербургского университета и Археологического института в Петербурге. Лингвистическое образование углубил в Вене под руководством В.Ягича, защитил докторскую диссертацию.

1905 - 1952 - директор Национального музея во Львове1939 - 1990 гг - Государственный музей украинского искусства). В феврале 1940 Свенцицкий, обеспокоен судьбой коллекции Голуховского (находилась во вновь дворце пионеров), обратился в отдел искусств при облисполкоме с ходатайством передать ее в Картинной галерее, без профессионального ухода может быть уничтожена или погибнет. Весной 1952 он всеми силами противился циничным действиям власти по уничтожению художественных произведений Музея украинского искусства - в мае 1952 эти списки включали 2115 музейных предметов. Среди изъятых музейных предметов - полотна работы выдающихся украинских художников А. Новаковского, М. Сосенка, Ф. Красицкого, П. Холодного, М. Бойчука, С. Гординского, О. Кульчицкой, Н. Глущенко, Г. Нарбута и др. (портреты сечевых стрельцов, деятелей униатской церкви, работы художников, осужденных как "буржуазных националистов"). За это был снят с должности директора музея и переведен на научную работу в Институт общественных наук АН УССР. В характеристике руководства Львовского филиала АН УССР на профессора И. Свенцицкого от февраля 1952 отмечалось, что как директор музея украинского музея, он допустил "засорение фондов музейной библиотеки националистической литературой", которой в августе 1951 было изъято свыше 2500 книг, а И. Свенцицкий " проявлял явную противодействие изъятию националистической литературы ". В начале августа 1952, воспользовавшись отпуском Свенцицкого, по приказу секретаря Львовского обкома партии К. Литвина культурные ценности двумя грузовиками по три рейса перевезли в Львовской библиотеки АН УССР "для уничтожения националистических антисоветских экспонатов". Ранее сюда свезли 4,5 тыс. исторических книг и 2 ящика музейного оружия. Свидетели тех событий подчеркивали, что крематорий для искусства дымился над городом несколько дней. В 1955 К. Литвин, находясь на посту министра культуры СССР, приказом обязал руководство музеев Львовского исторического, украинского искусства, картинной галереи составить до 15 декабря 1955 списки на экспонаты "связаны с деятельностью различных украинских и польских буржуазно-националистических организаций, и картины, которые по своей идейной направленностью могут экспонироваться "с целью их изъятия из фондов этих учреждений. Однако, в апреле 1956 новый министр культуры УССР И. Шаблий отменил решение предшественника и вернул списки назад с тем, что "уничтожать эти материалы нецелесообразно, так как они могут иметь интерес для отдельных исследователей при изучении исторических материалов". Преступные действия властей по коллекций Национального музея трагически отразились на состоянии здоровья И. Свенцицкого для которого музей был делом всей его жизни.

С 1913 - приват-доцент кафедры славянской филологии Львовского университета. Известный ученый, человек с устойчивым характером, он мужественно отстаивал музейные коллекции в годы Первой мировой войны. Его борьба обусловила арест 6 июня 1915 как пропагандиста "мазепинских" идей. Его с семьей депортировали в Россию. Вернувшись во Львов в марте 1918, ему, "Гайдамаке", пришлось во времена польской власти под постоянным полицейским надзором проводить большую работу по развитию музея. События сентября 1939 не облегчили художественную работу выдающегося ученого. В октябре 1939 Национальный музей присоединили к Львовской картинной галереи как "украинский отдел". Как следствие - признанная в мире культурномистецька учреждение перестала существовать. Хотя в марте 1941 Иллариона Свенцицкого перевели на должность заведующего отделом, ученый все делал, чтобы сохранить коллектив и музейные коллекции. Свою деятельность музейщик не прекращал во время нацистской окупации.1947-1950х гг арестовали сотрудников львовского музея М. Кнута, Е. Кравчука, С. Сампару, А. Бордун, а также В. Свенцицкий, дочь ученого, когда она возвращалась из командировки в Москвы. Отбыв свой срок в сибирских лагерях ГУЛАГа, В. Свенцицкий вернулась во Львов в 1956. Ее неутомимая работа на музейницький ниве недостаточно оценена современниками. Весной 1952 директора музея Свенцицкого обвиняли в том, что он с 2436 художественных произведений, переданных в музей Комитетом по делам искусств при Совете Министров Украины, поместил в экспозицию лишь 124, мотивируя свои действия, что подобное "обогащения" было "только количественное, а не качественное ". Комиссия поставила вопрос о замене руководства музея: директора и его заместителя М. Драгана - активного деятеля украинской буржуазно-националистической организации "АНУМ" (Ассоциация независимых украинских художников). В мае 1950 заместителем директора музея был назначен далекий от музейной работы, художник В. Любчик, который выполнял задачи по выявлению "националистических" и "формалистических" произведений искусства и последующим их уничтожением.


1921 - 1925 - преподавал в Украинским тайном университете во Львове.

1944 - 1950 - заведующий кафедрой славянской филологии Львовского университета. В С 1944 - заведующий Львовского отдела Института языкознания, который 1951 года вошел в структуру Института общественных наук АН УССР.


2. Научная деятельность

Научные интересы: языкознание, в частности история украинского языка, сравнительно-историческое языкознание, диалектология, палеография, литературоведение, рукописные памятники и старопечатные, украинское искусство древнейшего периода, музейное дело и т.д..

Как филолог изучал язык отдельных рукописных памятников (дипломатика старокиевских договоров с греками, Бучацкое Евангелие 13 века, Лаврашивське Евангелие начала 14 века, Новосадский апостол 14 века, Галицко-Волынская летопись), дал "Очерки по истории украинского языка XI - XVIII века" (1920) с данными о средневековой эпоху в истории украинского литературного языка, описал фонетические особенности бойковской говора с. Битле, составил грамматики украинского языка для поляков (1922) и русского языка для украинских (1902) и для поляков (1915, 1931).

Исследовал историю возрождения Закарпатья ("Материалы по истории возрождения Карпатской Руси", 2 тт., 1905-1909) и связи украинских с Ф.Миклошичем.

1957 вышли его "Очерки по истории болгарской литературы", а очерки сербохорватском литературы и двух литературных языков остались в рукописи.

Составил также очерки по истории русской литературы 19-20 веков (1902-1905), изучал отдельных украинских писателей: "Винниченко, попытка литературной характеристики "(1920)," Шевченко в свете критики и действительности "(1922)," Общественное фон творчества И.Франко 1856-1916 pp. "(1930) и белорусскую литературу.

С участка библиографии дал "Описание рукописей Родился дома из коллекции А.С.Петрушевича" , т. 1-3 (1906-41), "Описание кириллических рукописей Национального музея. Пергамин рукописи XII-XV веков "(1933) и другие.

При всем знании древних источников Свенцицкий не раз делал шаткие выводы (например, "Слово о полку Игореве" считал произведением 15 века, Лаврашивське Евангелие характеризовал как белорусский рукопись т.п.).

Был первым галицким профессиональным музееведом: под его руководством Национальный Музей стал заработной научно-студийной работы.

Искусствоведческие исследования сосредоточил прежде всего на изучении орнаментики рукописной книги ("Украшения рукописей Галицкой Украины XVI века", 1922-1923), гравюры ("Начала книгопечатания на землях Украины", 1924) и галицкой иконописи ("Иконопись Галицкой Украины XV-XVI веков", 1928; "Иконы Галицкой Украины XV-XVI веков", 1929 - до сих пор иллюстративно полное издание с этого участка).

Является автором труда "Развитие украинского искусства в Западной Украине" (1944).

Как историк искусства принадлежал к так называемой "старой школы", что главный упор клала на описание художественных произведений; собрал и упорядочил большой музейный материал.

Был также энтузиастом нового искусства и с 1931 устраивал в музее галерею украинской современных картин.

Как этнограф изучал возникновения украинских колядок и щедривок ("Рождество Христово в походе веков", 1933) и похоронные причитания.


3. Труда

  • Обзор сношений Карпатской Руси с Россией в первую половину XIX в. - 1906
  • Бучацкое Евангелие XIII в. (1911)
  • Основы науки о языке украинского (1918),
  • Язык Галицко-Волынской летописи (1949),
  • Описание рукописей народного дома из коллекции А. Петрушевича (т.1-3, 1906-1911)
  • Начала книгопечатания на землях Украины (1924)
  • Смоленская грамота 1229 в свете опытов дежурство вполголоса и гласных в славянских языках XIX-ХХ вв. / / Вопросы славянского языкознания. Кн.3. - Львов, 1955. - С. 114-122;
  • Западноукраинские грамоты XIV-XV вв. / / Вопросы украинского языковедения. Кн. 2. - С. 3-27 и др..

Полный перечень работ Свенцицкого - в журнале "Вопросы славянского языкознания", кн. 5 (1958).

  • Свенцицкий И. Музеи и музеи. Очерки и заметки. - Львов, 1920.

См.. также

Свенцицкая Вера, дочь, искусствовед

Литература

  • Кизлик О.Д., Луцик Ф.Я. И.С.Свенцицький. Краткое библиографический указатель. - Киев, 1956
  • Гумецкая Л.Л.. Илларион Семенович Свенцицкий / / Языкознание. - 1976
  • Закревская Я.В. Свенцицкий Иларион Семенович / / Энциклопедия "Украинский язык". - Киев, 2000

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам