Надо Знать

добавить знаний



Скрипка



План:


Введение

Скрипка

Скрипка - струнный музыкальный смычковый инструмент. Имеет четыре струны, настраиваемые по квинтам (g, d 1, a 1, e 2). Появился около середины XVI века, прообразом послужила виола. Музыкант, играющий на скрипке называют скрипачом. Мастера, который производит скрипки зовут Скрыпников.


1. Строение скрипки

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, между которыми натянуты струны.

1.1. Корпус

1.1. Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, которые создают "талию" - так называемые еси. Округлость внешних контуров и линий эс обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя и верхняя плоскости корпуса - деки - соединены друг с другом полосками дерева - обечайки. Они имеют выпуклую форму, образуя "сведения". Геометрия сводов, а также их толщина, ее распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутрь корпуса вставляется душка, который передает вибрации в нижней деки. Без этой маленькой детали тембр скрипки теряет живость и полноту. [1] [2]

На силу и тембр звука скрипки значительно влияет материал, из которого она изготовлена, и состав лака. При пропитке скрипки лаком он изменяет плотность исходного дерева. Степень влияния пропитки на звучание скрипки неизвестна, поскольку зависит в основном от структуры и особенностей самого дерева. После высыхания лак предохраняет скрипку от значительных изменений плотности дерева под воздействием окружающей среды. Лак окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до темно-красного или коричневого.

Нижняя дека, или "днище" корпуса, делается из клена, из двух симметричных половинок.

Верхняя дека или "крышка" изготавливается из ели. Имеет два резонаторные отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закрепленные на струнодержатели (пидгрифнику).

Обечайки соединяющих нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объем и высоту скрипки, принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже - тем пронзительнее звучание скрипки. Обечайки изготавливаются, как и днище, из клена.

Душка - круглая еловая распорка, передает вибрации на нижнюю деку. Идеальное ее расположения находится экспериментально, на что мастер иногда тратятся много часов работы

Пидгрифник или струнодержатель, служит для крепления струн. Изготавливается из твердой породы черного или красного дерева (обычно эбенового дерева или палисандра соответственно). С одной стороны в пидгрифника есть петля, с другой - четыре отверстия с шлицами для крепления струн. Принцип крепления прост: конец струны с пуговицей протягивается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она втискивается в шлиц.

Петля - петля из толстой кишечной струны или пластика. Пластиковая петля является лучшей, поскольку она имеет регулятор длины петли. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклиниты клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2 мм, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный пидгрифок [3].

Пуговка - шляпка деревянного колышка, который вставляется в отверстие в корпусе, который находится с противоположной от грифа стороны, служит для крепления петли пидгрифника. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание Клока и деки. Нагрузка на пуговку очень высокое, около 24 кг [4].

Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге в пидгрифку - звук становится более глухим, от него - становится более пронзительным). Подставка приподнимает струны над верхней декой на разном расстоянии для игры на каждом из них смычком, распределяет их на большем расстоянии друг от друга на плоскости, чем верхний порожек. Углубление для струн в подставке натирают графитовой смазкой, в составе которой используется масло для размягчения дерева.

  • Части корпуса
  • Корпус скрипки

  • Скрипка работы Жана Батиста Вийома, нижняя дека

  • Скрипка работы Жана Батиста Вийома, верхняя дека

  • Скрипки (хорошо видно обечайки)

  • Tф скрипки, через который видно душку

  • Скрипичный пидгрифник

  • Скрипка, вид на пуговку

  • Подставка для струн


1.2. Гриф

1.2. Гриф скрипки - длинный брусок из цельного твердого дерева (черного эбенового дерева или палисандра). Со временем поверхность грифа или стирается и становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из килковои коробки и завитка.

Верхний порожек - пластинка из черного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубление в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и продления срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.

Шейка - полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейки сверху крепится гриф и верхний порожек.

Килкова коробка - часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары кольев, с помощью которых происходит настройка струн. Колки представляют из себя конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в килковий коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без обращения в коробку, быть вставлены полностью в коробку - невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или извлекаются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колья не должны сильно выступать с килковои коробки, и обязательно должны входить в конусное отверстие. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма - свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Некоторые мастера заменяли его скульптурой - резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580-1632). Мастера XIX века, продлевая гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное "свидетельство о рождении". [5]

  • Части грифа
  • Шейка, головка и гриф скрипки

  • Председатель скрипки работы Якоба Штайнера

  • Крепление струн G (соль), D (ре), A (ля) и E (ми) в килковий коробке

  • Кол

  • Два разных завитки


1.3. Струны

Струны проходят от пидгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к кольям, на которые наматываются в головке.

Скрипка имеет четыре струны:

  • Первая ("квинта") - верхняя, настраивается на ми второй октавы. Металлическая струна "ми" имеет звонкий, блестящий тембр.
  • Вторая - настраивается на ля первой октавы. Жильная (кишечная или из специального сплава) "ля" имеет мягкий, матовый тембр.
  • "Третья" - настраивается на ре первой октавы. Жильный (кишечная или искусственного волокна) "ре", обвитый алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.
  • Четвертая ("басок") - нижняя, настраивается на соль малой октавы. Жильная (кишечная или искусственного волокна) "соль", обвитый серебряной канителью, имеет строгий и густой тембр.

1.4. Аксессуары и принадлежности

Смычок - деревянная трость, переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос конского хвоста (искусственной или естественной).

Подбородник. Предназначен для удобства игры музыканта. Боковая, срединное и их промежуточные расположения выбирается из эргономических преимуществ скрипача.

Мостик. Предназначен также для удобства игры музыканта. Крепится к задней стороне скрипки и предназначен для установки на плечо музыканта. Представляет собой подставку (прямую или изогнутую, твердую или обшитую мягкой тканью, деревянную, металлическую или карбоновую), и крепления с каждой стороны. В металлическую конструкцию часто прячут необходимую электронику, например, усилитель микрофона.

Звукознимальни устройства. Нужны для того, чтобы превращать звуковые колебания скрипки в электрические импульсы для записи или для усиления звука скрипки с помощью специальных устройств. В зависимости от роли звукознимальних устройств, различают:

  • Акустический скрипку - если роль звукознимальних устройств выполняют дополнительную функцию, незначительна.
  • полуакустическую скрипку - если роль корпуса и звукознимальних устройств примерно одинакова.
  • електроскрипку - если элементы конструкции не имеют большого влияния на звук.

Футляр для скрипки и смычка, а также различных аксессуаров.

Сурдин представляет собой небольшой деревянный или резиновый "гребенку" с двумя-тремя "зубцами". Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдинку обычно применяют при выполнении пьес лирического характера. Чаще сурдины применяется в оркестровой и ансамблевой музыки.

"Глушилки" - тяжелая резиновая или металлическая сурдинку, применяемая для занятий дома или других местах, где громкий звук является неуместным. При использовании глушилки, инструмент практически перестает звучать и выдает едва заметные звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.

Машинка - металлическое устройство, состоящее из винта, который вставляется в отверстия пидгрифка, и крючка, который служит для крепления струны, расположенного с другой стороны. Машинка позволяет тоньше подстраивать струны, что особенно важно для монометаллических струн, которые имеют малый растяжение. Для каждого размера скрипки назначен определенный размер машинки, существуют также универсальные. Обычно имеют черное, позолоченное, никелированное или хромированное покрытие, а также их комбинацию. Есть модели специально для жильных струн, для струны "ми". Учиться и играть на инструменте можно и без машинок: в таком случае струна вставляется непосредственно в отверстие пидгрифка. Возможна установка машинок не на все струны для облегчения веса пидгрифка. Обычно в таком случае машина ставится на первую струну.

  • Аксессуары и принадлежности
  • Смычок

  • Подбородник

  • Мостик для скрипки

  • Пятиструнных електроскрипка

  • Скрипка в футляре

  • Металлическая сурдинку ("глушилка")

  • Машинка


2. Приемы игры на скрипке

Игра на 17 "скрипке в 3 позиции

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключен). По струнам водят смычком, находящийся в правой руке скрипача.

От прижима пальцем струна укорачивается и получает высший звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми; игра по открытым струнам обозначается нулем, что ставится над нотой.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключи. Диапазон скрипки - от G в малой октаве до C в четвертой октаве и выше. От напивпритиску струны получаются флажолеты. Некоторые флажолетни звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, четвертый - третьим, мизинец - четвертым. Позицией называется аппликатура четырех соседних пальцев, отстоящих друг от друга на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она тяжелее. На нижней двух струнах, играют в основном только в пятой позиции включительно, а на высших двух пользуются высоким позициям - от шести до двенадцати.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них.

Кроме игры смычком, пользуются затрагиванием струн одним из пальцев правой руки ( pizzicato). Для ослабления звука пользуются сурдинами - металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На скрипке легче играть в той тональности, которая допускает наибольшее применение пустых струн. Удобнее пассажи - те, которые составлены из гамм или их частей.


3. Происхождение и история

Прототипами скрипки были арабский ребаб и немецкая рота, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; в этом веке и в начале следующего, XVII, творили мастера скрипок семейства Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери сейчас ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом в XVII веке. Первыми произведениями для скрипки считаются: "Romanesca per violino solo является basso" Марини из Брешии (1620) и "Capriccio stravagante" его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли, затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.


4. Выдающиеся скрипачи

Памятник Иоганну Штраусу в Венском парке

4.1. XVII века

  • Арканджело Корелли ( 1653 - 1713) - итальянский скрипач и композитор, один из основоположников жанра кончерто Гросу.
  • Антонио Вивальди ( 1678 - 1741) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
  • Джузеппе Тартини ( 1692 - 1770) - итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию cмичка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошли в общее употребление.

4.2. XVIII века

  • Иван Хандошкин ( 1747 - 1804) - російський скрипаль, композитор і педагог, основоположник російської скрипкової школи.
  • Джованні Баттіста Віотті (1753 - 1824) - італійський скрипаль і композитор, автор 29 концертів для скрипки.

4.3. XIX століття

  • Нікколо Паганіні (1782 - 1840) - італійський скрипаль, гітарист і композитор, автор скрипкових каприсів, концертів.
  • Анрі В'єтан (1820 - 1881) - бельгійський скрипаль і композитор, один із засновників національної скрипкової школи. Автор численних творів для скрипки - семи концертів з оркестром, ряд фантазій, варіацій, концертних етюдів та ін.
  • Леопольд Ауер (1845 - 1930) - угорський, російський скрипаль, педагог, диригент і композитор.
  • Ежен Ізаї (1858 - 1931) - бельгійський скрипаль, диригент і композитор. Автор 6 скрипкових концертів, варіацій на тему Паганіні, 6 сонат.

4.4. XX века

  • Яша Хейфец ( 1901 - 1987) - американский скрипач еврейского происхождения.
  • Давид Ойстрах ( 1908 - 1974) - советский скрипач, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
  • Гидон Кремер (род. 1947) - латвийский скрипач, первый исполнитель ряда произведений ведущих современных композиторов XX века.

5. Скрипник (мастера скрипок)

немецкий мастерская.
  • Джованни Паоло Маджини (Giovanni Paolo Maggini, 1580 - 1632) - итальянский скрипичный мастер. Инструменты его работы отличаются мягким звуком, похожим на альт и высоко ценятся. Его сын, Пьетро Санто Маджини, также изготавливал замечательные скрипки, альты и басы.
  • Никола Амати (Nicola Amati, 1596 - 1684) - один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб Штайнер, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери.
  • Якоб Штайнер (Jakob Stainer, ок. 1617 - 1683) - первый известный австрийский мастер, самый знаменитый представитель так называемой тирольской школы.
  • Андреа Гварнери (Andrea Guarneri, 1622 или 1626 - 1698) - ученик Амати, жил в Кремоне.
  • Антонио Страдивари (Antonio Stradivari, 1644 - 1737) ученик Амати. Сохранилось 650 инструментов его работы.
  • Джузеппе Гварнери дель Джезу (Giuseppe Guarneri del Ges, 1698 - 1744) - внук Андреа. На скрипке Гварнери "Il Cannone Guarnerius" играл Никколо Паганини.
  • Жан Батист Вийом (Jean Baptiste Vuillaume, 1798-1875) - французский скрипичный мастер. В 1828 открыл собственную мастерскую в Париже. С 1835 занимался имитацией старинных итальянских инструментов (главным образом Страдивари и Гварнери). Он сделал более 3000 инструментов.

6. Скрипка в Украине

В Украине получила распространение с 17 века и стала народным инструментом, войдя в народный ансамбль тройственных музык. Известные украинские скрипичные мастера - Т. Подгорный, В. Мочалов и др..

Среди украинских скрипичных мастеров - Лука Марьяненко, Мирослав Пуцентела и другие. Известные скрипачи украинского происхождения:


Примечания

  1. corpuscul.net "акустический аппарат -
  2. Муратов Сергей Витальевич. Улучшение звука скрипки - zhurnal.lib.ru / m / muratow_s_w / violin_sound.shtml
  3. Владислав Багинский. Уход за скрипкой.
  4. Д.Л.Бабиченко. Выбор и проверка качества струн смычковых инструментов - www.violins.spb.ru / articles / strings.html.
  5. "Скрипка - Соната" - www.sonata-etc.ru/instruments/list/0/rus/3.html . http://www.sonata-etc.ru/instruments/list/0/rus/3.html - www.sonata-etc.ru/instruments/list/0/rus/3.html .

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .
  • К. Флеш. Искусство скрипичной игры (том 1) - Музыка, М., 1964.
  • К. Флеш. Искусство скрипичной игры (том 2) - Классика-XXI, М., 2007. ISBN 978-5-89817-141-4
  • Leopold Auer Violin Playing AS I Teach IT - books.google.com.ua / books? id = faMfpT7HkWEC & lpg = PR3 & pg = PR3 # v = onepage & q & f = false. - Barnes & Noble Publishing, 2003. - 120 с. - ISBN 0760749914
  • Мазель В. Скрипач и его руки. Правая рука. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009. - 120 с. - ISBN 5737903206
  • Мазель В. Скрипач и его руки. Левая рука. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009. - 156 с. - ISBN 5737903664
  • Вытачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам