Надо Знать

добавить знаний



Симфония



План:


Введение

Симфония (от греч. συμφονία - "Созвучие") - жанр оркестровой музыки, большое произведение для оркестра [1]. Классические образцы симфонии написаны для симфонического оркестра и представляют собой цикл из 4 частей, первая из которых пишется в сонатной форме и Существуют также симфонии для струнного, камерного, духового и других составов оркестра, для оркестра с соло инструментом (симфония-концерт), многие произведения этого жанра, особенно среди написанных в XX веке, имеют отличную от классической строение.


1. История

1.1. Происхождение

Прототипом симфонии может считаться итальянский увертюра, сложившаяся при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из allegro, andante и allegro, что сливались в одно целое. С другой стороны предшественницей симфонии была оркестровая сюита, ​​состоящая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности.

Почва для возникновения симфонии был подготовлен музыкантами многих стран, однако появилась она в творчестве композиторов Мангеймском школы - содружества чешских композиторов, которые возглавили придворный оркестр в немецком городе Мангейме. Талантливые из них - Ян Стамиц и Франтишек Рихтер - были авторами первых симфоний. Они также начали новый тип оркестра. Именно в творчестве мангеймивцив термин "симфония" закрепляется за оркестровым циклическим произведением (50-60-е годы XVIII в.).


1.2. Классицизм

Основателем классической модели симфонии считается Й. Гайдн. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковую тональность, а средние пишутся в тональности, родственных с главной, по которой и определяется тональность всей симфонии. Крупнейшие представители классической симфонии - В. А. Моцарт и Л. ван Бетховен

К оркестра Гайдна и Моцарта входили такие инструменты: две флейты, два гобое, два фаготы, две валторны, одна-две трубы, пара литавр и струнный квинтет (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы) нередко вводились и кларнеты.


1.3. Романтизм

Романтическая симфония стала сочетанием классической формы с романтической экспрессией и влиянием песне на характер тематизма. Развиваются также тенденция программности. Появляются лейтмотивы. Главной тенденцией романтизма было разрастание формы, состава оркестра и плотности звучания. К выдающихся авторов симфоний этой эпохи принадлежат: Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Иоганнес Брамс, П.И.Чайковский, А.Брукнера и Густав Малер.


1.4. С конца 19 века

Начиная со второй половины 19 века и особенно в 20 веке строгие формы симфонии стали разрушаться. Стала необязательной чотиричастиннисть: симфонии могут содержать от одного (напр. симфонии В. Сильвестрова), до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича). Необязательным становится использование сонатной формы. После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала.


2. Классическая строение

Как и в сонате, в классической симфонии есть четыре части. 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме, 2-а, в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме; 3-я - скерцо или менуэт - в форме песни (куплетную форме) 4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме или в большой форме рондо. Если 1-я часть написана в умеренном темпе, то за ней наоборот, может следовать быстрая друга и медленная третья часть (например, 9-я симфония Бетховена).

Учитывая то, что симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, поскольку богатство выразительных средств симфонического оркестра предусматривают розгорнутише изложения музыкальной мысли.

Программной симфонией называется та, которая связана с определенным содержанием, изложенным в программе. Например, Пасторальная симфония Бетховена, "Фантастическая симфония" Берлиоза и др.. Первыми ввели программу в симфонию Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Антонио Розетти и Йозеф Гайдн.



3. Симфония в украинской музыке

Первыми произведениями, названными "симфониями" в украинской музыке считают "Концертная симфония" Д. Бортнянского, "Украинская симфония" неизвестного автора.

Интерес к оркестровой музыки в Украине оживляется во второй половине XIX в. "Юношескую симфонию" создает Николай Лысенко, "украинский симфонию" - Михаил Калачевской, Симфонию соль минор - Владимир Сокальский. Опираясь на достижения зарубежной классики, они пишут яркие и оригинальные симфонические произведения, в которых фольклорный материал играет важную роль. Например, темы всех частей симфонии Колачевского построенные на мелодиях украинских народных песен.

Величайшие достижения украинского симфонизма в 20 веке связано с именами Льва Ревуцкого, Бориса Лятошинского и Станислава Людкевича. Плодотворно работали в жанре симфонии Глеб Таранов, Роман Симович, Дмитрий Клебанов, Андрей Штогаренко, Георгий Майборода, Николай Дремлюга, Владимир Золотухин и другие.

Среди современных украинских авторов симфоний - Виталий Кирейко, Валентин Сильвестров, Евгений Станкович, Борис Буевский, Юрий Ищенко, Игорь Поклад, и другие.


4. Авторы симфоний

Авторы симфоний
Йозеф Гайдн 104 симфонии
Вольфганг Амадей Моцарт 41 (68) симфоний
Людвиг ван Бетховен 9 симфоний
Франц Шуберт 9 симфоний
Роберт Шуман 4 симфонии
Феликс Мендельсон 5 симфоний
Гектор Берлиоз несколько программных симфоний
Антонин Дворжак 9 симфоний
Иоганнес Брамс 4 симфонии
Петр Чайковский 6 симфоний (а также симфония "Манфред")
Антон Брукнер 10 симфоний
Густав Малер 10 симфоний
Кароль Шимановский 4 симфонии
Ян Сибелиус 7 симфоний
Сергей Рахманинов 3 симфонии
Игорь Стравинский 5 симфоний
Сергей Прокофьев 7 симфоний
Дмитрий Шостакович 15 симфоний (также несколько камерных симфоний)
Борис Лятошинский 5 симфоний
Чарлз Айвз 4 симфонии
Витольд Лютославский 4 симфонии
Альфред Шнитке 9 симфоний
Гия Канчели * 7 симфоний
Кшиштоф Пендерецкий * 7 симфоний
Валентин Сильвестров * 7 симфоний
Евгений Станкович * 5 симфоний

* - Сейчас живые композиторы, которые могут увеличить количество написанных ими симфоний.


См.. также

Литература

  • Глебов Игорь. 55 советских симфоний, Л., 1961;
  • Гужва А.П. Украинская симфония во времени-пространстве культуры / / Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств, 2007, № 4
  • Иванченко В. Г. Украинская симфония XX века: факторы и носители содержания. Донецк, 2002. - 276 с.;
  • Зинкевич Е. Динамика обновления. Украинская симфония на современном этапе в свете диалектики традиции и новаторства. К., Музыкальная Украина, 1986.
  • Попова Т., Симфония, М.-Л., 1951
  • Б. С. Штейнпресс. Симфония / / Музыкальная энциклопедия, М., 1973-82
  • Brown, Howard Mayer. 2001. "Symphonia". The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan Publishers.
  • Kloiber R., Handbuch der klassischen und romantischen Symphonie, Wiesbaden, 1964.
  1. симфония / / Юцевич Ю. Е.. Музыка. Словарь-справочник. - М.: "Учебная книга - Богдан" 2003 ISBN 966-7924-10-6

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам