Современное искусство

Современное искусство - обремененные терминологической точностью понятия, что может означать искусство, что творится в настоящий момент, или ссылаться на совокупность художественных направлений и течений, возникших во второй половине XX века. По мнению директора украинского фонда "Центр современного искусства" Екатерины ботанов, современное искусство может трактоваться как такое, что "ангажируется и активно реагирует на состояние общества и состояние сегодняшнего мира" [1]


1. Хронологические рамки

Временные рамки современного искусства формулируются по-разному. Например британский критик Майкл Арчер начинает хронологию современного искусства с 1960-х годов [2], тогда как портал arthistory.about.com предлагает рассмотрение современного искусства начиная с 1970-х годов. В отношении к национальным культурам, начало "современности" проявляет еще большую расхождение хронологии, например художественный музей Университета Кентукки предлагает хронологию современного американского искусства от 1905 [3], в то же время украинское современное искусство согласно мнению искусствоведа Александра Соловьева возникло в эпоху перестройки [4].

Вопрос "современности" искусства естественно изменяются с течением времени. Например, польский искусствовед Мечислав Порембский в книге "Граница современности" [5] 1965 издание находит истоки современного его эпохе искусства в творчестве дадаистов начала XX века и отталкивается от преобладания принципа искусство для искусства, независимости искусства от рыночной конъюнктуры, поиска новых, неизвестных ранее форм художественного выражения. Зато в конце XX века в философии искусства появляется противопоставление постмодернистского искусства модерном, одним из важных моментов которого стало отрицание элитности искусства и преобладание принципа сосуществования различных форм искусства. Поскольку началом постмодернистской эпохи принято считать 1960-е - 1970-е годы, временные рамки начала "современного искусства" соответственно были перенесены на эти десятилетия.


2. Эстетика

На рубеже 1960-70-х годов художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизма. Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хэппенинг). Многие художники последовали за французскими философами и предложили термин "Постмодернизм". Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, поднимался в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.

Конец 70-х и 80-е годы характеризуются "усталостью" от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как "Новые дикие"). К середине 80-х приходится время подъема движений, активно используются образы массовой культуры - кемпизм, искусство ист-Виллидж, вступает в силу нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве - все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. Большое влияние оказал на искусство развитие технологий, в частности усовершенствования видео и аудио в 60-х годах, а также появление компьютеров и сети интернет в 1990-х [6].

Начало 2000-х годов отмечен разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х считают, что "современное искусство" становится инструментом власти "постдемократичного" общества [7] [8].

На современном этапе развития цивилизации, искусство не может быть определен исчерпывающим формулировкой. Современное искусство тяготеет к отсутствию эстетических и технических ограничений в художественном выражении. Появились такие новые приемы, как коллаж, фотомонтаж, инсталляция, перформанс, хэппенинг. Значительно усложняется и классификация искусства по жанрам и стилям, ряд критиков и историков искусства сходятся, что современное искусство характерно тем, что никакой категории в нем не существует [1].


3. Направления

Среди направлений, появившихся во второй половине XX века и затем можно условно назвать современными, являются:

3.1. 1960-е



3.2. 1970-е

3.3. 1980-е

3.4. 1990-е

3.5. Двухтысячный

Источники

  1. а б Что означает термин "современное искусство"?
  2. Timeline Cовременного искусства 60-х - 90-х годов
  3. Contemporary American Art Timeline
  4. Александр Соловьев: "Современное искусство утратило мессианскую функцию"
  5. Mieczysław Porębski, Granica wsp?łczesności. Ze studi?w nad kształtowaniem się pogląd?w artystycznych XX wieku, Ossolineum, Wrocław 1965.
  6. образовательный ресурс UbuWeb
  7. http://www.polit.nnov.ru/2004/07/08/demokracy/
  8. "A Crime Against Art"

Литература

  1. (Рус.) Мировое искусство: направления и течения от импрессионизма до наших дней. / Иллюстрированная энциклопедия. / Составитель И. Г. Мосин. - СПб.: Бестиарий, 2008. - 192 с ..
  2. (Рус.) Масло А. Б. Искусство на исходе второго тысячелетия. - М.: Художественный журнал, 2003. - 214 с.