Надо Знать

добавить знаний



Сентиментализм



Худ. В. Л. Боровиковский, Дашенька и Лизонька.
Аллегорический портрет Генриха Любомирского ребенком, 1789 г., Берлин.

Сентиментализм ( фр. sentimentalisme , От фр. sentiment - Чувство) - художественное направление в европейской литературе второй пол. 18 ст.
Возник как реакция против просветительского рационализма и литературных традиций классицизма. Писатели-сентименталисты предпочитали человеческим чувствам, восхищались природой и выводили, как героев, простых людей. Начала сентиметнализму связанные с творчеством английских писателей первой половины 18 в. Ричардсона, Д. Томпсона, Т. Грея и др.. Сентиментализм повлиял на возникновение новых жанров прозы, а также на усиление внимания к элегии, идиллии, байки в поэзии.
В Украинской литературе некоторые влияния и элементы сентиментализма имеющиеся в пьесах И. Котляревского ("Наталка Полтавка"), в баснях Е. Гребенки и в частности в сентиментализме своими сюжетами и мотивами повестях и рассказах Квитки-Основьяненко. Наличие сентиментализма и влияний русского сентиментализма в творчестве И. Котляревского отрицали И. Стешенко, С. Ефремов, Г. Житецкий и др.., Не исключая многих проявлений сентиментализма в психологическом смысле (чувствительности) в творчестве украинских писателей 19 и 20 ст. Причастность к сентиментализма Г. Квитки-Основьяненко, в частности наличие сентиментальных книжных и народно-поэтических влияний в таких его произведениях, как "Маруся", "Истинная любовь", "Бедная Оксана", утверждали Зеров, А. Шамрай, А. Дорошкевич. Д. Чижевский отрицает вообще потребность выделять сентиментализм как отдельное направление в Украинской литературе.
Влияние и элементы сентиментализма заметны и в развитии мелодрамы в украинской драматургии 19 и иногда также 20 ст., например, в мелодрамах И. Гушалевича ("Подгорный", 1869), С. Воробкевича ("Игнат Приблуда", 1875, "Скудная Марта", 1878), Л. Манька ( "Несчастная любовь"), А. Суходольского ("Месть или утеряна судьба") и в др.., иногда очень примитизованих пьесах этого жанра. Мелодраматизм встречается и в некоторых произведениях и постановках М. Старицкого и М. Кропивницкого. Основная черта: в произведениях сентименталистов изображается внутренний духовный мир человека с раскрытием его чувств (печаль, радость, гнев .. и т.п.) с целью вызвать должную реакцию.

Сентиментализм был также влияние на современные ему живопись и гравюру и сосуществовал с классицизмом, ампиром и ранним романтизмом. Он практически не отразился в архитектуре, где господствующие позиции занял классицизм и позже - ампир.


Романтизм перенял сентиментализма интерес к внутреннему миру рядового человека, оттенков чувств, их изменения, углубив индивидуализм и мятежное противостояния личности с обществом. Сентиментализм был консервативным и охранной реакцией художников на бурные политические события взлома 18-19 веков с трагическими последствиями французской революции 1789-1793 гг., Ее террором и наполеоновскими авантюрами и войнами в Европе. Акцент был сделан на личное или семейной жизни лица, отказывалась от активного участия в общественных событиях.


Главные представители в живописи

Избранные произведения в живописи

  • Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет с дочерью, Лувр, Париж |

  • Ангелика Кауфман. К книге Стерна "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"

  • Жан Батист Грьоз, "Воспоминания", Лондон

  • Ангелика Кауфман, "Богиня Венера уговаривает Елену любить Париса", Эрмитаж, Петербург


Литература

Nuvola apps kcoloredit.svg
В Википедии есть портал
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Renate Kr?ger: Das Zeitalter der Empfindsamkeit. Koehler & Amelang, Leipzig 1972 (нимецьк.)
  • Nikolaus Wegmann: Diskurse der Empfindsamkeit. Zur Geschichte eines Gef?hls in der Literatur des 18. Jahrhunderts. Metzler, Stuttgart 1988, ISBN 3-476-00637-9 (нимецьк.)
  • Gerhard Sauder: Theorie der Empfindsamkeit und des Sturm und Drang. Reclam, Ditzingen 2003, ISBN 3-150-17643-3 (нимецьк.)
  • E. Schmidt, "Richardson, Rousseau und Goethe" (Иена, 1875).
  • Gasmeyer, "Richardson's Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur" (Лпц., 1891).
  • P. Stapfer, "Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages" (П., 18 82).
  • Joseph Texte, "Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme litt?raire" (П., 1895).
  • L. Petit de Juleville, "Histoire de la langue et de la litt?rature fran?aise" (т. VI, вып. 48, 51, 54).
  • H. Котляревский, "Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века" (СПб., 1898).
  • "История немецкой литературы" В. Шерера (русский перевод под ред. А. Н. Пыпин, т. II).
  • А. Галахов, "История русской словесности, древней и новой" (т. I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).
  • M. Сухомлинов, "А. Н. Радищев" (СПб., 1883).
  • В. Сиповский, "К литературной истории Писем Русского путешественника" (СПб., 1897-98).
  • "История русской литературы" А. Н. Пыпин, (т. IV, СПб., 1899).
  • Алексей Веселовский, "Западное влияние в новой русской литературе" (М., 1896).
  • С. Т. Аксаков, "Разные сочинения" (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховскому в драматическое словесности).


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам