Надо Знать

добавить знаний



Свобода совести



План:


Введение

Свобода совести - естественное право на условия, при которых возможно свободное самоопределение личности в мировоззренческой сфере бытия, ее духовное становление, развитие, самоактуализация. По своему содержанию понятие "свобода совести" многоаспектное, шире чем "Свобода вероисповедания". Его сущностное нагрузки нередко определяется в зависимости от предметного поля исследования: философия, этика (философско-этическое), политология, право (политико-правовое), религиоведение, теология (религиоведческой, теологическое).


1. Философский аспект

Это один из серии материалов
Свобода
Концепции
Свобода
( положительная ? отрицательная
индивидуальная ? социальная)
Права
Свобода воли
Ответственность
По типу
Академическая ? Гражданская
Экономическая ? Интеллектуальная
Политическая ? Научная
По праву
Собрание ? Ассоциации
Образование ? Информация
Передвижения ? Пресса
Религия ? Высказывания
Совесть
п ? в ? р

в философском (самом общем) толковании свобода совести является внутренней способностью личности оценивать, осмысливать различные мировоззренческие парадигмы, свободно, без какого-либо принуждения, только руководствуясь собственной совестью, самоопределяться по ним и действовать, совершать поступки, творчески самореализоваться в системе координат своего мировоззренческого выбора.

В философской интерпретации свобода совести выступает как специфически выборочная и согласована активность сознания, совести и свободы индивидуума, направленных на его самоопределение в духовной реальности относительно предельных життевосмислових основ своего бытия.

Духовное, в частности мировоззренческое, самоопределения личности полноценное лишь тогда, когда оно в своей внутренней сущности не вызвано внешними побудительными факторами.

В философском понимании свобода совести проявляет себя как атрибут личности, ведь признание свободы совести - это признание ценности личности, ее духовного суверенитета, ее подотчетности в контексте самоопределения только своей совести, а для верующего человека - и Богу, связь с которым является для нее смыслом и целью жизни.


2. Правовой аспект

Правовой аспект свободы совести определяется совокупностью юридических норм, регулирующих общественные отношения в процессе реализации свободы совести. Свобода совести может быть объектом этих норм лишь в процессе самореализации личности, то есть в своем публичном, общественном проявлении там, где действие свободы совести одного "Я" пересекается с действиями свободы совести другого "Я".

Государство законом устанавливает лишь пределы, возможности, гарантии внешнего проявления свободы совести, однако право не может регулировать процесс мировоззренческого выбора. Скажем, для религиозного самоопределения личности свобода совести как право формально внешним. Совесть у каждого человека свободная онтологически - государство не дает, не "дарует" права на свободу совести, она лишь очерчивает правовое пространство, в котором, например, верующий индивид имел бы возможность свободной самореализации согласно выбору своей совести. Иными словами, умственная деятельность, мнение человека, сфера ее совести, которые не проявляют себя в определенных действиях, поступках, поведении, не являются предметом права и не регулируется им.

Каждый человек сам себе определяет формы, способы, пути познания истины, сущности трансцендентного, своего единения с Богом. Человек от рождения имеет право быть свободной, суверенной и независимой в решении и защите своих идей, убеждений, суждений, своего взгляда на мир, смысла и назначения человеческой жизни. Это дело своей совести; сфера совести - это частная сфера личности и государство не должно вмешиваться в эту очень тонкую и деликатную сферу человеческого бытия.

Для более четкого осмысления содержания свободы совести, ее структуры, форм практического проявления в Религиеведческом и правовом аспектах важно более четко определиться относительно сущности отдельных понятий.


3. Религиозный аспект

Религиоведческой осмысления свободы совести позволяет осознать ее сущность именно в предметном поле религиозного самоопределения и самореализации личности. Потребность в религии, религиозных ценностях, ориентирах порождает потребность в духовной свободе, а значит, и в праве на ее осуществление. Религиоведческий содержание свободы совести, а именно свободы религиозной совести, раскрывается через понятие: "свобода религии", "свобода вероисповедания", "свобода в религии", "свобода церкви".

Нередко юристы, религиоведы, в частности теологически ориентированные, рассматривают понятие "свобода совести" как тождественное понятию "свобода религии". Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны.

Свобода религии - это один из важнейших элементов структуры свободы совести. Как религиоведческая категория именно в предметном поле своего проявления - отношение человека к религии - "свобода совести" раскрывает свое содержание через понятие "свободы религии". Последнее содержит основные аспекты свободы совести: самоопределение индивида относительно религиозных ценностей, ориентиров, а также соответствующее внешнее религиозное самовыражения на их основе.

Свобода религии в указанном контексте проявляется в двух аспектах: как свобода выбора религии и как свобода религиозного культа. Рассматривая эти понятия в сочетании их внутреннего и внешнего аспектов проявления, заметим, что первый из них раскрывает свою сущность через понятие "свобода вероисповедания", а другой касается социально-правовых возможностей функционирования религиозных организаций и характеризуется "понятием" свобода церкви ".

Свобода вероисповедания - понятие, которое в религиоведческой и правовой литературе встречается чаще, чем понятие "свобода религии", важная составляющая структура последней, характеризующий возможности для личности свободно, без внешнего принуждения исповедовать в приемлемый для нее способ любую религию - предмет своего самоопределения .

Свобода церкви - понятие, характеризующее социально-правовые возможности функционирования религиозных организаций (церкви, религиозных ассоциаций, общин верующих). Если свобода вероисповедания по своей сути - это вид индивидуальной свободы, то понятие "свобода церкви" представляет вид общественной свободы.

Религиозная организация, как свободное общественное образование граждан-единоверцев, имеет свою внутреннюю структуру, устав, который регулирует не только проблемы, связанные с вероисповеданием, культовыми действиями, но и вопрос дисциплины, хозяйственной, финансовой деятельности. Религиозные объединения вступают в определенные отношения с государством, другими светскими организациями, другими конфессиями. Эти отношения, как и внекультовая деятельность церкви (религиозных организаций), выходящих за рамки предметного поля свободы совести. Однако они являются неотъемлемым элементом "силового поля" свободы религии, свободы церкви. Последнее характеризует степень автономности, независимости ее внутреннего устройства, структуры, управления, канонической деятельности от государственных учреждений, а также отражает общественные, экономические, политические, правовые возможности деятельности церкви и ее структурных подразделений.

Свобода церкви содержит в своей структуре свободу создания религиозных групп, объединений; свободу деятельности церковных организаций и управления; свободу хозяйственной и финансовой деятельности, полное равенство в правовом отношении всех религиозных общностей, которые функционируют в государстве.

Свобода в религии - понятие, которое определяет степень свободы, которую допускает любая религиозная организация для своих граждан-единоверцев в толкованиях отдельных положений религиозного учения, решений высшего религиозного органа о необходимости тех или иных культовых действий. Речь идет о свободе мысли верующих, возможность религиозной самореализации их в определенной религиозной общине. Этот аспект свободы религии - свобода в религии - возникает непосредственно как проявление свободы совести. Следует отметить, что реализация принципа свободы религиозной мысли почти во всех конфессиях, за исключением отдельных протестантских церквей и неорелигиозных образований, очень проблематичной.


4. История

Фома Аквинский выделил четыре типа законов:

  • вечный закон (lex aeterna)
  • естественный закон (lex naturalis)
  • человеческий закон (lex humana)
  • божественный закон (lex divina).

Вечный закон - источник всех других законов, общий закон миропорядка, определяет ход всех процессов природных и общественных.

Естественный закон - непосредственное проявление вечного закона. Согласно естественным законом человек, и вся природа движутся к своему естественному назначения. Человек по своей природе наделен способностью различать добро и зло, склонна к действиям во имя общественного блага. Фома Аквинский утверждал, что в сфере практического поведения человек действует через естественный закон, определяющий порядок взаимоотношений людей в обществе.

Человеческий закон - закон, обеспечивается принудительными санкциями для его выполнения. Совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно естественного закона.

Божественный закон - закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении.


4.1. Термин "свобода совести"

В украинском языке термин "свобода совести" не совсем адекватно передает смысл естественного закона. В английском языке "Свобода совести" звучит как "liberty of conscience", т.е. свобода осознания, познания Бога, вечного закона.

Согласно этимологическим словарем Фасмера слово "совесть" тождественно слову "ведать", то есть "весть", знания. Свобода совести - естественное право, данное человеку от рождения познавать вечный закон.


4.2. Реформация

Начало Реформации положил выступление в 1517 в Германии Мартина Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенством вообще. Поскольку вечный закон и естественный закон не написаны человеком, для познания (осознание, conscience) вечного закона посредник в виде церкви, или священника не нужен.


4.3. Билль о правах

Билль о правах 1689 года стал продолжением идей Фомы Аквинского о разделении естественных прав человека и человеческих законов. Билль признавал за лицом права: иметь свое собственное мнение и убеждения; следовать своим убеждениям, несмотря, что советуют окружающие и так далее.

4.4. Декларация прав человека и гражданина

В Франции принцип свободы совести был впервые провозглашен в статье 10 Декларации прав человека и гражданина ( 1789 г.), в которой речь идет о том, что "никто не может преследоваться за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку". В Конституции была провозглашена "свобода религиозных культов" (сентябрь 1791 г.). Французский Гражданский кодекс 1804 года - кодекс Наполеона, вообще не рассматривает религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским.


4.5. Декларация независимости США 1776

Билль о правах 1689 года стал основой для Декларации прав Вирджинии 1776 года, провозгласила: "Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, которых они - при вступлении в обществе - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение ".

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года, которая гласила: "Мы исходим из той очевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых ".

То есть на первом месте человек с его естественными правами, на втором месте государство, обеспечивающее выполнение природных прав гражданина.

Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку учредители исходили из того, что права, которые естественно принадлежат человеку, не требуют подтверждения в тексте основного Закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, которые не вошли в перечень. Отсутствие в конституции перечня федерально закрепленных прав и свобод, вызвало критику этого документа. Новоизбранному конгресса США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к конституции, составившие федеральный Билль о правах, были ратифицированы до конца 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповедания, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.


4.6. Всеобщая декларация прав человека

Общая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, определяя найбазовиши права человека.

в статье 18 сказано:

"Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и совместно с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. " [1]


5. Настоящее

В Франции действует принцип непризнания государством одной из религий.

Свобода совести начинается с признания права на "внутренние убеждения": никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Например, упоминание о религиозную принадлежность при переписи населения является запрещенной.

Свобода совести предполагает и свободу атеизма, а также возможность индифферентизма, смешивание различных верований, принятие старых и признанных новых культов. Но если, с одной стороны, никто никого не должен принуждать к обнародованию религиозных взглядов, то, с другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию. В то же время закон защищает государственных чиновников: во всех административных документах запрещены ссылки на их религиозные или философские убеждения.

Французское право ставит все культы, современные, а также те, которые появятся в будущем, в положение юридического равенства.


6. Свобода совести и отделения церкви от государства

Связь между свободой совести и отделением церкви от государства, видимо, неоднозначен. С одной стороны, существует положительная корреляция между отделением церкви от государства и обеспечением в этой стране свободы совести.

Например, шариат включает нормы и правовые, и религиозные: в 2006 году шариатский суд Афганистана приговорил к смертной казни мусульманина, сменивший религию. Кроме того, отделение церкви от государства не гарантирует свободы совести, а невидокремлення ее не исключает: известны страны с государственной церковью (например, Великобритания и большинство других монархийних государств Европы) обеспечивают своим подданным право исповедовать религию по выбору или не исповедовать никакой. Напротив, в некоторых государствах с отделенной церковью (все коммунистические, Ирак за Саддама Хусейна) адепты многих религий (за коммунистов - все верующие, за Саддама Хусейна - шииты) подвергались дискриминации.

Отделение церкви от государства происходило: в России - 1918 году, Франции - ратифицировано в 1905 году. Колумбия - 1853 год. США - 1787 год.


7. Смотрите также

Примечания

  1. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=995_015 - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = 995_015

Источники


История Это незавершенная статья по истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Аристотель Это незавершенная статья по философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам