Надо Знать

добавить знаний



Сенченко Иван Ефимович


Сенченко Иван Юхимович.jpg

План:


Введение

Иван Ефимович Сенченко (* 12 февраля 1901, Натальино - ? 9 ноября 1975, Киев) - украинский писатель.


1. Биография

Родился 30 января ( 12 февраля) 1901 года в селе Натальи (ныне Красноградского района Харьковской области). Его отец, не имея земли, вынужден был работать чернорабочим, хористом, садовником, лавочником, церковным регентом.

Иван сначала учился в Константиноградском четырехклассном училище, которое закончил 1916 года. Учился он хорошо, поэтому отец изо всех сил стремился отдать парня в гимназии. Однако таким планам не суждено было осуществиться, ведь годовая плата за обучение в гимназии составляла 80 рублей, а Ефим Сенченко за год столько заработать не мог.

В 1916 - 1920 годах Иван учился в учительской семинарии. В студенческие годы дружил с будущим писателем Александром Копыленко - уродженцнм Константиноград. Литературным интересом ребят значительной мере способствовали размышления над прочитанными книгами и споры при их обсуждении.

1920 Сенченко учительствовал в родном селе, затем был инструктором внешкольного образования в Константинограде. 1921 года, переехав в Харькова - тогдашней столице Украины, работал продавцом в магазине, библиотекарем, учителем украинского языка в рабочем кружке. Время от 1921 года печатался в газетах и ​​журналах: "Крестьянская правда", "Известия", "Студент революции", "Коммунарка Украины", "Сельскохозяйственный пролетарий", "Пути искусства" и других, вокруг которых собиралась литературная молодежь.

Принадлежал к литературным организаций "Плуг" и "Гарт", затем в ВАПЛИТЕ (1925-1928).

В 1924-1928 годах Сенченко учился на филологическом отделении Харьковского института народного образования (так тогда назывался Харьковский университет), где преподавал Александр Иванович Белецкий.

От августа 1926 Сенченко работал в журналах "Ваплите", "Литературная ярмарка", "Пролитфронт", занимая должность ответственного секретаря.

От октября 1941 Сенченко находился в эвакуации в Алма-Атинской области, учительствовал в деревне. 1943 года его вызвали в Москвы и предложили должность ответственного секретаря журнала "Украина", где он работал после перевода в Харькова, а затем - в Киева.

Целому ряду украинских литераторов, которые принадлежат к разным поколениям, Сенченко помог в поиске собственного слова. Среди них - Александр Копыленко, Юрий Смолич, Терских Масенко, которые с благодарностью вспоминали его поучительные уроки. Рукописи многих молодых писателей в 1950-1960-е годы прошли через руки и требовательно-доброжелательную оценку Сенченко-редактора.

Иван Ефимович прожил долгую, сложную и интересную жизнь, полную творческого труда. Писатель никогда не имел почетных наград и не сидел в президиумах. Имя чаще упоминали среди нещадно критикуемых, чем признанных, а книги редко переводились на другие языки. Впрочем, проникновенная любовь к человеку, которая вела художника протяжении всей творческой жизни, в сочетании с высоким мастерством и требовательностью к себе предопределяют непреходящей ценностью его творческого наследия в сокровищницу украинской культуры.

В 1944-1960 годах Иван Сенченко жил в доме писателей Ролит.

Могила Ивана Сенченко

Умер 9 ноября 1975 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище (участок № 20). На могиле совместный с женой - доктором исторических наук Елена Станиславовна Компан - памятник. Это прямоугольная стела из серого гранита, на которой два керамических портреты овальной формы и надпись: "Писатель Иван Сенченко. 1901-1975. Историк Елена Компан. 1916-1986".


2. Литературная деятельность

2.1. Ученичество

Первыми произведениями Ивана Сенченко были стихи, однако путь в литературе, по собственному признанию, он начал с рассказ "Черноземные силы" (1922). Несколько его лирических стихотворений, газетных очерков и этюдов были лишь своеобразным подготовительным этапом на пути к серьезной работе над новеллами.

Продолжая развивать традиции малой прозы в украинской литературе, используя материал тогдашней действительности, а позже и исторические сюжеты, Сенченко опирался на богатый опыт своих предшественников, в частности таких выдающихся писателей, представителей отечественной и зарубежной классики, как Тарас Шевченко, Иван Котляревский, Иван Нечуй-Левицкий, Николай Гоголь, Лев Толстой, Антон Чехов, Анатоль Франс, Оноре де Бальзак, Генрих Гейне, Мигель Сервантес. Неоднократно замечал, что писатель должен нарушать важные проблемы.

Юноша с головой ушел в "бодрую" работу только основанной литературной организации "Плуг". Он был членом инициативной группы, входил в состав бюро "Плуг". Однако принципиальной программы не было. Свидетельством этого стало его участие в журнале пролеткультовцев "Зори грядущего", а позже - вступление в "Гарта" без выхода из "Плуг", исключение из "Гарта", выход из "Плуг", вступление в августе 1926 года до ВАПЛИТЕ. Эта "организована суета" была внешним проявлением самоневдоволення, поиска собственного пути в литературе.

В 1924-1925 годах Сенченко напечатал ряд произведений, в которых отошел от умозрительных схем, навеянных бурными событиями гражданской войны, пытался глубже осмыслить жизненный материал, известный ему точно. Книги "Петля", "Инженеры", "Рассказы" (1925) завершали ученический период творчества. Зато появились пластичность в разработке сюжета, окрашенность рассказы лирической тональности.


2.2. Червоноградский цикл

Поездки из Харькова домой в Красноград помогли писателю собрать материал для "червоноградского" цикла, начатого 1926 года повести для юных читателей "Паровой мельница". В центре его - разительные перемены на селе в середине 1920-х, произошли благодаря НЭПа, переплетение различных сложных социальных процессов.

Тогда же появились рассказ "В золотом закованные", "История одной карьеры" (1926), а впоследствии повести "Путешествие в Червоноград" (1927), "Червоноградская портреты" (1928), "Фесько Андыбере" (1929).

Сенченко удалось изобразить еще никем до него не разработаны в украинской литературе образы пронырливый новорожденных дельцов, охваченных лихорадочным наращиванием капитала путем всевозможных махинаций. Однако эти произведения, особенно два последних, подверглись несправедливой критике. Сенченко, в частности, приписывали идеализацию кулака (портреты "Михаил Кошка-Самойло", "Григорий Хведорович Головатый").

Образ труженика в "Фесько Андыбере" не стал жизненно убедительным. Автор сознательно сделал упор на внешний героизации образа, следуя распространенными тогда идеологизированными схемами, а не по реальным обстоятельствам. Здесь оказалось и желание наконец "угодить" критике, и недоверие к собственному опыту.

На многие годы работа писателя над циклом прекратилась, хотя в некоторых написанных позже произведениях ("Иван Черногория", 1930, "Порфирий Мартынович", 1940) происходит "червоноградский" материал.


2.3. Расширение горизонтов

В 1920-х годах Сенченко издал несколько сборников, самой полной из которых была "Дубовые Гряды" (1927, второе издание - 1929). Тогда же он окончательно утвердился и как детский писатель. 1927 года в журнале "Красные цветы" было напечатано повесть "Бездомные".

1928 Сенченко захватили путешествия по Мариупольщины, изучение жизни этого края. Он мечтал написать книгу рассказов "Моря и побережья", несколько произведений из которой были напечатаны в журнале "Вселенная" и альманахе "Авангард". Однако этот замысел остался неосуществленным.

1929 вышла книга очерков Сенченко "По еврейских колониях Криворожья и Херсонщины". С декабря 1928 года до февраля 1930 писатель работал над произведением нового для него жанра - киноповестью "Коммуна".

В апреле 1930 года Сенченко вместе с делегацией писателей Украины побывал на Турксиб по случаю его открытия. На основе полученных впечатлений появились путевые заметки "Гиганты пустынь" (1932) - своеобразные размышления о прошлом, настоящем и будущем края.


2.4. Производственные романы

Вскоре вышел первый "производственный" роман Сенченко - "Металлисты" (1932). В нем писатель подошел к производственной тематики неординарно, по тем временам. Когда значительное количество авторов уделяла внимание только производственным процессам и конфликтам, которые возникали во время работы, Сенченко показал главного героя не только на заводе, но и в быту. Роман был достаточно свежим и даже неожиданным явлением среди ливни произведений-близнецов.

После "Металлистов" Сенченко снова обратился к жизни села, в частности в "Повести о Клима" (1933), написанной своеобразными "кадровыми" сценками, в стиле киноповиствування.

В начале 1933 года писатель отправился в новое путешествие - на строительство Беломорско-Балтийского канала. Вследствие того родилась книжка "Право на героизм" (1934) о заключенных-строителей.

1934 Сенченко создал своеобразную книгу "воспоминаний" - рассказ политзаключенного времен революции 1905 года - "За решеткой". Того же года написал образок из рабочего фольклора "Случай на старой Юзовке", напечатанный лишь в 1971 году.

1936 увидела свет (создана еще в 1933 году) историческая повесть из жизни Франции 11 века "Черная брама", которая имела положительные отзывы критики. Новым успехом писателя стала повесть для детей "Рыжие волки" (1936), где он увлекательно рассказал о наших предков-славян.

Еще один "производственный" роман "Накануне", посвященный истории возникновения Луганского паровозостроительного завода, был написан в 1938 году. Сам писатель критически отнесся к собственного сочинения, замечая, что "материал горячий, крепкий утонул в рассуждениях, сказать, энциклопедического характера". Однако ему удалось отойти от общепринятых стереотипов и показать читателю прежде всего человека, как и в романе "Металлисты". Вульгарно-социологическая критика безжалостно донимали автора за это.

Сенченко чувствовал, что широкая, широкая эпическая рассказ ему не удавалась. И обращение к жанру романа во многом определялось обстоятельствами литературной ситуации, установкой на создание обобщенного образа героя, в эпическую рассказ, царившие во второй половине 30-х годов. Во многих критических статьях того времени предпринимались попытки доказать несоответствие духу эпохи самого жанра рассказа. Однако именно жизнь доказала искусственность таких концепций, и уже в 1940 году, после довольно длительного перерыва, в украинской литературе появился почти десяток сборников оригинальной малой прозы, и среди них - книга Ивана Сенченко "Новеллы", ставшей заметной вехой на творческом пути писателя . В кратком прозаическом жанре он "зазвучал" лучше. Сборник, в основном, была одобрительно воспринята и читателем, и критикой.

Чуть раньше, в 1939 году, Сенченко написал рассказ "Диоген", в котором явственно ощутимое писательское проникновения во внутренний мир человека. "Диоген" появился как отрицание плоскости распространенного тогда заидеологизированного письма, вынужденную дань которому отдал и автор.


2.5. Военные произведения

В военные годы писатель выступал с критическими статьями : "Образ бойца", "Думы и мечты", "О золотое яблоко", "Живой Котляревский", "Евгений Гребенка", "Остап Вишня" и т.п., опубликованным на страницах "Литературы и искусства" и "Литературной газеты".

В этот период он написал и некоторые художественные произведения - небольшие по объему сборники рассказов и пьес -одноактовок "Лицом к лицу" (1941), "Паруса напьяти" (1943), а также рассказ "Кончился сентябрь 1941", опубликованное в 1945 году в журнале "Украинская литература", ряд ярких публицистических статей и очерков.


2.6. Послевоенная творчество

Неповторимый аромат "червоноградского" цикла, в пейзажных сценах, вновь почувствовался в романе из жизни киевской молодежи послевоенных лет "Его поколение", который появившийся в 1947 году в журнале "Днепр". Этот же мотив проявился и в рассказе "Ой в поле рожь ..." (1957).

В 1950-х годах Сенченко сделал несколько весомых открытий и для себя самого, и для читателя. Это касается цикла рассказов из жизни киевской рабочей Соломенки: "Рубин на Соломенке", "На Батыевой горе", "На Калинов мост", "О письме с точками", "Денис Сирко", "Сын Дмитрий". Или не самым ярким событием в литературном процессе 1950-х стал "Соломенский" цикл Сенченко. В нем, как впоследствии и в "донецком", завершенном 1964 года ("Под терриконом", "Родной Донецкий край", "Желтая василек", "Цвет королева" и др.)., Писатель предстает уже вполне зрелым мастером.

В 1950-1960-х годах Сенченко много работал над книгами для юного читателя: "Мои друзья" (1951), "Два дня из жизни Женьки и Льва" (1957), "Бриллиантовый берег" (1962), "Дороги - близкие и далеки "(1965). 1958 года был переиздан повесть "Руди волки".

С середины 1960-х годов Иван Ефимович издавал книги для пяти-шестилетних детей. Рассказы, которые появлялись в детской периодике, вышли впоследствии отдельными сборниками: "За лесом, за пралесом золота дежа встает" (1965, второе издание - 1978), "Семь хозяек" (1969).

Лишь через сорок лет (в середине 1960-х) Сенченко вновь ступил на родительский порог. И то, что в юности казалось смутным и не привлекало внимания, исполнилось глубоким смыслом. Сначала писатель переработал рассказ "В золотом закованные" и "История одной карьеры", рукой зрелого мастера отсекая все лишнее. Впоследствии он доработал последнюю часть "Червоноградская портретов" - повесть "Фесько Андыбере", получившей новое название "Фесько Кандыба". Автор сократил ее вдвое, и произведение стало сконденсованишим, художественно убедительным.

В конце 1960-х у художника возник замысел повести из дореволюционной жизни Червоноградщины. За 1967-1972 лет работал он над своим вершинным произведением - повестью "Савва", поставив перед собой задачу утвердить непреходящую жизненную силу и самоценность бытия через его философское осмысление в будничных проявлениях. Герой, которого с любовью описывает Сенченко, - это украинский народ с его мудрым мировоззрением, с его всепобеждающей добром, с глубокими нравственными принципами. Это уже не "социология", ранее вредила писателю, а художественно убедительна, написана сочными красками, картина социальной действительности.


2.7. Вклад в шевченковедение

Сенченко - автор статей о творчестве Тараса Шевченко :

  • "Интерес Шевченко в естествознания" (1934),
  • "Из записок читателя о Шевченкову прозу" (1937) и др..

Сенченко посвятил Шевченко драматический этюд "Соревнование" (1922).

1939 Иван Ефимович выступил с речью в Каневе на шестом пленуме правления Союза советских писателей СССР, посвященном Шевченко.


3. Изданные книги

  • Книги рассказов и повестей:
    • "Весной" (1923),
    • "Ярема Арбуз" и другие рассказы "(1923),
    • "Где она?" (1924),
    • "Инженеры" (1925),
    • "Весной" (1925),
    • "Рассказы" (1925),
    • "Петля" (1925),
    • "" История одной карьеры "и другие рассказы" (1926),
    • "Паровой мельница" (1926),
    • "Из записок" (1927),
    • "Сокровище" (1927),
    • "Дубовые гряды" (1927),
    • "Дурак. История одной карьеры" (1928),
    • "В золотом закованные" (1928),
    • "Солнце всходит" (1929),
    • "Фесько Андыбере" (1930),
    • "Коммуна" (1932),
    • "Повесть о Клима" (1933),
    • "За решеткой" (1934),
    • "Рыжие волки" (1936),
    • "Черная брама" (1936),
    • "Новеллы" (1940),
    • "Лицом к лицу" (1941),
    • "Паруса напьяти" (1943),
    • "Мои друзья" (1951),
    • "Два дня из жизни Женьки и Льва" (1957),
    • "Рубин на Соломенке" (1957),
    • "Рассказы" (1959),
    • "На Батыевой горе" (1960),
    • "Бриллиантовый берег" (1962),
    • "Дороги. Близкие и далекие" (1965),
    • "Цвет королевы" (1967),
    • "Семь хозяек" (1969).
  • Очерки:
    • "По еврейских колониях Криворожья и Херсонщины" (1929),
    • "Гиганты пустынь" (1932),
    • "Право на героизм" (1934).
  • Сборник стихов:
    • "В огнях вишневых метелей" (1925).
  • Пьесы:
    • "По принуждению" (1946).
  • Романы:
    • "Металлисты" (1932),
    • "Накануне" (1938),
    • "Его поколение" (1947, переработанное издание - 1965).

Сенченко много работал над переводами на украинский язык произведений русский писателей, в частности:

Сенченко принадлежит ряд публицистических статей и литературно-критических работ о творчестве Павла Тычины, Петра Панча и других украинских писателей.


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Украинский советский энциклопедический словарь. - Т. 3. - К., 1968. - С. 248.
  • Украинская Советская Энциклопедия. - 2-е издание. - Т. 10. - Киев, 1983. - С. 118.
  • Украинский советский энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 3. - 2-е изд. - Киев, 1987. - С. 194.
  • Писатели Советской Украины: Биобиблиографический справочник / Составители Олег Килимник, Александр Петровский. - М.: Советский писатель, 1970. - С. 382.
  • Шевченковский словарь. Том 2 / Институт литературы имени Т. Г. Шевченко Академии Наук УССР. - М.: Главная редакция УСЭ, 1977. - С. 204.
  • Проценко Людмила. Киевский некрополь : Путеводитель-справочник. - К.: Украинский писатель, 1994. - С. 192-193.
  • Лавриненко Юрий. Расстреляно возрождение: Антология 1917-1933. - 3-е издание. - К., 2004. - С. 475-488.
  • Брюховецкий В. С. Иван Сенченко / / Сенченко Иван. Рассказы. Повести. Воспоминания. - К. Научная мысль, 1990. - С. 5-56.
  • Брюховецкий В. С. Иван Сенченко: Литературно-криттчний рис. - М.: Советский писатель, 1981. - 159 с.
  • Гнатюк М. М. Над текстами Ивана Сенченко. - К.: Наукова думка, 1989. - 109 с.
  • Пономаренко Л. М. Художня еволюція Івана Сенченка. - Автореферат на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук. - К., 2001. - 19 с.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам