Надо Знать

добавить знаний



Собор Парижской Богоматери


Собор Парижской Богоматери, фасад

План:


Введение

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) ( фр. Notre Dame de Paris ) - собор в Париже ( Франция) посвящен Деве Марии, матери Иисуса Христа, кафедральный храм Парижской архиепархии. Один из самых произведений готического искусства. Стоит на острове Сите, на месте первой христианской церкви Париж, базилики Святого Стефана. Эта церковь была построена на месте галло-римского храма Юпитеру, который стоял здесь во времена римской власти.

В соборе усматривается двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии, со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, использование новаторских архитектурных достижений готического стиля, который придает зданию легкость и создает впечатление простоты вертикальной конструкции и весовой опоры строения (будучи каркасом опоры строения виден только снаружи).


1. История

Собор был спланирован в XII в. Морисом де Сюлли. В 1163 году Людовиком VII был заложен первый камень фундамента, но разделяется мнение о том, кто именно - епископ Морис де Сюлли или Папа Александр III заложил первый камень. Строительство продолжалось более ста лет. По замыслу, он должен помещать всех жителей Парижа (10 000 человек), но за время строительства количество жителей города увеличилось в несколько раз.

Строительство западного фронтона с его отличительными двумя башнями началось в приблизительно в 1200 году, прежде чем центральный подход к алтарю был закончен. За период строительства многочисленные архитекторы принимали в нем участие, о чем свидетельствуют стиле, отличаются, и разная высота западной стороны и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор в 1345 году.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века собор пережил серьезные перемены: могилы и витражи были разрушены. В результате французской революции, в конце XVIII века многое из сокровищ собора были разрушены или украдены, однако большие колокола собора избежали участи быть переплавленными; сам собор использовался как продовольственный склад.

Реставрация была начата в 1841 г., под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот талантливый парижский реставратор также занимался реставрацией Лаонського и Амьенского соборов, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление продолжалось 23 года и включало строительство шпиля. Его идеям также принадлежит галерея химер.

Собор был местом общественной жизни города. Его окружали многочисленные лавки и палатки, где продавали различные товары. Купцы здесь заключали соглашения, а светские дамы приходили похвастаться своим нарядом. Также здесь обменивались новостями и сплетнями. Здесь устраивали танцы и карнавалы, играли в мяч. Во время опасности в соборе находили убежище жители соседних поселков не только со своими пожитками, а даже с скотом. Также в соборе профессора читали лекции своим студентам, делая перерыв во время богослужений.


2. Западный фасад

Создание западного фасада собора началось около 1200 года и завершилось сооружением сначала Северной башни в 1240, а затем и Южной в 1250 году. Ширина фасада составляет 41 метр, высота до основания башен - 43, в их верхушек - 63 метра.

Посредине фасада, над галереей королей, находится круглый витраж Большая Роза, созданная в 50-х годах XIII века [1], диаметром 9,6 метра. Создана 1225, Роза находится за статуей Девы Марии с маленьким Иисусом, с обеих сторон которой находятся статуи Адама и Евы, символизирующие первородный грех. Эта скульптурная композиция была восстановлена ​​в XIX веке архитектором Виолле-ле-Дюком.

Под болюстрадою находится галерея королей - 28 статуй, изображающих царей Иудеи. Установленные в XIII веке, статуи правителей Иудеи стали олицетворять правителей Франции, поэтому во время Французской революции 1789 года эти статуи бел уничтожены революционерами, как символ монархии и деспотизма.

В 1847 году, когда архитекторы Виолле-ле-Дюк и Лассюс взялись за восстановление собора, в галерее не осталось ни статуи. Современные статуи были созданы мастерской Жофруа-Дешома. В 1977 году в ходе ремонтных работ на улице Шоссе-дьАнтен рабочими был найден 143 фрагменты старинных статуй царей, ныне экспонируются в музее Клюни.


2.1. Порталы

В галерее королей находятся три портала. Центральный портал Страшного суда является высшим из всех трех остальных. Левый портал посвященный Богородице, правый - святой Анне. На порталах содержатся изображения большого количества всевозможных персонажей. В нишах между порталами установлены статуи, восстановлены в XIX веке Виолле-ле-Дюком. Справа от портала святой Анны в нише находится статуя диакона святого Этьена, слева от портала Богородицы - статуя епископа святого Дени. Справа и слева от портала Страшного Суда находятся аллегорические статуи Синагоги и Церкви соответственно.


2.1.1. Портал святой Анны

Портал святой Анны является старейшим из трех порталов Нотр-Дама, он строился в 20-х годах XIII века. Тимпан портала воспроизводит предыдущий портал, созданный на 50 лет раньше для Церкви святого Этьена.

Портал создан с соблюдением требований романского стиля. В его центре находится скульптура Девы Марии на троне со скипетром. На коленях сидит маленький Иисус, который одной рукой благословляет всех христиан, а другой держит Книгу Закона. С обеих сторон от трона находятся скульптурные изображения ангелов, и скульптуры епископа Парижа и его казначея слева и короля Франции дело. Ни одна из лиц не может быть достаменно идентифицирована, однако считается епископом является святой Жермен, а королем - Гильдеберт. Над тимпаном на изгибе арки размещена скульптурная композиция Царства Небесного (ангелов, царей, пророков и всадников апокалипсиса), которые поют во славу Господа. Ниже тимпана на двух фризах размещены сцены бракосочетания Иоакима с Анной и Иосифа с Марией.

С обеих сторон от ворот размещено 9 статуй в полный рост, восстановленных в XIX веке после их разрушения в 1793. Слева от ворот находится статуи царя и царицы Сабейского царства, царь Соломон и святой Петр, справа - святой Павел, царь Давид, Вирсавия и неизвестный царь, посередине - святой Марсел, епископ Парижа в V веке.


2.1.2. Портал Страшного Суда

Портал Страшного Суда самым молодым среди всех трех порталов Собора Парижской Богоматери, он создавался на протяжении 1220-1230-х годов. Портал воспроизводит сцену Страшного Суда, которая описана в Евангелии от Матвея.

На нижнем уровне изображена сцена, когда мертвые воскрешаются, бросая свои могилы. На следующем уровне находится скульптурное изображение архангела Михаила, который держит весы. На весах архангел взвешивает души умерших и определяет, кто из умерших направить в раю (слева), а кого в ад (справа). На верхнем уровне изображена Христа, сидящего на троне. Спаситель поднимает свои руки вверх, демонстрируя раны на ладонях и на стороне, возле него стоят ангелы, держащие в руках символы веры: ангел слева - копье, ангел справа - крест. Скульптурная композиция совершается фигурами Иоанна Богослова слева и Девы Марии справа, стоящие на коленях перед Спасителем.

В 1771 году архитектор Жак-Жермен Суффле по заказу архиепископа и Капитулы убрал столб, поддерживающий портал. В 1792 году революционеры разрушили портал, который был восстановлен лишь в XIX веке.

С обеих сторон ворот расположены 13 скульптур апостолов в полный рост. С левой стороны скульптуры Варфоломея, Симона, Иакова Младшего, Иваана, Андрея и Петра, с правой стороны скульптуры Павла, Иакова Старшего, Фомы, Филиппа, Иуды и Матфея. По середине ромищено статую Иисуса. Во статуями апостолов находятся картины, отражающие достоинства и пороки, которые им противодействуют. Подобная тема отражена в Южной Розе.


2.1.3. Портал Девы Марии

Портал Страшного Суда было создано в 1210-1220-х годах после постройки портала святой Анны. Портал, согласно церковным традициям, воссоздает смерть Девы Марии и ее попадания в рай, где она становится королевой Неба.

На нижнем уровне портала слева изображен трех пророков, справа - трех царей Ветхого Завета, которые держат свитки, указывающих на выполнение обещания Богом: послание Христа на землю для спасения человечества.

На среднем уровне находится сцену смерти Богородицы в окружении Христа и Апостолов. У Богородицы находятся два ангела, которые относят мать Божию в рай.

На верхнем уровне показано Богородицу в раю, который восседает на троне. Марию коронует ангел и благословляет Иисус. Богородица становится Царицей Небесной перед всем Небесным судом, состоящим из ангелов, патриархов, царей и пророков, скульптуры которых размещены на четырех последовательных арках.

С обеих сторон ворот размещено 9 статую в полный рост, которые были восстановлены в XIX веке после уничтожения революционерами в 1793 году. Слева от ворот находятся статуи императора Константина, ангела, святого Дени и снова ангела, справа от ворот - святой Иоанн Креститель, святой Этьен, праздники Женевьева и Папа Римский Святой Сильвестр, на опоре, поддерживающей тимпан, расположена статуя Девы Марии с маленьким Иисусом.


3. Витражи

3.1. Южная Роза

Южная Роза была создана во времена правления короля Людовика IX, автором витража был сначала Жан де Шель, потом Пьер де Монтре. Роза была завершена 1260, ее диаметр составляет 12,9 метра, а с учетом окон, под ней, ее висато составляю около 19 метров. Тема Розы посвященная Новому Завету.

Витраж состоит из 84 сцен, разделенных на четыре круга.

4. Галерея

  • Вид с юга

  • Собор ночью

  • Интерьер собора

  • Коронация Наполеона в 1804 г.


5. В искусстве

  • Собор Парижской Богоматери стал одним из ключевых действующих лиц одноименного романа французского писателя Виктора Гюго, а по замыслу автора - даже главным действующим лицом. Основные события произведения происходят вблизи или в стенах Собора, его описания отводится значительная часть романа.
  • В романе-антиутопии "Мечеть Парижской Богоматери" Елены Чудинов мусульманские мигранты превращают собор в мечеть.
  • Владимир Маяковский посвятил собора стихотворение "Notre-Dam".
  • По мотивам романа Виктора Гюго был создан мюзикл Нотр-Дам де Пари, ставший самым успешным за первый год работы.
  • Легенда "Горбун из Нотр Дама" полностью связана с собором.

Примечания

  1. Rose Sud - www.notredamedeparis.fr/spip.php?article55 (Фр.)

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам