Надо Знать

добавить знаний



Скифы



План:

    Введение
  • 1 Происхождение
  • 2 История
  • 3 Общественный порядок
  • 4 Вера и мировоззрение
  • 5 Скифская культура
  • 6 Археология скифов
  • 7 Известные скифы
  • 8 Употребление названия скифы в более поздние времена
  • Источники
    Литература

      Введение

      Карта расселения скифских племен

      Скифы или скиты (самоназвание сколоть) - в современной научной литературе группа племен, живших в VII - III вв. до н. н.э. на землях Большого Евразийского степи, т.е. нынешней Украина, России и Средней Азии, а затем, к III до н. е., в Крым и называли себя "сколотами". До XIX в. (Появления современной европейской науки) в европейской литературе название скифы и сарматы иногда продолжала применяться к жителям Речи Посполитой и Российской Империи, в том числе казаков.

      По наиболее распространенной версии они были родственны северо-восточной иранской группой народов индоевропейской семьи (версия основана на анализе слов из языка скифов, которые встречаются в письменных памятниках того времени, преимущественно греческих. Количество слов - около 200, преимущественно имена людей.). Существуют версии о их связь с славянскими и тюркскими народами, которые рассматриваются как их прямые потомки и наследники их культуры.


      1. Происхождение

      Территория Украины в скифскую эпоху. Скифские памятники

      Сведения о скифах свидетельствуют греческие (особенно Геродот) и римские авторы и археологические находки.

      По одной из скифских легенд, переведенной Геродотом, скифы были коренным населением, согласно другой, миграционной (ее передал также Геродот) - прибыли из Азии. Точки зрения современных ученых относительно скифов сильно отличаются. Среди них:

      1. Скифы - коренной народ, потомки срубной культуры
      2. Скифы - переселенцы, пришедшие из Азии в конце 8 или в начале 7 в. до н. е. и овладели причерноморских степи, подчинив или прогнав местные племена киммерийцев.
      3. Скифы - объединение разных в культурном отношении племен, как земледельческих так и кочевых, возможно даже разных в языковом плане. В частности эти племена являются предками современных восточнославянских и тюркских народов. Близко к этой версии стоит версия, что слово "скифы" это искаженное греками славянское "скиты" ("скитатися" - "кочевать"). То есть слово "скифы" имеет значение "кочевники", обозначает скорее не народ а образ жизни и следовательно могло применяться к любым племен или групп людей, которые вели кочевой образ жизни. До XIX в. во многих западноевропейских и славянских исторических трудах скифы (скиты) рассматривались как предки татар, а иногда даже отождествлялись с ними. Скифские степные могилы ( курганы) также могли рассматриваться как казацкие, половецкие или татарские.

      Также, Геродот писал о скифах, прямо называет скифов-георгиев "потомками древних и знаменитых теукров" . [1].

      Интересная с этой точки зрения мнение Михаила Ломоносова в его труде "Краткое Российской летописецъ" - "Славяне и Чудь по нашим, Сарматы и Скифы по внешнимъ писателям, были Древние обитатели въ Россш. Единородство Славянъ с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательствъ неоспоримо. Народъ Славенской, усилясь, притеcнилъ Чудь къ сторонамъ восточнымъ и севернымъ, и часть оныя присовокупилъ въ свое соединение. Потомъ Варяги жившие по берегамъ балтийскаго моря, Которые именовались россы, Готы, Норманы, Свия, Ингряне, имея со славянами часты войны, купечества , и Путешествуя въ Грецию чрезъ здешния земли, на многихъ местахъ поселились .. "


      Кроме примитивных филологических "студий", начиная с сер. XIX в. филологи пытались выделить и определить характерные и специфические особенности именно скифского языка, что, наконец, дало свои результаты. Сейчас более-менее признанным мнение о принадлежности языка скифов (по крайней мере сколотов) до пивденносхидноиранськои группы языков (Бактрийское, пушту, муджанська, идга) [2].

      Это позволило интерпретировать известные как с античных, так и ассирийских источников самоназвания скифов, а именно:

      скиф. (V в. До н. Э) * skula-ta (Σκόλοτοι) = скиф. (VII до н. Э) * skuδa-ta (Σκύθαι, Agūzai / Igūzai) <иран. * Skuda-ta - "лучники" [3].


      2. История

      Позже большинство под руководством собственных царей отправилась на Переднюю и Малую Азию (по мнению одних исследователей, преследуя киммерийцев, как предполагается другие - с ухудшением климатических условий - длительного периода засухи в Причерноморье). Находясь в странах Передней и Малой Азии, скифы воевали то с киммерийцами, то с ассирийцами и мидийцев, прошли Месопотамию, Сирию, Палестину и достигли границ Египет. Основано скифами царство играло значительную роль в отношениях между малоазийскими народами.

      Скифы пробыли за Кавказом, по свидетельству Геродота, 28 лет, по мнению современных исследователей - 90 лет. Потерпев в 595-594 pp. до н. е. поражения в войне с Мидией и потеряв своих царей, скифы вернулись в северное Причерноморье. Находясь в странах Малой Азии, скифы взяли много элементов восточной культуры, в частности в области военного дела и искусства, и изменились в своем организационном и бытовом порядке, особенно в предоставлении племенном вожде прерогатив царя-деспота.

      Вернувшись из Азии в степи Причерноморья, скифы убрали название "царских" (по-скифском "саи"), начали постепенно устанавливать свою власть над местными народами, как и теми скифскими племенами, которые остались в черноморских степях по уходе скифов в Азию, и создали мощное политическое объединение, известное с тех пор в греческих источниках как Скифия. Первой столицей скифского государства, было возникшее в конце 5 в. до н. е. Каменское городище (площадью до 12 кв. км), расположен на левом берегу Днепра, напротив нынешнего г. Никополь на месте нынешнего райцентра в Запорожской области Каменка-Днепровская.

      Своей военной силой и тактикой скифы определялись особенности в 514 или 513 pp. до н. е., выбив под руководством своих трех царей с подвластной им территории армию персидского царя Дария Гистаспа, который пытался завоевать Скифию.

      Scythian Warriors.jpg

      Наибольшего могущества скифы достигли в конце 5 в. и с начала 4 ст. до н. н.э. под предводительством царя Атея, который объединил скифов от Азовского моря в Дуная, вел победоносные войны с фракийцами и сдержал (339) поход войск Филиппа II Македонского, в бою с которым сам погиб. В 331 г. до н. н.э. скифы победили и уничтожили войско Александра Македонского, под руководством его наместника Зопириона. В 3 ст. до н. н.э. скифы контролировали греческие города в устье Дуная и Ольвию. Во времена своего могущества скифы часто отбывали походы в Южную и Центральную Европу. Достопримечательности их вооружения и искусства встречаются на территории Болгарии, Венгрии, Германии (Феттерсфельде под Берлином) и Польше. Их поход на народы лужицкой культуры (территорию современной Польши) около 500 г. до н. е. вызвал немалое хозяйственное обнищание и уничтожение людности в дориччях Одри и Варты.

      После появления в причерноморских степях сарматов и вследствие бесконечных боев с ними, военная и государственная сила скифов начала слабеть. Оттеснены сарматами в Крым в конце 3 ст. до н. е., скифы перенесли туда свое царство (столица - Неаполь Скифский), которое достигло своего расцвета во 2 в. до н. н.э., когда скифы одержали ряд владений Херсонеса и покорили Ольвию. Позднескифских период и одноименная культура датируются III в. до н. н.э. - серединой III в. н. е. и в общих чертах являются синхронные сарматской эпохе. В 1-2 вв. до н. н.э. они вели еще войны с Боспорским царством. После нашествия готов во второй половине 3 века н. е. Скифское царство в Крыму перестало существовать. Сами скифы постепенно растворились среди сарматских племен.


      3. Общественный порядок

      Скифы разделялись, кроме царя, еще на скифов-кочевников, скифов-земледельцев и скифов-пахарей. В скифских племен некоторые исследователи причисляют еще гелонов и Каллипид (гелленизованих скифов), алазони и агатирсив).

      Скифы, жившие в степи (в частности царские), занимались полукочевым скотоводством (лошади, овцы, крупный рогатый скот, а также верблюды и козы). Те Скифы, жившие в лесостепи (их считают покоренными рабами), были земледельцами, выращивали пшеницу и просо, а также ячмень, бобовые, некоторое овощи и фрукты; орудиями труда были среди др.. деревянный плуг и железная мотыга. Хорошо развито ремесло, между прочим металлургия (железо, бронза), обработка золота и серебра. Важную роль играла торговля, в частности с греческими городами северного и западного Причерноморья, особенно торговля скотом, хлебом, лекарственными растениями, шкурами и рабами (которых брали в плен, в частности Киммерийцев, что вытеснялись Скифами).

      Общественный строй скифов определялся глубоким социально-экономическим размежеванием. Верхушку составляли цари, их дворы и военные дружины и жрецы, которые сосредоточивали в своих руках не только власть, но и богатства, получаемые из военной добычи и торговли. Вождями племен были племенные цари и полководцы, подчинены царям царских скифов. Власть царей, сперва трех, впоследствии одного, была деспотичная и наследственная, ограничена только советом вождей союзных племен или всего войска (народного собрания). Общественное разделение скифов удостоверенное их захоронениями, сохранившимся в многочисленных скифских могилах, чрезвычайно богатыми и пышными у царей и аристократии, простыми в низовых военных и производителей. Родовой строй скифов был отчетливо патриархальный.


      4. Вера и мировоззрение

      О вере скифов к I в. н. е. сохранилось, кроме свидетельств Геродота, очень мало данных. Скифские божества олицетворяли природные стихии, космические явления и плодородие земли. Наиболее уважаемой из всех божеств была Табити - богиня царского очага (тождественна греч. Гестии), после нее - Папай ("отец") (отвечал греч. Зевсу), женой которого была Апи ("земля", в современных тюркских языках апа - мать) (идентична с греч. Геей) греч. Аполлону отвечал скифский Гойтосир. Афродите - Аргимпаса (Артимпаса) Посейдону - Тагимасад.

      Скифы почитали также бога-героя по имени Таргитай, что его подвиги, как считают некоторые исследователи, стали подвигами Геракла, также он отвечал греч. Аресу, и другим.

      В скифских жилищах были домашние святилища и жертвенники. Священными считались разные вещи культового назначения: жертвенные ножи, чаши, ритоны.

      Скифских идолов не найдено. Антропоморфизовани изображения некоторых из скифских богов сохранены на памятниках скифского искусства.


      4.1. Уважение к предкам

      Когда персидский царь Дарий пришел на скифские земли, скифы, отказались с ним вступать в бой и ушли в степи. Когда Дарий пошел на переговоры и спросил, почему они не бьются, скифы ответили, что не считают это необходимым. Но вместе с тем их послы заметили, что если Дарий затронет скифские могилы, то он увидит как скифы умеют драться. Дарий решил не испытывать судьбу и ушел из скифских степей.

      5. Скифская культура

      Скульптура скифской бабы во дворе Херсонского областного краеведческого музея

      Из европейских культур железного века одна из самых ярких и интересных для нас - скифская культура (VII в. До н. Э-III вв. Н. Н.э.). Скифская культура - это культура огромного мира кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших на широком пространстве Евразии - в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранилось большое количество скифских могильников и городищ. Многие сведения о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Опис скіфських племен є в одному з творів Гіппократа.

      Уміючи добре обробляти ґрунт, скіфи-землеробці отримували значну кількість пшениці, яка конкурувала на грецькому ринку з єгипетською. Високо цінилися скіфські коні. У свою чергу греки ввозили в Скіфію вино, кераміку, ювелірні вироби. Торгівля йшла через грецькі колонії: Ольвію (поблизу сучасного Миколаєва), Херсонес (Севастополь), Пантікапей (Керч) і інші.

      Зі слів Геродота, у скіфів був звичай за межами свого поселення викладати великі горби з хмизу, а на їх вершину водружати меч. Такій споруді поклонялися, а потім спалювали. Скіфи зводили значних розмірів курганні насипи, іноді завершуючи їх кам'яними скульптурами. На Полтавщині декілька десятків років ведуться розкопки так званого Більського городища, яке, на думку деяких авторитетних фахівців, є залишками столиці Скіфії - легендарного міста Гелон.

      Про художні можливості скіфів можна судити по прикладному мистецтву, пам'ятки якого знайдені в похованнях: прикраси, парадна зброя, кінська упряжь, посуд. Всесвітню популярність отримала золота пектораль з кургану Товста могила на Дніпропетровщині. Головним мотивом прикраси предметів були зображення тварин в звіриному стилі : оленя, лося, ведмедя, коня, птахів, риб. Існували певні закономірності, наприклад, риба зображалася тільки на кінських налобниках. Це доводить, що зображення мали не тільки естетичне, але і магічне значення. Скіфський звіриний стиль має свої відмітні особливості, одна з яких - об'єднання реалізму з декоративними мотивами. Наприклад, на золотій прикрасі для щита з Костромського кургану на Кубані тіло оленя зображене реалістично, а роги - абсолютно неправдоподібної форми. Але композиційно виникає суцільний образ: завитки рогів, розташовані вздовж всієї спини тварини, підкреслюють його легкість і стрімкість.

      Унікальні пам'ятники культури скіфського часу знайдені на Алтаї, в Пазирикських курганах. Завдяки кліматичним і геологічним особливостям вода, що потрапила до внутрішньокурганного зрубу замерзла, і таким чином збереглися вироби з дерева, шкіри, повсті, хутра, тканини. Археологи змогли навіть вивчити татуювання на тілі похованого вождя.

      З появою сарматских племен скіфи були витіснені в Крим, де склалося державне утворення на чолі з царем Скилуром. Столицею став Неаполь Скіфський, що розташовувався недалеко від сучасного Сімферополя. У скіфів була самобутня техніка будівництва оборонних споруд: на глиняному розчині з необробленого каменя будувалися дві паралельні стіни, з невеликим нахилом одна до одної, а простір між ними заповнювався щебенем. Через головні ворота міста можна було попасти на велику, вимощену каменем площу. Під вимосткою знайдена велика кількість зернових ям, де, ймовірно, зберігався державний запас зерна. На іншій площі знайдено залишки великої споруди з портиками. Тут же був виявлений барельєф з зображенням двох вершників. Передбачають, що це зображення Скилура з сином Палаком. Одна з веж була використана як царська усипальниця.

      За межами міста знайдені похоронні склепи, висічені в скелі. Стіни деяких з них покриті розписом, що відтворює вигляд будинку (лінія двосхилого даху, підпори, килими на стінах). Зустрічаються зображення людей, тварин. Загинуло місто у II с. н. е., коли почастішали зіткнення з сарматами, а потім з готами.


      6. Археологія скіфів

      Скіфське поселення близько 2 500 років тому існувало на території міста Черкаси, що підтверджено археологічними знахідками.

      В 2001 році археологи знайшли майже 20 кг золота в царській могилі у Сибіру, недалеко від кордону Росії з Монголією [4]. Це була скіфська могила, яка появилась тут за 2000 років до пришестя монголів Чингізхана [4].

      7. Відомі скіфи

      Серед відомих скіфів:

      • Анахарсіс - один із засновників європейської, "грецької", античної філософії, один із "7 мудреців античності".
      • Мардоній - вчитель імператора Юліана Відступника (331-362 рр.), освічений, хрещений християнин, але разом з тим шанувальник філософії епохи язичництва, євнух.

      8. Вживання назви скіфи в пізніші часи

      8.1. Скіфи у християнській літературі

      У святому Писанні кілька разів згадано про скіфів, зокрема в посланні апостола Павла до Колоссян (3:11) говориться "де немає ні елліна, ні іудея, ні обрізання, ні необрізання, варвара, скіфа, раба, вільного, але все і в усьому Христос".

      За свідченням візантійських істориків, зокрема істориків церкви V-VII ст. (напр. Тертулліан), а також Повісті минулих літ та деяких інших джерел, в I ст. н. е. серед скіфів починає поширюватись християнське вчення, яке їм проповідував сам апостол Андрій (за іншими даними - Хома). На жаль про ті часи відомо дуже мало, оскільки в цей час християнська віра тільки починала поширюватись у світі, не існувало усталеної практики богослужінь, богослужебних книг, церковних споруд, не проводилися церковні собори і т. д. - православне християнське вчення, особливо серед варварів передавалося в усній формі (Святий Переказ) безспосередньо через проповідників.

      Як би там не було вже з III ст. стає відомою Скіфська єпархія єдиної вселенської християнської Церкви. Про те, що у Скіфії існує сильна християнська спільнота з власною християнською традицією довідуємось з історії Вселенських Соборів, на одному з яких (Халкідонському) група присутніх там монахів-скіфів твердо стала на захист православної віри, проти несторіанської єресі. См.. Карташев, История Вселенских Соборов. Движение монахов-скифов

      Во времена Великой Гуннии и Болгарии, которые судя по всему включили в свой состав бывшие скифские племена, христианская вера несколько упадок, многие ее сторонников переселяются на земле Ромейской Империи. Стоит заметить, что со временем здесь возникают племена славян, которые довольно рано принимают христианскую православную культуру, что может свидетельствовать о передаче древней традиции. Многие данные указывают на то, что славяне были племенами смешанного происхождения, в формировании которых бывшие скифские и сарматские племена сыграли важную роль. Если бы там не было, но именно на славянскую (староболгарский) впервые на этих землях переводят богослужебные книги и книги Священного Писания.


      8.2. Скифы в светской литературе

      В Повести временных лет читаем: "В лето 6415 (907). Идет Олег на Греки. Игоря оставив Киеве. Поя же множьство Варяг и Словен и Чюди и Кривичи и мерю и Поляны и Северо и Древляне и Радимичи и Хорваты и Дулебы и Тиверцы аже суть толковины си все звахуся Великая Скуфь и сь семи всеми поидете Олег на конях и в кораблях. . Таким образом, в эти времена под названием Большая Скуф (Великая Скифия) объединялись различные племена Великой Степи, входивших в состав Руси - и славянские (словене), и финно-угорские (Чюдь, Меря).


      Источники

      1. http://www.golos.com.ua/Article.aspx?id=148336 Теукры - Библейские "НАРОДЫ МОРЯ"
      2. С. В. Кулланда. Еще раз о Скифский язык. Orientalia et Classica. Труды института восточных культур и античности. Выпуск VI.2005.
      3. ВИТЧАК К. Т. Скифский язык: ОПЫТ описание. Вопросы языкознания № 5, 1992г
      4. а б Название: Секреты Чингисхана. Оригинальное название: The Secrets of Genghis Khan. Год выхода: 2004. Жанр: документальный фильм. Тематика фильма: биографический. Режиссер: Билл Куртис. Выпущено: History.

      Литература



      См.. также


      Ссылки

      Skifska pecktoral copy.png Древность
      (- 300 по Р.Х)
      Доисторическая Украина Палеолит Мезолит Неолит Трипольская культура Киммерийцы Скифы Сарматы Античные города Северного Причерноморья
      Alex K Kievan Rus .. svg Раннее Средневековье
      (300-1240)
      Готы Анти Гунны Венеды Восточные славяне Хазарский каганат Киевская Русь Половцы Княжество Феодоро Херсонес
      Alex K Halych-Volynia.svg Позднее Средневековье
      (1240-1569)
      Галицко-Волынское княжество Киевское княжество Великое княжество Литовское Королевство Польское Золотая Орда Крымское ханство
      Herb Viyska Zaporozkogo (Alex K). Svg Казачество
      (1569 - 1775)
      Запорожская Сечь Речь Посполитая Хмельницкая Гетманщина Колиивщина
      Alex K Kyiv Michael.svg Новое время
      (1775 - 1917)
      Российская империя : Малороссия Слобожанщина Новороссия Кубань Османская Империя : Чертомлыкская Сечь Олешковская Сечь Задунайская Сечь Австро-Венгрия : Галичина Буковина Закарпатье
      Coat of Arms of UNR.svg Новейшее время
      (1917 - 1991)
      Революция : УНР Украинская Держава ЗУНР Кубанская Народная Республика Зеленая Украина КНР
      СССР : СССР Голодомор Карпатская Украина УПА Революция на граните
      Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg Современность
      (После 1991)
      Независимая Украина Оранжевая революция
      п о р

    Данный текст может содержать ошибки.

    скачать

    © Надо Знать
    написать нам