Надо Знать

добавить знаний



Сжиженный природный газ



План:


Введение

Страны-экспортеры (красным) и импортеры (синим) СПГ в 2009 г.

Сжиженный природный газ, также Сжиженный природный газ ( рус. сжиженный природный газ ; англ. LNG (liquefied natural gas) ; нем. verfl?ssigtes Erdgas ) - природный углеводородный газ, который при нормальных температуре и давлении окружающей среды находится в газообразном состоянии, но при очень низкой температуре переходит в жидком состоянии, что облегчает его хранение и перевозку.


1. Общая характеристика

Основным сырьем для получения сжиженных углеводородных газов являются искусственные и естественные нефтяные газы

  • а) попутный нефтяной газ на газобензиновые заводах;
  • б) газ термической и термокаталитический переработке нефти и нефтепродуктов на установках термического каталитического крекинга, пиролиза и коксования, алкилирование и других процессов;
  • в) искусственные газы на заводах синтетического моторного топлива (заводы деструктивно гидрогенизационных переработки угля и тяжелых нефтепродуктов, синтеза моторного топлива из оксида углерода и водорода и др..)
  • г) природные газы, содержащие помимо метана, некоторое количество более тяжелых углеводородов. Так как в природных газах содержание более тяжелых углеводородов (пропана и бутана) небольшой, сжиженный газ получают из них очень редко;
  • д) газоконденсатные месторождения промышленного значения.

Наибольшую ценность для получения жидких углеводородных газов должны попутные нефтяные газы. Нефть на выходе сепараторов, в зависимости от режима сепарации, также содержит значительное количество растворенных в ней тяжелых углеводородных газов. Газы, выделяемые из нефти, после сепараторов содержат около 30% пропана, 30-35% бутана и около 30% газового бензина. Эти полученные в результате стабилизации нефти газы являются ценными для производства сжиженных газов, которые, как правило, и изымаются на газобензиновые заводах.

В таблице 4.2 приведены характеристики газов, получаемых на промышленных установках основных типов деструктивной переработки нефти. Искусственные, заводские нефтяные газы, т.е. газы, полученные при деструктивной, термической и термокаталитический переработке нефти, резко отличаются по своему составу от природных газов, как от попутных, так и от природных в скоплениях (газовых месторождениях). Это различие заключается в том, что искусственные нефтяные газы содержат значительное количество ненасыщенных олефиновых углеводородов, что является очень ценным сырьем для ряда реакций органического синтеза.

Средний выход углеводородных газов, получаемых при деструктивной переработке нефтепродуктов, составляет: при термическом крекинге 8-14%, при каталитическом крекинге 16-28%, при пиролизе 40-47%.

Углеводородные газы деструктивной гидрогенизации угля и тяжелых нефтяных остатков в отличие от газов деструктивной переработки нефтепродуктов характеризуются практическим отсутствием в их составе ненасыщенных углеводородов. Это объясняется тем, что этот процесс протекает в условиях высоких концентраций водорода, в присутствии катализаторов обусловливает полное насыщение непредельных связей углеводородов, которые образуются. Газы деструктивной гидрогенизации угля после извлечения из них аммиака, сероводорода и отмывание углекислоты очень богатой сырьем для получения сжиженных газов. Кроме газов ароматизации, эти газовые смеси содержат ничтожное количество непредельных углеводородов.

Искусственные, заводские нефтяные газы, т.е. газы, полученные при деструктивной, термической и термокаталитический переработке нефти, отличаются по своему составу от природных газов, как от попутных, так и в скоплениях (газовых месторождениях). Это различие заключается в том, что искусственные нефтяные газы содержат значительное количество ненасыщенных олефиновых углеводородов, что является очень ценным сырьем для ряда реакций органического синтеза.

Средний выход углеводородных газов, получаемых при деструктивной переработке нефтепродуктов, составляет: при термическом крекинге 8-14%, при каталитическом крекинге 16-28%, при пиролизе 40-47%.

Углеводородные газы деструктивной гидрогенизации угля и тяжелых нефтяных остатков, в отличие от газов деструктивной переработки нефтепродуктов, характеризуются практическим отсутствием в их составе непредельных углеводородов. Это объясняется тем, что этот процесс протекает в условиях высоких концентраций водорода, в присутствии катализаторов приводит полное насыщение непредельных связей углеводородов, которые образуются. Газы деструктивной гидрогенизации угля, после извлечения из них аммиака, сероводорода и отмывание углекислоты, очень богатой сырьем для получения сжиженных газов. Кроме газов ароматизации, эти газовые смеси содержат ничтожное количество непредельных углеводородов.

Таблица - Типичные составы смесей, получаемых при деструктивной переработке нефтей (% масс.)

Компоненты Метод переработки
Пиролиз газойля Пиролиз дистиллятного фракции Газы крекинга
Термического Каталитического
Водород 9,1 9,9 3,5 11,7
Азот + оксид углерода - - - 15,3
Метан 21,9 24,3 36,8 12,2
Этилен 24,4 22,9 6,7 4,0
Этан 7,6 7,5 29,3 6,8
Пропилен 15,2 13,6 6,5 16,0
Пропан 1,0 1,4 10 8,3
Бутадиен 2,0 2,6 - -
Изобутилен 3,8 1,8 2,5 14,3
Бутилен-2 1,0 1,7 - -
Бутан 0,1 0,1 4,2 10,8
Пентан и выше 12,9 14,4 0,5 0,6

Так, основными источниками для получения топливных жидких углеводородных газов (пропан, бутан) должны служить попутные газы, газы газоконденсатных месторождений, искусственные нефтяные газы и газы деструктивной гидрогенизации твердого и жидкого топлива. Однако следует указать, что газы термической и термокаталитический переработке нефти и нефтепродуктов, которые содержат значительное количество реакционно-способных непредельных углеводородов, прежде всего должны подвергаться соответствующей переработке для их фракционирования с последующим использованием в различных синтезах.

Одним из важнейших процессов переработки попутных и аналогичных газов является процесс изъятия из них компонентов газового бензина и компонентов жидких горючих газов. Этот процесс называется видбензинуванням нефтяных газов. Он состоит из двух последовательных операций: получение сырого нестабильного бензина и изъятия из сырого бензина стабильного, освобожденного от легких компонентов газового бензина.

Первая операция, т.е. получение сырого нестабильного бензина, осуществляется методом компрессии, или адсорбции. Вторая операция, т.е. получение стабильного бензина, совершенно свободного от пропана и более легких углеводородов с бутаном в ограниченных количествах, осуществляется методом четкой ректификации.

Для бесперебойной и надежной работы установок видбензинування нефтяных газов необходимо, чтобы газ-сырье не содержал механических примесей и воды. Поэтому получение сжиженных газов начинается с очистки исходного продукта от механических примесей и воды.


2. Перспективы сжижения газов

По оценкам экспертов производство сжиженного газа (ЗГ) - один из самых быстрорастущих секторов рынка энергоресурсов. К 2010 году его поставки увеличатся почти вдвое и составят около 40% мировой торговли природным газом. По состоянию на 2007 год объем продаж сжиженного газа составил около 27% от мировых экспортных продаж. Согласно прогнозам к 2010 году в США на долю ЗГ будет приходиться основной рост импорта природного газа. В свою очередь многие европейские страны рассматривают возможность инвестиций в инфраструктуру импорта ЗГ, в частности в мощности по транспортировке сжиженного газа. Сегодня речь уже идет о создании организации стран-экспортеров сжиженного газа (наподобие ОПЕК - организации стран-экспортеров нефти). Сегодня мировой рынок сжиженного газа контролируют Катар, ОАЭ, Алжир, Малайзия и Индонезия. Растут поставки ЗГ из Ирана, Нигерии и Австралии. Хорошие перспективы для экспорта сжиженного природного газа имеет Россия.

Импортерами ЗГ в основном восточно-азиатские: Япония, Корея, Тайвань (вместе - около 60%). Кроме того - США (8%), Индия, Турция, страны Европы (около 25%). Перспективным является потребление сжиженного газа и в Украина, что может облегчить решение вопроса диверсификации источников поставок природного газа в Украину без привязки к существующей сети магистральных газопроводов.

Одним из ключевых факторов в цепи производства и использования сжиженного природного газа является его транспортировки, поэтому развитие технологий транспортировки ЗГ существенным образом определит перспективы всего направления сжижения топливных газов в недалеком будущем.


См.. также

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам