Сильвестров Валентин Васильевич

Валентин Васильевич Сильвестров ( * 30 сентября 1937, Киев) - Украинский композитор.


1. Творческий путь

Окончил Киевскую государственную консерваторию (теперь Национальная музыкальная академия Украины) по специальности композиция в 1963 г. по классу Б. Лятошинского.

С 1960-х годов музыка Сильвестрова звучит на международных фестивалях, его произведения исполняют Г. Кремер, А. Любимов, И. Монигетти, А. Рудин, Г. Рождественский и другие. Произведения Сильвестрова издаются во многих престижных издательствах Запада, в том числе "Беляев-Петерс".

В 1960-е годы В.Сильвестров входит в творческую группу "Киевский авангард", представители которой вопреки жесткому давлению со стороны защитников господствующей в СССР эстетики соцреализма, открывают новую страницу истории украинской музыки, ориентируясь на новые стилевые течения и овладевая современными композиторскими техниками западноевропейской музыки. Частности композитор использует в своих произведениях додекафонию, алеаторика, сонористику. Характерным драматургическим принципом становится волновая драматургия.

В 1970-е композитор постепенно отказывается от традиционных техник авангарда, ориентируясь на постмодернизм. Сам автор называет свой стиль "мета-музыкой" (метафорическая музыка). В музыке этого периода преобладают медитативные, созерцательные настроения. Видное место занимает характерное постмодернизма обращение к стилям прошлых эпох (см. пример № 2 - "Кич-музыка" (1977)).

Характерной чертой стиля Сильвестрова становится постлюдийнисть, характерной драматургической чертой становится превалирование периодов спада и diminuendo, на разных уровнях композиционной структуры прослеживается характерная постмодерновой парадигме неопределенность. Характерной особенностью фактуры становится наличие звуковой педали, фона, в рамках которого возникают отдельные знаки аллюзий.

Еще одной важной парадигмой постмодерна, которая прослеживается в творчестве Сильвестрова является неопределенность. Неопределенность проявляется как отсутствие четких композиционных схем, определенной спонтанности мышления, так и на уровне ритмоструктур, интонационных построений и звучания в целом, что нередко граничит с тишиной.


2. Награды

Валентин Сильвестров - лауреат Международной премии им. С.Кусевицкого ( США, 1967), Международного конкурса композиторов "Gaudeamus" ( Нидерланды, 1970), Государственной премии Украины им.Т.Шевченко (1995), Народный артист Украины (1989). Награжден орденами "За заслуги" III степени (1997), Ярослава Мудрого V степени (2007). Почетный доктор honoris causa Национального университета "Киево-Могилянская академия" (2011).


3. В творчестве автора

(Источник: мультимедийная база данных "Новая музыка Украины")

3.1. для оркестра

  • 7 симфоний (в том числе "Есхатофония");
  • "Классическая увертюра";
  • "Гимн"

3.2. для солистов с оркестром

  • "Медитация" (для виолончели и симф. Оркестра);
  • "Exegi monumentum" (для сопрано или баритона и симф. Оркестра);
  • "Посвящение" (для скрипки и симф. Оркестра),
  • "Метамузыка"
  • "Постлюдия"
  • "Монодия" (для ф-но и симф.оркестру)

3.3. для камерного оркестра

  • "Спектры",
  • Поэма памяти Лятошинского,
  • Серенада,
  • Интермеццо
  • "Эпитафия" для ф-но и струнного оркестра;
  • Осенняя серенада для сопрано и камерного оркестра
  • "Вестник 1996" для струнного оркестра с синтезатором


3.4. для хора

  • Реквием для Ларисы
  • Кантаты: на стихи Т.Шевченко,
  • на стихи Ф.Тютчева и А.Блока,
  • "Лесная музыка",
  • "Ода соловью",
  • Диптих,
  • Элегия


3.5. камерная музыка

  • 2 струнных квартета; Квартет-пикколо;
  • Квинтет;
  • "Мистерия" для альт.флейты и ударных;
  • трио для флейты, трубы и челесты;
  • "Проекция на клавесин, вибрафон и колокола"
  • "Драма" для скрипки, виолончели и ф-но
  • Соната для виолончели и ф-но
  • 3 постлюдии
  • Пост скриптум для скрипки и ф-но
  • Эпитафия Л.Б. для альта и ф-но
  • Мистериозо для кларнета
  • Элегия для виолончели



3.6. Для фортепиано соло

  • 3 Сонаты
  • Сонатина
  • Классическая соната
  • 5 пьес
  • Триада
  • Элегия
  • "Детская музыка"


3.7. Для голоса с фортепиано

  • 2 романсы на стихи А.Блока
  • " Тихие песни "
  • "Простые песни"
  • "Старинная баллада"
  • "Ступени"
  • "Кич-песни"
  • 4 песни на слова Мандельштама


3.8. музыка к кинофильмам

  • "Белые облака" (1968)
  • "Карантин" (1968)
  • "Ералашный рейс" (1977)
  • "Незримая работа" (1979)
  • "Пробивное человек" (1979)
  • "Грачи" (1982)
  • "Не было бы счастья" (1983)
  • "Приближение к будущему" (1986)
  • "Сад Гефсиманский" (1993)
  • "Чеховские мотивы" (2002, реж. К. Муратова)
  • "Настройщик" (2004, реж. К. Муратова) [1]
  • " Время прощания "(2005, реж. Франсуа Озон)



4. Музыкальные примеры


Примечания

  1. http://www.kinokolo.ua/cyclopedia/person.php/92 - www.kinokolo.ua/cyclopedia/person.php/92

Литература

  • Павлишин С. Валентин Сильвестров. - К.: Муз. Украина, 1989.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубиевич. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • А.Ильина. Постмодернистические тенденции в музыке Сильвестрова. / / Украинское музыковедение. Вып .. 33 - К.2004
  • А.Михайлов. О структурно-семантический инвариант симфоний Сильвестрова / / Украинское музыковедение Вып. 28 - К.1998
  • В.Сильвестров на странице МИЦ - anm.odessa.ua / mic / u-Silvestrov.html
  • Авангард в украинской музыке 1960-х годов - www.astrasong.ru/c/science/article/402/ (Рус.)
  • Опанасюк О.П. Творчество Сильвестрова в контексте интенциональных формы художественного образа / / Украинская искусствоведение. Вып. 5. - М.: ИИФЭ, 2004. - С. 76-81.
  • Опанасюк О.П. О интенциональных стиль в музыкальном искусстве. На материале Второй сонаты для фортепиано Сильвестрова / / Киевское музыковедение. Вып. 25. - М., 2007. - С. 66-76.
  • Опанасюк О.П. "Дождаться музыки" Сильвестрова: интенциональных срез / / Искусствоведческие записки: Сбор. наук. трудов. - Вып. 20. - К.: Миллениум 2011. - С. 38-47.
  • В.Сильвестров. Дождаться музыки. Лекции - беседы. По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым. - К.: Дух и буква 2011. - 376 с.