Надо Знать

добавить знаний



Смелянский Леонид Иванович



Леонид Иванович Смелянский ( 1904 - 1966), писатель родом из Сумской; 1928 окончил Киевский Институт Народного Образования, в 1928-31 был в аспирантуре при Киевском филиале Института литературы им. Т. Шевченко. Печататься начал с 1925, принадлежал к литературным организаций "Гарт", "Молодняк" и ВУСПП. Некоторое время работал как журналист и литературный критик. Проявил себя в жанре прозы, драматургии и киносценария (1956 фильм "Иван Франко"; 1959 экранизированы повести "Сашка"). Смелянский начал с строительной тематики: "Новые дома" (1928), "Преступление бригадира" (1930), повести "Машинисты", "мехзавод" (1930), "Периферия" (1933), роман "Встречи" 1936) и др.. Во время второй мировой войны переключился на психологические рассказы: "На заставе" (1941), "Топки погашены" (1941), "подслушанных новелле" (1942), "Сердце" (1943). Исторические и биографические повести и романы Смелянского составляют его основной актив: "Михаил Коцюбинский" (1940), "Золотые ворота" (1942), "Евшан-зелье" (1943), роман в 2 томах о Т.Шевченко "поэта молодость" (1960-62); пьесы о Лесе Украинке " Красная роза "(1955) и об И. Франко" Мужицкий посол "(1956) и др.. Отдельное издание "Сочинения в 4 томах" (1970-71). В 1934-1952 гг жил в доме писателей Ролит. Похоронен на Байковом кладбище.


Творческий путь

Леонид Смелянский пришел в литературу во второй половине 20-х годов, сразу приняв к идейно-эстетических платформ ВУСПП и "молодняк". Поэтому писатель не был свободным от тогдашних литературных стереотипов, пробовал выводить "на чистую воду" буржуазных спецов, развенчивал нэпманов, художественно осмысливал "реакционную сущность мелкособственнической стихии". Все это есть в его первом сборнике рассказов "Новые дома" (1928). Тогда же писатель начал осваивать наруто рулит "большую" прозу, написав повесть "Машинисты" (1927), посвященную сложным событиям гражданской войны в Украине.

На перевале 20 - 30-х годов творческим воображением Л. Смелянского полностью завладела идея "жить коммуной" . Одна за другой пишутся повести "мехзавод" (1930), "Периферия" (1933), "Пленный" (1934), позднее дописана и трансформирована в роман "Встречи" (1935).

Вторым "массивом" творчества Л. Смелянского является проза о Великой Отечественной войне. За период с 1941 по 1950 год он посвятил этой теме роман, пять повестей, ряд рассказов и новелл, став едва ли не самым плодотворным летописцем войны в 40-е годы.

Первые повести - "Золотые ворота" и "Дума о портниха" (1942) показали, что прозаик выразительного реалистического стиля обратился к лирико-романтической манеры письма. В "Золотых воротах" - своеобразном лирическом этюде - прежде привлекает искренность чувств "я - героя", который стал на защиту родного Киева. Но пунктирно обозначены характеры героев, как и "пунктирный" сюжет и очевидна приблизительность фактажа, несколько снижают эстетическую ценность повести. Целостное впечатление производит "Дума о портнихи", выразительная патриотическая идейность которой весьма органично переплетается с народно символикой, "думнистю", что помогло автору создать убедительный образ матери, в котором помещаются понятия и женщины-матери, и матери-Родины.

В романе "Евшан-зелье" (1943) прозаик снова возвращается к реалистическому стилю художественного мышления и отражает борьбу народных мстителей в оккупированной фашистами Украины. Исследователи справедливо указывали на вторичность некоторых персонажей, чрезмерную беллетризации изображаемого.

Лишь недавно снято клеймо забвения из повести "София", которая была напечатана только в журнальном варианте (Укр. лет. 1944. № 1). В центре внимания автора повести - представители украинской интеллигенции - архитекторы, ученые, деятели культуры, художники, которые эвакуировались с Украина за Урал. Одним из мощных животворных источников в повести выступает национальное самосознание героев, их стремление к родной земле.

Устами Софье писатель выражает заветную мечту, что после победоносного завершения войны начнется несравненно лучше жизни, чем было до войны: "Изменятся наши сердца, в наших взглядах и требованиях к жизни произойдет новое возрождение". Эта мысль-мечта в Л. Смелянского была выстраданной, не случайной, так созвучны ей встречаем и в следующей военной повести "Зеленогорский крест" (1945), герой которой командир партизанской группы Григорий Ромашка убежден, что после войны "других людей родит земля и лучших и лучших, как пшеницу ... ".

Могила Леонида Смелянского на Байковом кладбище в Киеве.

Повесть "Сашка" (1950), популярная до сих пор среди школьников, стала последним произведением писателя о войне.

Третий цикл творчества Л. Смелянского - историко-биографическая проза и драматургия. В отличие от предыдущих двух - рабочего и военного - создавался он в разные периоды писательской жизни. Историко-биографическая тема, начиная от повести "Михаил Коцюбинский" (1940), была для писателя своеобразным приютит, определенным отходом от немилосердной современности. Л. Смелянского привлекли крупнейшие фигуры в украинской литературе - Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинской, "Михаил Коцюбинский. "Вечные огни вершин" - так называл их автор. Характерным для произведений было то, что писатель выбирал для изображения небольшой, но весомый временной отрезок в жизни Украины, такой, который давал возможность показать каждого из героев художником и гражданином. время в этих произведениях есть чрезмерную привнесенисть идеологических, политических акцентов в воспроизведении как главных персонажей, так и окружение, особенно "либерально-буржуазного".

Лучшим произведением писателя на историко-биографическую тему является роман в двух книгах "поэта молодость" (кн. I - 1960, кн. II - 1963). Автору удалось органично соединить здесь историческую фактологии с обоснованным и достоверным художественным домыслом.

Леонид Смелянский оставил после себя довольно значительную и неравноценной художественное наследие. Его перу принадлежат и киносценарии и целый ряд образцов "малой" прозы.


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Писатели Советской Украины: Биобиблиографический справочник / Составители Олег Килимник, Александр Петровский. - М.: Советский писатель, 1970.
  • В. Полищук. История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - М.: Просвещение, 1998.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам