Надо Знать

добавить знаний



Собор Святого Петра


Собор Святого Петра

План:


Введение

Собор Святого Петра ( итал. Basilica di San Pietro , лат. Basilica Sancti Petri ; Также - Базилика Святого Петра) - католический храм, большое сооружение Ватикан и величайшая христианская церковь в мире [А] [1]. Собор также входит в десятку самых высоких церквей мира [2], является одной из четырех патриарших базилик Рима и церемониальным центром Римской католической церкви. Купол собора является одним из символов Рима [3].

Строительство этого собора продолжалось 120 лет - первый камень был заложен 18 апреля 1506 года по Юлия II, а посвящение осуществил папа Урбан VIII в 1626 г. Таким образом, сооружение собора, начатое Юлием II, продолжалось в правление еще девятнадцати пап римских [Б] .

Архитекторами храма были такие итальянские художники, как Донато Браманте, Рафаэль Санти, Бальдазаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джакомо делла Порта, Карло Мадерно, Лоренцо Бернини и другие.


1. История

1.1. Старый собор

Г. В. Брюер. Старый собор Святого Петра (реконструкция вида 1450)
( 1891)

Первую базилика была построена при императоре Константина Великого на месте садов цирка Нерона [В] , Где взяли и похоронили апостола Петра [4].

Строительство храма продолжалось с 324 г. по 349 г. Вскоре здесь стали проходить папские коронации, до начала проходили в Латеранской базилике. Именно в этом соборе, 25 декабря 800 года, папа Лев III короновал Карла Великого на императора Священной Римской империи.

846 года базилика была повреждена сарацинами, но папа Лев IV восстановил разрушенные части здания и построил Леонинськи (львиные) стены ( итал. Mura leonine ) Для защиты города от нападений.

С Март 1309 по январь 1377 года папские коронации проходили в Авиньоне, но 1378 года они снова проходили в соборе Святого Петра. Уже 1452 г., при папе Николаю V, началась перестройка храма, в то время находился в аварийном состоянии. За эту реконструкцию отвечали архитекторы Леон-Баттиста Альберти и Бернардо Роселлини. Известно, что в последнее был создан проект нового здания (или проект радикальной перепланировки старой), так и не были воплощены.


1.2. План нового собора

Купол собора (за Браманте)

Сначала папа Юлий II тоже планировал сохранить старый собор, однако, в конечном итоге решил его снести и возвести на его месте новый. Только алтарь, под которым расположена могила Святого Петра, должен остаться. В этом же новом соборе должна быть расположена его собственная гробница [Г] .

Известно, что существовало несколько проектов собора (уцелевшие чертежи хранятся в галереи Уффици). В частности, проект Джулияно да Сангай, который работал на Юлия II задолго до коронации последнего папской тиарой. 1505 года Донато Браманте подготовил план собора, который был утвержден папой. Это должна быть центристская сооружение в форме греческого креста с равными сторонами, а не традиционно базиликальный, выпрямившись здание. По выражению Либмана:

(...) В центрических построек человек находится в его средоточии и на нее ориентируется архитектура. В этом проявляется ренессансный взгляд на человека и его роль в мироздании [5]
Исходный текст (Рус.)

(...) В центрическим сооружении человек находится в его средоточием и на него ориентируется архитектура. В этом проявляется ренессансный взгяд на человека и его роль в мироздании

Браманте стал папским архитектором и первый камень нового собора Святого Петра был торжественно заложен 18 апреля 1506 года [6].


1.3. Возведение собора

Мартен ван Хемскерк. Сооружение собора Св. Петра
(1532 -1537)
Проект Антонио да Сангалло
Проект Микеланджело

Для того, чтобы ускорить возведение нового здания, Донате Браманте снес древние мраморные колонны Старого собора Святого Петра [Д] . Браманте руководил строительством собора до своей смерти в 1514 году. Последний год и часть 1515 года (суммарно ориентировочно 18 месяцев) Джулияно да Сангало тоже работал над сооружением храма, но главным архитектором после Браманте стал Рафаэль. Также к работе присоединился Джованни Джокондо, который умер в 1515 году, и Антонио да Сангалло, ученик Браманте. Рафаэль, которого рекомендовал Браманте еще при жизни, возглавив строительство, вернулся к традиционной форме латинского креста с удлиненной четвертой стороной.

После смерти Рафаэля ( 1520), главным архитектором собора стал Бальдазаре Перуцци, который избрал центрическое сооружение, а с 1539 - Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Сангалло руководил работами до своей смерти в 1546 году.

1 января 1547 г. папа Павел III назначил главным архитектором Микеланджело [7]. По свидетельствам Вазари, Микеланджело согласился на эту работу "с большой неохотой и против воли" [8]. Как отметил Уильям Уоллес, это назначение было "сомнительной честью", ведь ему досталось в наследство не только долговременное строительство, начатое гениальным архитектором, но плохим инженером Браманте, а прорабы и рабочие, лояльные Сангалло, и скептические Микеланджело и его идей [ 7]. Над сооружением собора он работал последние 17 лет своей жизни.

Микеланджело вернулся к идее центральнокупольного сооружения, его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он поднял барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти Джакомо делла Порта, придавший витягнутиши очертания. Из четырех малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Джакомо да Виньола возвел только два. В наибольшей степени архитектурные формы в том виде, как задумал Микеланджело, сохранились с алтарного, западной стороны.

Герхард Штраус писал, что "архитектор Микеланджело (...) построил собор христианства как манифест сильного индивидуума" [9]. Возвращением к первоначальной идее Браманте по центрической постройки, он перечеркнул почти 40 лет предварительных строительных работ [7] и смог определить общее направление работ по строительству собора на будущее [10].

  • Проект Браманте

  • Проект Рафаэля

  • Проект Микеланджело

  • Проект Мадерно

После смерти Микеланджело архитектором собора стали Пирр Лигорио и Джакомо да Виньола. С 1573 года строительство руководили Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. С 1603 - Карло Мадерно, а с 1629 - Лоренцо Бернини.


2. Купол

StPetersDomePD.jpg
0 Coupole - Basilique St-Pierre - Vatican (2). JPG

Купол базилики Святого Петра является самой консольной кирпичной надстройкой в ​​мире и имеет два свода. Это архитектурное решение имеет важное основание - высокая, немного вытянутая баня выглядит лучше снаружи, но внутри лучше воспринимается круглее купол. На смотровую площадку над куполом перед фонарем можно выйти по 510 ступеням, или подняться на лифте и пройти 320 ступеней между сводами купола. Проход между двумя стенами купола является непростым, однако из него хорошо видно всю сложность его конструкции.

Диаметр купола составляет 42,34 м (что на 86 см меньше, чем в Пантеона), а высота - 43,2 м (т.е. на 20 см больше чем высота Пантеона) [11]. Купол удерживается четырьмя пятиконечными колоннами, длина диагонали между которыми - 24 метра. Высота надстроенного над куполом фонаря - 17 метров. Таким образом общая высота купола до вершины креста на нем составляет 136,6 м [12].

Расчетный вес купола - 14 тысяч тонн, но его конструкция делает его визуально легким, и поэтому кажется, что купол "парит над остальными огромной здания" [10].

Внутренняя высота купола составляет 119 м, внутренний диаметр - 42 м. Внутри купола двухметровыми буквами написана цитата из Евангелия от Матфея :

SanPietroTuEsPetrus-SteO153.jpg
лат. Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam meam et tibi dabo claves regni caelorum


(...) Ты скала ( греч. πετρος ), И на сем камне Я создам Церковь Мою (...) И дам тебе ключи Царства Небесного (...)
( Мф. 16:18-19)

Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана завершили строительство купола в 1590 году, в правление папы Сикста V. Под фонарем есть надпись:

На славу Св. Петра, папа Сикст V, 1590 года, на пятом году понтификата
Исходный текст (Лат.)

S. Petri gloriae sixtvs pp. vamd xc. pontif. V.


3. Фасад

Фасад Мадерно

В начале XVII в., По указанию Павла V, архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрического дома три нефный базиликальный часть, вернувшись к форме латинского креста, и построил фасад. Баня оказалась скрытой фасадом, потеряла доминирующее значение и воспринимается только с издалека, с Виа делла Кончилиационе.

Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают огромные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцать апостолов (кроме апостола Петра).


3.1. Ворота

Ворота собора

Из портика в собор ведут пять ворот. На центральных бронзовых воротах изображены Иисус, Дева Мария и святые апостолы Петр и Павел. Эти ворота - шедевр ювелирного искусства работы Антонио Филарете. На паперти собора, поверх главных дверей - известная мозаика Корабль апостолов ( итал. Navicella degli Apostoli ), Выполненная по эскизу Джотто. Мозаика Новичелла ( итал. navicella , Лодка), изображавшую Христа и лодка с апостолами, погиб в начале XVI века при сносе старого собора.

Справа от центральных дверей расположены Ворота Таинств, созданные скульптором Венанций Крочетти в 1966 году. Таинства изображены в такой последовательности: на левой панели - крещение, миропомазание, исповедь, на правой - Евхаристия, венчание, хиротония и елеосвящения [13]. Последние дверь справа - Святые двери, работы Вико Консорт, которые открываются самим Папой каждые 25 лет, в юбилейный год [4].

Ворота слева - Ворота добра и зла - работа итальянского скульптора Лучано Мингуцци (между 1970 -1977 гг.) Рельефы крайних ворот слева - Ворот смерти - созданные скульптором Джакомо Манцу (1949 -1964 гг.) Очень выразительный образ папы Иоанна XXIII.

    На фасаде собора выделяются девять лоджий. Центральная называется "лоджия Благословение" - из нее Папа Римский обращается с благословения " Urbi et Orbi "(буквально," Городу ( Рим) и мира ") ко всем христианам на Рождество, Пасха и в день памяти святых Петра и Павла [4].


    3.2. Колокола

    Колокола под часами слева фасада базилики

    Набор из шести колоколов висит в верхнем окне под часами слева. Последний колокол был отлит в 1999 году по случаю юбилейного года 2000. Сейчас он висит в Ватиканском саду.

    Гамма звуков колоколов есть от ритмичного ударного a doppio до плывущей a distesa. А distesa (звон Campanone) используется только после смерти папы. а Campanella seconda - для призыва на обед в воскресенье. Все шесть колоколов используются только по особому случаю: после папского благословения Urbi et Orbi на Рождество и Пасху, после молитвы "Ангел Господень" на Петра и Павла и после выборов нового папы. Итак полный хор колоколов a distesa к литургии не предусмотрен.

    На Литургию звонят колокола 6 +5 +4 +3 начиная за 45 минут и каждые 15 минут. При этом нет сольного колокола с перезвоном. В воскресный обед в 12:15 после совместного с папой молитвой Ангелус на площади святого Петра звучат колокола 6 +5 +4.

    № колокола Название
    Звучание
    ( Полутон - 1/16)
    Литейщик
    Год
    Диаметр
    (Мм)
    Вес
    (Кг)
    Расположение
    1 Campanone e 0 +3 Луиджи Валадьер
    ( итал. Luigi Valadier )
    1785 2315 ~ 9000 окно, посередине
    2 Campanoncino (Mezzana) a 0 +8 Инноченцо Казини
    ( итал. Innocenzo Casini )
    1725 1774 3675 сзади 1
    3 Campana della Rota cis 1 +7 неизвестный 14 в. 1364 1735 сзади 2
    4 Campana della Predica e 1 +11 Джованни Баттиста Лученти
    ( итал. Giovanni Battista Lucenti )
    1893 1087 850 над 2 и 3
    5 Campanella prima (Chiacchierina) ais 1 +12 Дачиано Колбакини
    ( итал. Daciano Colbachini )
    1932 744 280 окно, справа
    6 Campanella seconda (Clementina) h 1 +13 Луиджи Лученти
    ( итал. Luigi Lucenti )
    1825 739 260 окно, слева
    - Grande Campana del Giubileo g 0 +9 Маринелли
    ( итал. Marinelli )
    1999 1877 ~ 5000 Ватиканские сады

    4. Площадь Святого Петра

    Панорама площади Святого Петра
    Панорама площади Святого Петра
    Площадь Святого Петра
    (Ок. 1858)
    Площадь Святого Петра. Вид с купола

    Перед собором была нужна площадь, которая вмещала бы очень много верующих, которые приходили сюда, чтобы получить папское благословение или участвовать в религиозных службах или праздниках. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в течение 1656 - 1667 гг площадь перед собором - одно из выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

    Бернини решил сформировать площадь из двух частей. Первая, трапециевидная, начинается от базилики. Благодаря тому, что широкая основа расположена у линии собора, а узкая основа выходит на вторую часть площади, создается эффект обратной перспективы. Вторая часть площади - огромный эллипс, поверхность которого слегка наклонена к обелиску, как к центру. Этот обелиск был привезен из Египта Калигулой в 37 г. Первоначально он находился в цирке Калигулы и Нерона, южнее базилики, ближе к современному захристя. Обелиск также называют "свидетелем", поскольку он был на том месте, где погиб апостол Петр [14]. 10 сентября 1586 года Доменико Фонтана, по желанию папы Сикста V, переместил его в центр площади. Учитывая значительный вес обелиска - 322 тонны - на то время это было большим техническим достижением. Обелиск стоит на фундаменте в виде бронзовых львов. Вдоль него расположены фонтаны высотой 14 метров. Правый фонтан построен в 1613 году во времена папы Павла V под руководством Карло Мадерно, а левый - в 1677 году создал Карло Фонтана. Обелиск и фонтаны расположены на большом оси эллипса.

    Две колоннады определяют площадь и поддерживают антаблемент простого тосканского ордера. Фокусы этого эллипса расположены несколько южнее и севернее от обелиска, и обозначены надписями на металлических пластинках "Centro del Collone". При нахождении на этих пластинках, четыре колонны соответствующей половины колоннады расположены на одной линии.

    Сверху 284 колонн, расположенных по четыре в 71 ряд, размещено 140 статуй святых. Статуи построены над колоннадой в 1667-1669 годах во времена Александра VII и Климента IX.

    Виа делла Кончилиационе, построенная между 1936 и 1950 гг сейчас соединяет Замок Святого Ангела на западной стороне Тибра и Площадь Святого Петра.


    5. Интерьер

    Общая длина базилики - 211,6 м. Внутри собор поражает гармонией пропорций, огромными размерами, богатством оформления - здесь много статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти 50 лет, с 1620-го до 1670 г.

    5.1. Центральная нава

    St Peter Basilica light streams.jpg

    На полу центрального нави, начиная от входа, есть отметки, указывает размеры других крупных соборов мира и дают возможность сравнить их с собором Святого Петра.

    В конце центральной нави, у последнего столба справа, находится статуя Святого Петра (XIII в.), Автором которой считается Арнольфо ди Камбио. Статуи приписывают чудодейственные свойства, и паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

    В центральной абсиде - создана Бернини кафедра Святого Петра. Она включает кресло Святого Петра, который поддерживают четыре статуи Учителей Церкви - Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий (католицизм) и Афанасий Великий, Святой Иоанн Златоуст (православие). Из кресла парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII, тоже работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

    • Статуя Святого Петра

    • Кафедра Святого Петра

    • Кресло Святого Петра


    5.2. Крестопоклонной

    Киворий над могилой апостола Петра

    Прямо под куполом собора расположен алтарь с бронзовым киворием Бернини, изготовленным в 1624-1633 годах. Высота кивория - 29 м. Он поддерживается четырьмя витыми колоннами, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли с Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII конструкции, которые поддерживали крышу портика.

    В четырех нишах под куполом в крестопоклонной есть четыре мраморные статуи высотой около 4,5 м. Они изображают святых Веронику, Елена, Лонгина и Апостола Андрея. Этими фигурами подчеркнуты реликвии, там хранятся или хранились: полотенце Вероники с потом Иисуса Христа, частицу Святого Креста, Копье Лонгина и и председатель апостола Андрея (с 1964 года перенесена в Патры). Скульптуры созданы разными художниками: Лонгин [15] - Лоренцо Бернини (1639), Андрей [16] - Франсуа Дюкенуа (1640), Вероника [17] - Франческо Мокхи (1632) и Елена [18] - Андреа Болджи (1646).

    Статуи в нишах под куполом

    Святая Елена
    Святой Лонгин
    Святой Андрей
    Святая Вероника

    5.3. Права (Северная) нава

    В первой часовни дело находится шедевр Микеланджело - мраморная Пьета. После того, как злоумышленником была сделана попытка разбить статую в 1972 году, ее защитили стеклом. Затем расположены статуя Льва XII и памятник королю Швеции Кристине, а за ними - часовня Святого Себастьяна. В ней размещены статуи Пия XI и Пия XII.

    Далее по нави - надгробие Иннокентия XII (автор - Филиппо делла Валле) и Матильды Каносськои, работы Бернини с учениками. Макрграфиня была первой женщиной, которая имела честь быть похороненной в этом соборе. В 1077 г. в Каноссе, ее родовом замке, император Священной Римской империи Генрих IV, отлученный от церкви, вымаливал прощения у папы Григория VII. Здесь размещена небольшая часовня Распятия (или Реликвии), в которой хранится деревянное распятие конца XIII - начала XIV вв., Автором которого считается Пьетро Каваллини.

    За ними расположена большая часовня Святого причастия ( итал. Santissimo Sacramento ), Играть которой выполнен по рисунку Франческо Борромини. Рядом с часовней - надгробие Григория XIII. Барельеф напоминает о проделанной папой реформе - введение григорианского календаря. За ним - могила Григория XIV. Рядом находится алтарь Святого Василия украшен мозаикой с восемнадцатого века. Здесь с 1963 года [19] покоятся мощи святого, епископа Украинской греко-католической церкви - Иосафата Кунцевича. Напротив часовни Святого Василия, памятник папе Бенедикту XIV.

    Чуть дальше находится выполнен в неоклассическом стиле скульптором Антонио Канова надгробие Климента XIII ( 1792 г.).


    5.4. Левая (Южная) нава

    Надгробие Александра VII

    Первая часовня левой нави - ​​часовня Крещения ( итал. Cappella del Battesimo ). Она была спроектирована Карло Фонтаном на заказ папы Иннокентия XII. Она украшена мозаикой Джованни Батиста Гаул, которая была позже изложена Франческо Тревизано. Мозаика за алтарем имитирует существующие картины Карло Маратта в Санта Мария дельи Анджели е деи Мартири.

    У входа находится еще одно произведение скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотлансько-британской королевской католической семьи Стюарт, а возле него - мемориал Марии Клементине Собеский, жены Джеймс Стюарт (автор - Пьетро Браччи, 1742).

    Во второй часовни расположены надгробия пап Бенедикта XV и Иоанна XXIII, а чуть дальше - Пия X и Иннокентия VIII. Последний был создан в 1490-х гг скульптором Антонио Поллайоло. В левой руке папы показан Копье Лонгина, который папа получил в подарок от турецкого султана. Это один из немногих памятников, которые были еще при старой базилики [20].

    Следующую часовню украшает алтарь Непорочного зачатия. Перед часовней находится могила папы Иннокентия XI работы Карло Марата [21], и за ней - надгробие папы Льва XI работы Алессандро Альгарди 1644 года.

    Надгробие Александра VII, работы Бернини (1672-1678) из полихромного мрамора, расположен в конце нефа. За ним - могила Иннокентия XI.

    Перед входом в захристя находится надгробие Пия VIII.

    • Памятник Стюартам ( 1822)

    • Памятник Марии Собеский

    • Надгробие Льва XI

    • Надгробие Иннокентия XI


    6. Крипта

    Ниже уровня фундамента собора Святого Петра находится крипта собора или Гроты Ватикана. В крипте есть захоронения - саркофаги двадцати трех пап, вокруг могилы святого апостола Петра. Всего в соборе размещены 164 захоронения римских пап. Вокруг могилы святого апостола Петра также построен пять национальных часовен, так чтобы она были в центре, как по расположению так и символически - в центре духовной. Кроме могил пап, в крипте также и несколько других могил кардиналов и проводников государств, например, маркграфиня Тосканской Матильды, королевы Швеции Кристины, императора Священной Римской империи Оттона II.

    Последним в крипте похоронен Иоанн Павел II, который занял место в саркофаге Иоанна XXIII, который в свою очередь перенесен в стеклянный саркофаг внутри собора к часовне святого Иеронима.


    7. Собор в искусстве

    Адольф Вильям Бугро. Отдых
    (На фоне - Собор Св. Петра)
    ( 1879)
    • В научно-популярном фильме " Жизнь после людей" ( 2008), через 500 лет, металлические элементы купола рассыплются от коррозии, и баня рухнет внутрь собора
    • В фильме " 2012" ( 2009) было показано, как рухнул собор Святого Петра во время того, как Папа Римский читал молитву о конце света. При этом погибли десятки тысяч человек, среди них - итальянский премьер-министр и его семья

    8. Интересные факты

    • Алтарь собора Святого Петра обращен на запад, а не на восток, как обычно для большинства христианских храмов.
    • Расходы на строительство оказались столь велики, что для их покрытия папе Льву X пришлось за большую сумму передать право распространять индульгенции Альбрехту Бранденбургский. Злоупотребление индульгенциями в немецких землях вызвали протест Лютера, Реформацию и последующий раскол Европы.
    • При соборе работала собственная мозаичная мастерская [22]
    • Базилика Нотр-Дам-де-ла-пе была сооружена по образцу собора Святого Петра.
    • 2007 года в архивах Ватикана был найден зарисовку Микеланджело, сделанное им незадолго до смерти. Это было изображение детали одной из колонн, которые формируют барабан купола собора [23].

    9. Величина собора в сравнении

    Собор Святого Петра относится к крупнейшим сакральных сооружений мира. По сравнению с другими сакральными сооружениями этого типа он не обязательно занимает первое место, поскольку критерии оценки могут быть разными. В следующей таблице приведены основные сравнительные характеристики подобных по величине сакральных сооружений:

    Здание Размеры
    (Длина x ширина x высота)
    Площадь Другие
    значение
    Время строительства Может вместить,
    человек
    Собор Святого Петра
    Ватикан
    211,5 м x 138 м x 132,5 м 15 160 м 2 120 лет
    (1506 - 1626)
    ок. 20 000
    Собор Иоанна Богослова,
    Нью-Йорк ( США)
    183,2 м x? x? 11 240 м 2 объем: 476 350 м 3 завершено
    (1892 -)
    Кельнский собор
    ( Германия)
    144,58 м x 86,05 м x 157,38 м 7914 м 2 620 лет
    (1248 - 1868)
    ок. 20 000
    Ульмский собор
    ( Германия)
    139,5 м x 59,2 м x 161,5 м 8260 м 2 513 лет
    (1377 - 1890)
    Базилика де Носса сеньора
    Апаресида ( Бразилия)
    130 м x 168 м x 70 м завершено
    (1992 -)
    ок. 45 000
    Исаакиевский собор
    Санкт-Петербург ( Россия)
    111 м x 97 м x 101,5 м 10 767 м 2 диаметр купола: 26 м 40 лет
    (1818 - 1858)
    ок. 14 000
    Храм Святого Саввы
    Белград ( Сербия)
    91 м x 91 м x? 3500 м 2 диаметр купола: 35 м 68 лет
    (1936 - 2004)
    Мечеть в Кордобе
    Кордоба ( Испания)
    79 м x 134 м x? 23 000 м 2 739 лет
    (784 - 1523)
    Агия София
    Константинополь / Стамбул ( Турция)
    77 м x 71 м x 56 м 7560 м 2 диаметр купола: 33 м 5 лет
    (532 - 537)
    Масджид ан-Набави
    Медина ( Саудовская Аравия)
    300 500 м 2 1359
    (622 - 1981)
    ок. 65 000
    Нотр-Дам-де-ла-Пе
    Ямусукро ( Кот-д'Ивуар)
    195 м x 150 м x 158 м 30 000 м 2 3 года
    (1985 -1988)
    12 000
    Ангкор-Ват
    ( Камбоджа)
    215 м x 187 м [24] x 65 м 37 лет
    (1113 - 1150)
    Храм Святого Семейства
    Барселона ( Испания)
    90 м x 60 м x 112 м [25] 17 822,25 м 2 завершено
    (1882 -)

    Примечания

    а. ^ Базилика Нотр-Дам-де-ла-пе ( Ямусукро, Кот-д'Ивуар) была объявлена ​​"величайшим христианским храмом" [26], однако, внутреннее пространство церкви спроектировано таким образом, что одновременно в храме может находиться не более 18 тыс. человек [27], тогда как в соборе Святого Петра - до 60 000 [28]
    б. ^ есть, в правление Льва Х (1513-1521), Адриана VI (1522-1523), Климента VII (1523-1534), Павла III (1534-1549), Юлия III (1550-1555), Марцелла II (1555), Павла IV (1555-1559), Пия IV (1559-1565), Пия V (1565-1572), Григория XIII (1572-1585), Сикста V (1585-1590), Урбана VII (1590), Григория XIV (1590-1591), Иннокентия IX (1591), Климента VIII (1592-1605), Льва XI (1605), Павла V (1605-1621), Григория XV (1621-1623) и Урбана VIII (1623-1644)
    в. ^ С этого периода остался обелиск из Гелиополя
    г. ^ С Вазари, именно для размещения своей грандиозной гробницы Юлий II захотел построить новый собор [29]
    д. ^ Браманте не отличался особым уважением к старым зданиям, и является известным его прозвище "Руйнанте" ( итал. Ruinante ) [30]

    код для вставки
    Данный текст может содержать ошибки.

    скачать

    © Надо Знать
    написать нам