Надо Знать

добавить знаний



Символизм



Символизм ( фр. symbolisme , С греч. симболон - знак, признак, примета, символ) - литературно-художественное направление конца XIX - начала ХХ ст., основоположники которого, основываясь на идеалистической философии Шопенгауэра, "теории бессознательного" Эдуарда Гартмана и взглядах Фридриха Ницше, провозгласили основой художественного творчества символ - тайную идею, скрытую в глубине всех окружающих, а также и потусторонних явлений, ее можно раскрыть, понять и отразить только с помощью искусства, в частности музыки и поэзии. Обусловлена ​​этим учреждением поэтика символизма отличалась глубоким культом "слова, как такового" ("мир слова"), большим вниманием к музыкальности, формальных поисков, осложненных образов и ассоциаций, склонностью к таинственности, а то и мистичности, проявлявшийся особенно в использовании намеков и недомолвок, в употреблении заглавных букв в некоторых словах для подчеркивания их особого значения тому подобное.

Символизм возник во Франции в 1880-х, как реакция против мещанства и позитивизма, в частности против поэзии "парнасцев", натуралистического романа и реалистического театра. Основоположниками его были Поль Верлен и Стефан Малларме и их тогдашние ли поздние ученики поэты и эссеисты Анри де Ренье, Сюлли-Прюдом, Поль Клодель, Поль Валери, Андре Жид, Сен-Поль Ру и др.. Своим предтечей они считали Шарля Бодлера. Срок символизм принял первое и изложил программный его позиции Жан Мореас. Впоследствии символизм распространился в других странах и стал первой манифестацией модернизма в мировой литературе и живописи.

Символизм в европейской живописи имел своих горячих сторонников, среди которых

Символизм - одна из стилевых течений модернизма, возникшая во Франции в 70-х pp. XIX в., А в украинской литературе распространилась в начале XX ст. Основной чертой символизма является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ.

Под влиянием европейского (и в большой степени русского) символизма, как реакция против литературы народнического реализма, развитие модерна украинская поэзия нач. ХХ в. Элементы и влияния символизма заметны в творчестве Николая Вороного, Николая Филянского, Григория Чупринки, в драматических произведениях Александра Олеся, в поэзии поэтов галицкой "Молодой Музы", Василия Пачевского, Петра Карманского, прозаика Михаила Яцкова. В литературной критике идеи символизма представляли Николай Евшан (Федюшка), Николай Сриблянский (Шаповал). Влияние символизма сказались также и в области перевода (переводы с Гергарта Гавптмана, Генрика Ибсена, Леонида Андреева и др.)..

Украинский символизм сформировался организационно уже после того, как с конца 1910-х pp. закончился период активизации русского символизма. Начала украинского символизма связанные с ранним творчеством Павла Тычины (1914-1917), Якова Савченко, Олексы Слисаренко, Дмитрия Загула, Владимира Ярошенко, Клима Полищука и др..

Символ - поэтический троп, основанный на условном определении какого-либо явления или понятия через другое на основании сходства. С помощью него поэты стремятся кратко и ярко передать определенное мнение.

Первым организационным центром украинского символизма было создано в Киеве в 1918 г. с участием поэтов Якова Савченко, Олексы Слисаренко, Павла Савченко, Михаила Семенко, Владимира Кобылянского и Павла Тычины, как и деятелей театра Леся Курбаса и Николая Терещенко и художника Анатоля Петрицкого, группировки "Белая студия" (название по франц. ж. "Revue Blanche"). Силами этой группы был издан того же года "Литературно-критический альманах" с произведениями названных поэтов и художников и с теоретически программными статьями. И. Майдана (Д. Загула) и Якова Савченко, а в начале 1919 г. появилось новое группировки украинской символистов "Музагет", мерами и силами которого в мае 1919 г. был издан тройной номер журнала "Музагет" под ред. Павла Тычины, Владимира Ярошенко, Юрия Меженко и Дмитрия Загула. Активное участие в деятельности группы приняли, кроме выше названных, Антон Павлюк, Михаил Жук, М. Крупский и др..

Определенно символистичной мотивами и средствами было творчество Якова Савченко ("Стихотворения", 1918), Владимира Ярошенко ("Свитотинь", 1918; "Луны", 1919), Дмитрия Загула ("На грани", 1919), Алексея Слисаренко ("На берегу Кастальскому ", 1919), Клима Полищука (" Стихотворения "), Антона Павлюка ("Печальная радость, 1919), Николая Терещенко (стихи в "ЛНВ" и "Музагета"), Владимира Кобылянского (посмертный сборник "Мой дар", 1920).

Вершинным проявлением украинского символизма стал сборник Тычины, "Солнечные кларнеты" (1918), как своеобразная и уникальная местами в европейском симфолизми "музыкальная симфония" ( Агапий Шамрай). Под влиянием символизма находился изначально и Павел Филипович. Символическая по настроению и средствами была первая сборка не связанного орг. с символистами Тодося Осьмачки "Утес" (1922). Вне СССР влиянием символизма была обозначена раннее творчество Романа Купчинского, Василия Бобинского ("В притворе храма", 1919; "Тайна танца", 1924) и других галицких поэтов, сплотившихся у журнала "Митуса" (1922) и Ивана Крушельницкого, как также поэтов и художников эмигрантов, сплоченных у журнала "Солнцецвет" в Тарнове (1922).

Существование символистичного группировки ограничилось периодом 1917-1919 гг: Михаил Семенко и Олекса Слисаренко активизировались в украинском футуризме, другие, после последней попытки с альманахом и группой "Гроздь", перешли под ударами официозной критики на позиции "пролетарской литературы". От символизма и его эстетических установок отказался впоследствии и Павло Тычина. Руководство символизма и лозунг "Искусство для искусства" отстаивали еще некоторое время в критических писаниях Юрий Меженко, Клим Полищук, и Антон Павлюк. В 1934-1937 большинство бывших символистов, даже те, которые перешли на вымогательств коммунистическим режимом "пролетарские" позиции, были уничтожены, расстреляны или погибли в концлагерях: Яков Савченко, Олекса Слисаренко, Дмитрий Загул, Владимир Ярошенко, Валерьян Полищук, Клим Полищук, Лесь Курбас, Иван Крушельницкий, Василий Бобинский и др..

Традиции украинского символизма и его художественные установки продолжали в 20-х pp. в эмиграции - Клим Полищук (пронизана месиянистичнимы мотивам сборник "Звуколирнисть", 1921), и Антон Павлюк (в изданных в 1925-1931 гг в Праге сборниках) с 1945 Тодось Осьмачка, Василий Барка, Михаил Орест и в частности Олег зуевская (сб. "Золотые Ворота", 1947; "Под знаком Феникса", 1958), два последних - активные переводчики произведений Райнер Марии Рильке, Стефана Георге, Стефана Малларме и других европейских символистов.

Внятного и оригинального оформления и проявления в творчестве украинских поэтов (за эмиграционными - Михаил Орестом и Олегом Зуевским) символизм не получил. В нем перекрещивались разные влияния, в том числе и народнической поэзии и чуждых cимволизму направлений ( футуризм и др.).. По сравнению с европейским и русским символизмом украинский символизм был формально опозданий и эпигонским направлению. Характеристической особенностью украинского символизма было его осовременивания - попытка выразить с помощью символистична мотивов и средств захвачено ли отрицающее отношение авторов к дореволюционной и революционной действительности.

Украинских изобразительные художники-символисты, как и их европейские предшественники и современники, пытались найти синтеза цветов и линий, которая могла бы выразить идею. Элементы символизма и его влияния имеющихся в творчестве членов "Музагета" и "Гроздья" - Михаила Жука, Николая Бурачека, Анатоля Петрицкого, и прежде Ефима Михайлова, а на Западной Украине - Олексы Новаковского, раннего Павла Ковжуна, Р. Лисавського, Льва Геца, Осипа Сорохтея и др.., "а эмиграции в неосимволизму можно отнести художественную творчество Виктора Цымбала.

Воздействиями символизма обозначена и ранняя театральная творчество Леся Курбаса и его Молодого театра в 1917-1919.


Литература

  • Литературно-критический Альманах. Одесса, 1918.
  • Музагет. - 1919. - Чч. 1-3.
  • Кисть. - 1920.
  • Дорошкевич А. Учебник истории укр. литературы. 4 изд. X., 1927.
  • Савченко Я. Поэты и беллетристы. X., 1927.
  • Лейтес А. Яшек М. Десять лет укр. литературы (1917-27). I-II. К., 1928.
  • Шамрай А. украинская литература. 2 изд. X., 1928.
  • Гординский Я. Литературная критика пидсов. Украина. Л. - М. 1939.
  • Sherekh Yu. Trends in Ukrainian Literature under the Soviets. The Ukrainian Quarterly. IV, ч. 2. Нью-Йорк 1948.
  • Luckyj G. SN Literary Politics in the Soviet Ukraine 1917 - 34. Нью-Йорк 1956.
  • Stepun F. Die Wege des Symbolismus. Orbis scriptus. Мюнхен 1966.
  • Неврли М. Художественные направления и лет. группировки в ранней укр. порево. литературе / / Дукля, чч. С и 5 (также отдельная отпечатка), Прешов 1968.
  • Бойчук Б., Рубчак Б. Координаты. I - II, Мюнхен 1969.
  • История укр. литературы в восьми тт. VI т. К. 1970.
  • Родько М. Украинская поэзия первых послеоктябрьских лет. К. 1971.

Источник


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам