Надо Знать

добавить знаний



Скрябин Александр Николаевич


Alexander Nikolayevich Scriabin

План:


Введение

Alexander Nikolayevich Scriabin

Александр Николаевич Скрябин ( 6 января 1872, Москва - 27 апреля 1915) - русский композитор, пианист, педагог.



1. Биография

Родился в аристократической семье в Москве. В детские годы учился фортепиано в Николая Зверева, вместе с Сергеем Рахманиновым. Окончил Московскую консерваторию, где учился в Антона Аренского и Сергея Танеева.

1894 познакомился с известным меценатом и издателем М. П. Беляева, который начал публиковать произведения Скрябина, а симфонические произведения композитора с тех пор стали звучать в программах российских симфонических концертах. 1896 женился на пианистке Вере Ивановне Исакович, с которой в зарубежной поездке 1897/98 г. она выступала вместе с мужем в концертных программах, играя его произведения. Того же года Скрибян начинает преподавать класс фортепиано в Московской консерватории. В течение 1900-1904 Скрябин стал автором трех симфоний.

В 1904-1910 Скрябин живет преимущественно за рубежом. Там он увлекся Татьяной Федоровной Шлецер, от которой 1905 в него родилась дочь, законная же жена вынуждена была вернуться с детьми в Москву, олднак, не дав мужчине согласия на развод. В 1908 из-за недовольства низкими гонорарами Скрябин разрывает с издательством Беляева, однако никакое другое издательство не согласилось публиковать произведения Скрябина, через что композитор был вынужден зарабатывать исключительно концертной деятельностью. В этот период Скрябина написаны симфонические поэмы "Поэма экстаза" и "Прометей".

В 1910-1914 году композитор живет в Москве, где вокруг него группируется круг поклонников, которые позже создадут скрябинские общество. 1914 композитор тяжело заболел сепсис, возникший в результате карбункула и стал причиной его смерти в 1915 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


2. Творчество

Важнейшее влияние на формирование Скрябина оказали представители русского религиозно-философского ренессанса, особенно В. Соловьев и В. Иванов. Символизм, с его центральной идеей теургии, окрашенный в мистические, даже апокалиптического тона, встретил горячий отклик со стороны утонченного художника, стремившегося избежать всякой обыденности. Участвуя в кружке русского философа С. Трубецкого, композитор одновременно знакомился с трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, изучал материалы философского конгресса в Женеве. Кроме того, его интересовали восточные религиозные учения и современная теософская литература, в частности "Тайная доктрина" Е. П. Блаватской. Его обширные познания, представляя особый род философской эклектики, где самым важным оказывался опыт синтеза различных учений и мировоззренческих позиций, давали композитору повод размышлять о своей избранности, представлять себя центром и источником "нового учения", что может превратить мир, вывести его на новый виток развития . Скрябин считал, что художник, как микрокосм, может влиять на макрокосм государства и даже всего мироздания.

В творчестве Скрябина представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х гг созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1-3-а сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг - 3 симфонии, 4-10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в том числе "Трагическая", "Сатаническая", "К пламени"), а также такие симфонические произведения, такие как "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" (1910) - этапное произведение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряженная динамическая экспрессия, героическое ликование, особая полетность и утонченная одухотворенная лирика.

Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, смелого, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мнению Скрябина, должна была стать "Мистерия", в которой сочетаются все виды искусства - музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.

Цветовое видение звуков Скрябина

В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантического традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы "воли", "самоутверждения", "борьбы", "томления", "мечты"), а также экспрессионизма. Скрябин - яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних произведениях основой гармонической организации становится доминантовой гармонии (наиболее характерный тип аккорда-т. Н. Прометеевской аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую партитуру специальную партию света (поэма "Прометей"), что связано с обращением к цветному слуху.


3. Записи

Gnome-speakernotes.svg
Prlude Op. 11, No. 1
(728 kB)


Prlude Op. 11, No. 2
(1492 kB)

Mazurka Op. 40, No. 2
(677 kB)

Prelude No. 1, Op. 67
Performed by Jennifer Castellano. Courtesy Of Musopen, 1.87 mB


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справке.

В январе 1910 года Скрябин играл в Москве 9 своих произведений для Welte-Mignon и его игра была записана на пиано-ролл. Это такие записи:

Сегодня дискография Скрябина чрезвычайно широка. В Советском Союзе наиболее полно фортепианная творчество Скрябина была представлена ​​в записях В. Софроницкий, оркестровая музыка - в записях Е. Светланова. В конце 1980-х большое количество фортепианных и оркестровых произведений записал Владимир Ашкенази.


4. Список произведений

Для симфонического оркестра

для фортепиано с оркестром

  • концерт (fis-moll, op. 20, 1896-97),
  • фантазия (без op., 1888-89, издано посмертно);

4.1. для фортепиано

  • 10 сонат
    • № 1 ор. 6, 1892:
    • № 2 соната-фантазия ор. 19, 1892-97;
    • № 3 ор. 23, 1897-98;
    • № 4 op. 30, 1901-03;
    • № 5 ор.53, 1907;
    • № 6 oр.62, 1911-12;
    • № 7 op. 64, 1911-12;
    • № 8 Ор. 66, 1912-13;
    • № 9 ор. 68, 1913;
    • № 10 ор. 70, 1913);
  • поэмы:
    • 2 поэмы (ор. 32 1903),
    • Трагическая (ор. 34, 1903),
    • Сатанична (ор. 36, 1903),
    • ор. 41 (1903),
    • 2 поэмы (ор. 44, 1904 - 05),
    • Поэма-ноктюрн (op. 61, 1911-12),
    • 2 поэмы (ор. 63-Маска, странности. 1912),
    • 2 поэмы (ор. 69, 1913),
    • "К пламени" (Vers la flamme, ор. 72, 1914);
  • прелюдии:
    • 24 прелюдии (ор. 11, 1888 - 96),
    • 6 прелюдий (ор. 13, 1895),
    • 5 прелюдий (ор. 15, 1895-96),
    • 5 прелюдий (op. 16, 1894-95),
    • 7 прелюдий (ор. 17, 1895-96),
    • 4 прелюдий (ор. 22, 1897-98),
    • 2 прелюдий (ор. 27, 1900),
    • 4 прелюдий (ор. 31, 1903),
    • 4 прелюдий (ор. 33, l903),
    • 3 прелюдий (ор. 35, 1903),
    • 4 прелюдий (op. 37. 1903),
    • 4 прелюдий (ор. 39, 1903),
    • 4 прелюдий (ор. 48, 1905),
    • 2 прелюдий (ор. 67, 1912-13),
    • 5 прелюдий (ор. 74, 1914);
  • мaзуркы:
    • 10 (ор. 3, 1888-90),
    • 9 (ор. 25, 1899),
    • 2 (ор. 40, 1903);
  • вальсы:
    • ор. 1 (1885-86),
    • ор. 38 (1903),
    • Подобно вальса (Quasi valse, ор. 47, 1905),
    • вальс для левой руки (без ор., 1907);
  • этюды:
    • 12 (ор. 8, 1894 - 95),
    • 8 (оp. 42, 1903),
    • 3 (ор. 65, в нонах, в септима, и квинтам, 1912);
  • экспромты:
    • 2 в форме мазурки (ор. 7, 1891),
    • 2 (ор. 10, 1894),
    • 2 (ор. 12, 1895),
    • 2 (ор. 14, 1895);
  • циклы и группы пьес:
    • ор. 2 (Этюд, Прелюдия, Экспромт, 1887 - 89),
    • ор. 5 (2 ноктюрны, 1890),
    • ор. 9 (Прелюдия и Ноктюрн для левой pуки, 1894),
    • ор. 45 (Листок из альбома, Причудливая поэма, Прелюдия, 1905-07),
    • ор. 49 (Этюд, Прелюдия, Мечты, 1905),
    • оp. 51 (Хрупкость, Прелюдия, окрыленная поэма, Танец томления, 1906),
    • ор. 52 (Поэма, Загадка, Поэма томления, 1905),
    • ор. 56 (Прелюдия, Ирония, Нюансы, Этюд, 1908),
    • ор. 57 (Желание, Лacкa в танце, 1908),
    • ор. 59 (Поэма, Прелюдия, 1910-11),
    • 2 танца ор. 73 (Гирлянды, Мрачное пламя, 1914);
  • отдельные пьесы:
    • Аllegro appassionato (ор. 4, 1887-93, переделана 1-я часть неоконченной юношеской сонаты es-moll),
    • Presto (без ор., 1888-89, 3-я часть неоконченной юношеской сонаты аs-moll),
    • Концертное Allegro (ор. 18. 1895-1897),
    • полонез (ор. 21, 1897-98),
    • фантазия (ор. 28, 1900-01),
    • скерцо (op. 46, 1905),
    • Листок из альбома (ор.58, 1911);



5. Библиография

  • Игорь Глебов ( Борис Асафьев). Скрябин. Опыт характеристики - Петроград: Светозар, 1921 (переиздано в сборнике 1973 г.);
  • Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябина - Муз.сектор Государственно Издательства, М., 1922 (переиздание М., 2000);
  • Шлецер Б. Ф. А.Скрябинъ. Личность. Мистерия., - Изд. Грани, Берлинъ 1923;
  • Сабанеев Л. А. Н. Скрябин - М., 1925;
  • А. Н. Скрябин. Сборник статей к столетия со дня рождения - М.: Советский композитор, М., 1973;
  • Рудакова Е. Н. (составитель) Александр Николаевич Скрябин (альбом) - М.: Музыка, 1980;
  • Ванечкина И. Л., Галеев Б.М. Поэма Огня - Издательство Казанского Университета, 1981;
  • Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин - М.: Музыка, 1982;
  • Прянишникова М. П., Томпакова О. М. "Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина" - М., Музыка, 1985;
  • Ханон Ю. Скрябин как Лицо. - Лики России / Центр Средней Музыки, СПб., 1995
  • "Мистерия нового мира" Л. В. Шапошникова, Тернистый путь Красоты. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. - С. 205-217
  • Федякин С. Р. Скрябин - М., Молодая Гвардия, 2004


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам