Надо Знать

добавить знаний



Советский народ



План:


Введение

Плакат сталинских времен с надписью "Весь мир будет наш!"

Советский народ ( рус. Советский народ ) - катойконим, официальное название населения СССР, часто идеологическое и пропагандистской клише, что служило для сокрытия этнического происхождения и состава населения. Понятие г.р. сочетало в себе в первую очередь общественно-политический аспект (принадлежность "Страны советов"), подчеркивало политическую видмиднисть "советского народа" от ранее существовавших - население и народов Российской империи - изобрело "новую историческую социальную и интернациональную единство народа".

Языке "межнационального общения" г.р. официально считалась русский [1] [2], поэтому многие исследователи считают, что понятие г.р. также способствовало перманентной русификации [3].


1. Определение

Детский санаторий Померки, Харьков. Лето 1950. Юные представители "советского народа".

По установившейся в СССР идеологическим определению это -

" ... Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, хозяйство, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей [ 4] "

Согласно официальной советской коммунистической доктриной, советский народ является не национальной, а понаднациональною, многонациональной формацией, он не конечная, а переходная фаза развития межнациональных отношений от отдельных наций в многонациональных коммунистического общества. Когда коммунизм победит в мировом масштабе, дойдет до полного слияния наций: образование безнационального общества.

Руководители СССР и теоретики советской национальной политики признавали, что создание советского народа - это управляемый партией процесс. В таком плане Советский народ - искусственная идеологически-политическая конструкция, накинених руководителями КПСС нерусским народам СССР как инструмент в политике преодоления их стремлений к государственной независимости, ликвидации их прав в области государственной администрации, экономики, образования, культуры, уничтожения этнической и духовно-культурной самобытности народов и фактического превращения их в русских.


2. История возникновения понятия

Понятие советский народ появилось в середине 1930-х pp., Во время погрома нерусских народов, уничтожение их культурной верхушки и национальных партийных кадров, длительных кампаний против так называемого буржуазного национализма и прекращения всякой борьбы против русского великодержавного шовинизма.

Официальное понятия советский народ приняты впервые в резолюциях 18 съезд КПСС (1939) и тогда же вошло в устав КПСС. Однако попытка определения понятия советский народ сделал Никита Хрущев на 22 съезде КПСС (1961): "В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты, общий социалистическую Родину - СССР, общую экономическую базу, социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общий мировоззрение - марксизм-ленинизм, общую цель - построение коммунизма, много общих черт в духовном облике, в психологии ". Однако, в одобренную тогда новую программу КПСС это определение вошло. Оно появилось в 1970 году, в тезисах ЦК КПСС по случаю 100-летия рождения Ленина, и была повторена в речах Леонида Брежнева на 24 ( 1971) и 25 ( 1976) съездах КПСС.

Однако уже в 22 съезде ( 1961) дан ряд указаний (они есть в новой программе КПСС, принятой на том съезде), имевших закрепить существование и рост советского народа: о перемешивание населения путем обмена кадрами, многонациональность союзных республик и исчезновения значение границ между ними, дальнейшее уменьшение различий народов СССР, объединяющую силу русского языка как языка межнационального согласия, недопустимость национального "самоограничения", потребность творить надреспубликанськи зоны с органами, пренебрежительным над правительствами союзных республик. Еще сильнее толчок для осуществления концепции советского народа дал 24 съезд КПСС ( 1971).

В официальных постановлениях и в обществоведческой компартийной литературе поздних лет указано, в частности, на такие общие черты советского народа, как идеология, объединяющая всех граждан независимо от национальности, единственная советская культура, рост чувства принадлежности к новой исторической общности, и на то, что в рамках советского народа создается новый тип советских людей, которые также при сохранении национальных особенностей имеют общие обще-советские черты. Подчеркнуто также первоочередность всесоюзных интересов, в частности в экономике, над интересами отдельных народов СССР (так называемый единый народно-хозяйственный комплекс). Такая политика КПСС вызвало серьезное беспокойство среди нерусских народов СССР и уже в начале 1960-х pp. стала одной из причин возникновения национального сопротивления.

Одновременно в СССР предпринимались попытки "научно обосновать" понятие советского народа как "социологической категории". Этот вопрос стал предметом исследования в многочисленных трудах и конференциях. В процессе дискуссии оказались расхождения мнений относительно будущего социалистических наций и взаимоотношений между ними и народом, роли русского языка в жизни нерусских народов и определение самого понятия "советский народ" как социологического феномена и того, он уже новой советской нацией, следовательно, началом конца отдельных наций СССР. Частично затрагивают вопросы советского народа также авторы самвидавной литературы, в частности Иван Дзюба, который утверждает, что суть концепции советского народа в том, чтобы "обосновать и оправдать широко развернутый курс русификации" .

Составным идеологическим компонентом концепции советского народа является советский патриотизм, за официальным определением - любовь граждан СССР к своей Отчизне, преданность советскому обществу, государственному строю и делу коммунизма, был инструментом в борьбе против национальных стремлений нерусских, в противоположность их патриотизма.


3. Судьба некоторых народов в составе г.р.

Независимо от официальных заявлений и публикаций, ЦК КПСС вел последовательную политику государственной, политической, хозяйственной и духовной интеграции народов СССР. Она осуществляется путем стимулирования миграции, смешения населения и создания многонациональных рабочих коллективов для работы как в отдельных регионах страны СССР, так и в административных районах или конкретных жилых кварталах городов и крупных населенных пунктов. В частности, при различных промышленных новостройках, на заводах и в совхозах, где работают рабочие многих национальностей СССР, причем все они лишены каких-либо прав нацменьшинства и обречены на русификацию и сами становятся орудием русификации других нерусских народов. Одновременно на нерусскую территорию направляются русские рабочие и партийные и государственные руководители. Таким образом между 1959 и 1970 годами процент российского населения Украина возрос с 16,9% до 19.4%, Беларусь с 8.2% до 10,4%, Молдавии с 10,2% до 11,6%. Латвии с 26,6% до 29,2%, Эстонии с 20,1% до 24,7%, при том русские поселюються гол. ч. в городах нерусских республик. Степень урбанизации народов, имеющих свои республики, различен: самый высокий в россиян (68%), далее - армян (64.8%), эстонцев (55,1%), латышей (52,7%), украинский (48,7%) самый низкий в средне-азиатских народов (15 - 25%) и молдаван (20.4%). Неравномерное также уровень урбанизации всего населения республики: по переписи 1970, самый высокий в Эстонской (65%), Рос. (62%), Армянской (59%) и Укр. (55%), самый низкий - в Молд. (32%).

На основании приведенных статистических данных не приходится говорить о равную степень развития различных народов и республик СССР, который должен творить основание существования Р. н. Он еще больше нарушен, когда речь идет о состоянии высшего образования и количества научных работников отдельных народов СССР. Так, среди народов СССР, имеющими республики (за исключением грузин и армян), россияне имеют высокий процент студентов и значительно более высокий процент научных работников и аспирантов, чем их процентная доля среди населения СССР. Высшее образование должны в русские, живущие в нерусских республиках и работают там в партийном и государственном аппаратах, это определяет их господствующую роль среди нерусских народов.

Дискриминация нерусских народов и привилегированное положение русских проявляется также в том, что во всех нерусских республиках существуют русские школы, пресса, культурные учреждения, но таких привилегий не имеют народы в РСФСР. Более того, в российских школах в нерусских республиках учатся также дети нерусских, сеть их (даже низшей степени) постоянно растет, а большинство университетов и технических школ переведены на русский язык, что имеет большое значение в политике русификации нерусских. Распространены также в номинально нерусских школах параллельные классы русском и нерусской языками обучения. Цели русификации служат официально пропагандируемые смешанные супругов со значительным участием россиян. (Во второй половине 1960-х pp. В городах Украина была смешанных прдруж 26%, они преобладали среди украинский, живущих в диаспоре в РСФСР).

Вопреки заверениям деятелей КПСС о выравнивания классовой структуры отдельных народов СССР, будто бы предопределяет существование советского народа как многонационального, но сплошной социально-полит. общности людей, различия в классовой структуре отдельных народов СССР слишком разительны. Они заметные, если сравнить классовую структуру коренных национальностей отдельных республик. В частности россияне опережают другие народы в проценте рабочих (особенно работающих в промышленности) и служащих, зато только небольшой их процент составляют колхозники.

Доминанту является роль русских в КПСС, в частности в центральном партийном, а также держержавному аппаратах. Секретариат ЦК КПСС состоит (1975) исключительно из россиян. Они также (наряду грузин) имеют процентно высшее количество членов КПСС против их процента среди населения СССР : 61,0% и 53,3%; Украинскому : 15,9% и 16,9%; белорусы : 3,% и 3,7%; молдаване : 0,4% и 1,1% и т.д..

Господствующее положение русских отражается и в количестве печатной литературы. Из всех книг и брошюр (количество, единиц), которые были печатные в СССР в 1973, 80,4% пришлось на русский язык, периодических изданий (в том числе и журналов, но без газет) - 85,4%, газет - 62,3% (по их годовым тиражом 80,7%). Украинском языке соответственно: 3,9%, 2,9%, 20,0% (7,8%).

Неравенство между народами СССР усиливается и тем, что КПСС стремится к ослаблению национальных различий нерусских народов и усиления всего, что сближает их с Россией. Отсюда постоянная война КПСС против истории, традиции, культуры, языка нерусских народов путем их подделки или замалчивание освободительной борьбы против царизма и сов. власти, обвинения их в так называемом буржуазном национализме (таких упреков не выдвигают против русских).

Существует также дискриминация нерусских республик в области капиталовкладив, они не располагает накопленными в них капиталами, отходящие во всесоюзный бюджет без участия органов власти союзных республик. Подобное происходит в области экономического планирования и размещения промышленности.

Концепция Г. н. исторически подобная политической концепции "православия" (неправославных называли "инородцами") и "Панславизма" всеимперськои национальности (гражданства) и "всеимперськои культуры" в бывших британской и французской империях.

Концепция Г. н., Что служит ширмой для политики государственной и этнической унификации СССР расходится с основными тенденциями общественного и межнационального развития в самом СССР и вне его. Ни один народ добровольно не отрекается от своих национальных черт и не растворяется в других народах. Теоретики национальной политики КПСС приписывают взгляды о снятии национального обособления, о исчезновения национальных различий и о слиянии наций Ф. Энгельсом. Однако он говорил не о слиянии и исчезновение наций, но о взаимозависимости и равенства развитых наций в условиях социализма.


4. Правовые основы

Социально-политическая составляющая

В отличие, от например Конституции и США, где народ выступает субъектом государства [5], Конституция СССР 1977 года [6] говорила, что

Вся власть в СССР принадлежит народу (Гл.1, Ст.2)

, Но

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов (там же)

, А также:

Управляющей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая Партия Советского Союза. (Гл.1, Ст.6)

Так советскому народу, как время "революционной" власти большевиков ( "Диктатуры пролетариата") во главе с Лениным, так и позже (эпоха "зрелого социализма") в Основном законе страны отводилась роль объекта - "трудящихся масс", которые под руководством субъекта государственной и политической власти - КПСС должны "строить коммунизм".

Этническая составляющая
СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма (Гл.8, ст.70)
Выявление политической воли

Единственный раз, когда "советскому народу" было предоставлено собственное право голоса - это предусмотренный статьей 5, Гл.1 Конституции СССР "Референдум", который состоялся 17 марта 1991 года и касался вопроса "Сохранение Союза ССР".


5. Социальная и демографическая структура

6. Этническая структура

7. Культура

Советские народные праздники, гулянья и обряды

8. После СССР

Распад СССР (1991) на практике доказал, что идея "советского народа", как социально-политическая и этническая общность людей, не выдержала испытания временем. В СССР не было равенства не только между народами, но также между отдельными общественными классами. Советское общество - это по сути классовое общество, составленное, с одной стороны, из привилегированной правящего слоя ( "Номенклатура") и, с другой - с бесправных млн крестьян, рабочих и интеллигенции. В это классовое общество внесло важных изменений процесс урбанизации, который должен стереть различия между селом и городом. В таком плане фальшивой также претензия КПСС, будто бы в период существования советского государства обеспечивалась социально-политическое равенство граждан СССР.

В настоящее время в правопреемницей СССР - Российской Федерации - понятие "многонациональный советский народ" заменено на "многонациональный народ Российской Федерации" [7]

В последние годы в российской пропаганде використувуеться новый срок "Русский мир" ("русском мире"), активно пытаются распространять на территориях бывшей Российской Империи и Советского Союза.


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Гриневич В. А., Даниленко В. М., Кульчицкий С. В., Лысенко А. Е. Украина и Россия в исторической ретроспективе. Т.2 - Миф о "новой исторической общности", - Очерки в 3-х т. / / Ин-т истории Украины НАНУ. - К.: Наук. мысль, 2004. - 327 с. ISBN 966-00-0340-4
  • Джунусов М. Многонациональный советский народ - новая историческая общность людей. - М., 1964
  • Рогачев п., Свердлин М. Нации, народ, человечество. - М., 1967
  • Дзюба І. Інтернаціоналізм чи русифікація? - Мюнхен, 1968
  • Матеріали XXIV з'їзду КПСС. - К., 1971
  • Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. - М., 1972
  • Куличенко М. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972
  • Гончарова В. Советский народ - историческая общность людей / / Философская мысль, ч. 2. - К., 1972
  • Маланчук В. Развитие национальных и межнациональных отношений на современном этапе / / Философская мысль, ч. 4. - К., 1972
  • Тадевосян Э. В. И. Ленин о государственных формах решения национального вопроса в СССР. - М., 1973
  • Цамерян И. Теоретические проблемы образования и развития советского многонациональна государства. - М., 1973
  • Lewytzkyj В. Sowjetskij narod. Was heist eigentlich "Sowjetvolk"? / / Oesterreichische Osthefte, 2 Heft. - Вена, 1973
  • Матюшкин Н. Патриотизм и интернационализм советского народа. - М., 1975
  • Советский народ - новая историческая общность людей. Становление и развитие. - М., 1975
  • Лихолат А., Комаренко Н. Основные направления в освещении проблемы Советский народ - новая ист. общность людей / / Украинский исторический журнал, ч. 1. - К., 1976

10. Сноски

  1. Закон о языках в УССР (Рус.)
  2. Закон о языках СССР (1990) (Рус.)
  3. Див.наприклад Л. Масенко: "Языковая политика в СССР 60-80-х годов" - из книги: "Украинский язык в XX веке: история лингвоцида"
  4. Большая Советская Енцкиклопедия (Рус.)
  5. Конституция США начинается словами: "Мы, народ Соединенных Штатов, чтобы создать совершенный союз, установить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие, ввести совместную оборону, содействовать общему благосостоянию и обезопасить нам самим и нашим потомкам блага свободы - издаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов. "
  6. Последняя, ​​третья ("брежнеевська") редакция Конституции СССР, 1977 года
  7. См..: Конституция Российской Федерации

См.. также


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам