Надо Знать

добавить знаний



Святой Иоанн Златоуст


Святой Иоанн Златоуст

План:


Введение

Curly Brackets.svg
Эту статью необходимо отформатировать, используя язык разметки Вики.
Вы можете помочь проекту, исправив

Иоанн Златоуст, Иоанн Златоуст, Иоанн Златоуст (* 347, Антиохия - ? 407) - святой, вселенский учитель, один из основателей Константинопольского патриархата, блестящий оратор, адвокат и религиозный полемист, чрезвычайная по колориту фигура, которая выделяется в ряду незаурядных мыслителей и проповедников восточнохристианской церкви. Почетные титулы: "вселенский учитель" и "Златоуст"; последний титул - официально закреплен Церковью на Халкидонском соборе в V веке и полученный святым за чрезвычайное красноречие. Поныне в церквях совершается литургия Иоанна Златоуста.

Святитель Иоанн известен не только верующим христианам, его наследием интересуются, восхищаются даже светские ученые, литераторы, а последние слова в этом мире: Слава Богу за все! - Сказанные в изгнании и среди страшных физических мучений, стали символом веры и несокрушимости.


1. Рождение и ранние годы в Антиохии

Известно, что Иоанн Златоуст родился 347 года в Антиохии (тогдашней столице Сирии) на Сингонський улице, где, кстати, по преданию, некоторое время жил апостол Павел. В то время около половины из 200 тысяч антиохийцем считали себя христианами. Родители Златоуста также исповедовали христианство. Отец Иоанна был значительным военачальником, но умер, когда он был еще ребенком, поэтому воспитывала будущего святого мать - Анфусы. Она всю себя посвятила сыну, а главное, она понимала важность обучения. Поскольку в то время, по распоряжению императора Юлиана, в христианских школах запрещалось преподавание высших наук, она вынуждена была отдать Иоанна на обучение в языческих учителей, перед зародив сыну любовь к своей вере и посеяв в его душе знание Священного Писания.


2. Обучение риторике в Ливания

Когда Иоанну исполнилось шестнадцать лет, его учителем стал знаменитый учитель красноречия, софист Ливаний - "последний идеолог муниципальной аристократии", как назвал его известный исследователь Георгий Курбатов. Ливаний свое время риторическое образование получил в Афинах, преподавал в Константинополе, а его трудами восхищался даже император. Существует предание, будто великий античный оратор, уже на смертном одре признался, что назвал Ивана своим преемником, если бы его не "украли" христиане. Риторских образование в те времена была почти тождественной юридическом образовании.

Иоанн Златоуст

Златоуст не был слепым учеником. Он совсем по другому подошел к искусству красоты слова. "Священное Писание не стремится к красоте слов или их сочетание, оно имеет в себе Божественную благодать, которая сообщает блеск и красоту словам его ", - замечал Святой. Уже из этой цитаты видно (не говоря о глубинный анализ текстов речей), что Иоанн усвоив всю классическую, и, в определенной степени, в то время схоластическую систему умение хорошо говорить , сместил акценты и предложил свой подход к этому виду искусства. Во-первых, он полностью отвергает, когда на первое место ставилась форма построения предложений и текста. Для него важнее не четкий расчет, а "Божественная благодать" , т.е. вместо рационального выступает вперед интуитивное, подсознательное, иррациональное. Поэтому и не удивительно, что Златоуст, став епископом, воспринимал свой ​​талант к красноречию лишь как средство нести до людей Слово Божие. Кстати, почти все многочисленные труды Святого, дошедшие до наших дней является как раз устными выступлениями, записанными стенографом и отредактированы автором. В России 1898 года было осуществлено полное издание произведений Иоанна Златоуста, которое насчитывало двенадцать томов! И это только работы, дошедшие до наших времен и были переведены на русский язык.


3. Адвокатская практика

Двадцатилетний святитель, окончив курс обучения, не сразу пошел по пути служения Богу - он занялся адвокатской практикой! В то время эта профессия, для человека, обладавшей словом и имел амбиции, позволяла легко достичь успеха. Среди отцов Церкви, которые прошли такой же путь были: святые Василий Великий и Амвросий Медиоланский.

"Это занятие сразу ввело Иоанна в бурную круговерть жизни, и стал лицо с тем миром неправд, козней, образ и порабощений, враждебности и лжи, слез и злорадства, из которых состоит обычная жизнь людей и которых он не знал в мирном доме своей благочестивой матери. Это обратная сторона жизни, хотя и был чужим его неиспорченные души, однако дал ему возможность познакомиться с той пропастью неправд и пороков, часто прикрывается ложью и лицемерием, но на суде выступает во всей своей уродливости, и эта именно судейская деятельность и дала Иоанну позже возможность изображать пороки с такой беспощадностью, которая, обнажая их во всей мерзости, тем самым порождала непринужденную сразу к ним. адвокатство, вместе с тем, приучило его к публичному ораторства, и он сразу проявил на этом поприще такие блестящие успехи, что им восхищался старый учитель Ливаний. Молодого адвоката, очевидно, ожидало блестящее будущее: его ораторство приобретало ему широкую известность, которая давала ему большие средства, вместе с тем открывало путь к высшим государственным должностям ", - так пишут об этом периоде жизни Златоуста исследователи. Они даже не скрывают, что тогда будущий святой мог регулярно вместе с друзьями посещать цирк, другие зрелища, одним словом, вести не слишком благочестивый образ жизни.

Известный факт, что Ливаний, читая еще школьные речи Иоанна невтримався и воскликнул: "Счастливые императоры, царствующих в такое время, когда мир обладает таким удивительным писателем" и добавил, что его ученик в речи "с искусством судебного слова соединил силу ораторских доказательств" !

Мы имеем основания теперь предполагать, почему Иоанн выбрал эту профессию и также ответить на вопрос, почему он через некоторое время покинул адвокатуру? Как уже отмечалось, его отец умер очень рано и святой воспитывался матерью. Молодой женщине (когда умер муж ей было всего двадцать лет) пришлось нелегко. Существует информация, что она вынуждена постоянно отстаивать в разных учреждениях, в том числе и в судах, свое право на имущество. Посягали преимущественно родственники и близкие. Молодой Иоанн видел все судебные мытарства матери, ранее длились годами, поэтому, возможно, у него и возникло еще с детства желания стать удачным адвокатом, чтобы отстаивать свои и человеческие права. Кроме религиозных мотивов Златоуст, по нашему мнению, было еще одно основание, чтобы покинуть юридическую практику - это убеждение отсутствия социальной справедливости в тогдашней правовой системе. Он с негодованием писал о том, что в судах того времени "выполняются законы полны разнообразными беззаконием и насилием".


3.1. Решение о принятии монашества

После нескольких лет адвокатской практики Иоанн пришел к той черте, когда твердо решил изменить светскую одежду на черную одежду христианина. Произошло это под влиянием его друга детства - Василия, который был иноком. Позже, в своей известной книге "О священстве" он так вспоминал своего приятеля, который сумел повлиять на его выбор: "Много было у меня друзей, искренних и верных, знавших и неподвижно придерживались законов дружбы, но многих один превосходил всех других любовь 'ю ко мне. Он всегда был общим спутником моим: мы учились одними наукам и имели одних и тех учителей, с одинаковым желанием и рвением занимались красноречием и одинаковые желали, вытекавшие из одинаковых занятий ".


4. Принятие крещения

Под влиянием праведной жизни своего друга Златоуст открыл и для себя церковный мир. Приняв крещение в двадцать два года (около 370 года), Иоанн навсегда связал себя с Церковью и служением Богу и людям. Он закрылся в доме матери и постоянно молился. Бывший оратор взял на себя даже обет воздержания от разговоров. Желая еще больше приблизить душу к Богу, Златоуст провел около шести лет начала отшельником, а затем живя в пещере, где смирял тело и непрестанно молился. По возвращению в родной Антиохии, епископ Мелетий рукоположил Иоанна в диаконский сан, а когда ему исполнилось 39 лет он был рукоположен в пресвитеры. Тогда же Иоанн стал известен пастве, как церковный оратор, но к тому обращался к ней с размышлениями на религиозные темы только письменно. На свою бешеную популярность как проповедника он реагировал сдержанно, говоря: "Не нужны мне аплодисменты, ни волнения, ни крики. Одного хочу: чтобы, слушая безмолвно, выполняли сказанное. Это для меня аплодисменты, это для меня похвала" (5).


5. Посвящения в архиепископы

26 февраля 398 года Иоанн был рукоположен патриархом Александрийским Феофилом в храме Святой Софии Цареградской в сан архиепископа Константинопольского. Святой не хотел этого повышения и не хотел расставаться со своей родиной. Зная это, сановники императора Аркадия, который хотел видеть на патриаршем престоле замечательного оратора, выманили Иоанна за город под предлогом посещения святых мест, посадили в колесницу и против воли привезли в столицу, где Аркадий лично в багряной палате императорского дворца, сообщил свою волю.


6. Иоанн Златоуст в сане Константинопольского патриарха

В Константинополе правления на высшем церковном престоле империи Златоуст начал с радикальных шагов, обусловленных его любовью к аскетическому образу жизни. По свидетельству исторических источников, он приказал вынести из богатых патриарших покоев (их роскошь связана с общим стремлением византийцев до блеска): ковры, ценные мебель, различные украшения и продать их. На полученные деньги построил две больницы, а оставшаяся раздал нищим и обездоленным. Такие реформы тогдашней константинопольской верхушкой воспринимались неоднозначно, прежде она видела в нововведениях заигрывания патриарха с беднотой. Кроме того, Иоанн постоянно докучал зажиточной части имперской столицы критическими, острыми проповедями, в которых осуждал их пышный образ жизни и призвал заботиться о своих обездоленных братьев по вере. Особенно едкие стрелы замечаний были направлены в направление придворных дам, которые появлялись в храм на службу Божью накрашенными и уходили в украшениях. Он обличал за неправедный, с точки зрения Христианства образ жизни, даже императрицу Евдоксию, имевшей сильное влияние на императора. Дошло до того, что часть епископов Церкви (той партии, которая была незадовелена решительной политикой Златоуста по очистке Церкви и наведению в ее жизни порядка), при поддержке императрицы, провела Собор в Дубе (пригороде Халкидоне), на котором лишила его сана патриарха. Народ тогда защитил любимого пастыря, придя под стены императорского дворца. Власти, боясь народного гнева, вернула святителя и созвала Собор в Константинополе, где отменила все постановления Собора в Дубе.


7. Арест, изгнание и смерть святого

Мир воцарился не надолго, уже через некоторое время императрица Евдоксия, снова собрала недовольных епископов на Собор, которые требовали от Императора, чтобы тот своей властью сместил патриарха. Наконец, его заточили под домашний арест, который он накануне Пасхи нарушил, чтобы крестить новообращенных. Это еще больше разгневанные власти и дало основания 9 июня 404 года арестовать и выслать его из города. Сначала местом его пребывания власть определила городок Кукуз в Малой Армении. Здоровье Иоанна было подорвано, и во время конвоирования в очередного пункта ссылки (Пифиунт, или Пициус, как тогда называлась Пицунда) умер 14 сентября (по старому стилю) 407 года в страшных физических муках, но сильный духом со словами на устах: "Слава Богу за все!" Святой Иоанн Златоуст, как утверждают исследователи его жизни, был епископом 9 лет и 7 месяцев, из которых 3 года и 3 месяца провел в изгнании.


8. Возвращение нетленных мощей в Константинополь

437 года жители Константинополя, вместе с тогдашним патриархом Проклом, потребовали вернуть мощи архиепископа Иоанна Златоуста в столицу. Тогда императором Византии был уже сын Евдоксия - Феодосий. Он поддержал идею возвращения тела святого и вместе с сенатом вышел встретить царскую колесницу с ним. Феодосий снял с себя все награды императорской власти и подойдя к священному телу архиепископа покрыл его своей порфиром. Он обратился к Златоуста с молитвой, прося простить его мать и отца. Во время разрушения Константинополя латинянами, мощи Иоанна Златоуста были переправлены в Рим, где хранятся и поныне.


9. Распространение произведений Иоанна Златоуста на Руси

В Киевской Руси, а позже и на территории Украины, произведения Иоанна Златоуста, в корпусе христианской религиозной литературы появились достаточно давно и пользуются большой популярностью. Наши предки их переписывали и переплетали в сборники "Златоструй", "Измарагд" (XIV - XVII века). В Европе многочисленные речи святителя Иоанна были написаны и печатные латыни, а у нас, как только появилась письменность, были переведены на славянский язык почти одновременно со Священным писанием и богослужебной литературой. Известно, что довольно значительное собрание произведений Златоуста переведено на церковно-славянский язык в XVII веке в Киево-Печерской Свято-Успенской лавре. Это были проповеди на послание святого апостола Павла, переизданы в синодальной типографии в 1894 году. О том, что украинская с большим вниманием относились к творческому наследию святителя Иоанна может свидетельствовать то, как часто митрополит Киевский и Галицкий Св. Петр Могила ссылался на него в своем знаменитом Катехизис 1645 года.

Почему творения святителя Иоанна Златоуста (хотя среди святых отцов древней Церкви были и другие замечательные проповедники и образованные духовные писатели) получили такого распространения? Для верующих здесь дело проще. "Св. Иоанн Златоуст жизнью и смертью оставил пример, как надо жить с Богом, как можно достичь святости, чтобы вечно жить на небе и на земле. В многочисленных творениях святителя и в его жизни мы найдем ответы на вопрос" почему ", которое мы часто задаем себе и которую ставят нам. Почему так, а почему не иначе? ", - говорит Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет. С людьми менее религиозными сложнее. Ну, прежде всего, причиной его популярности есть бесспорный талант оратора и полемиста, даже на фоне, тогдашнего расцвета ораторского искусства, основанного на лучших античных традициях. Во-вторых, народная любовь, по нашему мнению, тесно связана с теми идеями и авторскими интерпретациями уже известного, которые пронес через всю свою жизнь Златоуст.


10. Характеристика взглядов святителя

Характеризуя его, как церковно-общественного деятеля, прежде всего следует отметить, что деятельность, ведомая им, всегда была чрезвычайно социальной. Некоторые, характеризуя взгляды, называет Златоуста социалистом в европейском понимании этого слова. Він не був лише внутрішньоцерковним філософом, замкненим на тонкощах догматики; погляди архієпископа стосувалися і суспільних речей. Іоан усе своє життя залишався місіонером, звертався до людей поза стінами храму. Святитель якось навіть сказав, що якщо "не можна бути благочестивим, живучи в місті, то невелика честь християнським уставам, коли потрібно для них покинути місто та бігти до пустелі".

Тут доречно зауважити, що коли ми говоримо про "ідеї" Золотоустого, то слід мати на увазі думку багатьох дослідників його життя про те, що він не був самостійним мислителем у царині християнської догматики, яка в той час ще продовжувала формуватися. Святитель тільки розвивав, поглиблював і популяризував розроблені концепції. На наш погляд, такий підхід Іоана Золотоустого є тим, що в сучасній теорії права зветься "тлумаченням норм права" і пов'язаний із специфікою його освіти. Теорія права під тлумаченням норм права (або інтерпретацією норм права) розуміє розумову інтелектуальну діяльність суб'єкта, пов'язану зі встановленням їх точного значення (змісту). Тлумачення норм права складається з двох елементів: з'ясування (розкриття значення юридичних норм "для себе") і роз'яснення (розкриття значення юридичних норм "для інших") (7). Отож є підстави вбачати у специфіці творчого підходу Золотоустого до християнського віровчення елементи юридичної методології. Він тлумачив церковні приписи та настанови так, як це робили адвокати з нормативними актами того часу.

Можно с уверенностью говорить о значительном влиянии проповедничества Златоуста на развитие европейской правовой и политической мысли, особенно ее гуманистической составляющей. Именно в таком контексте можно искать рецепцию его взглядов. Ученым известно, что в отношении к земной власти Церковь, по убеждению Золоустого, должна иметь две функции: опекать бедных и несчастных (эта тема получила особое распространение в его трудах в последний период жизни) и призвать государственную власть, руководящую верхушку общества жить по заповедям Божьим . Он бескомпромиссно указывал императору и руководителям Византии на все моменты, когда они действовали вопреки учению Христа и призвал добровольно избегать всех материальных излишеств, заботясь о бедных и таких, которые нуждаются в помощи. Так же безоговорочно боролся Златоуст за то, чтобы Церковь максимально выполняла свои земные функции, как глава Константинопольской церкви, следил за тем, чтобы поведение духовенства отвечала призванию. Иоанн Златоуст, став монахом, а позже и Константинопольским патриархом, всегда оставался по сути адвокатом, то есть защитником. Он понимал своего высокого призвания защищать бедных перед богатыми, а тех и других в молитвах перед Богом.

По материалам Юрия Дорошенко


Литература

  • Курбатов Г. Л. ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. - Л., 1991. - С. 52.
  • Крестный путь Иоанна Златоуста. - М., 2001. - С.364.
  • Жизнь святителя Иоанна Златоуста (составил Круглов А. В.). - СПб., 2001. - С. 19.
  • Св. Иоанн Златоуст Златоуст. Собрание творений в 12-ти томах. - СПб., 1898. - Т. 1. - Кн. 2 - С. 403.
  • Жизнь святителя Иоанна Златоуста (составил Круглов А. В.). - СПб., 2001. - С. 57.
  • Патриарх Филарет (Денисенко). Проповеди. - М., 2000. - Т. 2. С. 260.
  • Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник / Пер. с рус. - Харьков: Консум, 2001. - С. 404-406.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам