Надо Знать

добавить знаний



Слово



План:


Введение

Слово - наименьшая самостоятельная и свободно воспроизводимая в речи отдельно оформлена значимая единица языка, которая соотносится с познанным и вичленуваним отдельным элементом действительности (предметом, явлением, признаком, процессом, отношением и др..) и основной функцией которого является обозначение, знаковая репрезентация этого элемента - его названия, указания на него или его выражения.

Слово - это последовательность морфем, объединенных по грамматическими правилами определенной языка и соотносительных с определенным элементом внеязыковой реальности.

Обычно слово состоит из основной морфемы - корня, и аффиксов : префиксов, суффиксов и окончаний. Слова соединяются между собой, формируя другие элементы языка - фразы и предложения.

Все слова определенного языка составляют ее лексику.


1. Классификация

Различные подходы к изучению слова и многочисленные его функции в языке вызывают целый ряд возможных классификаций [1]. Слова классифицируют по следующим критериям:

  • По способу номинации различаются четыре типа слов:
    • Самостоятельные (знаменательные) слова, наделенные самостоятельной номинативных функцией. Такие слова могут образовать отдельное высказывание и является крупнейшей группой слов - существительные, прилагательные, глагола, наречия, числительные.
    • Служебные слова, т.е. слова, которые не имеют самостоятельной номинативной функции, а также грамматической и фонетической самостоятельности. Служебные слова употребляются только с знаменательными словами и не мажут образовывать отдельного высказывания. К служебным словам относятся такие части речи, как предлоги, артикли, союзы, частицы.
    • Местоименные слова, которые играют роль заменителей и обозначают предметы косвенно или отношении вещателей, опираясь на языковую ситуацию или соседние высказывания (заместители), или оформляют предложение в целом (некоторые части) местоименные слова обозначают предметы косвенно или в отношении лиц языка. Они опираются на языковую ситуацию или на соседние высказывания, выполняя тем самым связующую функцию в тексте;
    • Возгласы - грамматически оформленные слова, не вступают в синтаксические отношения с другими словами.
  • По фонетической признаку:
    • отмечены (одно-или двонаголосни, например, сложные слова: "добропорядочный", "Законопослушный") и безударные (енклитикы и проклитикы, прилегающих к знаменательными словами, образуя с ним "фонетическое слово").
    • односложные и многосложные.
  • По морфологическому признаку: изменяемые слова (например, глаголы) и неизменные (наречия). Различают также простые ("бежать"), производные ("бегун"), сложные ("фонтан").
  • По семантико-грамматической признаком слова делятся на части речи : существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д..
  • По структурной цельностью: цельные (синтетические) слова и аналитические слова. Аналитические имеют смысловую часть и элементы, обладающие словообразовательной или грамматической функцией.
  • С точки зрения семантики различают:
    • однозначные и многозначные ( Полисемия),
    • абсолютные (автосемантични), способные употребляться отдельно, и относительные (синсемантични), требующих дополнения.
  • По семантической соотносительность выделяют антонимы и синонимы, Гиперонимы и гипонимы.
  • В историческом плане выделяют архаизмы и неологизмы, а также удельные слова и заимствования.
  • По сфере использования выделяют: сроки, профессионализмы, арготизмы, диалектизмы, поэтизмы и др..
  • По словообразовательным связью выделяются однокоренные и ризнокореневи

слова.

  • По звуковой и семантическому признаку - паронимы.

2. Происхождение слова

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественном истории. Слово как элемент языка является прежде носителем определенного значение. Слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, с предметной действия. Иначе говоря, на начальных этапах развития языка слово имело симпрактичний характер. Сначала слово получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности. Вся дальнейшая история языка является историей эмансипации слова от практики, выделения речи как самостоятельной деятельности, наполняющий язык и его элементы - слова.

Наблюдение за развитием ребенка дают дополнительные факты, позволяющие считать, что слово рождается из контекста, постепенно выделяется из практики, становится самостоятельным знаком, обозначающим предмет, действие или качество (а затем и отношения), и к этому моменту относится современное рождения дифференцированного слова как элемента сложной системы кодов языка.


3. Функция слова

Основной функцией слова является его позначальна (референтная функция). Слово обозначает предмет, действие, качество или отношение. В психологии такую ​​функцию принято называть "предметной отнесенностью".

Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами. Человек может произвольно вызывать различные образы независимо от их реального наличия и, таким образом, может произвольно управлять этим вторым миром. Рождается "волевое действие" - регулирующая функция речи человека.


4. Слово и "смысловое поле"

Слово является не только "ярлыком", обозначающий отдельный предмет, действие или качество. Семантическая структура слова гораздо сложнее. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Явление многозначности слов - широкое, и точная "предметная отнесенность" или ближайшее значение слова является по сути выбором нужного значения из ряда возможных. Чаще всего это уточнение значения слова или его выбор осуществляется семантическими маркерами, которые уточняют значение слова и отделяют его от других возможных значений. Как правило, эта функция определяется определенной ситуацией или контекстом, а иногда тем тоном, которым это слово произносится. Факт многозначности слов не исчерпывается только явлением полисемии слова. Существенным является то, что наряду с прямым "референтным" ("денотативной") значением слова есть ?ассоциативное" значения. Таким образом, слово становится центром для всей сетки образов, которые говорящий или слушатель задерживает, чтобы выбрать нужное значение.


5. Категорийный значение слова

Наиболее существенную роль играет важная функция слова, которую Л. С. Выготский назвал "собственно значением" и которую можно обозначить термином ( А. Р. Лурия) "категорийный" или "понятийное" значения.

Под значением слова, которое выходит за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только вызывать ассоциации, но и анализировать предметы, проникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только заменяет предмет, но и анализирует его, вводит его в систему сложных связей и отношений. Функцию абстрагирования, обобщения и анализа и называют категорийным значением. Например: слово "часы" не просто обозначает определенный предмет, оно указывает на то, что предмет имеет функцию измерения времени ("часы") - это анализирующая функция слова. Часы бывает круглый, квадратный, женский, золотой. Итак, это функция обобщения. Это слово не только обозначает предмет, но и выполняет функцию анализа предмета, передает опыт, который сформировался в процессе исторического развития поколений.

Слово является системой кодов, обеспечивающих перевод познания человека в новое измерение, позволяет совершить прыжок от чувственного к рациональному.


6. Значение слова и его смысл

Наряду с понятием "Значение" применяется понятие "Смысл", которое играет важную роль для анализа проблемы языка и сознания. Для классической лингвистики "значение" и "смысл" были почти синонимами и, как правило, применялись однозначно. Под "значением" (А. Р. Лурия) понимается система связей, объективно сформировалась в процессе истории. Усваивая значение слова, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир. "Значение" - это устойчивая система обобщений, что стоит за словом, одинаковая для всех людей; причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, но она обязательно сохраняет неизменное "ядро" - определенный набор связей.

Под "смыслом" понимается индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей, оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к определенному моменту определенной ситуации. Поэтому если "значение" слова объективны отражением системы связей и отношений, то "смысл" - это привнесение субъективных аспектов значения соответственно к конкретному моменту и ситуации. Например: "Уголь" - значение: "черный предмет, происходящим из дерева"; смысл - для хозяина - "Топливо", для ученого - "предмет исследования" и другие.

Итак, если "референтное значение" является основным элементом языка, то ?социально-коммуникативное значение" или "смысл" является основной единицей коммуникации.

В онтогенезе наблюдается глубокая психологическая изменение значения слова, изменение его системной строения, т.е. по значению слова на каждом этапе стоят различные психологические процессы. Наше сознание меняет свою смысловую и системном строении. На раннем этапе развития ребенка сознание имеет аффективный характер, она аффективно отражает мир. На следующем этапе сознание отражает мир уже с помощью слов - "деятельный" характер. Только на завершающем этапе сознание приобретает абстрактный вербально-логический характер.


7. Частотность слова

Частотность слова является одним из показателей функционирования слова в речи. Частота конкретного слова зависит от семантики, грамматических свойств, от содержания текстов, а также социального и профессионального статуса говорящих. Частотность слов неравномерна, и в любом языке 1000 наиболее употребительных слов образуют около 85% текста. Частота возрастает, когда прибегают к использованию слов в переносных значениях, особенно в напивслужбовий функции. Слова с относительно высокой частотностью употребления в определенного автора или в определенном тексте называют "ключевым словам". "Слова-свидетели" - это слова, присущие только для определенного исторического периода.


8. Исследование слова

По мнению языковедов, понятие слова стихийно присутствует в сознании носителей языка. Первыми текстами языковедческого характера были списки слов, найденные на глиняных табличках древнего Шумера и Аккада.

На ранних этапах развития языкознания уже существовало разделение слова на план выражения (фонетическая и грамматическая структура) и план содержания (лексическое и грамматическое значение). На протяжении длительного времени языковеды предпочитали изучению то плана содержания. то плана выражения.

Древнеиндийский языковед Панини интересовался прежде всего вопросами строения слова. А для древнегреческих философов, таких как Платон и Аристотель, главной сферой изучения была семантика слова, взаимодействие между предметом, обозначаемое словом, и идеей о нем. Александрийские грамматики, а также римский ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон занимались морфологическими проблемами слова. Дионисий Фракийский определял слово как "маленькую часть связной речи".

Во времена средневековья в Европе исследовался прежде семантический аспект слова, отношения слова, вещи и понятия. Тогда как для арабских граматистив наибольший интерес составляла морфологическая структура. Французский грамматика Пор-Рояля определяла слово как ряд "отдельных звуков, из которых люди составляют знаки для обозначения своих мыслей". Французские грамматики того времени выделяли формально-звуковую и смысловую стороны слова.

В XIX веке языковеды занимались преимущественно семантической стороной слова. Большое значение имели идеи Вильгельма фон Гумбольдта и Александра Потебни о внутренней форме слова. Семантические процессы в слове детально исследовали Герман Пауль, Мишель Бреаль, Михаил Михайлович Покровский. Развивалась также теория грамматической формы слова, благодаря Гумбольдту стала основой для типологической классификации языков. Морфологию слова исследовали Александр Потебня и Филипп Фортунатов. Им предстоит полдил слов на самостоятельные и служебные. Французский языковед Антуан Мейе выделял три признака слова, по его дефиницией слово - это связь определенного значения с определенной совокупностью звуков, способной к определенного грамматического употребления.

Сегодня преобладает системный подход к изучению понятия слова, предусматривающий многовекторный анализ этого понятия. Слово исследуется как единица речи, анализируются критерии его выделения, изучается его содержательная сторона и его функционирования в тексте.


Примечания

  1. Ниже приведены типы классификаций по изданию: Лингвистический энциклопедический словарь, Москва, 1990, с. 464-467

См.. также

Литература

  • Пешковский А. М., Понятие отдельного слова, в его кн.: Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, Поэтика, Л.-М., 1925;
  • Калинович М. Я. Понятие отдельного слова. "Языкознание", 1935, № 6;
  • Rosetti A., Le mot, esquisse d'une th?orie g?n?rale, Cph., 1947;
  • Морфологическая структура слова в языках РАЗЛИчНЫХ типов. М. - Ленинград, 1963;
  • Martinet А., Le mot, в кн.: Probl?mes du langage, P., 1966;
  • Kramsky J. The word as a linguistic unit. The Hague - Paris, 1969;
  • Будагов Р. А., История слов в истории общества, М., 1971;
  • Juilland A., Roceric A. The linguistic concept of word. Analytic bibliography. The Hague - Paris, 1972;
  • Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973;
  • Уфимцева А. А. Типы словесных знаков. М., 1974;
  • Медникова Э.. М., Значение слова и методы его описания, М., 1974;
  • Верещагин Е. М., Костомаров В.Г., Лингвострановедческая теория слова, М., 1980;
  • Воспитанник И. Г. Части речи в семантико-грамматическом аспекте. К., 1988;
  • Карпенко Ю.А. Введение в языкознание. К. - О., 1991;
  • Грищенко А. П. [и др.].. Современный украинский литературный язык. К., 1997.
  • Статья "Слово" в - litopys.org.ua / Энциклопедии "Украинский язык", Киев: Украинская энциклопедия, 2000.
  • Основы речевой деятельности. Авторы - А. П. Загнитко, И. Г. Домрачева. Учебное пособие для студентов дневной, безотрывной и очно-заочной ускоренной формы обучения специальности 2001. - Донецк, украинский культурологический центр, 2001. - 56 с. ISBN 966-7517-14-4.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам