Сельский совет

Сельский совет, сельсовет ( рус. сельский совет, сельсовет , бел. сельских Савета, сельсавет, с / с ) - орган местного самоуправления в сельской местности Украина или единица административно-территориального устройства в некоторых странах СНГ, а также в прошлом в СССР.


1. Исторические сведения

Традиции местного самоуправления в Украине имеют глубокие корни. Еще со времен Киевской Руси были широко известными различные формы местной демократии в истории отечественного самоуправления. Это вече (городские, территориальные) и собрания (сходы) вервь (жителей нескольких сел или других населенных пунктов) где решались важнейшие вопросы. Для решения концов вопросам избирались войти или другие должностные лица. Во времена Великого княжества Литовского местное самоуправление в городах и городах получило распространение в форме вийтивства. Впоследствии распространились формы, основанные на магдебургском праве, казацкой полково-сотенной организации, российском административном управлении ( волости, земства, уезды и т.д.).

В годы Украинской революции ( 1917 - 1921) массовый характер приобрело создание советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

По Конституцией УССР 1919 года органами власти на местах были рады, а в волостях, уездах и губерниях - съезды советов и избранные ими исполнительные комитеты [1].

Однако советские совета стали определенной бутафорией, ведь идея местного самоуправления, предусматривает децентрализацию власти, организационную и финансовую автономию органов самоуправления, противоречила ленинской доктрине социалистического государства, задачей государства пролетарской диктатуры, по своей природе была централизованной [2].

Конституция УССР 1937 года превратила совета на представительские органы на всех уровнях, а Конституция 1978 закрепила принцип единства системы советов как органов государственной власти [3]. Так местное самоуправление в форме советов (в том числе и сельсоветов) было окончательно оформлено и до остается таковыми (с изменениями).

1923 года было принято положение о сельских советах, согласно которому избирался один делегат на 100 жителей села и один делегат на каждые 20 избирателей фабрик, совхозов и других предприятий. Последнее было сделано, чтобы дать преимущество "пролетарскому элементу". Сельсоветы имели право образовывать поселения с населением не менее 1000. Исполнительным органом в деревнях до 10000 жителей был председатель сельсовета, более 10000 - еще его заместитель. Сельсоветы не стали полноправными юридическими лицами и финансово независимыми единицами, они превратились в бюрократические клетки, выдавали документы, регистрировали различные акты (например, ЗАГС) и полагоджувалы земельные конфликты.

В феврале 1930 года ЦИК СССР принял постановление "Основные положения об организации сельских Советов в Союзе СССР" [4]. На их основании в УССР 1931 года принято новое положение о сельсовета. Да, их состав значительно распространено (до 38 депутатов). Сельсоветы получили свои бюджеты. 1929 среди депутатов было 10% партийных, 1932 - 15%; среди голов - 32% и 59%. После окончания коллективизации значение сельского совета уменьшилось. В связи с децентрализацией хозяйства в УССР 1 957 принято новое положение про сельсовет. Границы ее территории совпадали тогда преимущественно с границами колхоза. С укрупнением колхозов в 1950-х pp. Сельсоветы насчитывали основном 1500 - 3000 человек и должны были выполнять определенные контрольные функции над колхозами, но на деле до этого не дошло.

С целью оживить деятельность сельских советов Президиум Верховного Совета СССР принял 8 апреля 1968 года следующие акты:

  • "Примерное положение о сельском, поселковом совете депутатов трудящихся";
  • Указ "Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся" [5].

Почти идентичные законы приняты в УССР. Новый закон разрабатывал права сельсовета и их исполкомов, давал им право управлять собственными предприятиями, контролировать колхозы и другими предприятиями. Совет выбирала среди депутатов исполком в составе председателя, его заместителя, секретаря и членов, он не имел собственного аппарата, сам выполнял работу с помощью т. н. постоянных комиссий, составленных преимущественно из депутатов сельсовета. Формально совет принимал свой бюджет (в действительности он был частью районового бюджета, который принимался ранее) и контролировал работу участкового уполномоченного милиции. самом деле последний от сельсовета был независимый. Данный закон о сельских советах определял функции сельсоветов как формы самоуправления.

Количество сельских советов в УССР на 1 января 1975 - 8571.

Конституция 1978 закрепила принцип единства системы Советов исключительно как органов государственной власти. Советы народных депутатов и их органы не могли принимать самостоятельных решений. Дела, по Конституции принадлежали к компетенции Советов народных депутатов, не могли решаться ими без согласования с партийными руководителями. Именно поэтому уровень работы советов не отвечал их конституционной природе, интересам народа и т.п. [6].

Срок действия Конституции СССР 20 апреля 1978 был кульминационным для советской модели организации власти на местах. 1985 года начался период перестройки. Тогда в СССР опубликовано перевод Европейской хартии местного самоуправления, однако он был конъюнктурный, раскрывал НЕ все значения, аспекты ее объектов ("местное правительство", "местное управление", "местное самоуправление"), а лишь приемлемых для той системы взглядов партийного керивництва94, ведь продолжала действовать ст. 6 Конституции СССР (о руководящей роли КПСС) [7].

В декабре 1990 года ВР УССР приняла последний закон советской эпохи, который знаменовал начало новейшей истории административной системы советов, в частности сельсоветов - "О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении" [8], который был действителен до 12 июня 1997.


2. Сельский совет в современной Украине

Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 года определяется система местного самоуправления государства, в частности сущность сельского совета. Сельский совет является органом местного самоуправления, представляет сельскую территориальную общину и осуществляет от ее имени и в ее интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные законодательством Украины [9]. Сельсовет является юридическим лицом [10].


2.1. Полномочия сельского совета

К исключительной компетенции сельсовета относятся рассматриваемые на пленарных заседаниях вопрос:

  • организационно-управленческие (утверждение регламента, плана работы совета, атвердження устава территориальной общины; образование и ликвидация различных исполнительных органов совета, реорганизация аппарата совета; выборы секретаря и т.п.);
  • административные (рассмотрение вопросов административно-территориального устройства в пределах общины и т.п.);
  • правовые (принятие и отмена местных подзаконных актов; утверждение договоров, заключенных от имени совета, создание учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи и т.п.);
  • контролирующие (принятие отчетов сельского головы, руководителей исполнительных органов, должностных лиц; рассмотрение запросов депутатов, принятие решений по запросам и т.д.);
  • избирательные (участие в организации избирательного процесса - местных выборов в сельсовет, местного референдума решения о досрочном прекращении полномочий сельского головы и депутата совета и т.п.);
  • информационные (учреждение средств массовой информации общества);
  • финансовые (утверждение местного бюджета, внесение изменений в него, установление местных налогов и сборов; образование целевых фондов, осуществление местных заимствований и т.д.);
  • имущественные (управление коммунальным имуществом);
  • хозяйственные;
  • земельно-правовые (регулирование земельных отношений, использования природных ресурсов местного значения и др.);
  • природоохранные и рекреационные (организация территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения; объявления объектов, которые имеют экологическую, историческую, культурную или научную ценность, памятниками природы, истории или культуры; благоустройство территории населенного пункта и т.п.)
  • "Экстраординарные" (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, создание коммунальной аварийно-спасательной службы);
  • другие [11].

2.2. Сельский голова

Сельский председатель - главное должностное лицо территориальной общины села или жителей нескольких сел. Он избирается территориальной громадой на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 5 лет. Председатель сельсовета возглавляет его исполнительный комитет, председательствует на его заседаниях [12].

Полномочия сельского головы:

  • обеспечения осуществления полномочий органов исполнительной власти на соответствующей территории, соблюдения законодательства Украины;
  • организация работы совета и его исполнительного комитета;
  • подписания решения совета и ее исполнительного комитета;
  • внесение на рассмотрение совета предложения по кандидатуре на должность секретаря совета;
  • - / / - О количественном и персональном составе исполнительного комитета совета;
  • - / / - По структуре исполнительных органов совета, аппарата совета и его исполнительного комитета, их штатов;
  • осуществления руководства аппаратом совета и его исполнительного комитета;
  • созыва сессии совета, внесение предложений и формирование повестки дня сессий совета и председательство на пленарных заседаниях совета;
  • обеспечение подготовки на рассмотрение совета проектов целевых программ по ризих вопросам самоуправления, местного бюджета и отчета о его исполнении и т.п.;
  • назначение на должности и освобождение от должностей руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, кроме руководителей дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений;
  • созыва общие собрания граждан по месту жительства;
  • обеспечение выполнения решений референдума, совета, его исполнительного комитета;
  • распоряжения бюджетными средствами, использования только по назначению, определенному советом;
  • представления территориальной общины, совета и его исполнительного комитета в отношениях с государственными органами, другими органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами, а также в международных отношениях в соответствии с законодательством;
  • обращение в суд относительно признания незаконными актов других органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права и интересы территориальной общины, а также полномочия совета и его органов;
  • заключение от имени территориальной общины, совета и его исполнительного комитета договоров в соответствии с законодательством, а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции совета, представляет их на утверждение соответствующего совета;
  • проведение личного приема граждан;
  • издание распоряжений в пределах своих полномочий.

Сельский голова несет персональную ответственность за осуществление предоставленных ему законом полномочий. При осуществлении предоставленных полномочий председатель сельсовета является подотчетным, подконтрольным и ответственным перед территориальной громадой, ответственным - перед советом, а по вопросам осуществления исполнительными органами совета полномочий органов исполнительной власти - также подконтрольным соответствующим органам исполнительной власти. Председатель не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед территориальной общиной на открытой встрече с гражданами. По требованию не менее половины депутатов сельского совета обязан отчитаться перед советом о работе исполнительных органов совета в любой определенный ими срок [13].


2.3. Сессия совета

Сельсовет проводит свою работу сессионно. Сессия состоит из пленарных заседаний совета, а также заседаний постоянных комиссий совета. Первая сессия новоизбранного совета созывается территориальной избирательной комиссией. Следующие сессии совета созываются сельским головой. Она созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В отдельных случаях сессия созывается секретарем сельского совета. Сессия может быть созвана по предложению не менее одной трети депутатов от общего состава соответствующего совета, исполнительного комитета совета. Сессии совета проводятся гласно. В случае необходимости совет может принять решение о проведении закрытого пленарного заседания [14].


2.3.1. Депутат совета

Депутат представляет интересы всей территориальной общины, имеет всю полноту прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности совета и образуемых ней органов, несет обязанности перед избирателями, советом и ее органами, выполняет их поручения. Депутат, кроме секретаря совета, должен входить в состав одной из постоянных комиссий совета. На время сессий, заседаний постоянных комиссий советов, а также для осуществления других депутатских полномочий депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему среднего заработка по основному месту работы и других расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет соответствующего местного бюджета. Депутат имеет право обратиться с запросом к руководителям совета и его органов, сельского головы, руководителей органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных или зарегистрированных на соответствующей территории [15].


2.3.2. Секретарь сельского совета

Секретарь сельского совета работает в совете на постоянной основе. Секретарь совета избирается советом из числа ее депутатов на срок полномочий совета обычно за предложением головы. Секретарь сельского, поселкового, городского совета не может совмещать свою служебную деятельность с другой должностью.

Секретарь сельского совета:

  • в отдельных случаях осуществляет полномочия председателя сельсовета;
  • созывает сессии совета в отдельных случаях; сообщает депутатам и доводит до сведения населения информацию о времени и месте проведения сессии совета, вопросах, которые предполагается внести на рассмотрение совета;
  • ведет заседание совета и подписывает ее решения в отдельных случаях;
  • организует подготовку сессий совета, вопросов, вносимых на рассмотрение совета;
  • обеспечивает своевременное доведение решений совета до исполнителей и населения, организует контроль за их выполнением;
  • по поручению сельского головы координирует деятельность постоянных и других комиссий совета;
  • содействует депутатам совета в осуществлении их полномочий;
  • организует по поручению совета в соответствии с законодательством осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • обеспечивает хранение в соответствующих органах местного самоуправления официальных документов, связанных с местным самоуправлением соответствующего территориального общества, обеспечивает доступ к ним лиц, которым это право предоставлено в установленном порядке;
  • решает по поручению сельского головы или совета другие вопросы, связанные с деятельностью совета и его органов.

Секретарь сельского совета может по решению совета одновременно осуществлять полномочия секретаря исполнительного комитета соответствующего совета [16].


2.3.3. Постоянные комиссии совета

Постоянные комиссии совета - орган совета, которые избираются из числа ее депутатов, для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его компетенции, осуществление контроля за выполнением решений совета, его исполнительного комитета. Постоянные комиссии избираются советом на срок его полномочий в составе председателя и членов комиссии. В состав постоянных комиссий не могут быть избраны председатель, секретарь совета. Депутаты работают в постоянных комиссиях на общественных началах. Постоянные комиссии являются подотчетными совету и ответственными перед ним [17].


2.3.4. Временные контрольные комиссии совета

Временные контрольные комиссии совета - орган совета, которые избираются из числа ее депутатов для осуществления контроля по конкретно определенным советом вопросам, принадлежащих к полномочиям местного самоуправления. Контрольные комиссии подают отчеты и предложения на рассмотрение совета. Заседание временных контрольных комиссий совета, как правило, закрыты [18].

2.4. Аппарат сельсовета

Сельский совет состоит из депутатов, которые избираются жителями села на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования [19]. Аппарат сельсовета составляют исполнительные органы совета. Таковы исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы. Они обычно подконтрольные и подотчетные оставь рады. В случае наличия населения сельсовета менее 500 жителей, исполнительный орган совета может не создаваться. В этом случае функции исполнительного органа совета (кроме распоряжения земельными и природными ресурсами) осуществляет сельский председатель единолично [20].


2.4.1. Исполнительный комитет сельского совета

Исполнительный комитет совета - исполнительный орган сельсовета, образуется советом на срок его полномочий. После их окончания исполнительный комитет осуществляет свои полномочия до сформирования нового состава исполнительного комитета. Персональный состав исполнительного комитета утверждается советом по предложению сельского головы. Исполнительный комитет образуется в составе сельского председателя, заместителя (заместителей) председателя, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, других лиц. В состав исполнительного комитета совета также входит его секретарь. Возглавляет исполнительный комитет председатель сельсовета. В исполнительном комитете функции его секретаря по решению совета может осуществлять секретарь сельсовета. На лиц, входящих в состав исполнительного комитета совета и работают в нем на постоянной основе, распространяются требования относительно ограничения совместимости их деятельности с другой работой (деятельностью). Исполнительный комитет совета подотчетен и подконтролен совету, что его создала, а по вопросам осуществления им полномочий органов исполнительной власти - также подконтрольным соответствующим органам исполнительной власти. В состав исполнительного комитета сельского совета не могут входить депутаты соответствующего совета, кроме секретаря совета.

Полномочия исполнительного комитета сельского совета:

  • предварительное рассмотрение проектов местных программ социально-экономического и культурного развития, целевых программ по другим вопросам, местного бюджета, проекты решений по другим вопросам, которые вносятся на рассмотрение соответствующего совета;
  • координация деятельности отделов, управлений и других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, заслушивает отчеты о работе их руководителей;
  • возможность изменять или отменять акты подчиненных ему отделов, управлений, других исполнительных органов совета, а также их должностных лиц.

Основной формой работы исполнительного комитета совета являются его заседания. Заседание исполнительного комитета созываются сельским головой или его заместителем [21].


2.4.2. Отделы, управления и другие исполнительные органы городского совета

Сельский совет может создавать отделы, управления и другие исполнительные органы для осуществления полномочий, относящихся к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов [22].

2.5. Статистика

2007 года в Украине насчитывалась 10281 сельский совет [23].

В 2012 году насчитывается 10278 сельских советов [24].

2.6. Место сельского совета в проектах административно-территориальной реформы

В целом в Украине сохраняется структура административно-территориального деления советского образца. Поэтому существует настоятельная необходимость проведения соответствующей реформы, о чем время от времени раздаются призывы. Но дальше этих призывов и некоторых проектов дело не пошло. С 2000-х годов известно несколько проектов, в частности проект 2005 года вице-премьера по вопросам административно-территориальной реформы Романа Бессмертного [25], а также озвучены в 2012 году идеи реформирования министра регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолия Близнюка [26]. Все проекты предусматривают укруплення административных единиц. Предлагается изменение названий и уровней этих единиц. Один из вариантов местного совета может стать община. Соответственно, сельский, городской и т.д.. Итак, совет может стать анахронизмом. Однако существуют мнения, что очередные попытки провести административно-территориальную реформу так и останутся попытками, которые повторят судьбу прошлых проектов [27].


3. В других странах

Сельские советы как ключевое звено местного самоуправления на селе была характерна для всего СССР. Сейчас, после распада Советского Союза, в результате проведения административных реформ среди стран СНГ, немного государств оставили такую ​​форму самоуправления как сельсовет.

3.1. Россия

2006 года в России произошла муниципальная реформа, в результате которой сельские поселения заменили сельские советы советского типа. Впрочем срок сельский совет часто используется как синоним сельского поселения. Хотя его применение теперь явным анахронизмом.


3.2. Республика Беларусь

Сельсоветы Белоруссии - первичные административно-территориальные единицы. Как и в Украине, они могут состоять из одного населенного пункта, так и из нескольких. Административным центром сельского совета обычно выступает Агрогород.

По результатам переписи 2009 года, в Беларуси насчитывалось 1346 сельских советов [28] [29].

4. Проект Википедии о сельских советах в Украине

В Википедии в рамках проекта "Населенные пункты Украины" действует проект по написанию статей о сельских советах Украины. Делается попытка систематизировать по областям и районам все современные сельсовета. Каждый желающий может принять участие в реализации этого дела. Смотреть здесь:


См.. также


Примечания

  1. "История становления и развития местного самоуправления" - nads.gov.ua . Проверено 10 августа 2012. .
  2. Каминская Н.В. Местное самоуправление: теоретико-исторический и сравнительно-правовой анализ. - К.: КНТ, 2010. - С. 65
  3. "История становления и развития местного самоуправления" - nads.gov.ua . Проверено 8 августа 2012. .
  4. Волохова И.С. Межбюджетные отношения в Украине: Современное состояние и перспективы развития / Ирина Семеновна Волохова. - Одесса, +2010. - С. 66
  5. Волохова И.С. Межбюджетные отношения в Украине: Современное состояние и перспективы развития / Ирина Семеновна Волохова. - Одесса, 2010. - С. 75
  6. Каминская Н.В. Местное самоуправление: теоретико-исторический и сравнительно-правовой анализ. - К.: КНТ, 2010. - С. 66
  7. Каминская Н.В. Местное самоуправление: теоретико-исторический и сравнительно-правовой анализ. - К.: КНТ, 2010. - С. 67-68
  8. "Закон Украины" О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении "" - zakon2.rada.gov.ua/laws/show/533-12 /. http://zakon2.rada.gov.ua - zakon2.rada. gov.ua . Проверено 10 августу 2012. .
  9. ч.1 ст. 10 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  10. ч.1 ст. 16 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  11. ст. 26 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  12. ст. 12 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  13. ст. 42 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  14. ст. 46 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  15. ст. 49 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  16. ст. 50 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  17. ст. 47 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  18. ст. 48 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  19. ч.1 ст. 45 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  20. ст. 11 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  21. ст. 51-53 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  22. ст. 54 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 № 280/97-ВР в редакции от 04.07.2012
  23. "Острийчук А.П. Реформирование органов местного самоуправления в контексте административно-территориальной реформы" - pravo.poltava.ua / polezno / admin.php. http://pravo.poltava.ua - pravo.poltava.ua . Проверено 10 августа 2012. .
  24. "Регионы Украины и их состав" - w1.c1.rada.gov.ua/pls/z7502/a002. http://portal.rada.gov.ua - portal.rada.gov.ua . Проверено 10 августа 2012. .
  25. "Основы административно-территориальной реформы в Украине" - www.adm.dp.ua . Проверено 10 августа 2012. .
  26. "Близнец: Административно-территориальная реформа в Украине начнется в 2013 г" - www.rbc.ua . Проверено 10 августа 2012. .
  27. "Александр Омельченко:" Административно-территориальная реформа в условиях социальной депрессии, жесткой централизации, коррупции и миллиардных дыр в бюджете - блеф "" - dt.ua . Проверено 10 августа 2012. .
  28. "Итоговые данные переписи населения Республики Беларусь 2009 года" - 178.124.138.206/default.aspx. http://178.124.138.206/Intro.aspx - 178.124.138.206/Intro.aspx . Проверено 10 августа 2012. .
  29. "Группировка сельских советов по численности проживающих в них населения" - belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/vihod_tables/1.7-0.pdf. http://belstat.gov.by - belstat.gov.by . Проверено 10 августа 2012. .

6. Литература и источники