Надо Знать

добавить знаний



Совет министров СССР



План:


Введение

Совет министров УССР, высший орган государственного управления в СССР, преемник Совета Народных Комиссаров1946). Совет Министров была формально Верховной Радой в составе председателя, первых заместителей и заместителей председателя, министров и руководителей других союзно-республиканских органов. В действительности же все персональные оправы Совета министров принимала ЦК КПСС по согласованию с ЦК КПУ. Теоретически Совет Министров была коллегиальным органом, основные дела должны решаться большинством голосов членов правительства. Для оперативного решения текущих оправ в Совете министров существовала внутренняя президиум Совета Министров СССР (ранее бюро), составленная из председателя, его заместителей, председателя Госплана и нескольких министров. Материалы о внутренней деятельности Совета Министров публикации не подлежали.

В рамках компетенций УССР, как союзной республики, Совет Министров организовала работу аппарата управления и возглавляла его. Согласно статье 43 Конституции СССР Совет Министров УССР:

  • координирует и направляет работу министерств и других подчиненных ей учреждений;
  • принимает меры для осуществления народного хозяйственные плана;
  • принимает меры для осуществления республиканского и местного бюджета;
  • принимает меры для обеспечения общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
  • руководит и проверяет работу исполкомов областных советов д) создает при необходимости специальные комитеты и главные управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного и культурного строительства;
  • руководит организацией военных формирований РСФСР;
  • осуществляет руководство в области отношений с иностранными государствами, исходя из установленного в СССР общ порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами.

Обще-союзные министерства и ведомства должны до 1965 в СССР своих уполномоченных, которые входили в состав Совета Министров и деятельность которых на территории УССР координировала Совет Министров УССР. Своей чери Совет Министров УССР имела Постоянное представительство СССР при Совете Министров СССР для постоянной связи между государственными аппаратами СССР и республики.

Формально Совет министров УССР была подотчетна и ответственна только перед Верховной Радой УССР, а в период между его сессиями перед Президиумом Верховного Совета РСФСР. А так как эти последние органы теоретически были высшим представительным органом СССР и не подотчетны соответствующим союзным органам может создаться впечатление, что УССР была действительно суверенной респ., А Совет Министров - ее высшим административным органом, независимым от Совета министров СССР. Однако такой взгляд не соответствует действительности по следующим причинам:

  • Совет министров УССР действовала на основе общеобразовательных союзных законов. Она видавада постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и УССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, следовательно, не была суверенным органом СССР, а зависимым от Москвы исполнительным органом.
  • Совет министров СССР имел право "в пределах своих компетенций" (практически неограниченных) отменять постановления и распоряжения Совета министров УССР.
  • Председатель Совета министров УССР входил из правительства в состав Совета Министров СССР, значит все акты Совета Министров СССР были для него непосредственно обязательными.
  • Кроме председателя, в Совет Министров входили министры и руководители ведомств, комитетов. Эти органы должны преимущественным образом союзно-республиканский характер и подчинены они были соответствующему союзно-республиканскому органу в Москве. Только очень немногие республиканские министерства (5 - 7) были подчинены непосредственно Совету Министров СССР.
  • Совет министров УССР имела свои компетенции, то есть она была уполномочена общеобразовательных союзными законами и органами в выполнение определенных конкретных задач или функций на территории УССР. Советская теория и практика называла эти полномочия "правами" Совета Министров УССР. На самом деле, это были не права, а обязанности против соответствующих загадьно-союзных органов.
  • Назначение лиц на должности членов Совета Министров УССР, министров, их заместителей и других членов правительственного аппарата де факто принадлежало к компетенции союзной номенклятуры ЦК КПСС.

1. Компетенция

Объем "прав" Совета министров УССР менялся вместе с политикой правительства СССР. Широчайший он был в 1957 - 62, после чего начала восстанавливаться централизация с ограничением прав Совета Министров УССР. Впоследствии он стал такой: в области планирования народного хозяйства Госплан СССР, что, кроме подчинения Держплявови ОССР, подчинен также Совету Министров СССР, производил проекты планов развития народного хозяйства по всем отраслям союзно-республиканской и республиканской промышленности, а по обще-союзной промышленности мог делать свои предложения. Совет министров УССР имела право утверждать для его подчиненных предприятий республиканские планы продукции промышленных изделий, которые производились и полностью потреблялись в республике, a также планы распределения тех изделий по номенклатуре и в объеме, согласованном с Госпланом СССР. Совет министров УССР имела некоторые права в области инвестирования, финансирования труда и заработной платы. Очень ограниченные права Совет Министров имела в бюджетов области. Бюджет СССР базировался на утвержденном сессией Верховного Совета СССР Государственном бюджете СССР на каждый год. Правительство СССР был ответственен лишь за исполнение бюджета через Министерство финансов СССР, министерства СССР, а также через Советы Министров союзных республик. Совет министров УССР сосредоточивалась прежде всего на проблеме реализации бюджета государственными органами, предприятиями и организациями. В рамах такой очень ограниченной бюджетной политики Совет министров УССР могла лишь до некоторой степени стимулировать хозяйственное и культурное развитие на местах.

Конкретное содержание и объем компетенций Совета Министров СССР всякое определялся законными актами и директивами соответствующих центральных органов в Москве. Управление, например, организацией военных формирований ограничивалось преимущественно учетом военнообязанных.

Согласно изменениям политики центра менялись и "права" и состав Совета Министров СССР: ликвидации республиканских и союзно-республиканских министерств в пользу общеобразовательных союзных или восстановление предыдущих. 1968 в состав Совета Министров СССР входили 44 члена: 19 союзнореспубликанських министры, 14 руководителей государственных комитетов, комитетов и управлений (также союзно-республиканских категорий) и 5 республиканских министерств.

Председателя Правительства РСФСР Годы
Хрущев 1946 - 1947
Д. Коротченко 1947 - 1954
Н. Кальченко 1954 - 1961
В. Щербицкий 1961 - 1963
И. Казанец 1963 - 1965
В. Щербицкий 1965 - 1972
О. Ляшко 1972 - 1987
В. Масол 1987 - 1990
В. Фокин 1990 - 1992

Председателями Совета Министров СССР от 1946 года были: Хрущев ( 1946 - 1947), Д. Коротченко ( 1947 - 1954), Н. Кальченко ( 1954 - 1961), В. Щербицкий ( 1961 - 1963 и 1965 - 1972), И. Казанец ( 1963 - 1965), О. Ляшко (с 1972). А. Билинский

Состояние Р. М. СССР на 1. 4. 1973: 28 союзноресп. и только 6 респ. мин. и 17 государственных комитетов и гл. управлений.


2. Союзно-респ. мин.:


3. Респ. мин.:

  • автомобильного транспорта - Головченко Федор Петрович,
  • строительства и эксплуатации автомобильных дорог - Шульгин Николай Павлович,
  • коммунального хозяйства - Площенко Владимир Дмитриевич,
  • местн. промышленности - Гаевский Юрий Федорович,
  • бытового обслуживания населения - Шпаковский Лев Константинович,
  • соц. обеспечение - Федоров Алексей Федорович;

гл. гос. комитетов Р. М. УССР:

  • по делам строительства - Бурка Михаил Иосифович,
  • цен - Винюкова Иван,
  • по проф.-техн. образовании - Ищенко Дмитрий Тихонович,
  • по использованию трудовых ресурсов - Денисенко Алексей Иванович,
  • по телевидению и радиовещанию - Скачко Николай Артемьевич,
  • по делам издательств, полиграфии и книжной продукции - Белогуров Николай Кондратьевич,
  • по кинематографии (Госкино УССР) - Большак Василий Григорьевич,
  • по охране природы - Вольтовський Борис Иовлевич,
  • по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору - Нирцев Михаил Петрович

Гл. Комитет нар. контроля УССР - Маленкин Андрей Сергеевич,

  • гл. Комитет гос. безопасности при PM УССР - Федорчук Виталий Васильевич,
  • гл. Укр. объединение P. М. УССР "Укрсильгосптехника" - Момотенко Николай Петрович;

начальники: гл. управление PM УССР по садоводству, виноградництву и винодельческой промышленности - Мельников Олег Сергеевич,

  • по материально-техн. поставке - Тычинин Виктор Сергеевич,
  • по нефтеперерабатывающей и нефтехим. промышленности - Лесничий Григорий Емельянович,
  • Центр. Статистического Управления при Р. М. УССР - Вертиков Дмитрий Андреевич.

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • АН УССР. История государства и права Укр. ССР (1917 - 1960). К. 1961;
  • Барабашев Г., Шеремет К. Советское строительство. М., 1965;
  • ред. Кравчук С. Государственное право СССР. М., 1967; АН УССР;
  • ред. Козлов Ю. История государства и права Укр. ССР (1917 - 37), т. И, (1937 - 67), т. II. К. 1967.

См.. также


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам