Надо Знать

добавить знаний



Смешанная республика



Формы правления
редактировать

Смешанная республика (полупарламентская, полупрезидентская, парламентско-президентская, президентско-парламентская) - форма государственного правления, которая сочетает признаки президентской и парламентской республик, а именно: как и в президентской республике главу государства избирает народ путем прямых выборов или коллегия выборщиков, полномочия президента шире и весомее, чем в парламентской республике (возможность вмешательства в законотворческий процесс как субъекта законодательной инициативы, право вето на акты парламента, право выдавать нормативно-правовые акты) свои полномочия президент осуществляет непосредственно (в полупрезидентских республиках) или через правительство (в полупарламентская республиках) президент назначает премьер-министра (главу правительства) только с согласия парламента; президент, как правило, главнокомандующим вооруженных сил, определяет военную доктрину государства, является отдельным органом государственной власти; правительство несет двойную ответственность - перед президентом и парламентом, которые могут оказать ему недоверие и отправить в отставку. В большинстве смешанных республик используется институт контрассигнатуры, когда часть актов президента должен быть контрасигнована главой правительства, который несет за них ответственность перед парламентом.

В современный период смешанная форма республики является самой распространенной. Примером такой формы республики является Франция, Австрия, Польша, Румыния и т.д..


Украина

Согласно статьям 5, 6 Конституции Украины, принятой 1996 p., Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Полномочия соответствующих органов государственной власти определяются Конституцией и другими законодательными актами Украины, содержание которых позволяет определить Украину как смешанную, президентско-парламентскую республику. В частности, об этом свидетельствует следующее:

  • единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины, который избирается сроком на пять лет;
  • Верховная Рада Украины имеет право устранить Президента Украины с поста в порядке особой процедуры ( импичмента);
  • Президент Украины является главой государства, избирается сроком на пять лет; назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает его полномочия и принимает решения о его отставке; назначает по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров Украины; отменяет акты Кабинета Министров Украины;
  • Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти, ответственный перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины;
  • правосудия в Украине осуществляется исключительно судами.

Для преодоления острого кризиса 8 декабря 2004 года Верховная Рада приняла Закон Украины № 2222-IV "О внесении изменений в Конституцию Украины" [1] и (в пакете к нему) о внесении изменений в закон о выборах Президента (последние позволили провести переголосование 2-го тура выборов Президента). В тот же день Президент Украины Леонид Кучма подписал эти документы.

Закон на основе проекта Симоненко - Медведчука об изменениях в Конституции (о политической реформе) предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий Верховной Рады до 5 лет. Согласно заключительным и переходным положениям закона, он должен вступить в силу с 1 сентября 2005 года в случае, если в то время были приняты изменения к Конституции относительно реформирования системы местного самоуправления (законопроект 3207-1). Так в 1 января 2006 года эти изменения не были приняты, то (согласно заключительным и переходным положениям) закон вступил в силу самостоятельно с 1 января 2006 года.

После прихода к власти Виктора Януковича и Партии Регионов 1 октября 2010 года Конституционный Суд Украины признал не соответствующим Конституции Украины Закон "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года № 2222-IV в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия. Согласно решению [2] КС, соответствующий закон № 2222 утрачивает силу со дня принятия Конституционным Судом этого решения. Конституционный Суд Украины восстановил действие Конституции 1996 года и обратился к органам государственной власти с требованием безотлагательно привести украинское законодательство в соответствие с Основным Законом в редакции от 28 июня 1996 года.


Источники и литература

А. В. Зайчук, Н. М. Онищенко Теория государства и права Академический курс Учебник Киев Одиссей 2006

Примечания

  1. Закон Украины № 2222-IV от 8 декабря 2004 года "О внесении изменений в Конституцию Украины" - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = 2222-15
  2. Решение Конституционного Суда Украины в деле по конституционному представлению 252 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года № 2222-IV (дело о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины) - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = v020p710-10

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам