Надо Знать

добавить знаний



Сидон



План:


Введение

Сидон, Сайда ( финик. צ ד ן , дав.-гр. Σιδών , араб. صيدا ) - город на юге Ливана, в древности - независимое город-государство.


1. История

1.1. "Город рыбаков"

Первое поселение на месте Сидона возникло еще в IV тыс. до н.е. Поэтому когда в первой половине III тыс. до н.е. побережья Средиземного моря заселили Хананеи ( финикийцы), они обосновались в уже обжитой местности. Сначала сидонянамы называли жителей целого края - от Акко до Берите. Слово это скорее всего означало "рыбалки" [1] и тем самым сидоняны противопоставлялись как ханаанеям, жившие в глубине континента ("скотоводам"), так и соплеменники, жившие на север ("лесорубам"). Поэтому вполне возможно, что за Сидона его название закрепилось именно как за первым городским центром этого края, поскольку другие города - Тир, Берит и Акко возникли позже. Старейшим городом Южной Финикии Сидон называла и большинство древних историков. Финикийская легенда утверждала, что основал его бог Бел, а название город получил в честь дочери Белла - Сиды. Греческие мифы называли основателем города Сиде или Сидона, сына Египта. В Библии Сидон является первенцем Ханаана [2].

Черепашка Murex brabdaris, из которой финикийцы производили пурпур

Кроме рыбалки жители Сидона славились как торговцы и искусные ремесленники [3]). Город был центром производства пурпура - археологи обнаружили очень толстые и плотные слои битых ракушек, которые использовались для изготовления краски. Слава местных стеклодувов была такой, что Плиний [4] даже приписал сидонцям открытия стекла. Торговали горожане прежде всего с Угарит и Месопотамией, однако в письменных документах Сидон и его царя Зимриду впервые упоминают египтяне - среди других городов, платили дань фараонам. Под их власть город попал меньшей мере со времен Тутмоса IV, внука Тутмоса III, который расширил границы Египта до Евфрата.


1.2. Египтяне и филистимляне

Тутмос IV. Каменный бюст. Лувр

В состав Египта Сидон входил как зависимая, но самоуправляемая государство. Во внутренние дела городской общины фараоны не вмешивались и в отношениях с местными жителями сидонський царь вел себя как полновластный владыка. И выполнять распоряжения египтян Зимрида не торопился. Скажем, распоряжения фараона оказать помощь Библии в его борьбе с Абдаширтою сидонци фактически проигнорировали, и только когда в Финикии появилось египетское войско продемонстрировали покорность. Но и это не помешало Зимриди заключить союз с сыном Абдаширты Азиру и перехватывать Библского корабли, спешившие на помощь египетского гарнизона Симиры. Правда, последнее пристанищем царя Библа, которого сбросили собственные сограждане, был именно Сидон. Он пытался отплыть в Египет, но был убит во время беспорядков, спровоцированных в Сидони агентами Азиру.

Помощь Азиру и его союзника Арвада пригодилась, когда Зимрида начал войну против соседнего Тира. Счастье было на стороне сидонцив, и хотя они не захватили именно неприятельский город, они приеналы к себе земли тирян на континенте включая Ушу (Старым Тиром). Вместе Зимрида вел дипломатическую игру с Эхнатоном, надеясь с египетской помощью расширить свои владения на севере. Египтяне в Финикии появились, однако, лишь во времена Хоремхеба. И восстановили статус-кво, существовавший до войн Зимриды. Поздние сидонськи цари Яппадди и ИМТУ упоминаются в сугубо миролюбивом контексте - как торговые партнеры Угарита.

Нашествие "Народов моря" (около 1200 г. до н. Н.э.) обошла Сидон. Больше пострадали Арвад и Тир, а Угарит вообще прекратил свое существование. Лишь позже царь Аскалона - одного из царств, образовавшихся филистимлянами, - атаковал Сидон с суши. Нападение было неожиданным, сидонци потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были спасаться бегством. Часть беженцев оказалась в Тире, который после этого пережил "второе рождение" [5], часть - в Арвада [6]. Некоторые позже вернулся в родной город и вместе с жителями, оставшиеся после филистимськои нашествия, восстановили Сидон.


1.3. Время независимости

Остатки финикийских домов, найденные на месте Колледжа Жерара в Сидони

Росту Сидона способствовал наплыв на побережье этнически близких к финикийцев Хананеев, которые вынуждены были покинуть земли в глубине континента под давлением арамеев и евреев - о том, что они искали спасения в "земли сидонський", сообщает, в частности, и Библия [7]. Город быстро вернул себе роль одного из крупнейших ремесленных и торговых центров Финикии, а с упадком Египта и потерей фараонами своих азиатских владений (что позже во времена Рамзеса XI) обрело независимость.

Сидон в это время владел немалым участком побережья - в его подчинении находилось семь меньших городов, земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, а главное - торговый путь к долины Бекаа и далее на восток. Благодаря этому местные купцы контролировали обмен между передньоазийського странами с одной стороны, и долиной Нила и бассейном Средиземного моря с другой. Поставляли в соседние страны они и чисто финикийские товары - ткани, одежду, стекло, пурпур, а также ценные породы древесины с ливанских гор.

Сидон. Северная бухта

Если не хватало ресурсов для самостоятельных экспедиций, сидонци заключали "товарищеские" соглашения с иностранцами, так называемые "хубуры". Одним из таким партнеров был египтянин Уректер, чей торговый дом имел "штаб-квартиру" в Танис. В операциях с ним были задействованы сразу пятьдесят сидонських кораблей, принадлежавших не только царю, но и представителям городской знати, "мужам Сидона". Торговый флот базировался в защищенной северной гавани города, в то время как южная залив использовалась для кораблей рыболовов и собирателей ракушек.

В отличие от соседнего Тира город не выводило собственных колоний, но выходцы из Сидона скорее всего были в составе переселенцев. Иногда именно так интерпретируют память "сидонських людей" в Карфагене и других заморских городах, однако большинство исследователей уверена, что в этих случаях речь идет об особой категории населения Тира, которая не имела к Сидона прямого отношения. Зато очевидно, что сидонци активно торговали с соплеменниками в других уголках Средиземного моря и в этом смысле колонизация имела загальнофиникийський характер


1.4. Обострение соперничества Тиром и ассирийская угроза

Финикийские корабли, груженные древесиной. Барельеф из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Лувр

На рубеже XII- XI в.до н.е. Сидон впервые столкнулся с ассирийцами. Поход Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. До н. Э.), правда, не был разрушительным для финикийцев. От захватчиков они откупились богатыми подарками. В следующем веке сидонцив больше беспокоило подъема Тира, начал претендовать на доминирование во всей Южной Финикии (или "земли сидонський", как ее называли современники). К тому же тиряны заключили союз с израильским царем Соломоном, который лишил Сидон монополии на суходольных торговлю и оттеснил его от новых торговых путей, объединяющих Финикию с бассейном Красного моря.

Конце X в.до н.е. новый подъем переживает Египет. Фараону Шешонка удалось восстановить сюзеренитет над Финикией, и Сидон вынужден был признать египетскую превосходство. В 876 г. до н.е. на побережье Средиземного моря снова появились ассирийцы. Сидонци согласились выплатить Ашшурнасирпал II дань и их делегация даже присутствует на освящении новой ассирийской столицы Кальху. Салманасар III в 858 г. до н.е. тоже успел собрать дань с города - до того как был остановлен арамейский-финикийском коалицией при Каркаре. Однако Сидон к этому союзу присоединился - его устраивал статус "привилегированного" данники, в обмен на который он получил в ассирийцев торговые привилегии.

В 738 г. до н.е. Финикию к своим владениям крепче присоединил Тиглатпаласар III. Сидон среди его данников не упомянут, но это может означать как включение города непосредственно в состав его государства (так произошло с Симирою) или подчинение его Тира (на чем настаивают некоторые исследователи), так и просто свидетельствовать о лояльное выполнения сидонцямы своих обязательств - в отличие от мятежных соседей. Показательно, что когда после смерти Тиглатпаласар III 727 г. до н.е. в Финикии вспыхнуло восстание, Сидон довольно быстро перешел на сторону ассирийцев и даже помогал Салмансару V во время осады Тира.

Асаргаддона, изображение на так называемой "победной потолка". После 671 г. до н. е. Пергамский музей, Берлин

В 701 г. до н.е. Сидон занял во время очередного похода против Тира Синнахериб. На этот раз за лояльность сидонському царю Итобаал отблагодарили сполна - отдав ему (на правах личного владения) все континентальные владения Тира с Ушу включительно. Неудивительно, что "одаренный" - по утверждению ассирийцев - упал Синнахериб к ногам, и в дальнейшем покорно предоставлял владельцу корабли с экипажами для похода против Вавилона. Преемник Итобаал Абдмилкат в 680 г. до н.е. восстал против сына Синнахериб Асаргаддона. Однако другие финикийцы (возможно, учитывая поведение предыдущих сидонських царей) его не поддержали.

В 677 г. до н.е. ассирийцы захватили и основания разрушили город. Огромные богатства, захваченные в Сидони, включая казной царя, вывезли в Месопотамии, туда же перегнали знатных сидонцив, ремесленников и даже скот. Города Сарепту и Маруб передали Тира, принявшего к себе беженцев из разрушенного города, но помог ассирийцам схватить и казнить Абдмилката. Другие сидонськи территории были включены непосредственно в состав Ассирии, из них образовали новую - "приморскую" - провинцию. А на месте разрушенного города за счет других финикийцев был построен ее административный центр - Кар-Ассаргаддон, заселен переселенцами из ливанских гор и востока Ассирии.


1.5. Восстановление и установление вавилонской власти

Несмотря на запреты ассирийских царей Кар-Асаргаддона быстро финикизувався. Вскоре к нему вернулись и сидонськи беженцы. Новое название среди местных жителей не прижилась и город продолжали называть Сидона. После смерти Ашшурбанипала ( 627 г. до н.е.) город не только вернул себе самоуправления, но и фактически стало независимым, правда, ценой окончательного отказа от Сарепты в пользу Тира. После 614 г. до н.е. - Сидон признал превосходство Египта и даже поставлял в долину Нила лес и корабли, в том числе и для знаменитой путешествия вокруг Африки.

Остатки колонн "Вавилон" стиля в храме Эшмуном. Бустан эш-Шейх около Сидона

В 599 г. до н.е. в Палестине появилась армия Навуходоносора II и город поторопилось признать себя данником Вавилона. Приход к власти в Египте Псамметиха II оживил надежды на восстановление независимости. Сидонськи представители приняли участие в иерусалимской "совещании послов" под эгидой иудейского царя Седекии, и тот с общими предложениями отправился в Месопотамии, однако Навуходоносор II договариваться отказался. Вавилонское войско вновь появилось в Палестине, захватило Иерусалим и осадило Тир ( 585 г. до н.е.). Сидон, не дожидаясь развязки, признал власть Навуходоносора на условиях сохранения ограниченной автономии. Однако это вызвало ревность со стороны Египта. В 572 году до н.е. фараон Априй внезапным ударом с суши захватил Сидон и присоединил к своим владениям. В 570 г. до н.е. Априй лишили престола, чем сразу воспользовались вавилоняне. Египет отстоял свою независимость, но окончательно отказался от Финикии в пользу соперника.

Трон Астарты в храме Эшмуном. Бустан эш-Шейх около Сидона

Сидон как мог воспользовался примирения, пытаясь восстановить свои позиции в международной торговле. В городе началось масштабное строительство, а рядом с ним царь начал возведение величественного храма Эшмуном. Правда, в 563 г. до н.е. вавилоняне неожиданно лишили Сидон автономии, однако с приходом к власти Набонида ( 555 г. до н.е.) она была восстановлена.


1.6. Фавориты Ахеменидов

Капитель колонны "персидского" стиля из храма Эшмуном. Мрамор. V в. до н. е. Национальный музей, Бейрут

В 539 г. до н.э Вавилонское царство прекратило свое существование и Сидон поспешил признать власть Кира. В 525 г. до н.е. город предоставил Камбису свой ​​флот для похода против Египта. После того как Тир отказался помочь персидскому владельцу овладеть Карфагеном, Ахемениды стали отдавать предпочтение Сидон, превратив его в свой ​​опорный пункт на побережье Средиземного моря. Рядом с городом был даже устроен "Парадис" - сад-резиденция "царя царей". Дарий выделил Сирию, Финикию и Палестину в отдельную сатрапию - Заречье.

Сидон стал одной из резиденций местного сатрапа и командующего войска, а сидонського царя обычно ставили во главе объединенного финикийского флота. Местные купцы получили право беспрепятственной торговли в пределах всего государства Ахеменидов, а налоги, которые Заречье платило в казну, были сравнительно меньше, чем у Египта или Месопотамии. Не слишком обременительными были и трудовые повинности и обязательства поставлять древесину для нужд "царя царей". А город считалось вполне самостоятельным во внутренних делах - персы только следили за тем, чтобы у власти были благосклонны к ним люди.

Персидском креатурой считают прежде Ешмуназара, жреца Астарты, что отстранил от власти представителя старой династии и сам объявил себя сидонським царем под именем Ешмуназара I. Сочетание жреческих и царских функций не соответствовало обычая, но Дарию I это было только на руку. Показательно, что сидонський флот, возглавляемый новым обладателем, сыграл ключевую роль в победе над восставшими ионийцами у острова Ладе.

Саркофаг сидонського царя Ешмуназара II, Лувр

Сын Ешмуназара I Табнит был фаворитом Ксеркса. Сидонци с лучшей стороны проявили себя во время маневров, устроенных "царем царей", и тот обыч обычай выслушивал мнение Табнита первой - в том числе и накануне Саламинськои битвы. Несмотря на поражение Ксеркс не потерял доверия к сидонцив и даже отпустил их корабли домой, чтобы сохранить как последний резерв.

Ешмуназар ИI (475 - 461 гг. Н.э.), нав отличие от отца и деда отказался от статуса жреца, возможно потому, что уже не чувствовал угрозы для своей власти. Сидонци принимали активное участие в боевых действиях на стороне персов, в том числе при Евримедонти. Ешмуназар II поддержал Артаксеркса I и во время борьбы за укрепление его власти внутри персидской державы. В благодарность тот передал сидонському царю Дор, Яффу и часть Шаронськои равнины. Никогда владения Сидона не были такими большими. Все это позволило городу впервые в истории превратиться в производителя и даже экспортера сельскохозяйственной продукции, и этим компенсировать потери от свертывания международной торговли в результате длительных греко-персидских войн. Немалые доходы позволили Ешмуназару II начать перестройку храма Эшмуном за персидским образцом. Это дело продолжил и его племянник Бодаштарт (известный также под именем Ятонмилк, 461 - 449 гг до н.е.)


1.7. Господство торговой олигархии

Во времена Бодаштарта, получивший власть в достаточно юном возрасте, усилилось политическое влияние "мужей Сидона" - представителей знати, владельцев кораблей и крупных купцов. Уже при погребении дяди царь недвусмысленно намекал на возможность узурпации власти этой торговой олигархией. Так и произошло после смерти Бодаштарта. "Мужи Сидона" привели к власти Баалшиллема И - основателя новой царской династии.

Новый монарх добился от персов беспрецедентной уступки - разрешения чеканить собственную монету. Причем как мелкую серебряную, так впоследствии и более ходовую бронзовую. Благодаря этому Сидон укрепил свой статус главного торгового и финансового центра всего Восточного Средиземноморья. И хотя через несколько десятилетий чеканить монету начали и другие финикийские города, своим ведущим статусом сидонци не уступили. В отличие от соседей - тирян, предпочитавших торговли с собственными колониями, сидонськи купцы сосредоточили в своих руках обмен с греческим миром, что открывало перед ними широкие возможности - и экономические, и политические.

Мраморная статуя царевича из храма Эшмуном, около 400 г. до н. е. Национальный музей, Бейрут

Преемники Баалшиллема И Абдамон, Ваана и Баалшиллем II (известный также под именем Бодаштарта II, правивший в 401 - 372 гг.е.) продолжали политику основателя династии, обеспечив настоящий расцвет Сидона. Этому способствовали также длительный период мира в этой части Сереземного моря и режим наибольшего благоприятствования со стороны Ахеменидов. Последний имел, однако, и обратную сторону. Так, по требованию Артаксеркса II в в 396 г. до н.е. сидонська эскадра во главе с царем вынуждена была отправиться на помощь Конону, что в это время вел боевые действия против Спарты [8], а позже город снаряжали корабли для высадки самого Артаксеркса II на Кипре [9]. В 383 г. до н.е. фараон Ахорис захватил и сам Сидон. Персы довольно быстро восстановили свой контроль над Финикией, однако миром город наслаждались недолго.


1.8. Эллинизация и восстание против Персии

Помощь Сидона Афинам способствовала ее сближению с греками. С начала IV в.до н.е. начинается быстрая эллинизация города, чему не в последнюю очередь способствовала близость внутреннего устройства греческих и финикийских городов и общие торговые интересы. Баалшиллем ИИ переводит сидонську монетную систему на аттический стандарт. Сидонци поселяются в Коринфе и Афинах, финикийцы воспринимают усваивают культуру и язык греков.

Преемник Баалшиллема ИИ Абдаштарт И (372 - 362 гг. Н.э.) вообще получил прозвище Филелин. В 367 г. до н.е. афинские Собрание приняло решение о предоставлении сидонському царю и его потомкам Проксения (так называемая "сидонська псефизмы") и фактически уволили сидонських купцов от уплаты пошлин. Зато резко ухудшились отношения города с Ахеменидов. Надеясь на поддержку греков и египтян, Абдаштарт И в 362 г. до н.е. поднял восстание против персидской власти. На сидонських монетах вместо изображения персидского властителя начали чеканить профиль Абдаштарта I. С появлением в Заречье фараона Таха с египетским войском сидонци присоединились к нему [10]. Однако в тылу Таха вспыхнул мятеж, возглавляемый Нектанеб. Фараон сам вынужден искать убежища в Сидони [11]. Впоследствии Тах сдался царю и был им прощен. Но Сидон за непослушание был наказан. Город был лишен автономии и даже его монетный двор перешел в распоряжение сатрапа Киликии Маздая.

Новый персидский властитель Артаксеркс ИИИ больше остерегался мятежных сатрапов, потому восстановил автономию Сидон и вернул право чеканки собственной монеты новом сидонському царю Теннеси. Однако тот вел собственную игру. По инициативе Теннеси и образцу греческих Симмаха был образован Финикийская союз, к которому присоединились Тир и Арвад. Участники союза основали на севере Финикии город с трех поселений, каждое из которых было обнесено стенами (будущий Триполис), где представители городов собирались на общий совет с участием царей и равного количества представителей знати (по сто делегатов).

Плакальщицы. Саркофаг с Сидона, около 350 г. до н. е. Археологический музей, Стамбул

В 351 г. до н.е. персы начали готовиться к походу против Египта. Базой для нападения был выбран Сидон. Приготовление тяжелым бременем легли на жителей города. Воспользовавшись недовольством граждан, Теннеси добился от загальнофиникийськои совета объявления восстание против персидской власти. Повстанцы демонстративно уничтожили "Парадис" и спралилы корм для царских лошадей - нанеся личной обиды Артаксерксу III. Понимая, что собственных сил у финикийцев мало Теннесси обратился за помощью к фараону Нектанеба II. Тот вместо египетского войска направил Сидона 4 000 греческих наемников во главе с Ментором. Ментор проявил себя как очень способный военачальник и последовательно разгромил войска двух персидских сатрапов - Белесия с Заречье и Маздая из Киликии. Во главе нового войска встал сам Артаксеркс III. Теннеси испугался и тайно прислал к персидскому царю раба с предложением капитулировать. По предварительной договоренности - якобы для участия в срочном заседании загальнофиникийськои совета - Теннеси вывел из города 100 представителей сидонськои знати и издал их царю, тех сразу казнил.

Рядовые сидонци, чтобы не убежали другие "люди города", сожгли весь свой флот и приготовились к осаде. Однако Ментор приказал наемникам открыть ворота перед персами. Чтобы не достаться врагам, жители города начали поджигать собственные дома. Погибло около 40 тысяч человек. Всех, кто выжил, обратили в рабов и отправили в Месопотамии. Предателя Теннеси Артаксеркс III казнил. Сидон был почти полностью разрушен, лишен автономии прав, включая право чеканить собственную монету. По преданию, персидский властитель даже продал сожжены дома вместе с слитками золота и серебра, залишилисяв них после пожара.


1.9. Под властью эллинистических царей

Восстановление Сидона началось не позднее 341 года до н.е., после покорения Артаксерксом III Египта, ведь "царь царей" должен признавать стратегическое значение города для его государства. Новым сидонським царем был поставлен Абдаштарт II, однако он чувствовал себя неуверенно - жители, возвращались в город, не забыли совершенного погрома. К тому же это были преимущественно беженцы, которые скрывались в греческих городах, поэтому не удивительно, что новый город мало отчетливо эллинизированной характер и настроения в нем царили прогрецьки или промакедонской. В конце концов, когда Абдаштарт II с флотом отплыл в 334 г. до н.е. на войну с Александром Великим, граждане лишь ждали удобного случая, чтобы сбросить и его, и персидскую власть вообще.

Сакрофаг сидонського царя Абдалонима (так называемый "саркофаг Александра"). Археологический музей, Стамбул

Возможность появилась после разгрома Дария III в Иссом. Сидоняны сразу восстали и пригласили к себе македонский гарнизон. Александр поручил Гефестиону найти городу нового царя из круга знати, стала во главе восстания. Однако все предводители отказались, поскольку не принадлежали к царскому роду, из которого по обычаю могли выбирать монархов. Поэтому на трон посадили дальнего родственника Абдаштарта II на имя Абдалоним, был человеком бедного и даже сам обрабатывал свой сад. Александр и его соратники рассматривали Сидон не только как важный центр международной торговли, но как город судостроителей. Потребность в постоянном пополнении флота стала особенно острой с началом войн между диадохами, поэтому Сидон несколько раз переходил из рук в руки.

Тетрадрахма с изображением Птолемея IV, чеканная в Сидоне конце III в. до н. е.

В 301 г. до н. н.э. город оказался под властью Птолемея I и целое столетие оставалось под контролем его потомков, которые всесторонне спряли дальнейшей эллинизации Финикия. Греческий язык начали использовать не только в общении с новой властью, но и в повседневной жизни городской общины. Внутреннее устройство Сидона также мало отличался от устройства обычных греческих полисов. Когда в 280 г. до н.е. местная царская династия прервалась, на сидонський трон Птолемей II в всадил своего стратега Филокл, сына Аполлодора [12], и это уже не вызывало никаких возражений со стороны граждан. В 275 г. до н.е. царская власть в Сидони вообще была отменена и в дальнейшем город возглавляли избранные суфеты. Фактически же все рычаги влияния сосредоточены в руках городского совета, стояла на страже интересов торговой олигархии.

Алтарь с изображением быка. I ст .. до н. е.

В 219 г. до н.е. Сидон был занят Антиохом III, однако после поражения под рафии ( 217 г. до н.е.) он вынужден был покинуть Финикию. В 202 г. до н.е. боевые действия были возобновлены и после полуторагодичного осады Сидон вошел в состав государства Селевкидов (Египет признал потерю в 197 г. до н.е.). Автономия города была сохранена и даже расширена. Сидон перешел на "эру Селевка", однако его граждан, в отличие от других подданных, не заставляли любить нового обладателя, нетронутым остался и местный культ Астарты, как собственно и претензии города на первенство в Финикии. Со времен временной египетской оккупации в 149 г. до н.е. даже местная монетная система была ориентирована на южных соседей. Междоусобицы между Селевкидами Сидон использовал для получения от царей новых уступок. В 133 г. до н.е. Антиох VII предоставил городу статус "божественного", что позволяло оставлять налоги в местной казне. В 122 г. до н.е. Антиох VIII признал Сидон "священным", а в 121 г. до н.е. - еще и "нетронутым" городом, гарантировав по сути его гражданам судебный иммунитет. И наконец, с фактическим распадом государства в 111 г. до н.е. город получил полную независимость.


1.10. Римская сутки

Похоронная стела учителя с Сидона. III-IV вв. Лувр
Финикийский корабль. Сображення на саркофаге из Сидона, II ст ..

Правда, воспользоваться полученной свободой сидонци уже не смогли. Ведь позиции в тогдашней международной торговле они потеряли, и без поддержки со стороны мощных государств восстановить их им было уже не под силу. В 64 г. до н.е. Гней Помпей присоединил Сирию к Рим, провозгласив финикийские города "свободными". Однако фактически это была все та же автономия - на этот раз в составе Римской республики. Город продолжал чеканить собственную монету, Юлий Цезарь обращался к "магистратов, сената и народа Сидона" с важными посланиями, а Марк Антоний даже отказался исключил Сидон из числа земель, что он подарил египетской царице Клеопатре, ибо считал, что тем самым нарушит обязательства, взявший на себя Рим перед городской общиной.

Стеклянная бутылка, изготовленная в Сидони. II-III ст. Лувр

Октавиан не был таким придирчивым и уже в 20 г. до н.е. лишил Сидон не только фактической, но и формальной автономии. Правда, именно во времена империи в теперь уже римском городе началось активнее строительство, в результате которого появился театр и другие здания с "стандартного" провинциального набора.

Монета с изображением дерева, чеканная в Сидони в начале III в.

Согласно библейским сказаниям Сидон посещал Иисус, а позже - апостол Павел.

Император Элагабала предоставил городу права римской колонии - под именем Аврелия Пиа Сидон. В IV-VI веках Сидон упадок, уступая размерами и активностью общественной жизни даже соседний Сарепта. Лишь после разрушительного землетрясения 551 г., от которого пострадали другие финикийские города, теперь уже византийский Сидон начинает выходить из кризиса - сюда частности перебазировалась высшая школа из Бейрута.


1.11. От "праведных халифов" до сельджуков

В 636 г. Сидон атаковали арабы. Местные жители, оставленные византийской властью на произвол судьбы, оборонялись самостоятельно. По свидетельству мусульманских хроник город был захвачен быстро, однако некоторые исследователи уверены, что сопротивление продолжалось до 640 года. В 644 году ромеи отбили город и его снова пришлось брать штурмом. Новая власть к христианам относилась лояльно, и это в конце позволило ей закрепиться в Сидони. Однако, когда в 678 г. византийцы высадили морской десант, местные христиане оказали ему поддержку. Император Константин IV заключил с халифом Муавия мир на 30 лет, но преемник Муавии Язид уже в 682 г. вернул Сидон под свою власть. Когда в 685 г. византийцы появились в Финикии они ограничились уничтожением городских укреплений, явно надеясь на долгое удержание территории. Соответственно изменились и настроения местных христиан. Правда, Омейяды не рассматривали Сидон как важный опорный пункт, предпочитая Акко.

В 747 г. Финикией прокатился мощное землетрясение, но восстанавливать города правительство не торопился. К тому же скоро в халифате вспыхнула гражданская война, а затем власть сосредоточилась на подавлены восстания в горных районах. Новой династией - Аббасиды - столица была перенесена из Дамаска, связанного с финикийским побережьем, к Месопотамии. И видновиты прибрежные поселения приказал только халиф аль-Мансур в 771 г., а завершены работы были лишь во времена аль-Махди.

В 878 Сидон перешел под контроль Ахмеда ибн-Тулуна, формально - наместника халифа, фактически - руководителя независимого государства. По его преемника Хумаравейха Финикией, Сирией и Палестиной руководил Тугадж ибн Джефф, тюрок по происхождению. Восстановление власти Аббасиды в 905 г. для сидонцив прошло почти незаметно, тем более, что сын Тугаджа Мухаммед в 928 г. получил в управление Палестину, а затем и Сирию. Через семь лет Мухаммед присоединил к своим владениям Египет, Северную Месопотамию и стал в 939 г. независимым обладателем с титулом "ишхида". После смерти Мухаммеда в 945 г. власть в государстве сосредоточилась в руках регента - нубийского евнуха Кафура (фактически руководил до аж 968 г.).

Старый рынок Сидона

В 970 г. Сидон захватили войска фатимидского халифа аль-Муизза. Новые властители, под контролем которых находилось все южное побережье Средиземного моря - до Гибралтара, вспомнили о стратегическом значении Финикии для международной торговли и начали активно застраивать ее крепостями. Одну из них аль-Муизз начал строить и в Сидони. Однако в 974 г. в наступление перешли византийцы. Сидон они владели недолго и очистили его опасаясь удара с тыла. Зато в 975 г. в город с востока подошла конница тюрков во главе с бывшим аббасидським наемником Алп-Тегин (Афтекином). Фатимидских войско, состоявшее главным образом из берберской пехоты, отбросило тюрков от сидонських стен и бросилось вдогонку. Алп-Тегин контратаковал. Его всадники, используя булавы, прорвали ряды берберов, превратив бой на методичное уничтожение врага. Власть над Сидон Фатимидов удалось восстановить только 977 г.

Примирение способствовало подъему прибрежных городов и Сидона частности. Однако со временем власть Фатимидов стала слишком обременительной. В 1076 г. сидонци восстали и изгнали египтян. Понимая, что силы не равны, горожане обратились за помощью к сельджукского султана Мелик-шаха. В 1080 тюрки без боя вошли в город и присоединили его к султаната. Фатимиды вернули себе Сидон только в 1089 г.


1.12. Крестоносцы и мамлюки

В 1106 г. в город впервые подошло войско крестоносцев, а на сидонському рейде появилась английский эскадра. Сидонци капитулировать отказались, а рыцари не чувствовали себя уверенно, поэтому отступили. В 1108 г. Иерусалимский король Балдуин I вернулся, а с моря к Сидона подступили генуэзцы. Однако на помощь пришел египетский флот отогнал итальянцев и заставил крестоносцев снять осаду. В 1110 г. в Финикии появились норвежцы во главе с королем Сигурда. Генуэзцев изменили венецианцы во главе с дожем Орделафо Фальеро. С их помощью 4 декабря 1110 года Балдуин I все-таки захватил Сидон.

Город был превращен в центр Сидонськои сеньории в составе Иерусалимского королевства, а местные бароны вошли в круг "Пэров" государства крестоносцев на уровне с обладателями Триполи и Антиохии. Сидон подчинялись Сарепта, Аделон и замки в ливанских горах. В церковном иерархии город было подчинено архиепископу Тирский, а через него Патриарху Иерусалимскому. Время епископ был вассалом короля и в этом качестве был обязан по его требованию выставлять 50 бойцов.

Обладателями Сидон стала семья Гранье. К 1126 г. Синьории руководил Евстахий, затем его сын Готье. Жирар Сидонський в 1153 г. исполнял обязанности адмирала королевства. Однако воспользовался этим для превращения города в пиратское гнездо, грабя и мусульман, и христиан. Возмущенный король Амори I лишил Жирара звания и выгнал зе пределы королевства. Жирар отправился в Антиохию, а оттуда - в Нуреддина. Во время одной из схваток он попал в плен к королю и был публично сожжен в Иерусалиме. Сидон перешел к сыну Жирара Рено.

Мечеть Баб аль-Сарай (1201)

В городе находилась и резиденция великого магистра Ордена тамплиеров. Когда в 1173 г. тамплиер Готье дю Мениль напал на посольство ассасинов, что раз заключили договор с королем, он скрылся именно в Сидони. В 1179 г. Сидонську сеньории разорил Саладин, нанесший крестоносцам серьезное под Марж Айюмом. В 1182 г. он блокировал город со стороны моря, заставив генуэзцев, венецианцев и пизанцы заключить с ним мирные соглашения. После катастрофы крестоносцев под Хаттина (3 июля 1187) Саладин занял Сидон без боя. Городские стены были разрушены.

"Морской замок", построенный крестоносцами В 1228 г.

В сентябре 1192 г. Ричард I Львиное Сердце заключил с Саладином мир, согласно которому Сидон был поделен между Рено Сидонським и мусульманами. В 1197 г. вспыхнул новый конфликт, поводом для которого стали действия пиратов. Брат Саладина Малик аль-Адиль захватил и разрушил город. В 1204 г. статус-кво был восстановлен (в частности, и пункт о распределении Сидона), но состояние города был таким, что новый обладатель сеньории Бальян Сидонський перенес резиденцию в Сарепту. Туда же перебрался и епископ.

В 1228 г. крестоносцы перешли в контрнаступление, отвоевали и построили Сидон. Новая цитадель города была возведена на мысу, издававшийся далеко в море и получила название Морского замка. По Яффских договору с императором Фридрихом II ( 1229) мусульмане признали Сидон владением крестоносцев.

Крепость Св.Людовика, построена на месте древнего сидонського акрополя (1254)

Французский король Людовик IX Святой в 1252 начал строительство новых стен, но в 1253 г. мусульмане неожиданным ударом захватили и разграбили город, 1200 христиан были убиты или обращены в рабов. Людовик освободил Сидон, виновив городские стены и построил еще одну цитадель - на месте бывшей крепости аль-Муизза ( 1254).

Осада Сидона монголами в 1260 г., миниатюра XIV в.

В 1260 г., когда монголы захватили Дамаск, и хан Хулагу назначив своим наместником несторианина Китбуку, Жульен Сидонський решил воспользоваться этим для грабежа приграничья. Жульена пытался остановить племянник Китбукы, но барон убил. Тогда монголы двинулись на Сидон. Жульена удалось некоторое время удерживать их перед городом, чтобы мирные сидонци могли хотя бы убежать. А потом барон забаррикадировался в цитадели. Монголы уничтожили нижний город, убивая всех, кто попадался им на пути, разрушили городские стены и отступили в Дамаск. Жюльен не растерялся и продал Сидон с округой своим кредиторам - тамплиерам ( 1260).

В 1268 г. тамплиеры заключили соглашение о ненападении с Бейбарс. В 1277 г. Сидон перешел под опеку сицилийского короля Карла Анжуйского. В 1283 г. Бейбарс подписал мир и с ним, позволив восстановить стены Сидона. Но крестоносцам это уже не помогло. 28 мая 1290 г. Бейбарс захватил Акко. Командор тамплиеров Тибо Годен выскользнул из города и перебрался в Сидона, чтобы руководить его обороной. Город продержался до 14 июля, когда Годен отдал приказ оставить.

Городские стены были изрыты, цитадели остались в полуразрушенном состоянии. Сидон был подчинен мамлюцьким наместникам Дамаске, а позже стал частью округа Баальбек. Мамлюки не были заинтересованы в развитии местной торговли, так беспокоились прежде всего о Египет. Поэтому Сидон под их властью упадок. И даже бывшая городская окрестности была перераспределена в пользу соседних эмиров, которых в Каире считали надежной опорой своей власти.


1.13. Современные времена

Разгром мамлюков при Мардж Дабику (август 1516 года) и переход Леванта под власть османов сидонци восприняли с облегчением. В октябре 1516 городская делегация лично прибыла в Дамаск чтобы засвидетельствовать свою лояльность Селиму I. Организации местной власти султан оставил неизменной, но от смены хозяев Сидон выиграл прежде всего, экономически. Египетская монополия на международную торговлю была сломана, а присоединение к Османской империи Месопотамии вновь открыло путь к Индии через левантийской порты. В 1536 г. право на торговлю в османских владениях получили французы, в 1580 - англичане, в 1612 - голландцы.

Сидон в XVII в. Гравюра Вацлава Голлара

Сидон снова превратился в центр международного обмена. Этим воспользовался шуфський эмир Фахреддин II (1590-1632), который присоединил город к своим владениям и провозгласил себя "эмиром Ливана". Фахреддин построил возле Сидона свою резиденцию, а в самом городе караван-сарай для европейских торговцев. В 1608 г. он заключил самостоятельную торговую соглашение Тосканским герцогством, создал регулярную армию и обновил крепостные стены. Обеспокоенный султан поручил паши Дамаска устранить непокорного вассала. В 1613 г. Фахреддин покинул родину, однако в 1618 г. вернулся и превратил Ливан вполне самостоятельное государство, главным портом которой именно Сидон. По объемам торговли город уступал только Александрии и Измира.

Хан иль-Франжю, караван-сарай, построенный Фахреддином II для европейских торговцев

Наконец османам удалось захватить и казнить Фахреддина и его родственников. И в дальнейшем Сидон старались не выпускать из подчинения Стамбула. После 1660 г. был создан даже отдельный Сидонський эйялет, которому была подчинена побережья и Палестина. Горные районы, однако, в состав эйялет не входили. С середины XVII в. особую роль в местной торговле начали играть французские купцы, увеличили объемы своих операций втрое. При этом османские экономисты отмечали, что торговое сальдо было в пользу Сидона. Готовой продукции у европейцев покупали меньше, чем продавали сырья, накапливая таким образом золото и серебро.

Сидон в середине XIX в., Литография Дэвида Робертса

В 1771 г. Сидон захватил обладатель Акко Дагир аль-Умара. Вместе с ливанским эмиром Юсуфом Шихаб они подняли восстание против османского власти. Турки в 1772 г. приняли Сидон в осаду, однако на рейде появилась русский эскадра, которая заставила их отступить. Борьбу с Дагиром возглавил Ахмад-паша по прозвищу аль-Джаззар ("мясник"), которого султан сделал сидонським валу. В 1774 г. с русскими заключили мир, а в следующем году был убит Дагир. Ахмад-паша в 1775 г. перенес центр эйялет в Акко, хотя по названием он оставался Сидонським. В Акко начали перебираться и торговцы. Французам с 1791 г. в Леванте, и Сидони частности, торговать вообще запретили. Город начал падать, вместо сидонськи валу были больше занять политическими междоусобицами. В 1804 г. должность вали перешла Сулейману-паше, а в 1818 - Абдаллаху-паши, который создал постоянное войско и терроризировал с его помощью всю округу, не считаясь с султаном.

Сидон. Старый город

В 1831 г. Сидон был оккупирован египетской армией Ибрагима-паши и окончательно лишен статуса административного центра. В 1837 г. город был разрушен землетрясением. В 1840 Сидон бомбили англичане и австрийцы, чтобы убедить египтян оставить Сирию. В 1841 г. Мухаммед-Али же отказался от азиатских владений.

Сидонська улица, 1903

Однако с возвращением турок сидонський эйялет не восстановили, а объединили с Триполи, а центром ейялету стал Бейрут. В 1860 - 1861 город находился под оккупацией французов, объявили себя защитниками местных христиан. В 1864 г. Сидон был вообще подчинен Дамаске. В 1887 году был образован вилайет Бейрут, в составе которого Сидон был обычным поселением.

В 1918 город снова перешел под контроль французов, которые превратили Ливан на свой ​​протекторат. С 1943 Сидон - в составе независимого Ливана.

С 1948 г. рядом с городом расположены два лагеря палестинских беженцев, фактически имеют экстерриториальный статус.


Примечания

  1. Эта версия в несколько видозминеному виде встречается уже в Юстина (XVIII, 3), который переводит צ ד ן на арамейский лад как "рыбу", в финикийской речь идет скорее о "рыбалке"
  2. Бытия. X, 15
  3. Показательно, что Гомер отчетливо противопоставляет ремесленников - сидонян финикийцам, которые выступают у него преимущественно как пираты
  4. Плиний, V, 76
  5. Юстин, XVIII, 3, 9
  6. Страбон. География, XVI, 2, 13
  7. Нав. XI, 8
  8. Диодор Сицилийский, XIV, 79
  9. Диодор Сицилийский, XIV, 98
  10. Плутарх. Агесилай, 37
  11. Плутарх. Агесилай, 38
  12. Феокрит, и деловые., XVII, 110

Источники

  • Fr.C.Eiselen. Sidon: A Study in Oriental History. New York, 1907
п ? в ? р Phoenician aleph.svg Финикийские города
AssyrianWarship.jpg

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам