Надо Знать

добавить знаний



Священные тексты индуизма


aum symbol

План:


Введение

Священные тексты индуизма - тексты, которые являются частью литературной традиции индуизма, большая часть которых была написана санскритом. Ключевую роль в изучении Вед и других санскритских текстов индуизма, играют морфология и лингвистическая философия.

Священные писания индуизма делятся на две категории:

  1. Шрути ("услышанное") - наиболее значимые и древние богооткровенной писания.
  2. Смрити ("запомнены") - добавлены позже тексты.

Веды, вместе со связанными с ним брахманами, араньяками и упанишадами, относятся к категории шрути и принимаются как священные и богооткровенной писания практически всеми индуистами. Другие тексты индуизма, которые ученые относят к писляведичному периода, относятся к категории смрити. Это прежде всего Пураны, "Махабхарата" и "Рамаяна" - они также принимаются как богооткровенной писания большинством последователей индуизма и считается, что авторитет основывается на авторитете шрути.


1. Веды

Веды являются древнейшими произведениями санскритской литературы и древнейшими священными текстами индуизма.

В традиции индуизма, Веды относятся к категории шрути ("услышанное") и рассматриваются как апаурушея - богооткровенной писания "божественного происхождения, не написанные человеком?. Ведические мантры повторяются и воспеваются в индуизме как молитвы на разного рода религиозных обрядах и в других особо торжественных случаях.

Различные философские школы и течения, которые появились на индийском субконтиненте, по-разному относятся к Вед. Те школы индийской философии, принимающих авторитет Вед, называют Астика ("ортодоксальными"). Другие индийские философии - буддизм и джайнизм - отвергли авторитет Вед и развились в отдельные религии. В индийской философии, эти традиции называют настика ("неортодоксальными" или "неведичнимы"). Веды, в основном сосредоточены на ведических жертвоприношениях, проводимых четырьмя священниками, каждый из которых представляет одну из Вед. Эти ритуалы карма-канди осуществляются посредством бога огня Агни. Считается, что только через посредничество Агни, священники (и с ними остальные члены общества) могут войти в контакт с девами.

Насчитывается четыре Веды:

  1. Рог-веда - "Веда гимнов"
  2. Яджур-веда - "Веда жертвенных формул"
  3. Сама-веда - "Веда песнопений"
  4. Атхарва-веда - "Веда заклинаний"

Каждая из Вед представляет определенную шакху, или ветка знания. В каждой шакхи существуют свои комментарии, примыкающих к одной из Вед.

  1. "Ригведа" содержит в себе мантры, лежащие в основе религиозной практики ведической религии.
  2. "Сама-веда" в основном состоит из мантр, заимствованных из "Риг-веды", но организованных в особом порядке, предназначенном для проведения жертвоприношений Сома, называемых Сома-яджня.
  3. "Яджур-веда" содержит в себе подробные наставления в прозе, посвященные проведению ведических яджня.
  4. "Атхарва-веда? состоит из магических заклинаний, предназначенных для таких целей, как победа над врагами, излечение от болезней и устранения неблагоприятных эффектов от совершения ошибок во время проведения ведических ритуалов. В ней также описываются обязанности царей и глубокие духовные истины.

Каждую Веду принято делить на четыре части:

  1. Самхите ( санскр. संहिता ) - Сборник мантр, который используется при ведических жертвоприношениях.
  2. Брахманы ( санскр. ब्राह्मण ) - Специфические правила и предписания для проведения яджня, а также комментарии в прозе, объясняющие значение мантр и ритуалов.
  3. Араньяки ( санскр. आरण्यक ) - Более философские тексты, по своей сути близки к Упанишадам.
  4. Упанишады ( санскр. उपनिषद् ) - Философские и метафизические тексты о природе и взаимоотношениях Брахмана и атмана. Упанишады часто называют веданта ("окончанием Вед") потому, что они являются завершающей частью каждой из Вед, а также из-за того, что философские и мистические понятия, изложенные в них, рассматриваются многими как кульминация всего ведического знания.

2. Упанишады

Упанишады это философские и метафизические тексты, примыкающие к вед, чье значение и влияние в философии индуизма намного превысило роль других писаний и нашло свою кульминацию в "Бхагавад-гиты", которую принято приравнивать к Упанишад по значимости и называть "Йога-упанишада" или "Гита-Упанишада?. Упанишады по существу стоящие отдельно от ритуалистичних самхит и Брахманов и является основой веданты и классического индуизма.

Упанишады являются частью писаний шрути индуизма, в которых в основном обсуждается философия и природа безличностного аспекта Абсолютной Истины - брахмана. В них также содержатся записи различных философских дискуссий и обсуждений. Существует канон из 108 Упанишад, называемый муктика, хотя некоторые относят к основному канону 123 упанишады. Из 108 упанишад, 11 (по другим версиям - 13) принимаются всеми индуистами и составляют канон мукха. Упанишады по существу являются комментариями к Ведам. Направление индуизма, возникший на основе Упанишад, называют веданта.


3. Смрити

Тексты, которые дополняют начальные ведические писания шрути, называют смрити. К литературе смрити относятся эпосы "Рамаяна" и "Махабхарата", а также Пураны и агамы.

3.1. "Махабхарата" и "Рамаяна"

Для философии индуизма, отраженной в эпосах, характерна концепция аватар (воплощений Бога в человеческой форме). Две основные аватары, которые описываются в эпосах, это Рама, который выступает как протагонист "Рамаяны", и Кришна - один из главных героев "Махабхараты". В отличие от дэвов, которым посвящены гимны ведических самхит и более философской и мистической концепции всепроникающего, бесформенного и безличного Брахмана Упанишад, в эпосах Бог предстает в своей личностной форме, находясь среди простых смертных в виде различных аватар.


3.2. "Бхагавад-Гита"

Вайшнавы считают, что основная суть всей разнообразной философии индуизма заключена в "Бхагавад-гите". Она представляет собой микрокосм ведической, йогической, ведантичнои и даже тантрической мысли в индуизме. "Бхагавад-гита" (в буквальном переводе: "Песня Бога") является частью эпической поэмы "Махабхараты ". Хотя особое "Бхагавад-гита" имеет для последователей вайшнавизма, она изучается и почитается последователями всех течений в индуизме. "Бхагавад-Гита" принято называть "Гита-упанишада" или "Йога-упанишада" - это указывает на то, что Кришна в "Бхагавад-гиты" излагает истины йоги и Упанишад.

В "Бхагавад-гите" Кришна провозглашает бхакти - любовь и преданность Богу, высшей формой религиозного служения. Кришна говорит, что ради бхакти стоит отбросить все другие дхармы и провозглашает чистую и бескорыстную любовь к Богу высшим совершенством жизни. Любя Бога, индивид непременно находит духовную гармонию и умиротворение как внутри себя, так и снаружи. "Бхагавад-Гита" представляет себя как "писания освобождения", универсальное в своем послании.


3.3. Пураны

Пураны указ, относящихся к категории смрити. По мнению ученых, они были записаны в писляведичний период. Согласно традиции индуизма, пураны, также как и "Махабхарата", были составлены Вьяса в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н.э. В пуранах описывается история Вселенной от его создания до разрушения, генеалогия царей, героев и дэвов, а также излагается индуистская философия и космология. Особым авторитетом пользуется канон из восемнадцати Пуран, которые называют Маха-Пуранах.


3.4. Дхарма-шастры

"Дхарма-шастры" ("книги законов") считаются многими частью писаний смрити. Время от времени, появлялись крупные законоположникы, такие как Ману, Яджнавалкья и Парашара, которые систематизировали существующие законы и заменяли устаревшие с целью обеспечения соответствия между индуистским образом жизни и переменными реалиями времени. Нужно заметить, что "Дхарма-шастры" не учитываются многими течениями в индуизме, в частности последователями веданты, бхакти, йоги и тантры.


4. Средневековая литература индуизма

4.1. Вайшнавская гимны "Дивья-прабандха"

"Дивья-прабандха" представляет собой сборник из 4000 стихов, составленное в V - VIII веках двенадцатью Альваро. В известной на сегодняшний день форме "Дивья-прабандха" была составлена ​​Натхамуни в IX - X веках. Натхамуни собрал разрозненные отрывки произведения воедино и создал из них антологию. Эти гимны Альваро, в которых воспевается слава Вишну в различных его формах и ипостасях, широко используются вайшнавы в современном индуизме. Альваро воспевали эти гимны в различных святых местах, которые известны как дивья-Дешам.

В Южной Индии, особенно в Тамил Наду, "Дивья-прабандха" по значимости приравнивается к Веда и поэтому называется Дравиды-веда. Во многих храмах, таких как Шрирангам, повторение и воспевание "Дивья-прабандха" является важной частью ежедневного ритуала. Наиболее значимыми среди 4000 стихов признаются 1100, которые известны как "Тира-Ваймора". Они были составлены Наммальваром с Тирукуругура.


4.2. Шиваистськи гимны "Теварам"

"Теварам" это сборник гимнов Шива-бхакти, составленных в VI - VIII веках тамильском языке тремя шиваистськимы авторами. Считается, что гимны "Теварам" вдохновили движение бхакти по всей Индии.

4.3. Другие принадлежности

К другим известным текстам индуизма относятся писания, принадлежащие к школе бхакти-йоги (любви и преданности Богу), такие как "Рамачаритаманаса" авторства Тулсидаса, "Гитаговинда" Джаядева (лирическая поэма о любовных лилахы Кришны и его возлюбленной Радха), комментарии Шанкар и др. Ачарьив - девять книг Рамануджи чарьи, включая "Шри-бхашья", комментарии Мадхвы чарьи и "Дэви-махатмья" (прославление Дэви, Верховной Богини-матери в Шактизми, которая проявляется в разных ипостасях, таких как Шакти, Дурга, Парвати и др.).


Литература

  • Apte, Vaman S (1997), written at Delhi, The Student's English-Sanskrit Dictionary (New ed.), Motilal Banarsidas, ISBN 8120803000
  • Flood, Gavin (2003), Blackwell companion to Hinduism, Blackwell Publishing, ISBN 0631215352
  • Radhakrishnan, S & CA Moore (1967), A Sourcebook in Indian Philosophy, Princeton University Press, ISBN 0691019584
  • Swami Nikhilananda, The Upanishads: A New Translation Vol.I, at 3-4 (5th Ed. 1990) ISBN 0-911206-15-9
  • Swami Nikhilananda, The Upanishads: A New Translation Vol.I, at 3-7 (5th Ed. 1990) ISBN 0-911206-15-9

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам