Надо Знать

добавить знаний



Святой Дух



План:


Введение

Корреджо. Святой Дух сходит на Марию (Коронование Марии)

Святой Дух (ивр.: רוח הקודש Ruah haqodesh, гр. Πνεύμα - пневмы) - богословский термин, означающий в христианстве одну из трех ипостасей Святой Троицы рядом с Богом Отцом и Богом-Сыном. В богословии учение о Святом Духе называется Пневматология.


1. Святой Дух в Библии

1.1. Ветхий завет

В Ветхом Завете понятие Духа определены термином "Руаг" (הקודש), что дословно означает дыхание.

  • Впервые этот термин встречается в книге Бытия, в начале сотворения мира "Дух Божий носился над водою". ( Бут. 1:2)
  • Исаия характеризует "Дух Господень", как "дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и Господня" ( И. 11:2).
  • Дух Господень говорит устами пророков ( 2 Цар. 23:2).

1.2. Новый завет

В Новом завете содержится откровение Святого Духа:


2. Учение Церкви

Католицицька, православная, а также большинство протестантских церквей, которые признают учение о Триединого Бога, считают Святого Духа лицом, равной Богу-Отцу и Богу-Сыну. Так, Никейский символ веры ( IV века) ​​утверждает веру в

"Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего; с Отцом и Сыном спокланяема и сславима, говорил через пророков"

а согласно Афанасиевского символом веры ( IV - V (?) Века)

"Дух Святой от Отца и Сына не сделан, не создан, и не рожден, но исходит."

2.1. Дух Святой как Личность

Богословы подчеркивают, что Дух Святой является лицом, которому присущи черты думающей и действующей согласно его статусу существа, Он обладает разумом, чувствами и волей. В частности:

  • Дух Святой учит и напоминает ( Ов. 14:26),
  • находится со своим народом ( Ов. 14:17),
  • пребывает в нас ( 1 Кор. 3:16),
  • свидетельствует об Иисусе ( Ов. 15:26),
  • открывает людям глаза и мир о грехе и о правде и о суде "( Ов. 16:8),
  • слышит, говорит, сообщает, наводит на правду ( Ов. 16:13),
  • говорит через Писание, говорит Филиппа ( Действия 8:29),
  • призывает служить ( Действия 13:2),
  • одаривает разных людей по своей воле ( 1 Кор. 12:8-11),
  • является нашим заместителем ( Рим. 8:26),
  • все; ибо, даже Божьи глубины ( 1 Кор. 2:10-11).

2.2. Исхождение Святого Духа

Если согласно учению о триединстве Бога, Бог-Отец не имеет начала, то Святой Дух, как и Бог-Сын, имеет свое начало в Боге-Отце. Однако, согласно принятой в христианстве терминологией, если Бог-Сын является "рожденным", то Святой Дух "исходит" [1] ( греч. ἐκπορεύεσθαι, προϊέναι , лат. procedere ).

Источник исхождение (происхождение) Святого Духа было предметом тысячелетней споры между Западной церковью (прежде католицизмом) и Восточной церковью ( православие). Католическая церковь учит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына ( "Филиокве"), тогда как Православная церковь признает происхождения Святого Духа только от Отца.

История показала несколько попыток достичь консенсуса между католицизмом и православием в этом вопросе. Так, на Флорентийском Соборе было принято учение о том, что "Дух исходит от Отца и Сына вечно и существенно как из одного источника и причины" " [2] [3].. Брестская уния закрепила формулировка о исхождение Святого Духа "от Отца через Сына" [4].

Современные католические богословы обычно не видят сущностной разницы между собственным и православным взглядом на исхождение Святого Духа [5], однако среди православных богословов до сих пор распространено мнение о том, что "филиокве" (т.е. утверждение о исхождение Духа "и от Сына") является ересью [6].


2.3. Сошествие Святого Духа

Эль Греко. Слияние Святого Духа на учеников Христовых в День Пятидесятницы

Иисус Христос, расставаясь со Своими учениками перед страданиями, обещал послать "другого Утешителя" ( Ов. 14:16-17). Сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, когда апостолы "Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" ( Действия 2:4).

По мнению христианских богословов, излияния Святого Духа указало на триединство Бога, именно этот момент считается началом Христовой Церкви.


3. Действия Святого Духа

С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

3.1. Крещение Святым Духом

Крещение Святым Духом считается одним из семи христианских таинств и называется миропомазанием. Православные церкви осуществляют миропомазания сразу после крещение, католические обычно после семи лет. О крещении Святым Духом упоминается в Новом Завете, в частности Иоанн Предтеча говорит о том, что Иисус будет крестить Духом Святым:

Мр. 1:8 : Я крестил вас водою, а Тот вас крестить Духом Святым.

Апостолы также молились чтобы люди получали крещение Святым Духом от Иисуса Христа:

Действия 8:14-17 : Слушая апостолы, которые в Иерусалиме, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна. А они, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго, потому что еще ни на одного из них Он не сходил, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

Пятидесятники учат, что обязательным признаком крещения Духом Святым является говорение на другом языке, как это сопровождалось при слиянии Духа Святого в день Пятидесятницы.


3.2. Дары Святого Духа

Миропомазания считается таинством принятия Даров Духа Святого. В Библии учение о Дары Святого Духа полно изложены в апостольском послании коритян, в частности

1 Кор. 12:7-11 : Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом, иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, а иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
1 Кор. 12:28-31 : И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих, учителями, и дал силы, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли силы? Все ли имеют дары исцелений? Или говорят языками? Все ли выясняют? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший

Католическая Церковь определяет Дары святого духа как "постоянные наклоны, которые делают человека способным следовать побуждениям Святого Духа". [7]. Опираясь на И. 11:2, католицизм традиционно выделяет семь даров Духа Святого - мудрость, разум, совет, мужество, знания, набожность и страх Божий [8] [9]. Учение о семи даров Святого Духа разработал Фома Аквинский в работе Summa Theologica [10]. Согласно словам Священного Писания (Ис. 11, 2) принимается существование семи даров Святого Духа, которые получает человек вместе с освящающей благодатью и влить добродетелями (ср. ККЦ 1831).



3.3. Плоды Святого Духа

В апостолському послании к Галатам перечисляются следующие плоды Святого Духа:

Гал. 5:22-23 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание

Катехизис католической церкви определяет Плоды святого духа как "проявления совершенства, которое творит в нас Дух Святой". [7]

Пьятедисятникы считают, что разница между дарами и плодами Святого Духа состоит в том, что плод "приходит постепенно изнутри", "появляется как выражение и результат божественной жизни", тогда как Дары могут даваться внезапно на любой стадии жизни верующего [11]

Православный иерей О.Давиденков считает, что Плоды "суть благодатная приверженность сердца", тогда как Дары "представляют собой силы, которые подаются для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви" [12]


4. Альтернативные взгляды

Для Свидетелей Иеговы Святой Дух - это не третья Божья Лицо, а только обычная энергия, сила, ветер, есть "действующая сила Иеговы", которою пользуется. Поэтому "Дух Святой" они всегда пишут с маленькой буквы. Свидетели Иеговы отрицают, что Святой Дух - Бог. Напротив, они учат, что Святой Дух представляет собой безличную силу, наподобие электрического тока.


5. Сноски

  1. В переводах украинских распространено также термин "происходит", однако богословско-правописания руководство Украинского католического университета советует употреблять термин "исхождение"
  2. Philip Schaff, History of the Christian Church, Vol. VI, p. 182. See also Meyendorff, p. 110.
  3. Давид Джей Уэббер. Никейский Символ Веры и Филиокве: Лютеранский Подход
  4. Священник В. Данилов. История Брестской унии
  5. См.. официальное разъяснение вопроса о Fиlиoque, данное Папским Советом по содействию христианскому единству. Русский перевод А. Коваля
  6. См.. напр. прот. Потапов. Православие и инославие.Филиокве.
  7. а б Катехизис католической церкви
  8. Катехизис католической церкви
  9. Catechism of the Catholic Church
  10. Summa Theologica. Secunda Secund? Partis
  11. Дональд Джи. Плод и Дары Святого Духа ("Concerning Spiritual Gifts", Gospel Publishing House, Спрингфилд, Миссури, США)
  12. Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Глава IX

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам