Надо Знать

добавить знаний



Сиде (Турция)



План:


Введение

Сиде - город, расположенный на берегу Средиземного моря между Антальей (75 км на запад) и Манавгат (15 км на восток) в Турции.

Храм Аполлона

1. История

По историческим источникам стало известно, что в Сиде начались поселения в VII в. до н. е., а переселенцами были греческие колонисты, прибывшие из Западной Анатолии. Греческие поселенцы встретили здесь население, говорившее на местном сидетський языке. Были обнаружены надписи на этом языке. Слово Сиде на анатолийском диалекте означает "гранат". Сиде был самым важным и большим портом Памфилии. Сиде построен на полуострове и имел с двух сторон по порту. В V в. до н. н.э. в Сиде в период персидской гегемонии, появляются собственные монеты. В 334 году до н. н.э. жители города без всякого сопротивления сложили оружие перед Александром Македонским. Позже они попали сначала под власть Птолемеев, а затем Селевкидов. В 190 до н. е. Сиде была ареной морской войны между Родосом и Сирией. Сирийским флотом командовал знаменитый карфагенский полководец Ганнибал. Затем Сиде вошел в состав Пергама, вместе с которым и отошел к Рим. В 2 ст. до н. е. Сиде стал центром торговли, культуры и развлечений. В 1 в. до н. е. пираты из Киликии захватили город, после чего ему сопутствовала дурная слава. Сиде превратился в верфь и центр работорговли.

В 67 году до н. н.э. римский полководец Помпей расправился с пиратами. В благодарность народ Сиде построил статуи в его честь, тем самым спасая свою репутацию. В римский период Сиде достиг расцвета.

Сиде, по-прежнему оставался торговым центром и Невольничий рынком. Были установлены торговые отношения с Египтом. В этот период Сиде обладал большим флотом. В стране распространяется христианство. Уже в V и VI вв. в эпоху Византийской империи в Сиде появляется епископская кафедра Восточной Памфилии. В VII в. большая часть южной Анатолии потерпела арабского нашествия. Арабы полностью сожгли город и уничтожили его. Город Сиде, когда-то славился как большой и образцовое, в результате арабского нашествия и грабежа опустел, и его жители переселились в Анталью (VIII в.).


2. Климат

Сиде находится в зоне Средиземноморского климата, с жарким, сухим летом и с прохладной, дождливой зимой. Средняя температура зимой не опускается ниже отметки 10 C, пик летней температуры может достигать 45 C. Средняя температура моря в зимние месяцы составляет около 17 C, в летние месяцы около 28 C.

3. Достопримечательности

Вид на V куртину "эллинистического стен" (между VI и VII башнями) с фронта
Вид на V куртину "эллинистического стен" (между VI и VII башнями) с тыла. Как видно на фото, стены засыпаны слоем грунта до уровня бойниц 1-го боевого яруса
"Восточные ворота" вид с тыла. На фото видны остатки башни и внутреннего оборонного двора
Вид на руины ХИИИ башни "эллинистических стен". 1-й ярус сооружения полностью засыпаны песком, видно только 2-й и частично 3-й ярусы
Руины "Коммерческой агоры"
Руины здания общественных туалетов на "Коммерческой агоре"
Общий вид развалин "библиотеки" на "Государственной агоре"
Реконструкция первоначального вида интерьера "библиотеки" на "Государственной агоре" за П.Верзоне


На территории современного города сохранилось значительное количество руин, представляющих различные исторические эпохи в истории Сиде. Поскольку период своего наивысшего расцвета город пережил в И -III веках н.э., абсолютное большинство памятников относится к римской эпохи. Несколько в меньшем количестве представлены византийские и эллинистические сооружения. Для туристов город интересен в первую очередь тем, что здесь представлены практически полный наборир архитектурных и инженерных сооружений, характерных для крупных городов эпохи античности и раннего средневековья, в достаточно хорошо сохранившемся состоянии. Хотя, в связи с тем, что систематические археологические исследования проводились только на территории важных общественных и религиозных объектов античной и византийской эпохи, большая часть древнего города до сих пор лежит под слоем почвы и песка, застроена современными зданиями или покрытая густыми зарослями кустарника, а поэтому практически не доступна для осмотра.


3.1. Фортификационные сооружения

Как и любое другое античное или средневековый город, Сиде находилось в постоянной опасности. В отличие от других городов Памфилии, которые располагались на естественных холмах, что обеспечивало их оборону, Сиде находится на практически равнинном полуострове, а значит с самого своего основания город требовало возведения мощных укреплений. Специфическое расположение города на полуострове обусловило необходимость сооружения крепостных стен как со стороны суши так и с моря.

"Эллинистические стены". Существующий сегодня комплекс фортификационных сооружений принадлежит в основном к периоду эллинизма, хотя стены неоднократно перестраивались в римский и византийский периоды. Систему укреплений, которую условно называют "эллинистического стенами" был построен на рубеже III и II веков до н.э., необходимость их строительства была обусловлена ​​быстрым ростом города, территория которого в эллинистическую эпоху почти удвоилось. Несмотря на частые землетрясения, крепостные стены и башни, со стороны суши сохранены в хорошем состоянии. Хуже сохранились крепостные стены со стороны моря. Стена со стороны суши имела общую протяженность около одного километра, 13 куртин, 10 боевых башен круглой, полукруглой и квадратной формы и двое въездных ворот.

Из десяти башен "эллинистического стен" восемь имели квадратную в плане форму. Башни были 3-4 ярусные с деревянными перекрытиями. Нижний ярус служил для хранения оружия и провианта, а ткож мог использоваться как помещения для стражи, поэтому в нем не было бойниц. Верхние ярусы использовались для размещения лучников и метательных машин. Все башни значительно выступали за линию куртины, что давало возможность обеспечить дополнительный продольный обстрел встречу. Куртины так же было много ярусными и имели деревянные и каменные помосты для размещения лучников.

Город имел две въездные ворот. Главные ворота города, из которых начинался большой колонный проспект, к сожалению, не сохранились (сейчас, их остатки находятся пидавтомобильною дороге, ведущей к историческому центру города). Из найденных во-время раскопок надписей нам известно, что эти ворота назывались "Большими". Воротний проезд был фланкованой двумя большими квадратными башнями (сохранились лишь фундаменты), за ворта находился большой оборонный двор U-образной формы, завершался еще одним, меньшим по размеру, воротами (подобный двор довольно хорошо сохранился в соседнем городе Перге). В римское время, он был богато украшен колоннадами, мраморными различными карнизами и скульптурами. Подобное оформление оборонной по назначению сооружения указывает на то, что ворота выполняли не только оборонительную функцию, но и служили главным парадным въездом в город. Кроме "Великих" в городе существовали еще одни ворота известные из надписей как "Восточные". Они значительно меньше главных ворот, однако гораздо лучше сохранились. "Восточные ворота" имела два воротных проезды, один из которых был значительно уменьшен в византийскую сутки, ворота были фланкированный двумя квадратными башнями (одна из которых довольно неплохо сохранилась до сих пор). За воротами находился двор квадратной формы. Во время археологических раскопок "Восточных ворот" было найдено большое количество мраморных барельефов, установленных здесь во II веке до н.э. в честь победы сидийцив над кем-то многочисленных врагов города (сегодня некоторые из этих барельефов можно увидеть в музее Сиде). Если "Большие ворота" были началом главного проспекта Сиде, то за "Восточной воротами" начиналась небольшая улица, которая через так называемую "Государственную агору" вела к театра.

И куртины, и башни "эллинистического стен" был построен из больших блоков конгламераты, которые первоначально были положены насухо. Следы цемента можно увидеть только в месте поздних ремонтов римской и особенно византийской эпохи.

"Стены Филиппа Атия". Кроме "эллинистических стен" в городе зеберглася еще одна фортификационное система пизньорумськои или ранневизантийской эпохи известна как "Стены Филиппа Атия" по имени мецената, который предоставил средства на их возведение. Стены проходят по склону невелвкого холма, на котором размещены театр и кроме театра включают в себя триумфальную арку, монумент Веспасиану и античную цистерну. Найденная в ходе археологических раскопок плита с надписью в честь мецената, который финансировал постройку, дает возможность установить, что эти стены были возведены в 60 годах IV века н.э. Они проходили по линии древнейших городских укреплений, имели протяженность около 300 метров. В состав стен входили 3 казематовани трехъярусные башни с бойницами, две из которых прекрасно сохранились до наших дней. В качестве ворот в "Стенах Филиппа Атия" использована римская Триумфальная арка, большую часть пролета которой замуровали для увеличения обороноспособности.

Морские стены Сиде практически не сохранились. С тех остатков, которые сегодня доступны для обзора можно сделать вывод, что они имели лишь один боевой ярус, не имели башен и практически полностью повторяли изгибы береговой линии. Наиболее сохранившейся участком морских стен является северо-западная часть их между круглой башней сухопутных "эллинистических стен" и "Стен Филиппа Атия".


3.2. Агоры

В городах грекоязычного части Римской империи агоры были не только рыночными и торговыми площадями, но, по сути, выполняли те же функции центров общественной жизни, которые в Риме и латиноязычных части империи выполняли форумы. О размерах и значение Сиде, говорит то, что здесь насчитывалось несколько агора. Сегодня нам известно как минимум о двух из них: агору возле театра, которая традиционно в литературе называется "Коммерческой агорой" и, расположенную несколько южнее первой, так называемой "Государственную агору". Однако, обе они расположены в относительно новой части города, которая появилась только в эллинистическую сутки и были расположены далеко от центра экономической жизни Сиде - порта, что приводит некоторых исследователей на мысль о существовании еще и третьего агоры где-то неподалеку от храмового комплекса Афины и Аполлона. К сожалению, сегодня эта территория плотно застроена поэтому проведение археологических исследований в этой, древнейшей части города, практически невозможными.

"Коммерческая агора" Сиде расположен между театром и так называемыми "Рыночным куполами" является одним из самых известных туристических объектов города (к сожалению, вход на территорию самой агоры сегодня ограничен, однако, ее руины можно осмотреть с соседних улиц). Агора представляла собой большую прямоугольную площадь, по периметру которой (кроме южной стороны) располагались магазины. В центре площади находился храм богини удачи Тюхе (более известная римская название этой богини - Фортуна). По периметру площади вздов лавок и магазинов проходили портики, которые должны были защищать клиентов агоры от солнца. Колонны портиков, которые поддерживали деревянные перекрытия, были выполнены в коринфском ордерной типу с мраморными базами и капителями и стволами из серого гранита. В четырехпроводной углах агоры находились ниши-экседры, в которых очевидно стояли статуи. Одна из таких ниш прекрасно сохранилась в пивеично-западном углу агоры у латрин. На аогору можно было попасть из главного колонного проспекта Сиде через монументальные пропилеи (к сожалению на сегодня полностью разрушены), украшенные статуями и резными порталами. С запада агора сочеталась со зданием театра, а с юга имела выход на небольшую улочки, ведущей к "Государственной агоры".

Наличие большого количества разнообразных лавок и магазинов указывает на то, что основным назначением этой агоры была именно торговля. Кроме того, поскольку Сид был значительным центром работорговли в регионе восточного Средиземноморья, поэтому вполне вероятно, что кроме обычных для анатолийских городов товаров на этой агоре продавали также и рабов.

Одним из самых интересных объектов агоры являются так называемые латрины (размещены в северо-западном углу агоры общественные туалеты), которые прекрасно сохранились до сих пор и считаются лучшими среди сохранившихся построек подобного типа в Анатолии. Здание имеет подковообразную форму и перекрыта мощным цилиндрическим сводом. Под 24 туалетами проходил канализационный канал, по которому постоянно текла чистая вода, которая смывала все нечистоты в канализационную систему города, что давало возможность избежать неприемнихзапахив в помещении самой латрины. Первоначально стены туалетов и сиденья выполнены из мрамора, к сожалению, все это убранство до наших не дошло.

Исходя из местоположения можно предположить, что "Коммерческую агору" как комплекс зданий был основан в сутки эллинизма сразу после расширения города (II век до н.э.), однако все здания, развалины которых мы можем увидеть сегодня, однозначно более поздние и принадлежат к II веку н.э., т.е. до эпохи расцвета Римской империи. Археологические исследования показали, что комплекс сооружений агоры продолжал использоваться в византийский период.

Еще одним интересным объектом "Коммерческой агоры" есть руины храма богини удачи - Тюхе (подробное описание памятника в разделе "Языческие храмы").

"Коммерческая агора" была связана с другой так называемой "Государственной агорой" небольшой улочке.

"Государственная агора" представляла собой прямоугольный в плане двор со всех сторон окружен портиками с колнамы коринфского ордера. По восточному портиком, находится большое здание, состоявшую из трех помещений, возможно была или какой-то общественной постройкой неизвестного назначения, или библиотекой. В центре агоры находился некий монумент, от которого сохранился только постамент.

Наиболее интересной и одновременно наиболее хорошо сохранившейся постройкой "Государственной агоры" была так называемая "библиотека". Стоит отметить, что сегодня первоначальное назначение так называемой "библиотеки", как и всего комплекса "Государственной агоры", достаточно дискуссионным (некоторые исследователи выскажут мнение, что в действительности эта постройка является не агорой, а палесртрою), поэтому атребутация сооружений очень умовною.Як отмечалось выше, она состояла из трех помещений, больше всего размещалось по центру, два меньших симметрично по бокам. Большая центральная зала открывалась колоннадой во двор агоры. Меньшие помещения, очевидно, сочетались с большим залом проходами. Отделка центрального помещения было очень пышным. Здесь было использовано чиленни скульптуры, поставленные в нишах-едикулах, украшен пилястрами коринфского ордера и складнопрофильованимы карнизами и фронтонами. Надо отметить, что значительная часть коллекции музея Сиде происходит именно из этого здания. Стены "библиотеки" возведены из крупных блоков конгломерата, как и в большинстве общественных зданий Сиде эллинистической и римской эпохи.

Временем основания комплекса "Государственной агоры", как и в случае с "Коммерческой агорой" следует считать II века до.н.э., хотя, судя по стилистике выполнения различных мраморных архитектурных деталей, все здания агоры, руины которых сохранились до сих пор, надо датировать временем не ранее II века н.э. В византийскую сутки по всему комплексу агоры использовалась только здание "библиотеки", остальные сооружений была разобрана при строительстве "Стен Филиппа Атия".

На сегодня комплекс "Государственной агоры" полностью раскопан и доступен для осмотра туристами. После раскопок интерьер библиотеки были частично отреставрированы из фрагментов, которые были найдены археологами, утраченные элементы заменены бетонными копиями. Практически все найденные скульптуры было перевезено в музее Сидней и Анталии. Для того, чтобы можно было оценить убранство "библиотеки" на города оставили только статую Немезиды, однако поскольку под воздействием природно-климатических условий и деятельности человека статуя начала портиться недавно ее так же перенесли в музей.


3.3. Театр

План и реконструкция внешнего вида театра в Сиде по А.Манселом
Вид на театр со стороны колонного проспекту
Зрительские места (Каве) в театре Сиде
Вид на сцену и орхестру театра Сиде

Театр Сиде сегодня визитной карточкой города, одним из самых узнаваемых и популярных среди туристов сооружений. Сохраненный сегодня театральное здание как правило датируют периодом наибольшего расцвета города во II в. н.э. Именно в это время, очевидно в связи с ростом населения, возникла необходимость существенно увеличить старый, построенный еще в период эллинизма театр.

Старый эллинистический театр очевидно напоминал аналогичное театральную постройку в соседнем Памфилии городе Фаселис, театрон которой сохранился до сих без позднейших перестроек. Старый театр был очевидно несколько меньшую орхестру, около 20 рядов каменных скамей для сидения зрителей и только одну верхнюю Диаз. Такая постройка могла быть рассчитана на 3000-4000 зрительских мест.

В течение периода римского владычества Сиде превращается в один из крупнейших и богатейших полисов Памфилии, и вполне очевидно, что старый театр не отвечал новому статусу города. Именно в это время в сидийцив появляется амбициозный план построить новый театр, который бы в 4-5 раз превышал предыдущий по размерам. Реализация проекта пришлась на II века н.э. Однако здесь перед архитекторами встала очень серьезная проблема, решение которой и определило особенности архитектуры Сидийського театра. Дело в том, что в Памфилии, как, впрочем и во всей грекоязычные части Римской империи театральные здания было принято строить опирающиеся театрон (места для сидения зрителей) на склон холма, что с одной стороны давало возможность существенно сэкономить на строительных материалах, а с другой делало здание более устойчивой. Именно так было возведено все известные нам театры Памфилии, в качестве примера можно привести прекрасно сохранившиеся театры соседних Перге и Аспендос. Однако ни в самом Сиде, ни в ближайших окрестностях города не было достаточно большого холма для возведения театра, рассчитанного на более как 10000 зрителей. Старый театр Сиде опирался на склон, высота которого чуть достигала 6-7 метров, но для возведения большого театрального сооружения этого было явно недостаточно. Поэтому инженеры использовали прием, достаточно распространенный в архитектуре римских амфитеатров, когда места для зрителей опирались не на природный холм, а на сложную систему арок и сводов. Конечно, такой подход был достаточно дорогим и технически сложным, но другого выхода у сидийцив не было. Вследствие этих технических экспериментов появилось здание смешанного типа: нижняя часть которой (нижняя Каве) опиралась на склон холма, а врехней (нижняя и верхняя диазомы и верхняя Каве) - на систему арок.

Вследствие указанной перестройки сидийци получили крупнейший в Памфилии театр, который мог одновременно вместить более как 18000 зрителей. Театр Сиде имел типичную для античного театра структуру и состоял из трех основных частей: театрон, орхестры и скены.

Тетрон изначально имел 58 зрительских рядов, которые были разделены диазомою (широким горизонтальным проходом) на две части (Каве), каждая из которых имела 29 рядов. Кроме того, обе Каве разделялась лестнице на отдельные клинообразной формы секции, которых в верхней Каве насчитывалось 23, а в нижней - 21. Поскольку театр Сиде не опирался на холм, архитекторы смогли спланировать чрезвычайно удобную систему входов и выходов, которая давала возможность в считанные минуты тысячам зрителей войти в театра и, в случае необходимости, так же быстро его покинуть. В традиционном греческом театре вход осуществлялся через специальные парадные проходы (пароды), размещенные по бокам скены. Через эти проходы зрители попадали сначала в орхестру, а оттуда по лестнице на свои места в театрон. Однако, такая система приемлема для небольших театральных сооружений была не достаточно удобной для больших театров поскольку вполне могло привести к давке. В театре Сиде кроме двух пародов, которые вели в орхестру в арках, которые пидтримувалы театрон было сделано дополнительные проходы, которые вели в крытый цилиндрическим сводом галерею, которая располагалась несколько ниже первой диазомы. С этой галереи зрители через специальные проходы могли попасть на первую Диаз, а оттуда по лестнице на свои места в нижней Каве. Те же зрители, которые имели место на верхней Каве, по этой же галерее лестнице могли достаться второму диазомы, а оттуда спуститься на свои места в верхней Каве. Зрительские места были изготовлены из тесаных и хорошо пригнанных друг к другу известняковых блоков. Скамьи для сидения были декорированы барельефным изображением львиных лап. Специальных кресел, предназначенных для самых уважаемых зрителей, которые часто встречаются в архитектуре античных театров в Сиде не сохранилось. В структуре внешних стен театра сохранились глубокие гнезда для установки вертикальных мачт, что дает возможность предположить, что театр был специальный навес над всем театрон, который должен защищать зрителей от солнца.

Орхестра театра Сиде имеет характерную для греческих театров форму, что несколько превышает полукруг (в римских театров орхестра была четко полукруглой). Изначально она предназначалась для выступлений хора во время выполнения греческих трагедий и комедий. Позже, в III-IV вв. н.э. она была приспособлена также для ведения гладиаторских боев. Кроме того, найдена система труб и водоотводов дает возможность предположить, что орхестру даже заполняли водой и устраивали морские бои за участие небольших судов. В раннехристианскую сутки (V-VI вв.,) Когда сам театр использовался как открытый христианский храм, орхестра была приспособлена для проведения богослужений. С этой целью здесь было возведено два небольших часовни, остатки которых были найдены во время археологических раскопок.

Скене театра представляла собой двухъярусную конструкцию длиной в 63 метра, богато украшенную колоннадами и скульптурами. Как и в других античных театрах помещения скены использовались для переодевания актеров и размещение театрального инвентаря, а наиболее пышно украшена ее наружная стена, которая выходила на орхестру служила для размещения декораций. Сама же театральное действие происходило на так называемом проскением, небольшом помосте выдвинутом в сторону орхестры.

На сегодня театр сохранился в достаточно хорошем состоянии. Полностью сохранилось большинство несущих конструкций, нижняя Каве, первая диазома и орхестра. Верхняя Каве и вторая диазома, к сожалению, очень сильно повреждены. От здания скены сберигся только первый ярус.

Археологические исследования на территории прилегающей к театра и в самой будили начались в 1947 году сразу после начала систематических раскопок античных руин Сиде под руководством известного турецкого специалиста по античности Арифа Мансела. Но наиболее масштабная реставрация пришлась на 1990-е годы, когда было расчищено и отреставрировано здание скены, а также укреплены несущие арки театрон железными обручами.


3.4. Система водоснабжения

Акведук Сиде возле поселка Оймапинар. Как видно на изображении арки идут одним ярусом

Сиде был построен на бедном водные ресурсы полуострове, поэтому город постоянно испытывал проблемы с водоснабжением. В классическую и эллинистическую сутки сидийци брали воду колдязив и использовали дождевую воду, которую собирали в цистернах. Но с ростом населения перед жителями города все острее становилась проблема надлежащего водозабезпеченя. Поскольку в ближайших окрестностях города не было источников, которые могли обеспечить водой более как 10000 населения Сиде, единственным решением вопроса было возведение акведуку, каким бы вода доставлялась из источников в горах Тавра.


3.4.1. Акведук

Единственная двухъярусная участок сидийського акведуку, известная как "акча"

Водопровод Сиде был возведен в середине II века н. е. за сутки императора Антонина Пия. В то время это была самая гидротехническое спордуда в Памфилии с которой мог сравниться разве что сводный несколько позже акведук Аспендос. Сидийський акведук начинался из источника, которое сегодня известно как Думанлы (место впадения этого источника в реку Мелас, с которого собственно и почнався акведук сегодня затоплено водами водохранилища Оймапинар). Расстояние от Думанлы до античного города по прямой линии составляет более чем 20 км. Поскольку при строительстве акведуку пришлось учитывать сложную горную местность, его общая длина составила около 30 км. Акведук спускался от горного источника в города вдоль долины реки Мелас (современное название - Манавгат). Перепад высот между начальной и конечной точками водопровода составляла всего 36 метров, а общий наклон водопровода - 1,2 м. на километр пути [1] (Англ.) .

Как и большинство подобных гидротехнических систем античности, сидийський акведук состоял из системы тоннелей и мостов или виадуков. Всего исследователи насчитывают 16 туннелей общей протяженностью Билия 13 километров. Длина тоннелей была разной и могла колебаться от 100 м до 2 км. Поскольку акведук построен в горной местности часть этих туннелей пришлось пробивать в скалах, причем некоторые из них представляют собой вертикальные вырубки, высота стен которых доходит до 10 м. В той части Тарас, где геологические условия были простыми, тоннели проривался в почве и выкладывались камнем.

Системы арок (так называемые виадуки) применялись в основном там, где маршрут водопровода пересекал ущелья и другие впадины, поскольку для обеспечения устойчивого току воды античные инженеры нмагалися обеспечить примерно единственный угол наклона трассы водопровода и избежать навть незначительных перепадов высот. Сложная местность обусловила дость большое количество виадуков. Первоначально их насчитывалось 22 и размещались они в основном в горной области водопровода. Большинство арочных систем сидийського водопровода были одноярусными за исключением участка, которая сегодня известна как виадук "акча" (от названия ручья, над которым в его возведены), которая имела два яруса. Практически все виадуки и тоннеле частично сохранились, по крайней мере их остатки на сегодня могут быть осмотрены. Исключение составляет лишь дилянка примерно в 3 км в самом начале трассы сидийського акведуку, которую затопленной водохранилищем Оймапинар.

В город акведук заходил у второй башни эллинистических стен, а оттуда вода попадала в цистерну, расположенную между театром и рыночными термами. Это цистерна очевидно выполняла в том числе водораспределительные функции. От цистерны вода распределялась городом вкопанными в землю терракотовыми трубами в общественных сооружений и жилых домов. На территории города проходил единственный наземный рукав акведуку который питал Большую и гаванью термы (два арки этого акведуку можно увидеть южнее театра). Сидийський акведук имел несколько видгалуджень до входа на городскую территорию, один из которых питало "Большой Нимфеум" у главных ворот Сиде. Другое ответвлением использовалось для ирригации окружающих полей [2] (Англ.) .


3.4.2. Фонтаны и Нимфеум

Во II веке вместе с акведук в городе возводится и ряд монументальных фонтанов - так называемых Нимфеум. Крупнейшими и богатый украшенными были памятники, которые сегодня носят условные названия "Великий Нимфеум" и "Нимфеум с тремя бассейнами"

"Большой Нимфеум" Сиде. Современное состояние после раскопок и частичной реставрации
"Большой Нимфеум" Сиде. Графическая реконструкция первоначального вида с П.Верзоне

"Большой Нимфеум" - крупнейшая и монументальное с указанными сооружений находился у главных ворот города за пределами крепостных стен. Нимфеум представлял собой большое сооружение длиной около 35 м. и высотой около 15 м. Фасад нимфеуму был разделен на 3 части в центре композиции каждой из которых была ниша, перекрытая полукупольным сводом. В этих нишах размещались желоба, по которым вытекала вода. По горизонтали фасад здания имел три яруса (зберигся только первый и частично второй), каждый из которых был пышно декорированной колоннами коринфского ордера, нишами-едикуламы и статуями.

Особый интерес вызывает мраморный парапет бассейна перед фонтаном, в который стекала вода жодобив. Парапет был украшен барельефами в основном на мифологические темы. Анализ этих изображений показал, что в античности "Большой Нимфеум" играл важную ритуальную роль как начальная точка большого карнавального действа, приуроченного к весеннего открытия торгов на агорах Сиде. Процессия начиналась у нимфеуму, проходила большим колонным проспекту до агоры, потом заходила в театр, а оттуда двигалась к храмового комплекса Афины и Аполлона в конце большого колонного проспекта. В византийскую сутки Нимфеум использовался как составная часть оборонительной системы города. Археологические раскопки на территории прилегающей к ного было проведено в 1950-х годах под руководством А.Мансела.


"Нимфеум с тремя бассейнами". Современный состояние. На заднем плане видно "Рыночную терма", помещения которого приспособлено под археологический музей Сиде.
"Нимфеум с тремя бассейнами". Реконструкция первоначального вида

"Нимфеум с тремя бассейнами" расположен рядом с триумфальной аркой в честь Веспасиана, практически напротив входа на коммерческую агору. Композиция нимфеуму представляла собой четыре небольших портики с нишами, в которых стояли статуи божеств и императоров. Между портиками находилось три бассейна (отсюда и условное название), в которые с помощью желобов стекала вода. Фонтаны опирались на стену водосборной цистерны. Нимфеум было детально дослидженов ходе экспедиции А.Мансела, найденные статуи экспонируются в музее Сиде.

Кроме вышеописанных, в городе известны остатки еще нескольких малых фонтанов. Один из них находился рядом с "Нимфеум с тремя бассейнами", но на несколько метров ближе к триумфальной арки. Фонтан был только один бассейн для воды, был украшен едикуламы, в которых, очевидно, стояли статуи. Как и "Нимфеум с тремя бассейнами" он опирался на стену водосборной цистерны. К этой же цистерны, но уже по триумфальной аркой, пактично напротив храма Диониса находился еще один античный фонтан.

Водоотводных каналов, который шел вдоль малого колонного проспекту, ниже канала видно желоб для сточных вод

Также в Сиде известно несколько фонтанов византийского периода (так называемых агизм или священных источников). Один из таких источников сходилось с храма Мена в южной части полуострова, Голуб: Грача в его развалинах находится небольшое кафе.

Кроме монументальных источников, которые выполняли определенные ритуальные функции, в городе инсунвала большое количество маленьких фонтанов, офсновною функцией которых было обеспечение жителей водой. Такие фонтаны можно найти практически на каждой улице. Например, вдоль большого и малого колонных проспектов Сиде шли открытые каналы с водой, в которых с определенным интервалом было сделано желоба из которых жители города могли принимать питьевую воду.

Наличие системы водоснабжения предусматривала также наличие и системы водоотвода. Вода из жилых домов и Нимфеум стекала по специальным каналам, которые прокладлися под замощением улиц, и сливалась в море.


3.5. Термы

"Гаванная терма" в Сиде. План
"Большая терма" в Сиде. План и фасад руин
"Рыночная терма" в Сиде. Интерьер фригидрариуму.

Важную группу памятников Сиде составляют крупные публичные бани или так называемые термы. В общем, культ чистоты был важной составляющей жизни человека на протяжении всего периода античности, а посещение бани - неотъемлемая часть соответствующих гигиенических практик. Однако, на границе новой эры, как в самом Риме, так и в провинциях баня превратилась из необходимого элемента гигиены в своеобразную форму досуга и социализации. В это время возникают крупные публичные бани, которые тридицинои называются термами в отличие от меньших по размеру частных бань, которые назывались бальными. В Сиде первой бани появляются сразу после появления акведуку во II веке н.э. На сегодня нам известно о трех термальных комплекса, руины которых можно увидеть в городе.


"Гаванная терма". Вид развалин с Запада
"Рыночная терма". План и разрез

"Гаванная терма" является найдавниишм банным комплексом города. Название ее условна и связана с тем, что баня находилась на берегу гавани Сиде. Такое его расположение указывает также на то, что предназначалась она в основном для матросов и странников, которые прибывали в порт Сиде. Здание было возведено во II веке н.э. Она состоит из 10 помещений. Как и большинство римских терм была вестибюлум (первая впускная комната), аподитерий (помещения для раздевания), фригидрарий (помещение, где находились холодные ванны), тепидарий (помещение с теплыми ваннами) и кальдарий (помещения с горячими ваннам). Три основе залы термы (фригидрарий, тепидарий и кальдарий) расположены амфиладно в южной ее части. Северную чатсину термы образует амфилада небольших помещений, сочетались между собой и основными залами. Их назначение является дискуссионным. Система обогрева была подобна другим римских терм, использовала гипокауст и специальные пустоты в стенах, которыми проходло нагретый печами воздуха. Всего терма была относительно небольших размеров: всего ее помещения, кальдарий, представляло собой прямоугольник со сторонами 6 12 м, Иши помещение для мытья имели несколько меньшие размеры. Стены и перекрытия сделаны из тесаных блоков известняка. Всего здание сохранилось довольно неплохо. Практически на полную высоту сохранились стены, а над некоторыми помещениями даже своды. На сегодня памятник ограждена и закрыта для осмотра.

"Большая терма" была самой баней города и находилась непосредственно на проспекте с колоннами, что указывает на ее важное значение в жизни Сиде. "Большая терма" была возведена в III веке н.э. Здание имело размеры 40 х 50 м. Она представляла собой целый комплекс соруд для полноценного досуга. Кроме собственно бани в ее состав входила также палестрам для спортивных занятий с открытым бассейном, а ткож богато украшен скульптурами открытый колонный портик, предназначенный для отдыха в тени и общения. Сама баня состояла из 7 соединенных между собой помещений. Крупнейшее из них, зал размером 7,5 15 м с тремя большими бассейнами в южной части бани, видно было кальдария. Вторая по размерам зал (12 6 м.) с одним квадратным и одним полукруглым бассейном выполняла функции фригидрария, залы, находившиеся между ними были тепидария. Кроме того, баня имела два аподитерия. Все помещения термы были перекрыты цилиндрическими сводами. Стены и перекрытия термы были сделаны из тесаных блоков известняка. На сегодня "Большая терма" находится в худшем состоянии из трех банных комплексов города. Перекрытие сохранились лишь на технических этажах, стены заначною мере разрушены. Плохое состояние сооружения очевидно объясняется тем, что ее еще с византийских времен активно разбирали на строительные материалы. На сегодня памятник полностью закрыта для осмотра.

"Рыночная терма" является самой молодой из бань города, возведенная в V веке, в византийскую сутки. Название термы является условной и связана с тем, что она расположена через дорогу от "Коммерческой агоры". Здание бани сохранилась довольно неплохо, сегодня в ее помещениях действует археологический музей Сиде. Терма представляла собой целый комплекс сооружений, который помимо самой бани включал палестру и большой крытый портик. Сама баня состояла из 5 помещений. Крупнейшим из них (20 10 м.) была зала кальдариуму с тремя бассейнами. Вторым по размерам помещения (14 8 м) с полукруглым бассейном в нише была зала фригидрариуму, несколько меньшие размеры имел тепидариум. Небольшое круглое в плане помещение с четырьмя нишами, очевидно была ланником (сухой парилкой), который довольно часто встречается в римских термах. Все помещения термы были перекрыты цилиндрическими сводами кроме лаконника, который перекрывался куполом (к сожалению, сохранилось только перекрытия лаконника). Как и в двух других терм Сиде, основным строительным материалом термы били тесаные блоки известняка. На сегодня памятник отреставрирован и практически полностью открыта для осмотра.


3.6. Культовые сооружения

На территории Сиде сегодня известно 4 храмовых комплекса эллинистического и римского периодов и еще 3 византийского. Однако, очевидно, что это далеко не все религиозные объекты, которые находились в городе. Из надписей нам известно о святилище Зевса, и о целом район который назывался "Алтари". Однако большинство из этих памятников еще залишаются нерозкопанимы.

3.6.1. Языческие храмы

"Комплекс храмов Афины и Аполлона". Основными святилищами Сиде в языческую сутки были храмы богини мудрости Афины и бога света Аполлона, стоявшие рядом, были обнесены одной оградой и, очевидно, составляли единый храмовый комплекс. О значання этих богов, а значит и храмов, посвященных им, в жизни античного города свидетельствуют как нумизматические находки (на монетах Сиде как правло изображался именно Аполлон), так и упоминания некоторых античных географов, например Страбон называл главным божеством сидийцив Афину. Исходя из значения храмов нет ничего удивительного в том, что их было возведено в древнейшей части города на самом юге полуострова около гавани. Именно этот комплекс был конечной точкой большого колонного проспекта, который проходил через весь полуостров, начиная от главных ворот города.

Те развалины храмового комплекса, мы можем осмотреть сегодня датируются II века н.э., и является памятником римской эпохи, но вполне вероятно, что этот комплекс заменил более древний суток эллинизма или классики. Сводные во II веке храмы принадлежали к так называемым перипторив, т.е. цела (священная комната, в которой стояла статуя божества) была полностью окружена колоннами. Размеры обоих сооружений были весьма значительными: 16 27 м. в храм Аполлона и 17 33 м. в Харама Афины. Колонны коринфского ордера стояли стереобат из трех ступеньку и несли пышно декорированный антаблемент. Кроме многочисленных различных карнизов обращают на себа внимание маскароны в форме головы медузы Гаргон, которыми украшен фриз храма Аполлона. Высота колонн составляла 8,9 м., таким образом общая высота храмов вместе со стереобатом и антаблементом могла достигать 16-18 м.

История обоих храмов заврешилася в V в., когда для возведения христианского святилища (на сегодня это большой комплекс руин, известный как Южная базилика) их было полностью разобрано. Мрамор, оставшийся от храмов частично пошел на отделку базилики, чатсково был пережженный на известь, а частично использовался в качестве бутового камня для поднятия уровня ее атриума. Вследствие арзеологичних раскопок 1950-х-1970-х годов под атриумом Южной базилики были найдены не только фундаменты, но и значительную часть элемнты колонн и антеблементу обоих храмов. Поскольку в ходе раскопок было найдено довольно значительное количество элементов храма Аполлону, в 1980-х годах было принято решение частично отреставрировать здание, установив части оригинальных колонн и элементов антаблемента на новые бетонные фундаменты.

"Храм Мена" представлял собой небольшое святилище, посвященное малоазийском богу луны Мену, расположенный примерно на 100 метров севернее "Комплекса храмов Афины и Аполлона". В античные времена храм Мена очевидно занимал противоположную сторону колонного проспекта.

Храм представлял собю небольшое помещение полукруглой формы (диаметром около 16 м.), вероятно, перекрыто сводом, размещенное на достаточно высоком (около 2 м.) стереобат. С западной стороны к основному помещению прилегал 4-х колонный портик из колонн коринфского ордера. Попарное расположения колонн и достаточно большой центральный интерколумний наводит на мысль, что в архитектуре храма был использован так называемый сирийский архитрав (архитрав с аркой). К главному входу в храм вели лестницы, состоящие из 17 ступеней. Вышеописанные архитектурные приемы указывают на то, что здание следует датировать II в. н.э. Однако, как и в вападку с храмовым комплексом Афины и Аполлона вполне можно предположить, что возведенный в римское время храм был далеко не первым святилищем Мена в Сиде. Как сооружение использовалось в христианский время сказать трудно, но тот факт, что храм не был полностью разрушен, более того, в византийскую сутки у него был возведен комплекс священного источника (агизмы), может указывать на то, что святилище Мена было превращено в христианский храм.

На сегодня от храма сохранился только стереобат, части лестницы и незначительные остатки стен. Вокруг храма разбросаны многочисленные мраморные рельефы отделки, найденные во время раскопок. Руины храма Мена можно осмотреть пройдя примерно 100 м. к востоку от развалин храмов Афины и Аполлона по современной набережной.

"Храм Диониса" является старейшим святилищем города и единственным известным культовым памятником эпохи эллинизма. Руины храма расположены у театра, в том городе, где большой колонный проспект обходя театральное здание менял свое направление с западного на южно. Храм был посвящен греческому богу виноделия Дионису. Здание представляло собой псевдо-периптер, то есть архитектурный тип античного храма, у которого колонны использовались только со стороны входа, с трех других сторон их заменяли пилястры. "Храм Диониса" имел относительно небольшие размеры - примерно 17 7 м. Со стороны входа в целу был украшен 4-х колонным портиком. Все колонны и пилястры были выдержаны в формах коринфского ордера. Здание было поставлено на невысоком стереобат со стороны портика к храму вела лестница из 7-ми ступеней. Традиционно здание датируют II в. до н.э.

Расположение "храма Диониса" рядом с театром вполне объясняется связью между театральными представлениями и культом Диониса, которые существовали в Греции в архаическую и классическую сутки, и указывает на то, что какие-то храмовые сооружения должны стоять на этом месте удовлетворения до II века до н.э. Храм использовался в V в. н.э., после чего был разрушен или превращен в некое христианское святилище. На сегодня от храма остался только стереобат. Его руины можно осмотреть у входа в театр Сиде.

"Храм Тюхе" розташовувся на территории так называемой "Коммерческой агоры". Этот небольшой храм был посвящен греческой богине удачи Тюхе. Археологические остатки и сохраненные изображения храма на сидийських монетах римской эпохи позволяют реконструировать его внешний вид и частично внутренняя отделка. Первоначально это была круглая в плане постройка, поставлена ​​на высоком стереобат из шести ступеней. Внешне сооружение было двенадцати-колонный портик коринфского ордера, который окружал буливлю по-кругу. Сооружение было увенчано острым, конической формы мраморным крышей. Внутри помещение было перекрыто купольным сводом и расписана фресками на зодиакальные сюжеты. Предполагают, что высокий стереобат храма служил подиумом на котором выставляли рабов перед продажей. В начале XIX века руины храма зберегалися в довольно неплохом состоянии, на сегодня осталось лишь несколько ступенек стереобата.


3.6.2. Христианские храмы

3.6.3. Некрополи

За пределами городских стен находится большое количество некрополей. Здесь расположены различного типа могилы и гробницы - памятники в форме храмов, или скромные, без рельефов саркофаги. В западном некрополе находится памятник-могила, на ступенчатом пьедестале, напоминающем храм с колоннами. Мраморные саркофаги находятся в нишах монументальных мавзолеев.

  • Вид на театр со стороны "Коммерческой агоры"

  • Триумфальная арка и памятник Веспасиана

  • Нимфеум у триумфальной арки

  • Вид на античный театр Сиде

  • Водоотводных каналов, который шел вдоль малого колонного проспекту, ниже канала видно желоб для сточных вод


4. Смотри также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам