Современная мировая культура

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Современная мировая культура - это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее".

Но культура - это не только множество культур, это также мировая культура, единый культурный поток от Шумеров до наших дней, от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать "оптимистичный" и "пессимистический". Оптимисты утверждают, что мировая культура на правильном пути, что будущее за наукой, техникой, информацией, регионально-организованной экономикой ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т. д.) являются истинными. Пессимисты, начиная от Шпенглера, в противовес, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату, кризиса.

Существуют различные взгляды на соотношение культур различных эпох и народов. По выражению М. Бахтина, "культура всегда лежит на границах" с другими культурами и эпохами. Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. Немецкий социолог Освальд Шпенглер рассматривал современную культуру не как единую общечеловеческую, а расколотую на восемь культур. Эти культуры - египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, русско-сибирская. Каждая культура подчинена жесткому процессу эволюции, фазы которой - рождение и детство, молодость и зрелость, восток и запад.

Питирим Сорокин развивал учение о "интегральную" социологию, охватывающей все аспекты культуры. Он различал системы культурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы) базируются на мировоззрениях.


1. Понимание современной культуры

Современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т. д. Культура играет все большую роль в достижении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрируемых функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.

Панорама культуры XX века весьма пестрая. Некоторая часть населения ( собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек. достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира. В связи с этим необходимо рассмотреть характер современной культуры, очертить ее контуры и выделить основные черты. Для современной культуры характерны прежде всего такие процессы, как индустриализация и институционализация.


1.1. Научно-техническая культура

Современная научно-техническая культура представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов, которые требуется синтезировать в единое целое. И наконец, необходимо учитывать ряд факторов современного мира - ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и истощения природных ресурсов, увеличивающийся взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др.. Все эти факторы приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества. По мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Сарагосы, "установление подлинного культурного плюрализма - единственный путь, позволяющий противостоять зростальний единообразия, которую несет в себе экспансия технической цивилизации". Этот путь должен рассматриваться как фактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество, обеспечивающее сближение людей и идей, расширение взаимопонимания и солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта развития, представляющего собой цель всякого развития. Без культуры не может быть подлинной свободы. Многие исследователи (Ф. Сарагоса, А. Швейцер и др.). Убеждены в том, что задачи нашего времени требуют смелого подхода к проблемам XX в., Что основные проблемы возникают в сфере культуры и их решение - в развитии культуры.


1.2. Массовая культура. Америка и Европа

В современной западной культуре широкое распространение получила так называемая массовая культура. Нередко эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере последние два века, существовала и существует наряду с традиционной высокой культурой и культура рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература получила наименование "бульварной", в России она называлась "литературой толчка рынка".

Американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое явление именовать "масскультом", потому что "в действительности это совсем не культура. Масскульт - это пародия на высокую культуру". Здесь нет места искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очистки посредством искусства, ни о собственно художественное наслаждение. Нет смысла рассуждать о "художественное качество", "эстетическую ценность" и тому подобное. Все эти слова - из словаря высокой культуры. Но именно высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда царила в европейской художественной сознания. Пошлость массовой культуры скрывалась в их тени. Сегодня кое-кто желает считать масскульт "фольклором промышленной эпохи". Но фольклор, народное искусство, потому и зовется "народным", что всегда зарождается в низах общества, в народных глубинах. Напротив, масскульт создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами (эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле-и кинорежиссеры и сценаристы, менеджеры и т. д.). И если народное искусство имеет свою художественную ценность, то масс-культ лишь пародирует высокую культуру, паразитирует на ней. Достаточно вспомнить многочисленные оперетты и мюзиклы, использующие классические сюжеты и тексты, экранизации и инсценировки классики, поражающие безвкусицей.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна из причин этого - относительная слабость американской высокой культуры, слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного искусства, о котором можно говорить о европейцев или жителей Индостана. Двести лет - срок слишком мал для зарождения и развития общенационального фольклора, тем более в таком разноязычных и разнородном обществе, которое образовалось в американских промышленных городах вследствие большой иммиграции со всего мира.

Исследования американского ученого Ф.-Дж. Вудса показывают, что в середине XX в. "Культурные ценности крупнейших американских этнических групп" европейцев, китайцев и японцев, мексиканцев, негров, евреев - все еще ​​существенно различались.


1.3. Высокая, или, традиционная культура, как противопоставление масскульта

Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои эпические сказания, свое собственное, сложившуюся благодаря труду многих поколений, культурное сознание. Зарождались эти сказания у оседлых народов среди крестьян, живших миром, общиной, которая была определенной культурной и экономической общностью. Фольклор, коллективное по своей сути искусство и эпос, т.е. коллективные сказания, не могли, конечно, возникнуть среди фермеров-одиночек, изначально были основой сельского населения Северной Америки и жили окремишньо. При развитии сельского хозяйства по американскому пути для появления фольклора не было необходимых оснований.

Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой национальной традиции. США (в Новой Англии) унаследовали было английскую традицию, пусть несколько провинциальная, колониальная, она все же существовала. К ослаблению культурного влияния Новой Англии привели, видимо, гражданская война, волна иммиграции из неанглоязычных стран, что связано с ростом промышленности, освоением запада страны. Однако американские деятели культуры постоянно оглядываются на Европу, находясь под очевидным воздействием ее духовного авторитета и обаяния. Это хорошо заметно в архитектуре, литературе, оперном театре и др.. Немыслимо представить без европейской культуры Г. Джеймса, Т. Элиста, Э. Гемингуея, Т. Вальдер и других писателей, композиторов, художников. Действительно же американским искусством, имеющим некоторые самостоятельные традиции, можно считать лишь кино, самое молодое и самый самостоятельный из зрелищных искусств.

В сфере высокой культуры, находясь под явным европейским влиянием, США однако довольно успешно влияют на окружающий мир с помощью массовой, или популярной, культуры. Ряд западноевропейских исследователей (А.Гобар, Е.Тибо и др.). Считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляет собой культурную войну. Так, А.Гобар в своей книге "Культурная война" пишет: "Культурная война уже началась, без надлежащего объявления, без барабанов и труб. Война с помощью лживых слов, при помощи обманчивых представлений, с помощью предательских улыбок. Классическая война целила в сердце , чтобы убивать и покорять, экономическая война целила в живот, чтобы эксплуатировать и обогащаться, культурная войны целит в голову, чтобы парализовать, не убивая, чтобы покорить, испортив, и обогатиться за счет разложения культур и народов. Культурная война употребляет все свободы и злоупотребляет ними, чтобы проникать повсюду и разрушать изнутри все ценности, все различия, все духовные богатства народов ".

Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие европейцы, вкусивший (раньше нас) все прелести американских кино-и телебойовикив, года и джаза, кока-колы и жевательной резинки. Но не только Западная Европа оказалась сегодня под угрозой потери своего культурного лица. Если в прошлом веке многие российские деятели культуры выступали против бездушного "европеизування" (сто лет назад Н.А. Данилевский даже выпустил книгу "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романского "), то теперь нам в гораздо большей степени нужно опасаться бездумного" американизации ". Сегодня Россия вместе с Европой противостоит наступлением североамериканского культурного империализма, защищая общеевропейские культурные ценности, свою культурную самобытность , свое право на самостоятельное существование. Ведь стремление к культурной самобытности свойственно всем народам, которые осознают эту свою самобытность, а особенно таким, которые имеют за своей спиной многие столетия культурной жизни.


2. Концепции и реалии

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса.

Культура является мощным фактором социального развития, она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа, на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, сферу мышления и т. д., образ жизни общества и личности.

Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и др.)., влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, образцы, нормы поведения.

Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека - его взгляд устремлен ко все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивается в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, вовлечения в всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурное взаимодействие, о ее роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: обычаи и быт, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политический строй, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры, в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или "рафинированную культуру".

Наряду с суперсистемами культуры существуют пять основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Когда в ходе истории господствующие суперсистемы социокультурных феноменов исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативными мировоззрениями, переход этих систем сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной культурной базы и возникновение нового культурного этноса сопровождаются кризисами, войнами, бедствиями.


3. Современная культура и инстутициональни изменения

Культурные институты - нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти. Во всех обществах, даже архаических, эта ткань изменяется под резким или плавным воздействием истории.

Процесс программирования институционализации культурных изменений, Начавшийся в прошлых веках, ныне быстро расширяется. Наука и искусство становятся индустрией, механизм развития которой ускользает от их создателей. Обучение становится все более и более формализованным: школа распространяет свое влияние, и учеба становится отныне заботой государства; человеческое поведение на всех своих стадиях дает повод для уроков, лекций, программ и экзаменов. Для всех этих разнообразных начинаний необходимы базис, организация, бюрократия, четко определенные нормы. На смену медленным процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение какой-то постоянства культурной среды, пришло ее производство. В определенном смысле сейчас происходит необычное смещение культуры как среды в сторону культуры как горизонта.


4. Советская социалистическая культурная парадигма

Накануне Октябрьской революции 1917 г. в России был сосредоточен колоссальный культурный потенциал, носителем которого был узкий слой интеллигенции. Революция, осуществилась, создала условия для свободы художественного творчества, сделав доступными народу все сокровища мировой и отечественной культуры. Известный английский писатель Г. Уэллс в книге "Россия во мгле" писал: "В этой непостижимой России, воинственной, холодной, голодной, испытывающей бесконечных потерь, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке. Сотни людей работают над переводами , книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, которое недоступно никакому другому народу ". Процесс становления социалистической культуры был весьма противоречивым: так, сторонники вульгарно-социологического, нигилистического подхода (Пролеткульт) призывали уничтожить старую культуру, ликвидировать музеи с реликвиями прошлых формаций и создать особую пролетарскую культуру. Большевики вели с пролеткультовцев идейную борьбу. В 20-е годы ожили передвижнического традиции: художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного широким массам. В те же годы не только продолжает развиваться, но переживает настоящий расцвет искусство, которое мы называем "русским авангардом", потому что время революционных катаклизмов, революционных преобразований притягивает художников к новым творческим экспериментам. Продолжал развиваться супрематизм в прикладном искусстве, графике, дизайне, архитектуре, проявил свои возможности конструктивизм, ярким примером чего является монументальный архитектурный ансамбль ?Госпром? в Харькове, в литературе сформировался социалистический реализм.

Однако этот всплеск в развитии социалистической культуры с установлением господства административно-командной системы в нашей стране пошел на убыль и в целом до начала перестройки в культуре шла борьба между бюрократическим и гуманистическим началами.


5. Альтернативы будущего: культурная самобытность или унификация

Защита культурной самобытности народов во всем мире включает в себя множество проблем. В горизонтальной плоскости проблемы культурной самобытности проявляются в бесконечном множестве социальных ситуаций: - от этнических, религиозных и языковых меньшинств до рабочих-эмигрантов; - от культур, которые пытаются упрочить национальное единство на основе некоторой базовой культурной самобытности, до порабощения - медленного, но неумолимого - великих культур единообразной космополитической культурой.

В вертикальной плоскости проблема представляется еще более сложной, так как необходимо точно и конкретно определить, от чего может отказаться данная группа людей и что она страстно желает сохранить. Защита культурной самобытности, конечно же, не должен означать "вавилонизации" человечества, равно как недопустимо жертвовать культурными различиями во имя всеобщего единообразия. Такой подход приобретает особую значимость в мире, население которого через несколько десятилетий превысит 6 млрд. чел.

На словах защищая культурное наследие прошлого, большевики на деле уничтожали древние иконы и книги (не зная им цены), за бесценок распродавали национальное культурное достояние, разрушали храмы. "И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь отсюда по всей земле, и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон ... "(Быт, 11:6-9).

Взвешенный защита культурной самобытности - ключ к решению проблемы общения между людьми. Если "моя" культурная самобытность может сохраняться только в результате признания и уважения кем-то "другим", значит, проблема лежит в плоскости ?коммуникативной справедливости". Это положение, когда одна из сторон не допускает злоупотреблений в отношении другой, а недоверие - причина самых конфликтов - уступает место уважению и взаимопониманию. Таким образом, речь идет о сохранении специфики той или иной локальной, национальной культуры, однако следует учитывать и ее эволюцию и адаптацию к динамике развития мировой культуры, культуры "планетарного" мира. Эта мировая культура в конечном счете представляет собой сложную разнообразную единство, симфоническую целостность, где каждая из локальных культур сияет своим блеском. Способствовать многообразию культур - одна из общих целей мирового сообщества ( ООН), что зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО. В ней говорится, что цель сотрудничества - способствовать ?сближению и взаимному пониманию народов путем надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение международных соглашений, которые она (ЮНЕСКО) считает полезным для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем". Однако культурное разнообразие не есть что-то само собой разумеющееся, его необходимо развивать. И ряд последних технических достижений открывает особые перспективы в этом плане.


6. Проблема носителей

Главную роль в создании и распространении современного культурного продукта, безусловно, играют достижения в области электронных средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения и передачи информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску, кабельному телевидению и пр.. Печатные материалы в виде книг, журналов и газет экономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи последних новостей и развлекательных программ по радио и телевидению. Компьютеры и высокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно стирают различие между печатной и визуальной информацией. Информационное сообщение все чаще поступает от записывающей аппаратуры репортера непосредственно на воспринимаемый аппарат редактора, а оттуда на экран домашнего телевизора, и при этом оно ни разу не фиксируется на бумаге. Развитие электронных средств связи - основная историческая тенденция, имеющая непосредственное отношение к проблеме культурного многообразия.

С появлением новых средств передачи информационных и развлекательных программ будет, вероятно, расширяться и спрос, а экономические условия изменились, очевидно, дадут возможность передавать специализированные текстовые и видеопрограммы, которые полнее отвечают разнообразным потребностям аудитории. Некоторые скептически настроенные культурологи считают, что новая техника телекоммуникаций несет с собой еще большее засилье американской "поп-культуры" с той лишь разницей, что воспроизводить ее будет японская (китайская т.п.) электроника. Другие указывают на то, что в технических усовершенствованиях есть одна особенность, которая может расширить культурные связи. Речь идет о так называемой теории последствий развития средств коммуникации.

В основе этой теории лежит простая мысль, что по мере развития новой (и сначала довольно дорогой) техники типа видеокассет, телетекста, прямых передач через спутники и кабельное телевидение, прежде всего в промышленных странах, спрос на диверсифицированные культурные и специальные программы будет обгонять предложение. Это откроет для наиболее предприимчивых стран, находящихся на менее продвинутых ступенях развития, возможность сосредоточить усилие на подготовке и продаже специализированных материалов.

Все это может привести к изменению традиционной тенденции, при которой с появлением телевидения и других средств массовой информации в развивающихся странах увеличивался спрос на американские и европейские программы. В США проживают большие группы выходцев из Африки, Азии, Европы и Латинской Америки, которые приветствовали бы возможность возобновить и укрепить связи с традиционной культурой своей родины.

В целом можно говорить о том, что в XX в. мобильность людей, пересекающих культурные и национальные границы, столь велика, что будет оправдано качественный сдвиг в передачах специализированных материалов для людей, недавно осевших в чужой стране. По мере того как культурная информация, ?переливаясь? за пределы этих отдельных групп, станет достоянием их новых и любознательных соседей, можно ожидать уменьшения культурных видминостей и взаимного непонимания. Таким образом, средства массовой информации могут способствовать как расширению связей между различными культурами, так и укреплению самобытности этих культур.


7. Космизация и экологизация. Культура и этика

На диалектический характер взаимосвязи единства и многообразия культур накладывают свой отпечаток процессы космизации и экологизации, охватившие познание и практику второй половины XX в. Космизация и экологизация стимулируют бурное развитие фундаментальных и появление новых научных дисциплин (космическая биология и медицина, космическая химия, космическая психология, астрогеология, химическая экология, космическая антропоэкология и др.). Способствуют развитию других сфер культуры (искусства, права, философии и др.). . Так, "космическая медицина? помогает сегодняшней земной в лечении некоторых болезней, а "космическая связь" является одним из эффективных средств, способствующих взаимодействию культур. Космизация познания открывает необозримую сферу знания о мироздании, о вселенной: из космоса, с орбиты, оставив за собой атмосферу, мешающую прямым наблюдениям, космические астрономы и астрофизики как на ладони видят звездные просторы. Бездна космоса раскрыта для "рассекречивания" тайн природы.

Космическое сегодня и в еще большей степени космическое завтра предъявляют к человеку качественно новые требования, а это означает необходимость повышения уровня культуры. Глубокое художественное исследование, философская разработка связанных с космосом и космической деятельностью человека проблем - актуальная проблема и мировоззренческого, и педагогического, и психологического характера.

Прорыв в космос, первые шаги за пределами земного притяжения - только начало, но и это, несомненно, одно из величайших достижений человеческого гения. В перспективе следует ожидать, что именно в безграничных просторах мироздания будет полностью раскрыт творческий потенциал человеческой культуры.

Следует подчеркнуть, что и космизация и связанная с ней экологизация человеческой деятельности и познания привели к новым представлениям о природе и месте человека в ней. Это влияет на развитие современной культуры. Появилось новое отношение к природе - в нас зарождается новое чувство общности человека и других живых существ, всей биосферы в целом. Вот почему экология выдвигается на передний план в системе наук; в мировоззренческом и методологическом аспектах значимость экологии состоит в том, что именно она формирует самосознание культуры, составляет исходный пункт научного отношения человека к природе.

Современные экологические исследования могут преодолеть некоторые трудности, вызванные фрагментарным и специализированным изучением природы, но не в состоянии решить более глубоких проблем, касающихся человека. Это связано с тем, что сам человек возбудила экологическое равновесие земной природы, введя в нее элементы небиологического происхождения. Поэтому, по мнению ряда мыслителей, ученых и теологов (Э. Фромм, А. Тойнби, Б.А. Леви, В. Г. Джекобс, С. X. Наер и др.)., Для преодоления глобального экологического кризиса необходимо обратиться к древним культур с их учениями о единстве человека и природы. Тем более, что современная экология сейчас приходит к представлениям об окружающей природе как единое целое, о необходимости учитывать взаимодействие человека с природой. Не случайно Международным советом научных союзов создана программа "Глобальные изменения. Геосфера - биосфера", а Японией предложена программа "Границы человечества", нацелены на установление широкого международного сотрудничества в выходе из глобального экологического кризиса. Выдвигается также предложение о совместном использовании ресурсов Мирового океана, космического пространства и информации. Все это прекрасно, но нельзя забывать о самой сути культуры - о творческой нравственную личность. Все актуальнее становятся положения этики благоговения перед жизнью, изложенные мыслителем и врачом, лауреатом Нобелевской премии А.Швейцера в его книге "Культура и этика", а именно: "священное жизнь как таковая; этика есть безграничная ответственность за все, что живет; благоговение перед жизнью наполняет меня таким беспокойством, которого мир не знает; этика благоговения перед жизнью делает большую ставку на повышение чувства ответственности человека ". Только человек, освоила все достижения мировой культуры и имеет высокую нравственность, может решить проблему экологического кризиса. Таким образом, процессы экологизации и космизации человеческой деятельности способствуют сближению представлений о внешнем мире и внутренний мир человека. Это в свою очередь приводит к пониманию целостного характера современной культуры, к формированию глобального взгляда на мир.


8. Диалог культур

В развитии мирового социокультурного процесса существенную роль играет диалог культур Востока и Запада. Действительно, Восток подарил человечеству множество замечательных произведений литературы, искусства: философию, науки, сделали и продолжают оказывать влияние на художественный и интеллектуальное развитие человечества. Много труда добавляют ученые, мыслители, деятели искусства для того, чтобы глубже проникнуть в духовный мир Востока, в сокровищницу его художественных и нравственных ценностей, правильно оценить тот огромный вклад, который сделали народы Азии и Африки в мировую культуру. Во все исторические эпохи, и особенно в Новое время, выдающиеся деятели культуры и науки Запада открывали для себя непреходящую идейно-эстетическую ценность культурного наследия народов Востока и соединяли его с достижениями культур народов Запада. В то же время многие мыслители и художники Востока, обращаясь к Западу, обогащали свои национальные культуры, внося новую струю в общественную и культурную жизнь своих народов. Нередко подвергается сомнению правомерность оппозиции Восток - Запад как традиционного противопоставления двух типов мировой культуры. Сомнения в правомерности разделения мировой культуры на культуры Востока и Запада возникают прежде всего у тех исследователей, которые стремятся найти в мировой практике в основном общие закономерности, "сквозные процессы", якобы легко преодолевают границы понятий Запад-Восток-Запад. Здесь, подчеркивая общее, недооценивают особенное в мировом историко-культурном процессе.

Сегодня диалог культур Востока и Запада приобрел поистине общечеловеческой значимости. В нем не только заинтересованность индустриального Запада, пытающегося снизить конфронтацию с ?третьим миром", подключить его к мировой экономики и политики (правда, далеко не всегда на равных условиях), не только актуальный для Востока поиск путей и средств модернизации. В нем единственный способ нахождения выхода из кризисной ситуации, которая угрожает жизни планеты в целом. Необходимо рассматривать диалог культур Востока и Запада как естественный постоянный процесс, не сводя его к синтезу какой-либо единой идеологии. От такого варианта ученых и мыслителей Востока предостерегает память о временах колониализма, христианского миссионерства, деятелей культуры Запада - и не менее страшные воспоминания о последствиях тоталитарных идеологий нацистского типа и т.д.

В каждой культуре, при всей ее уникальности, есть все же нечто подобное с культурами других народов: ?Хотя греки отличаются от протестантов, китайцы - от тех и других, однако при определенной открытости они могут увидеть и нечто общее между собой, характерное для человеческого жизни "(X. Патнэм). Иными словами, своеобразие каждой культуры является относительным, ее специфичность, уникальность выступает как проявление общего в развитии человеческого общества, в противном случае нельзя объяснить эмпирический факт, который заключается в том, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими культурами воспринимает и адаптирует их достижения . Взаимодействие, контакты культур, ведут, с другой стороны, к укреплению и разнообразию восточных и западных культур, и, в исследовали - к формированию мировой культуры.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что археологические открытия и возможность путешествовать по всему земному шару делают диалог культур Востока и Запада интересной художественной и мировоззренческой приключением. Увлекательность панорамы культур народов мира, неожиданно расширилась, усиливается благодаря огромному числу публикаций, посвященных искусству Востока, секретам золота инков, расшифровке символов негритянских масок, толкованию таинственной улыбки Будды. В этом большом диалоге культур европейцы начинают лучше понимать духовный мир и систему ценностей восточных народов.

Диалог культур Востока и Запада необходим не только ради понимания другого, но и более глубокого осознания самого себя. Он не может, не должен иметь конца. Это - постоянный процесс, что позволит человечеству избежать "самоубийства", сохранив жизнь в ее многообразии. Диалог культур Востока и Запада позволит каждому человеку "утешаться" тем духовным богатством, которое создано на протяжении многих тысячелетий восточными и западными народами. А это позволит не только решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, но и раскрыть творческий потенциал индивида, найти ему смысл своего бытия.


9. Пути преодоления кризисных явлений в культуре

Сегодня намечаются два противоположных пути решения этой проблемы. Один - это надежда решить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Иными словами, первостепенное значение должны иметь цели духовного и нравственного совершенствования человека, а также улучшение ее материальных условий. Второй (т. н. "Альтернативный") путь решения кризисных явлений - возвращение рода человеческого или для разных модификаций религиозной культуры, или к формам жизни, более "естественных" для человека, и жизнь - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека, свободного от власти техники. Эти два подхода существуют, но одновременно набирают силу и кризисные явления. К сожалению, замечает Ф. Майор, ?мир во многих отношениях продолжает двигаться в направлении, отнюдь не ведет к исправлению нынешних недостатков. Более того, общество находится в таком душевном состоянии, что его не волнуют разоблачения, какими бы обоснованными и аргументированными они не были ". Но, с другой стороны, укрепляются и расширяются движения отдельных групп и граждан, движения ?зеленых?, реализующих альтернативные формы жизни: например, те, практикующих восточный или западный езотермизм или частичный отказ от благ нашей цивилизации.

Характерный момент в развитии современной культуры - появление и формирование наряду с традиционным ее образом, нового. Традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях. Новый образ культуры все больше ассоциируется с космическими, экологическими, этическими идеями единства Человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план так же, как и этические.

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни вообще и ищут выход из существующего положения. Движение "зеленых", экологические движения, поиски новой нравственности, движения за новую телесность (натуропатических питания, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т. д.) - все это ростки альтернативной культуры.

Сегодня имеет место формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Новый тип социального действия все больше нуждается в культурных составляющих и должен подчиняться логике культурной коммуникации.


Литература

  1. Барулин В. С. Социальная философия. Ч.2. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 240С.
  2. Розин В.М. Введение в культурологию - М.: Международная пе-дагогическая академия, 1994. - 104с.
  3. Фромм Э.. Психоанализ и этика - М.: Республика, 1993. - 415с.
  4. Бердяев Н. "самопознания", М., 1990.
  5. Белый А. "Начало века", М., 1990
  6. Белый А. "Между двух революций", М., 1990
  7. Долгополов Л. К. "Андрей Белый и его роман" Петербург ", Л., 1988
  8. Блок А. "Десять поэтических книг", М., 1980
  9. Русская поэзия XIX - начала XX в., М., 1987
  10. Три века русской поэзии, М., 1968
  11. Анна Холап. ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / / Донецкий вестник Научного общества им. Шевченко. т.6 - М.: Восточный издательский дом. - 2005. - С. 232
  12. Поликарпов В. С. Лекции по истории мировой культуры. М.: Знание, 2000. - 359 с.