Севастопольский троллейбус

Севастопольский троллейбус - действующая в городе Севастополе троллейбусная система Украина; популярный вид городского общественного транспорта. В 2011 году троллейбусами города было перевезено 55928 тыс. чел., что на 0,8% меньше, чем в 2010 году, когда было перевезено 56357 тыс. пассажиров [1].

Эксплуатирующей организацией сети севастопольского троллейбуса является КП СГС "Севэлектроавтотранс".


1. Из истории

1.1. Севастопольский трамвай

История общественного электротранспорта в Севастополе началась еще в конце XIX века. Так, 24 сентября 1898 года в городе было открыто трамвайный движение.

К 1926 года севастопольская трамвайная сеть достигла своего пика развития.

С началом Немецко-советской войны ( 1941) трамвайная сеть города сильно пострадала. В двадцатых числах мая 1942 года трамвайное движение в Севастополе был окончательно разрушен и прекратился навсегда.


1.2. Троллейбус в Севастополе - от истоков до сегодня

Постановлением СМ СССР № 293 от 30 апреля 1946 года был утвержден генеральный план послевоенного восстановления Севастополя. Основным видом транспорта в соответствии с этим документом, в частности, был определен троллейбус.

Строительство троллейбусного парка на 60 машино-мест и тяговой подстанции началось в феврале 1950 года. В мае того же года с Тушинского авиазавода № 82 в Севастополь на железнодорожных платформах были доставлены 8 новых троллейбусов МТБ-82Д красно-желтого цвета, которые получили инвентарные № 10-17.

Следовательно, 5 ноября все того же 1950 -го года основные работы по сооружению первой очереди сети севастопольского троллейбуса были завершены, а на следующий день - 6 ноября состоялась торжественная церемония пуска троллейбуса по маршруту № 1 "Железнодорожный вокзал - ул. Л. Толстого".

За несколько лет была проведена контактная сеть по улице Большой Морской до площади Революции (ныне площадь Лазарева).

По состоянию на 1955 год в Севастополе было 3 троллейбусных маршрута: № 1 (Железнодорожный вокзал - ул. Толстого), № 2 (ул. Толстого - ул. Революции), № 3 (Железнодорожный вокзал - пл. Революции).

В последующие 10 лет троллейбусная сеть города стремительно росло, и к 1966 года уже 10 маршрутов. Было замкнуто центральное городское кольцо, проложены линии в районы жилых новостроек Севастополя - на улице Горпищенко, Токарева, Макарова, в бухты Стрелковое и Камышовую, на площадь Ластовая.

В начале 1967 года действовали следующие маршруты севастопольского троллейбуса: № 1 (ул. адм. Макарова - пл. Революции), № 2 (ул. Ленинградская - пл. Революции), № 3 (пл. Ластовая - пл. Революции), № 4 (пл . Ластовая - ул. Горпищенко), № 5 (ул. Толстого - ул. Революции0, № 6 (бухта Стрелецкая - Центральный рынок), № 7 (ул. Горпищенко - пл. Революции), № 8 (ул. Токарева - пл. Революции), № 9 (Воронцова горка - пл. Революции), № 10 (бухта Камышовая - Центральный рынок).

30 августа 1967 года было открыто движение троллейбусного маршрута № 11 (завод "Маяк" - Центральный рынок). Специально для него была построена короткая ветка протяженностью 800 м от Камышовское трассы к проходной завода "Маяк". Однако уже в 1975 году маршрут № 11 был закрыт и пущен через год под этим номером в другом районе, по другому маршруту: проспект Победы - пл. Ластовая.

Троллейбусная остановка "Парк Ленинского комсомола" (марш. № № 3,5,7,12)

6 января 1966 введен в эксплуатацию второй троллейбусное депо на 50 машиномест в конце улицы Горпищенкв. К началу 1980-х была проложена линия на проспект Острякова и открыт маршрут № 12.

В июле 1982 года емкость Депо № 2 была увеличена до 100 машиномест.

В 1983 году открылся маршрут № 13 от улицы Хрусталева в центр. Вскоре достроили короткий участок линии по улице Толстого до улицы Токарева под запланированный маршрут № 14, при этом конечную остановку маршрута № 5 перенесли на улицу Токарева.

В 1989 году был впервые пущен троллейбус по маршруту № 14 - проспект Острякова - пляж Омега.

С началом перестройки и распадом СССР транспортные системы многих городов подверглись упадку, троллейбусная сеть перестала развиваться, закрывались маршруты, прекратили поступать новые машины. Однако, несмотря на огромные трудности, троллейбусная сеть Севастополя продолжала Нави расти.

В 1991 году поступила последняя партия троллейбусов ЗиУ-9. Затем город начал закупать электромашины Украинская производства. Были построены линии по проспекту Острякова и улицы Хрусталева до 5-го километра Балаклавского шоссе, открыт маршрут № 15 (5-й км - улица Хрусталева - пляж Омега). 29 декабря 1995 года была сдана в эксплуатацию линия к новому Депо-1 в бухте Камышовой и именно депо на 200 машино-мест, в июне 1996 года все троллейбусы из старого первого депо были переведены в новый Депо-1, - в общем там было размещено 169 троллейбусов, в то время как во втором было 104. На территории бывшего первого депо сделали ремонтную базу для всех троллейбусов - МРМ.

В 1994 году маршрут № 4 начал курсировать от улицы Макарова в бухту Камышовой, однако надолго он не прижился и был снова пущен по старой линии.

С середины 1990-х годов в Севастополе был открыт еще 5 троллейбусных маршрутов: № 16 (улица Горпищенко - бухта Камышовая), № 17 (улица Горпищенко - 5-й км), № 18 (Депо-1 - КП СГС "Севэлектроавтотранс"), № 19 (проспект Победы - пляж Омега), № 20 (проспект Победы - 5-й км). Однако маршруты № 16 и 19 просуществовали недолго - вскоре они были закрыты, а № № 17, 18 и 20 остались до сих пор.

Билет для одноразовой поездки, май 2010 года

В 2004 году маршрут № 16 возродился, но уже в другом варианте, как это было с маршрутами № 2 (от 2000 года - 5-й км - бухта Стрелецкая), № 4, 11 стали курсировать от 5-го км проспет Острякова, улице Руднева, проспектом Гагарина, через центр и улицу Хрусталева назад 5-й км.

Таким образом, на 2005 год к Севастополе было 19 троллейбусных маршрутов: № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, ​​20.

В 2008 году по центральному кольцу города было введено одностороннее движение. В связи с этим маршруты многих троллейбусов изменились. Маршруты № 1 и 9 стали курсировать против часовой стрелки, № 6 и 10 пошли по кольцу, № 13 вкоротився к площади Ушакова (с мая 2010 года - против часовой стрелки по кругу), № 5 стал ходить по улице Очаковцев до центрального рынка, потом на улицу В. Морскую и далее по маршруту.

Сейчас ( 2000-е) севастопольский троллейбус, рядом с автобусами, катерами и маршрутным такси (в местном просторечии топик), выполняет важную транспортную функцию. Несмотря на то, что маршрутные такси перехватывают платежеспособных пассажиров, использование севастопольского троллейбуса - в частности, для осуществления поездок из жилых микрорайонов в центр города остается востребованным не только среди пенсионеров, но и среди других слоев севастопольцев и гостей города.


2. Маршруты

Современные троллейбусные маршруты Севастополя:

Троллейбус № 1 (модель ЗиУ-9) у Севастопольского автовокзала
  • № 1 - ул. Адм. Макарова - Малахов Курган - Автовокзал - ж / д вокзал - пл. Суворова - пл. Нахимова - пл. Лазарева - пл. Ушакова - пл. Суворова - ж / д вокзал - Автовокзал - Малахов Курган - ул. Адм. Макарова;
  • № 3 - ул. Ластовая - Малахов Курган - Автовокзал - ж / д вокзал - пл. Суворова - пл. Нахимова - пл. Лазарева - пл. Ушакова - пл. Суворова - ж / д вокзал - Автовокзал - ул. Ластовая;
  • № 5 - ул. Токарева - КП СГС "Севэлектроавтотранс" - ул. Льва Толстого - ул. Восставших - ул.Б. Морская - центр - ул. Восставших - ул. Коммунистическая - ул. Ивана Голубца - КП СГС "Севэлектроавтотранс" - ул. Токарева;
  • № 6 - Стрелецкая бухта - ЦУМ - пл. Восставших - Центральный Рынок - пл. Восставших - ЦУМ - Стрелецкая бухта. От 26 января 2009 года осуществляется движение городскому кольцу (через пл. Ушакова, пл. Суворова, Центр (пл. Нахимова), пл. Лазарева, Центральный рынок);
  • № 7 - ул. Горпищенко - Малахов Курган - Автовокзал - ж / д вокзал - пл. Суворова - Центр (пл. Нахимова) - пл. Лазарева - пл. Ушакова - пл. Суворова - ж / д вокзал - Автовокзал - Малахов Курган - ул. Горпищенко;
  • № 9 - пр. Победы - Автовокзал - ж / д вокзал - пл. Суворова - Центр (пл. Нахимова) - пл. Лазарева - пл. Ушакова - пл. Суворова - ж / д вокзал - Автовокзал - пр. Победы;
  • № 10 - Камышовая бухта - ул. Героев Сталинграда - пляж Омега - Парк Победы - ул. Октябрьской революции - ул. Юмашева - ул. Степаняна - Студгородок - ул. Меньшикова - ЦУМ - ул. Репина - ул. Дмитрия Ульянова - ул. Галины Петровой - ул. Пожарова - пл. Восставших - пл. Ушакова - пл. Суворова - пл. Нахимова - пл. Лазарева - Центральный Рынок - пл. Восставших - ЦУМ - ул. Октябрьской революции - пляж Омега - Камышовая бухта;
  • № 12 - 5 км - ул. Генерала Острякова - пл. Ушакова - пл. Суворова - Центр (пл. Нахимова) - пл. Лазарева - пл. Ушакова - ул. Генерала Острякова - 5 км;
  • № 13 - 5 км - ул. Хрусталева - пл. Ушакова - центр - ул. Хрусталева - 5 км;
  • № 14 - 5 км - ул. Генерала Острякова - Гипермаркет - КП СГС "Севэлектроавтотранс" - ул. Руднева - ул. Октябрьской революции - пляж Омега - Камышовая бухта;
  • № 17 - ул. Горпищенко - Малахов Курган - Автовокзал - ж / д вокзал - пл. Суворова - пл. Ушакова - ул. Генерала Острякова - 5 км;
  • № 18 - 5 км - ул. Генерала Острякова - Гипермаркет - КП СГС "Севэлектроавтотранс" - ул. Руднева - ул. Октябрьской революции - пляж Омега - Камышовая бухта - Депо 1;
  • № 20 - 5 км - ул. Генерала Острякова - пл. Ушакова - пл. Суворова - ж / д вокзал - Автовокзал - ул. Победы;

3. Подвижной состав

Подвижной состав:
  • ЗиУ-9 - 116 единиц;
  • ЮМЗ-Т2 - 20 единиц;
  • ЮМЗ Т2П - 1 единица, в прошлом сочлененный троллейбус был "обрезан" и превращен в одиночный;
  • ЛАЗ Е183 - 1 единица.