Надо Знать

добавить знаний



Серболужичан



План:


Введение

Лужицкие сербы, лужичане, сорбы или венды ( нем. Sorben ) - Народность, племя; славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Самоназвание - сербьи, сербский народ - по названию одного из племен полабских славян; немцы называют их Сорбо, вендами. Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами).

Карта лужицких земель в Германии

1. История

Подробнее в статье Лужичане (племя)
Лужичане на карте 1000 года

Славянские племена начали заселять территорию современной Лужицы около 600 г. н. е. Впервые о них вспоминают франкские хроники в начале 30-х гг VII в. В 990 г. н. е. почти нет никаких упоминаний о них. В 990 г. они были завоеваны германцами и с тех пор их земли стали частью германского политического организма (кроме короткого периода 1018 - 1031 гг, когда Лужицы была присоединена к Польского королевства). В XIV в. Лужицы попала под Чешский Корону. Именно эти обстоятельства способствовали тому, что лужичане выжили, поскольку чешские владельцы не были заинтересованы в германизации здесь славян. С XIII в. с развитием горнорудных разработок Лужицкие горы и Верхнюю Силезию постепенно заняли немцы. В 1635 г. Лужицы (кроме Котбуса, столицы Нижней Лужицы) подчинилась Саксонском князю. В 1815 г. большая часть Лужицы было отдано Пруссии, которая проводила политику германизации всех славян, проживавших в ее границах. С того времени Лужицы была разделена на Верхнюю Лужицы (Оберлаузиц) и Нижнюю Лужицы (Нидерлаузиц), более-менее отражая разделение между диалектами лужицкой языка.

В период Реформации большинство лужичан приняло лютеранство. Реформация способствовала культурному пробуждению лужичан, развития письменности. Одновременно она усилила разногласия между поляками, которые остались католиками. Развитие промышленности в XIX - начале ХХ вв. привело к появлению широкой полосы немецких поселений, которые перерезали лужицкие территорию. Поэтому образовалось только два небольших изолированных славянских островка.

В 1918 - 1919 гг лужицкие политики предприняли попытку создать свободную Лужицкая государство. Но эта попытка потерпела неудачу. В фашистский период все лужицкие политические и социальные организации были запрещены. Лужичане преследовались как и другие ненемецкой народы. После Второй мировой войны в 1945 - 1947 гг лужицкие политики снова предприняли попытку освободить свой народ и опять неудачно. За цену полного контроля они получили определенный статус в рамках Германской демократической республики (ГДР). В ГДР были основаны лужицкие школы, издательства, театры и многие другие культурных институтов. В 1951 г. начали свою работу Институт для изучения лужицкой культуры в Немецкой академии наук и Институт лужицких студий [1] в Лейпцигском университете. [2] В ноябре 1989 г. Лужицкие Национальное Собрание требовали от немецкой власти установить диалог с лужичане и провести решительные изменения в управляемой государством общественной организации "Гроб" ("Domowina") В 1991 г. Гроб превратился в независимую организацию и лужицких народный фонд.

Лужицкий национальный костюм (Нижняя Лужицы)
Современная карта Лужицы ( верхнелужицкий языке)

2. Современная эпоха

Лужичане проживают преимущественно в восточной Германии, на границе с Польшей и Чехией, - в округах Котбус и Дрезден на немецких землях Саксония и Бранденбург. Более компактно живут лужичане-католики в местности вокруг Баутцен и Каменца, в Виттихенау. Всего в Германии проживает около 60 тыс. лужичан, из которых 20 тыс. - в Нижний Лужицы и 40 тыс. в Верхней Лужицы.

Лужицкие писанки

3. Культура

Широко известны пасхальные традиции лужичан: Osterreiten (традиционная верховая езда течение Пасхи) и писанки. Немцы называют лужичан "Eier-Maler" - писанкарями, через их традицию росписи писанок на Пасха - это название показывает важнейшую черту лужицкой культуры - связь с прошлым. Это аграрная культура, культура крестьян, очень традиционный фольклор, который не имеет никакого влияния на современную молодежь. А молодежь единственная, кто может спасти нацию от исчезновения, но нация делает удивительно мало для того, чтобы привлечь молодежь к лужицкой культуры и языка.

Марки ГДР: Лужицкая культура
Двуязычный указатель в Лужицы

4. Топонимы

Ряд топонимов в Восточной Германии славянского происхождения. Названия нескольких известных городов в юго-восточной Германии происходят с лужицкой языка (например, Лейпциг, Баутцен). Названия мест в Лужицы, заканчивающиеся на - au или - ow (- owe, - ouwe), так же имеют Лужицкое корни. Это свидетельство того, что Восточная Германия была заселена славянами еще в раннесредневековую сутки. Поскольку эти земли вошли в состав Германии, во многих случаях славянские топонимы были германизированные. Многие города в Лужицы имеют городские надписи на двух языках: немецком и лужицкой.


Литература

  • Felix Biermann, Slawische Besiedlung zwischen Elbe, Neie und Lubsza, Archologische Studien zum Siedlungswesen und zur Sachkultur des frhen und hohen Mittelalters. Bonn 2000.
  • Sebastian Beather: Archologie der westlichen Slawen. Siedlung, Wirtschaft und Gesellschaft im frh-und hochmittelalterlichen Ostmitteleuropa. Berlin ua 2001, ISBN 3-11-017061-2
  • Elisabeth Friebe: Die Sorbenpolitik in der DDR zwischen 1945-1957. Magisterarbeit, Universitt Bremen, Bremen 2006 - PDF-Datei (595 kB)
  • Karl-Markus Gau: Die sterbenden Europer. Deutscher Taschenbuch Verlag, Mnchen 2002, ISBN 978-3-423-30854-0
  • Joachim Henning, Archologische Forschungen an Ringwllen in Niederungslage: die Niederlausitz als Burgenlandschaft des stlichen Mitteleuropa im frhen Mittelalter. In: J. Henning - AT Ruttkay (Hg.), Frhmittelalterlicher Burgenbau in Mittel-und Osteuropa. Bonn 1998, S. 9-29.
  • Joachim Henning, Der slawische Siedlungsraum und die ottonische Expansion stlich der Elbe: Ereignisgeschichte - Archologie - Dendrochronologie. In: J. Henning (Hg.), Europa im 10. Jahrhundert. Mainz 2002, 131-146.
  • Christian Lbke: Das stliche Europa. Die Deutschen und das europische Mittelalter. Berlin 2004, ISBN 3-88680-760-6
  • Jasper von Richthofen, Die Landeskrone bei Grlitz - eine bedeutende slawische Befestigung in der stlichen Oberlausitz. Arbeits-und Forschungsberichte zur schsischen Bodendenkmalpflege 45, 2003, 263-300.
  • Jasper von Richthofen (Hg.), Besunzane - Milzener - Sorben. Die slawische Oberlausitz zwischen Polen, Deutschen und Tschechen. Schriftenreihe der Stdt. Sammlungen fr Geschichte und Kultur Grlitz NF Bd. 37, Grlitz - Zittau 2004
  • Gertraud Eva Schrage, Die Oberlausitz bis zum Jahr 1346. In: Joachim Bahlke (Hg.), Geschichte der Oberlausitz. Leipzig 2001, 55-97.
  • Gertraud Eva Schrage, Bautzen und das Land Milsza in der Zeit um 1000. In: Jasper von Richthofen (Hg.), Besunzane - Milzner - Sorben. Die slawische Oberlausitz zwischen Polen, Deutschen und Tschechen. Grlitz - Zittau 2004, 32-41.
  • Alfried Wieczorek, Hans-Martin Hinz (Hg.): Europas Mitte um 1000. Stuttgart 2000, ISBN 3-8062-1545-6, ISBN 3-8062-1544-8
Флаг Верхней Лужицы
Флаг Нижней Лужицы

Примечания

  1. University of Leipzig: Institute for Sorbian Studies - www.uni-leipzig.de/ ~ sorb /
  2. (Нем.) Der Spiegel : Von Dnen lernen heit siegen lernen - www.spiegel.de/politik/deutschland/0, 1518,350786,00. html

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам