Надо Знать

добавить знаний



Сикхизм



План:


Введение

Сикхизм (от сваи ਸਿੱਖੀ, сикх, "последователь, ученик) - религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части полуострова Индостан гуру (духовным учителем) Нанака ( 1469 - 1539).

Сейчас сикх пантх (религиозная община) насчитывает около 22 млн. членов, из которых 83% проживает в Индии, 76% индийской сикхов живут в Пенджабе. [1]

Сикхизм сочетает идеи индуизма и ислама. Воспринимаются индуистские концепции кармы и перерождения, но отвергается кастовая система. Сикхи верят, что Бог является единственной реальностью и духовное освобождение может достигаться путем утоления его через: сердечный песнопение, повторение священного имени, медитацию и служения.

Существенно руководство и руководство гуру. Центральной является концепция Халса, выбранной расы святых воинов, как и так называемые пятого К : канга (гребень), какч (короткие широкие штаны), Кирпань (меч), кара (стальной браслет), кес (необрезанные волосы и борода).


1. Учение

Сикхизм начало учения Гуру Нанака и его последователей - десяти гуру. Сущность сикхистського учения в словах Нанака: "Осознание истины превыше любой другое. Но еще выше - вечной жизни". Сикхизм верит в равенство всех людей и отвергает дискриминацию по кастовыми, религиозными или гендерными признаками. Сикхизм не придает значения аскетизма, как пути к спасению, а подчеркивает важность семейной жизни.

Сикхизм - монотеистическая религия. Бог сикхов, вахигуру не имеет формы, невидимый, находится вне времени. Священные тексты сикхов начинаются цифрой 1, символизирующая универсальность Бога. Бог всюдисутний и безграничный (ИК онкар). Сикхи верят, что до создания мира был только Бог и его воля (хуками). По воле Бога был создан весь Вселенная.

Хотя понимание Бога за пределами человеческих возможностей, Нанак утверждает, что Он не совсем скрыт от человека. Бог всюдисутний во всех творениях, и для духовно пробужденного он виден везде. Нанак утверждал, что Бога надо видеть внутренним зрением или сердцем: преданный Богу должен медитировать с целью добиться просветления. Медитация по мнению Нанака дозовляе общения между Богом и человеком. Бог сикхов не имеет пола, хотя при переводе может сложиться представление о мужской пол.

Нанак утверждал также, что Бог создал жизнь на многих мирах.


1.1. Путь к спасению и Халса

Основой учения Нанака является не вера в рай и ад, а духовное единение с богом, ведет к спасению. Главными препятствиями на пути к спасению являются социальные конфликты и привязанность к земным достижениям, по которой человек обречен на бесконечный цикл рождений - реинкарнацию.

Майя, иллюзия, нереальность отвлекает людей от пути к спасению, давая им только иллюзорное удовлетворение. Однако Нанак отмечает, что майя не является нереальностью мира, а лишь его ценностей. Сикхизм осуждает пять зол: его, гнев, жадность, привязанность и похоть. Доля людей, ставших жертвами пяти зол, развод с Богом, и исправить положение можно только искренним и неутомимой преданностью.

Нанак описывает путь к познанию Бога (спасение) в терминах нам (святое имя) и Шабад (святое слово). Спасение можно добиться только строгим и дисциплинированным служением. Нанак подчеркивает неважливисть таких внешних проявлений поклонения как ритуалы, паломничество, аскетизм. Он отмечает, что приверженность должна идти от сердца, души.

Ключом на пути к спасению есть нам - повторение божественного имени. Повторение имени Бога или священного состава характерно для идийський религий, однако Нанак отмечает внутреннем, личном. Идеал Нанака - полная преданность личной стуности святому имени и полная покорность дхарма (святому порядке). Нанак описывает результат дисциплинированного соблюдения нам симран как "произрастания до и в Бога" через пятиэтапный процесс. Последний этап этого процесса сак Кханда (царство правды) является окончательным союзом души с Богом.

Нанак также отмечает кират каро - обязанности сикха совмещать работу, поклонение, благотворительность и защиту прав всех созданий, особенно людей. Он поощрял сикхов в чарде кала - оптимистического взгляда на жизнь. Важной для сикхов является концепция благотворительности - Ванда Чака. Она осуществляется через раздачу бесплатной еды ( Лангар) в сикхских храмах - гурдвары, пожертвования и труд на пользу общества и других (сева).


2. История

На протяжении тысячелетий господствующей религией в Индии был индуизм в разных формах, с незначительным меньшинством буддистов и джайнов. В начале 13 в. Индия была завоевана мусульманами, которые принесли с собой свою религию - ислам. Распространение ислама привело к росту межрелигиозной розни и нетерпимости. В этих условиях сикхизм зародился как попытка религиозного примирения. Основатель сикхизма Нанак взял с каждой из религий то, что казалось ему хорошим, и отверг все, что на его взгляд был злым. Индуистский общество построено на основе варн, которые утверждали неравенство между людьми. Нанак провозгласил всех людей, включая женщин, равными, отбросив варны, осудив ритуал сати и практику ношения паранджи. Он взял от ислама монотеизм, а от индуизма теорию перерождения душ. Он отверг свойственные индуизма аскетизм и попрошайничество, проповедуя семейную жизнь, сказал необходимости ограничения в пище, как вегетарианство в индуизме, так и запрет есть мясо нечистых животных в исламе. Напротив, Нанак запретил употребление в пищу мяса животных, забитых ритуально. Разработанная Нанака религия также осуждает внешние проявления религиозности - ритуалы, паломничества, храмы, существование отдельного слоя священников. Однако, Нанак поощрял благотворительность, проявляющаяся в бесплатном раздаче пищи в гурдвары и их открытость для людей любой веры.

Новая религия не получила слишком большой привязанности, а к образованию устойчивой достаточной большой общины сторонников. Сикхизма НЕ властвий прозелитизм, хотя сикхские общины радушно принимают новых членов.

Нанак родился в Пенджабе, на территории современного Пакистана, его родители были индусами из варны кшатриев. Еще в юности он начал проявлять интерес к религии, поощряемый местным барином. В результате своих духовных исканий Нанак пришел к выводу, что "нет индусов, нет мусульман", и с тех пор стал проповедовать учение, которое стало сикхизм. Считается, что Нанак совершил четыре больших путешествия: до Бенгала и Ассама, в Тамил Наду, в Кашмира, Ладакх и на Тибет, и, наконец, в Багдад и Мекку.

В 1538 Нанак выбрал второй гуру сикхов, своего ученика, который получил имя Ангад Дев, отказавшись передать проповедь своего учения сыновьям, один из которых основал свою собственную секту удаси, а второй вел беспутную жизнь. Ангаду приписывается авторстов писания Гурмукхи, одного из священных текстов сикхов.

Третьим гуру в 1552 стал Аман Дас, за учительства которого центром сикхизма стал Гоиндал. Аман Дас проповедовал равенство между мужчинами и женщинами, запретив паранджу и сати. При нем также распространилась практика Лангар - бесплатного раздачи пищи. Аман Дас непременно угощал всех своих посетителей, прежде чем они могли обратиться к нему. В 1567 Лангар вместе с бедняками ел император Акбар Великий.

Четвертым гуру сикхов стал в 1574 Рам Дас, который сделал центром сикхизма Амритсар. Его младший сын Арждан Дев стал пятым гуру в 1581. Он построил Харимандир-Сахиб, известный как Золотой Храм, а кроме того подготовил священный текст Адигрантх (буквально Первая книга), в который были включены письма предыдущих гуру. В 1606 за отказ внести изменения в Адигрантх и за Поддержка неуспешного претендента на трон, его замучил и убил император империи Великих Моголов Джахангир.

Шестым гуру сикхов стал Харгобинд, который носил два меча - для духовных и мирских дел. Сикхизм к тому времени организованной общиной. В 1644 году гуру стал Хар Рай, а в 1661 Харкришан. Гимны, составленные этими тремя гуру не вошли в священной книги сикхов.

В 1665 году гуру стал Тегх Бахадур, казнен Аурангзеб за предоставление защиты индусам, которые отказались перейти в ислам. Его заменил сын Гобинд Рай, которому в ту пору было только 9 лет. Он милитаризував своих сторонников, и был посвящен пятеркой сикхов, которая получила название Панджа пиар при формировании хался 13 апреля 1699. С тех пор он известен как Гобинд Сингх.

Со времен Нанака, когда община сикхов была свободным обществом последователей, прошло много лет и сикхи значительно изменились. Хотя основные принципы религии остались неизменными, ее сторонники начали создавать политическую силу. На протяжении жизни Тег Бахадура и Гобинд Сингха конфликт между Великих Моголов и сикхами нарастал. Образована в 1699 году Халса соединяет религиозное служение политическими и военными обязанностями. После того как Аурангзеб убил четырех его сыновей, Гобинд Сингх послал ему письмо предупреждение о победе зафарнамах.

Гобинд Сингх решил, что после его смерти священное писание Гуругрантх-Сахиб станет высшим духовным авторитетом для сикхов, а временный авторитет полагался на Халса-пантх - сикхские общину. Более гуру в сикхов не было. Гобинд Сингх поручил бывшему аскету наказать тех, кто преследовал сикхов. После смерти гуру Банда Сингх Вахадур возглавил армию и совершил несколько нападений на империю Моголов. Он был казнен падишахом Джахандар-шахом после отказа перейти в ислам.

Военизированные сикхи стали значительной политической силой в регионе. После смерти Баба Барда Сингх Бахадура образовалась Сикхские империя со столицей в Лахоре. Постепенно она обветшала и была аннексирована Британией после англо-сикхских войн.

После получения Индией и Пакистаном независимости в 1947 тысяча сикхов погибли в результате религиозного насилия, а миллионы вынуждены были покинуть свои семейные дома в Западном Пенджабе, который вошел в состав Пакистана. Желание сикхов создать штат по языковому признаку натолкнулось на противодействие других штатов. Сикхские политическая организация Акали Дал начала ненасильственное движение за права сикхов и Пенджаба. В 1984 премьер-министр Индии Индира Ганди приказала провести операцию Голубая звезда", чтобы заставить Джамайла Сингх Бхиндранвале покинуть Золотой храм в Амритсаре. В результате операции погибло много паломников. Индира Ганди через несколько месяцев был убит охранниками-сикхами. После убийства начался анти-сикхских бунт 1984.


3. Служение

Сикхи поддерживают давние и устоявшиеся обычаи и традиции, которые помогают им укрепиться в своей вере. Сикхизм рекомендует ежедневные рецитации заученных наизусть отрывков из священного писания Гуругрантх-Сахиб, утром, сразу после умывания. Семейные обычаи включают чтение священных текстов и посещение гурдвары. Гудвары построены во многих городах Индии и повсюду в мире, где есть значительная сикхские община. Они открыты для людей всех религий.

Служба в гудвари состоит в основном из пения гимнов из священных текстов. Сикхи обычно входят в помещение, касаются лбом земли перед священным писанием и дают пожертвования. Характерна также рецитация составленных в 18 в. ард, в которых упоминается о прошлых страданиях и успехи сикхской общины.


См.. также

Примечания

Литература

  • (Рус.) Ботвинкин Ю. В. Становление сикхизма и его отличия от других течений религиозно-философского движения бхакти в средневековой Северной Индии / / Востоковедение. - М., 2006. - № 35/36. - С. 15-26

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам