Надо Знать

добавить знаний



Синто


Wikiproekt Japonia logo.png

План:


Введение


Синто или Синтоизм ( яп. 神道 - Синто, ками но мити, "путь богов") - древняя политеистическая религия жителей Японского архипелага. В ее основе лежат анимистические, фетишстични, тотемистические верования, которые сложились в среде разных етничнографичних групп Японии. Она оформилась в религиозную систему под влиянием материковой религиозно-философской мысли ( буддизма, даосизма и конфуцианства) и усилий японских политических кругов.


1. Краткие сведения

В отличие от мировых религий, Синто не имеет устоявшегося "священного писания". Зато существует целый ряд кодифицированных книг, так называемые "Божественные правила" (神 典), в который входят " Кодзики "," Нихон секи "," Кого дзюи "и другие, которые содержат основные положения, описание церемоний и тексты молитв этой религии.

Объектом поклонения в Синто является боги -духи ками (神), заселяющих все вселенную. Они условно делятся на небесных и земных. Важной составляющей религии является чествование умерших родственников и проведение праздников ( мацури). Главным принципом, которым руководствуются верующие, есть жить "чисто, радостно, правильно и откровенно" (净 明 正直).

Синто не имеет моралистических концепций подобно другим философско-религиозным системам. Это гедонистическая религия, которая рассматривает человеческую природу как априорно добру. Главным кредо этого учения есть жить сейчас, а не готовить себя к загробной жизни.


2. История

2.1. Ранняя история

Вокруг происхождения Синто бушуют научные дебаты и политические страсти. Большинство японских ученых, которые защищают самобытность своей нации и религии, утверждают что начала Синто уже можно найти в неолитному периоде Дземон. Им возражают прежде религиоведы Запада с США, которые настаивают на том, что Синто сложилось в период Яей с появлением на Японских островах рисоводства и большого количества северо-азиатских мигрантов. Ряд ученых вообще считают, что Синто не существовала как религиозная система крайней мере до 18-19 века, а потому следует говорить не о начала Синто, а о существовании в доисторические времена набора верований с элементами чествование богов-духов ками.

На заре истории жители разных регионов Японии поклонялись различным божествам. С появлением и доминированием государства Ямато в 3-5 веках, из большого количества божеств возвышаются боги- ками императорской семьи. Для упорядочения мифов и преданий, а также для создания иерархии японскьких богов и доведение превосходства богов пантеона Ямато, в 8 веке были созданы книги " Кодзики "и" Нихон секи ".

Ранние обряды проводились перед лесами, горами или скалами. Боги- ками не были еще антропоморфными. Храмов или святилищ не существовало. Ситуация изменилась с приходом на Японские осторвы буддизма. Божества приобрели человеческие черты, а их самих начали чествовать в небольших зданиях, ставших впоследствии святилищами- дзиндзя. Первые из них были возведены в Идзумо ( 659) и Исе ( 690).


2.2. Синто и Буддизм

С появлением в 6 веке на Японских островах иероглифической письменности, буддизма а также других религиозно-философских концепций с Китай, начался длительный процесс переваривания импортированных идей и структуризация японских традиционных верований. Первые хроники 8 века запечатлели систему японской мифологии, в которую были заложены понятия иерархии богов- ками Японского архипелага и идея божественности импреаторського рода страны.

Быстрое распространение буддизма способствовало смешению его философских положений с практикой японского Синто. Образовалась так называемая синкретическая система синбуцу сюго (神仏习合). В этой системе японские древние боги-ками, не теряя своей божественной природы, становились бодхисатвами или буддами и защитниками буддистского Закона. Так в частности, богиня солнца Аматэрасу-омиками, в роду которой принадлежали японские императоры, провозглашалась бодхисаттвы Дайнити-Ньорай (Большой Будда солнца), центральной манифестацией Будды.

Мирное сосуществование Синто и буддизма продолжалось до середины периода Эдо. В 18 веке японские ученые государственнической философского течения "Кокугаку" начали заниматься поисками "японськости" Синто, отбрасывая культурные наслоения поредних эпох. В частности Мотоори Норинага (1730-1801) пытался воссоздать первоначальный облик японской религии, "отчищая" ее от иностранных концепций и постулатов. Эта общая тенденция японской интеллектуальной элиты к разделению Синто и буддизма (神 仏 分离) получила воплощение по реставрации Мэйдзи (1868).


2.3. Синто как государственная религия

С наступлением периода Мэйдзи, Синто было отделено от буддизма и провозглашено государственной религией. Император становился главным первосвященникам, вокруг которого группировались верные - вся японская нация. Буддистские святилища были возведены в новоосвоених землях Хоккайдо и завоеванных территориях Тайваня и Кореи.

С 1871 года японское правительство разделил все дзиндзя страны на 12 ступеней, начиналась святилищем императорского рода в Исэ и заканчивались малыми "часовенками" в городах и селах. Государство организовала в учебных заведениях курсы по основам Синто. Священники были приравнены к государственным служащим. Впервые были сформулированы синтоистские догматы. Реформирование Синто способствовало росту японского национализма, который соединил западную идеологию построения нации с восточным мистицизмом.

В 1945 году, с поражением Японии в второй мировой войне и провозглашением принципа разграничения светской и духовной власти, Синто как государственная религия перестала существовать.


2.4. Послевоенное Синто

Хотя после войны Синто перестало быть основной религией государства, а ее председатель, император Хирохито объявил, что он не является "богом", большинство японцев остались преданными этому вероучению. Многие синтоистов вернулись к изначальному синкретизма с буддизмом. Опрос, проведенные в 1970-х годах, показали, что две трети японцев является одновременно и буддистами, и синтоисты.

Современные святилища- дзиндзя пытаются помогать простым людям, обещая им "налаживание связей" с местными богами- ками и пращурами. Большинство жителей Японии посещают святилища на Новый год и праздники мацури. Синто продолжает играть важную роль в жизни японцев.


3. Типологизация Синто

Исследователи разделяют Синто на несколько типов для облегченного понимания этой религиозно-философской системы.

  • Синто святилищ - старейший и наиболее распространенный тип синтоизма в древней и современной Японии, который акцентирует внимание на чествовании богов- ками конкретных местностей в конкрентних местах для поклонения (святилищах дзиндзя).
  • Синто сектантское - разновидность синтоизма, объединяющий около тринадцати религиозных общин, образовавшихся в 19 веке. Ритуалы этих общин проводятся не в традиционных святилищах, а залах, вроде протестантских церквей. Синто данного типа включает секты поклонников гор, секты целителя, конфуцианские секты и секты "Родного синто" или "Возрождение веры". Также к этому типу синтоизма часто относят такие вероучения как Конко-ке, Тенри-ке и Куродзуми-ке, хотя их представители дистанцируют себя от Синто.
  • Синто народное - тип синтоизма, который состоит из многочисленных, но фрагментарных и не систематизированных верований в богов- ками, духов, призраков и чудовищ. Религиозная практика сводится к гаданию, зцилювань, шаманских обрядов. Большинство из них - это, преимущественно, заимствования из китайского даосизма и буддизма, однако сугубо японские традиционные техники.
  • Синто государственное - одна из форм синтоизма, который выполнял функции государственной религии. Была широко от реставрации Мэйдзи ( 1868) до конца второй мировой войны. Характерыне чертами этого Синто является обособленность от других религиозных систем ( буддизма или конфуцианства) и верховенство императора Японии, "живого бога" и первосвященника, над верными.

4. Учение и религиозные практики

5. "Кредо" Синто

Хотя в синтоизме нет абсолютных положений и догм веры, существует несколько основных правил, которые направлены на то, чтобы синтоисты "жил просто и гармонично в природе и обществе". Этими правилами являются:

  • Почитание семьи и традиций (Семья является местом накопления, создания и передачи этих традиций. Главными празднованиями для семьи является рождение и брак)
  • Любовь к природе (Уважение к богам- ками выражается прежде всего в бережном отношении к природе, которая является местом их проживания. Любой природный объект - то животное, то дерево, то ли камень - есть иманациямы всемирной животворящей энергии МУСУБИ)
  • Соблюдение чистоты (Чистоты тела и духа являются необходимыми условиями существования и пидримання здорового и, соответственно, правильного образа жизни синтоисты)
  • Проведение мацури (Для развлечения и умиротворения богов- ками обязательным является устройство праздников хотя бы раз в год для одного божества).

См.. также

Боги

Богини

6. Источники и литература

  • (Яп.) Синто / / Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.
  • Синто - путь японских богов: в 2 т. - Москва, Гиперион, 2002.
  • Littleton, C. Scott (2002). Shinto: Origins, Rituals, Festivals, Spirits, Sacred Places. Oxford University Press, Inc. ISBN 0-19-521886-8.
  • Ueda Kenji | Ueda, Kenji (1999). "The Concept of Kami". In John Ross Carter (Ed.), The Religious Heritage of Japan: Foundations for Cross-Cultural Understanding in a Religiously Plural World, pp. 65-72. Book East. ISBN??.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам