Надо Знать

добавить знаний



Северное Возрождение



План:


Введение

Альбрехт Дюрер, "Меланхолия", 1514

Северное Возрождение - культурное движение и художественная эпоха в североевропейских странах в последнее десятилетие XV века и первую четверть XVI века. Уступило место культуре маньеризма и барокко. Свое название течение получило через совместные с итальянским Возрождением тенденции. Северное Возрождение получило наибольшее распространение в таких странах как Германия, Нидерланды, Франция и Англия.


1. Отличия от итальянского возрождения

  • Сильное влияние готической культуры со все большей тенденцией к светскости.
  • Углубление во внутренний мир человека.
  • Сильное влияние реформации.
  • Тщательное, реалистичное отражение в произведениях искусства окружающего мира.

2. Особенности "Северного Возрождения"

Общая особенность Северного Возрождения - гуманистическая творчество разворачивается в ученом, идеологическом аспекте. Это философские споры, теологические проблемы, борьба гуманистов со средневековой схоластикой. Культура в этот период имеет ярко выраженный религиозный характер. Это Реформация, Мартин Лютер. Но это только часть эпохи - в ту пору Германия была раздроблена, шла Первая крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. Движение крестьянской войны - против Папы и феодалов. Мартин Лютер вскоре отходит от Томаса Мюнцера, тот погибает.

Существовало 4 направления теоретических поисков.

  • Первый связан с деятельностью ученых- гуманистов. Они критиковали римскую католическую церковь. Это Генрих Бебель, Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский.
  • Второе направление связано с деятельностью писателей, с движением Реформации - Мартин Лютер, Ульрих фон Гуттен.
  • Третий - бюргерская литература (городская): Себастьян Брант ("Корабль дураков") и майстерзингеры - Ганс Сакс (сапожник), лирик, известный поэт.
  • Четвертый связан с безымянной (анонимной) народным творчеством - немецкие народные книги "О Тиля Ойленшпигеля", "О рогового Зигфрида", "О доктора Фауста "," Книги о Шильдбюргерив ". Эти произведения выражают сатирическую составляющую немецкого Возрождения. Это литература о дураках - популярный тогда жанр.

Гуманисты выступают единым фронтом в так называемой "Делу Рейхлина". Иоганн Рейхлин - один из лучших ученых эпохи, классический филолог, переводчик, создатель первой древнееврейской грамматики, специалист в гебраистици (древнееврейском языке), хотел разобраться в переводе Библии. Было критическое отношение к завещаниям, нашел много ошибок. Для расправы нужен был повод. 1507 - Пфефекорт, крестный ученый еврей, пишет книгу "Еврейское зеркало, в котором призвал императора Максимилиана сжечь все древнееврейские книги. Тот собрал комиссию из четырех ученых. Трое решили сжечь, а Иоганн отказался. Тогда Пфефекорт пишет "Ручная зеркало" - намек на взятку. Тот отвечает памфлетом "Глазное яблоко". 1513 - приглашение в суд в городе Майнце. Многие известные люди писали в поддержку Рейхлина - 1514 г. "Письма знаменитых людей". Иоганна несли в суд на руках. Все ждали ответа Рейхлину. Тут появляются "Письма темных людей" - пародия, псевдовидповидь. Они написаны тоже гуманистом. Все решили, что это и есть ожидаемый ответ. 1515 - выходит 1 часть, 1517 г. - 2-я. Автор неизвестен. Один из авторов первой части - Крит Рубиан, 2-й - Ульрих фон Гуттен. Письма представили обскурантов идиотами.


3. Пессимистический прогноз Эразма Роттердамского

Величайший сочинение Эразма Роттердамского - "Похвала глупости". Эразм использовал большое количество немецких пословиц и поговорок. Литература о дураках связана с культурой средневекового карнавала. Эразм Роттердамский доказывает, что весь мир стоит на глупости. Он напоминает нам, что шутовской колпак нужен нам для показа истины. Мир - театр, комедия человеческой жизни. Отец - Плутос, иметь нимфа. Глупость необычайно образованная, в служении ему сочетается весь мир. Образ средневекового мудреца - отталкивающий. Во второй части все резко меняется, вывод очень мрачный. Глупость отождествляет себя с духом всей церкви Христа. Счастье - в безумии. Афоризмы "Народ учреждает города, а глупость монарха их разрушает", "Где царит лютеранство, там гибнут науки ".

Страшная реальность 16 в., Религиозный раскол Европы на католицизм и протестантизм, непримиримая борьба религиозных течений не давали оснований Еразме Роттердамском для позитивных, жизнеутверждающих выводов и прогнозов.

Науки в Европе - вопреки прогнозам Эразма - не погибли даже в протестантских странах. Эразм Роттердамский вынашивал идею о создании единой Европы - республики ума. Очень рано увидел вождях Реформации то же фанатизм, что и у католиков. Но идея единой Европы - не исчезла. В 17 веке ее в стесненных условиях возродили западноевропейские ученые разных стран в форме "республики ученых", "республики философов". Началось активное переписка между Галилео Галилеем, Антони ван Левенгук, с учеными Англии. Пошел интенсивный обмен научными идеями - а доля ученых вводит новые исследования, которые не имели распространения в собственных странах (введение математических исследований в Германии ученым Готфридом Вильгельмом Лейбницем).

На новом этапе идея единой Европы возрождена и поддержана в конце 20 в. и практически реализована в создании ЕС.

  • Худ. Оттавио Леони, Галилей, итальянский ученый

  • Худ. Ян Верколье Старший, Антони ван Левенгук, Лейден, нац. музей натуральной истории, ученый из Голландии.

  • Худ. Бернхард Кристоф Фрэнк. Портрет Лейбница, немецкий ученый


4. Возрождения в Нидерландах

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Уффици, Флоренция
Рогир ван дер Вейден, Св. Иоанн и Богородица перед распятием, спасена левая часть утраченного религиозного образа, Музей искусств Филадельфии, США.
Ганс Мемлинг. Неизвестный из древнеримской монетой в руке. 1480 г. Антверпен.
Рогир ван дер Вейден, женский портрет, 1440 г., Берлин.
Лука Лейденский, "После дойке", 1510 г. гравюра.

Могущественной страной северного Возрождения были Нидерланды (до своего распада на Фландрию, или Южные Нидерланды и Голландию, позднее взяла на себя историческое название Нидерланды. Южные Нидерланды в начале 19 в. Станут Бельгией. )

Нидерланды 15-16 вв. были среди самых богатых и развитых стран континента. Соперничество между городами Нидерландов и Италии оказалось не в пользу итальянских княжеств, так промышленность Нидерландов, Банковские операции, инициатива ее деловых кругов превысили активность итальянцев, которых нидерландские дельцы постепенно вытеснили из тогдашнего мирового рынка. Италии оставили почетное звание - родины искусств.

Но процесс развития собственных форм возрождения на землях Нидерландов проходил в более медленных темпах, чем в Италии. Отсутствие значительного количества античных сооружений и других остатков античной культуры побуждала художников Нидерландов активно использовать средневековые, готические формы, компромиссно сочетая их с ренессансными формами, заимствованными из Италии. Но в 1450 г., стал пограничных, ренессансные формы Италии не имели распространение в тогдашней Европе. Потребовалось еще 50 лет для знакомства с достижениями итальянской культуры и заимствования ее форм художниками других стран.

В Нидерландах, где была развита собственная национальная культура, наиболее охваченным идеями возрождения были -

Известные представители живописи Нидерландов удачно внедряли новые технологии - именно голландцы, братья ван Ейкы считаются главными учредителями живописи масляными красками в Западной Европе. Нидерландские художники удачно конкурировали и с художниками самой Италии, годами работая в ее художественных центрах. А итальянские магнаты охотно заказывали религиозные образа нидерландским мастерам ( алтарь Портинари и другие). Возрождения в Италии мало аристократическое направление, а известные ренессансные центры формировались при дворах знатных владельцев (в Урбино при дворе Монтефельтро, в Мантуе при дворе Гонзага, в Милане при дворе Сфорца, во Флоренции под патронажем семьи Медичи, в Риме при дворе римских пап).

Возрождения в Нидерландах мало достаточно демократичный, народный характер. А художники не закрывали глаза перед противоречиями эпохи, ее жестокостью к людям, ее позорными или уродливыми чертами. Готические последствия в искусстве были дополнены и развиты в сторону большего обобщения, осложнения характеристик, вниманием к пейзажу и интерьеру - как окружению человека. Искусство Нидерландов станет мощной базой для расцвета фламанського барокко и голландского реализма в 17 веке.

В области портретной живописи мастера Нидерландов были и остались главными конкурентами художников Италии, ничем им не уступая десятилетиями. Среди художников возрождения Нидерландов -


5. Возрождение в германских княжествах

Бернт нотки Таллиннский вариант, "Танец Смерти"
Альбрехт Дюрер, император Максимилиан, 1519 Музей истории искусств, Вена.
Вильм Дедек, Мадонна с младенцем, ок. 1500. Любек


Развитие искусства Возрождение в Германии проходил под влиянием идей Реформации. По времени это был довольно короткий период с середины 15 века до конца 1520-х гг Крестьянская война, жестокое подавление крестьянских заврушень, религиозный раскол и отделение нескольких земель от католицизма оборвали развитие немецкого возрождения. Граница 1530 года пережили только поодинаки мастера, среди которых Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн Младший в Англии и Лукас Кранах Старший, который провел последние годы жизни в ссылке вместе со своим князьям покровителем.

Оно формировалось в жестокой религиозной борьбе, наполнила его драматизмом, личными трагедиями и эмоциональными стрессами. Яркого воплощения в немецком искусстве получили темы смерти, Страшного суда, конца света. Почти все немецкие художники прошли через школу гравюры, наложило на их живопись отпечаток жесткости, безрадостности и гротеска.

Светские и реалистические элементы сначала накопичуваливсь в религиозных образаж, потому немецкое искусство 15 века почти полностью было религиозным. То есть, реалистические тенденции в немецком искусстве по сравнению с искусством Италии и Нидерландов развились с опозданием. На это повлияло несколько неблагоприятных факторов - провинциальность немецких художественных центров, их удаленность от тогдашних развитых стран, долгое плен средневекового по формам искусства готики. Раздробленные немецкие княжества входили в состав огромной империи Габсбургов и обновления экономики и культуры шло в условиях настоящей идеологического кризиса, усиленного религиозным расколом, большой крестьянской войной и поражением народного восстания. Большинство немецких художников станут активными участниками политической и религиозной борьбы и почувствуют на себе всю горечь поражения воспитанных идей, не способствовала вдохновению. Конец 16 века не даст никакой значимой фигуры в искусстве немецких княжеств.


Самым ярким представителем искусства немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528) - выдающийся живописец, гравер, ученый. В его живописных полотнах проявляется подлинное величие эпохи Возрождения. В этот период созданы известные автопортреты Дюрера - "Автопортрет с пейзажем" (1498), "Автопортрет в образе Христа" (1500) и др..

Однако настоящий успех художнику принесли гравюры. В гравюрах Дюрера мифологические сюжеты переплетаются с мотивами средневековых фантазий и сатиры. Самая известная серия гравюр созданная им на темы Апокалипсесу ( 1498). В последние годы жизни Альбрехт Дюрер создал несколько великолепных портретов. Среди них - "Портрет императора Максимилиана" (1519 г.). Он также продолжал писать картины на религиозную тематику. Одним из последних полотен художника стал диптих "Четыре апостола" (1526), ​​на котором изображен Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка.

  • Дюрер, портрет священника, 1516 г

  • Дюрер, Мадонна с младенцем

  • Ганс Гольбейн Младший, принц Эдвард VI

Матиас Грюневальд, "Малое распятие" герцога Баварии Вильгельма, город Вашингтон.

Детальное изучение эпохи немецкого возрождения подарило исследователям сюрприз - творчество мастера, одаренностью не уступал ни одному из известных немецких художников. Еще в 19 веке были найдены несколько религиозных композиций чрезвычайной художественной ценности в провинциальных немецких церквях. Талантливые произведения никак не относились Дюреру, мастеру достаточно уважаемом и изученном. Наряду с новонайденимы произведениями даже картины одаренного Дюрера воспринимались менее смелыми и в композиции, и в колорите, и в накала неистовых чувств. В жизнеописаниях Йоахима Зандрарта, который не был современником художника, нашли неточные свидетельства о мастере Грюневальда. Столбняка исследователей на протяжении нескольких десятилетий мало прояснила, но удалось найти несколько новых произведений художника огромной одаренности, инженера и фортификатора. Он был единственным значимым мастером среди немцев, не занимался гравюрой. Но поодинаки рисунки Грюневальда измеряют на вес золота. Достаточно полное воспроизведение его биографии еще впереди.

Найменше пов'язаною з німецькою середньовічною традицією була творчість Ганса Гольбейна Молодшого. Кращими в надбанні художника стали і портрети, і малюнки, і гравюри з серії "Танок смерті". В портретах - Ганс Гольбейн підкреслено реалістичний, іде за натурою без схильності ідеалізувати особу, який би високий щабель в суспільній ієрархії вона не посідала. Ганс Гольбейн безжально відтворював в малюнках і портретах олійними фарбами і зморшки, і депресивність, і сліди руйнівних пристрастей чи хвороб портретованих. Він практично єдиний з німецьких майстрів, що підійшов до межі створення гармонійних характерів, таких привабливих в творах майстрів італійського Високого відродження (Рафаель Санті, Джорджоне, Тиціан) . Але драматична дійсність доби не сприяла ні масовому формуванню гармонійних особистостей, ні відображенню їх в творах Ганса Гольбейна, незважаючи на усю привабливість молодості чи інтелекту портретованого в картинах і малюнках майстра.

  • Ганс Гольбейн молодший, Шарль де Сольє, сір де Моретт

  • Ганс Гольбейн молодший, Елізабет Сеймур, 1541 р.

  • Ганс Гольбейн молодший, Доротея Канненгайзер, 1516 р.

  • Ганс Гольбейн молодший, Боніфаций Амербах, 1519 р.


6. Головні майстри німецького ренесансу

Ганс Гольбейн молодший, молода англійка 16 ст., малюнок ( 1535 р. ?), Ашмолеан музей

7. Німецька гравюра доби відродження

Гравер Д. Гопфер, "Двобій прапороносця з ландскнехтами"


Ще напередодні доби відродження німецькі ремісники стояли у авангарді книгодрукування та запровадженя мисецтва гравюри. Цьому сприяло широке використання паперових млинів та наявність нового, дешевого матеріалу для гравюр та книг - папіру. На значну популярність німецької гравюри вплинуло декілька факторів -

  • звернення до неї провідних майстрів
  • великі наклади ( створення якої завгодно кількості відбитків )
  • демократичний характер гравюри на відміну від унікального, аристократичного характеру живопису
  • відгук гравюри на актуальні тогочасні події,
  • широка тематика - від релігійних композицій до зображень селян, міфологічниз сцен, Закоханих парп, вояків, повій
  • популяризация тогдашних володавив мыслей (портреты Лютера, Меланхтона и др.)
  • доступность и дешевизна отпечатков.
  • Дюрер, "Рыцарь, дьявол и смерть", 1513

  • Урс Граф, "Смерть, швейцарские солдаты и военная проститутка", 1524

  • Ганс Гольбейн Младший, "Смерть хватает епископа"

  • Ганс Бургмайер Старший, император Максимилиан I верхом.

Господствующие позиции в искусстве возрождения немецких земель заняли живопись и гравюра, к тому же гравюра в творчестве некоторых немецких мастеров председательствовала. Немецкая архитектура 15-16 вв. значительно уступала образцам Италии и имела провинциальный, вторичный характер. Она словно накапливал силы для будущей суток барокко.



8. Возрождение в Англии

Поэт Филип Сидни, 1576 г.

Возрождение в Англии имело ограниченный характер, что больше отразился не в изобразительном искусстве, а в литературе. Культура Англии подтянулась к идеям возрождения с опозданием, а усвоение идей возрождения и гуманизма совпало с эпохой маньеризма и раннего барокко, тоже имели ограниченный характер в стране. Здесь часто использовали формы, произведенные в других художественных центрах - Италии, Нидерландах, частично - Франции.

В поэзии и в создании пьес для тогдашнего театра английски художники заняли ведущие позиции в Европе, а имена английских поэтов и драматургов прославили страну - Филипп Сидни (1554-1586), Кристофер Марлоу (1564-1593), Бен (Бенджамин) Джонсон (1573-1637) и другие. Именно в Англии были созданы условия для воспитания и развития таланта такого великана европейской культуры, творивший под псевдонимом Шекспир (Роджер Мэннерс, граф Ретленд, обладатель замка Бивер).

Английское возрождения мало аристократический характер, а королевский двор занял место главного ренессансного центра страны. Именно при дворе короля Генриха VIII работают гуманист Томас Мор и известный художник Ганс Гольбейн Младший, а при дворе королевы Елизаветы - поэт Филип Сидни и Роджер Мэннерс, граф Ретленд (Шекспир), ранние пьесы которого шли при дворе. Интеллектуальная элита Англии имела все условия для образования, самосовершенствования, путешествий, некоторое время жила на континенте (Филипп Сидни - в Франции и в Нидерландах, Роджер Мэннерс - в Франции и Дании). Они получили действительную возможность стать мудрыми на примерах тех, кто прошел путем ошибок и опасностей - в них, освоить их опыт, развить лучшее в опыте предшественников, из какой бы страны они ни были.



9. Литература и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам