Надо Знать

добавить знаний



Соглашение о взаимном признании Украиной и ЕС сертификатов соответствия на промышленную продукцию



План:


Введение

Соглашение о взаимном признании Украиной и ЕС сертификатов соответствия на промышленную продукцию (Соглашение АСАА) - будущее соглашение, которое, по мнению Госпотребстандарта должно быть заключено между Украиной и ЕС в рамках начатого в феврале 2008 года переговорного процесса по Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Интегральной составляющей Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС будут положения Соглашения о зоне свободной торговли (Соглашение о ЗСТ). Согласно практике заключения подобных соглашений, приложением с положениями Соглашения о ЗСТ является Соглашение о взаимном признании сертификатов соответствия на промышленную продукцию (Соглашение АСАА). Такое соглашение заключается в форме Протокола по оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (АСАА).

Такие соглашения заключались Европейским Союзом со странами, которые были кандидатами на членство в ЕС, и странами Средиземноморья и позволили продукции охватывалась этими соглашениями, свободно продвигаться на внутреннем рынке ЕС без дополнительных процедур оценки соответствия.


1. История

В декабре 2005 года в Брюсселе между Госпотребстандартом и Генеральным директоратом Европейской Комиссии "Предпринимательство и промышленность" и "Торговля" было подписано соглашение о закреплении основных направлений сотрудничества на основе Плана действий относительно свободного продвижения промышленных товаров (далее - План действий АСАА), которые необходимо осуществить в рамках подготовки к заключению с ЕС Соглашения АСАА. План действий АСАА включает:

  • адаптации законодательства, гармонизации нормативно-правовой базы,
  • создание (модернизацию) соответствующей инфраструктуры.

В рамках Плана действий АСАА при участии центральных органов исполнительной власти и предпринимательских структур были определены и согласованы с европейской стороной четыре приоритетных сектора украинской промышленности, в которых будет осуществляться доступ продукции на рынки Сторон на основе действия Соглашения АСАА:

  • низковольтное оборудование,
  • машины и механизмы,
  • простые сосуды высокого давления,
  • электромагнитная совместимость

С 2005 года Госпотребстандарт осуществляет адаптацию рамочного и секторального законодательства, усовершенствования инфраструктуры качества, гармонизации национальных стандартов с международными и европейскими нормами и правилами. По состоянию на начало 2010 в Украине принято

  • 5998 национальных стандартов, гармонизированных с международными и европейскими,
  • 27 технических регламентов, разработанных на основе европейских директив, прежде директив Нового и Глобального подхода, в том числе три технические регламенты, которые определены как приоритетные (безопасность простых сосудов высокого давления, электромагнитная совместимость, низковольтное оборудование). Другие два приоритетных технические регламенты проходят процедуры согласования (машины и механизмы, оборудование, работающее под давлением). Утвержденным технических регламентов Госпотребстандартом принято перечни стандартов, которые являются доказательной базой соответствия продукции требованиям этих технических регламентов.

Создание всесторонней и углубленной зоны свободной торговли с масштабным сегментом приближение регуляторного законодательства Украины к стандартам ЕС будет способствовать постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС.

Для достижения возможности интегрироваться во внутренний рынок ЕС Украина должна привести свою систему технического регулирования в соответствие с европейскими требованиями, поскольку главными препятствиями торговли с ЕС является не импортные тарифы, а технические барьеры в торговле - требования к безопасности и качеству продукции, ее характеристик, процедуры оценки соответствия.


1.1. Позиция ЕС (в изложении Госпотребстандарта Украины)

В процессе начатых переговоров Госпотребстандарт не соглашался с предложением ЕС, которая заключалась в одностороннем признании украинской стороной европейских сертификатов и открытии украинского рынка для стран ЕС. Это предложение было неприемлемым для украинской стороны, сама, что нарушает принцип симметричного взаимного доступа продукции на рынки Сторон не отвечает положениям Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО (далее - Соглашение ТБТ ВТО).


1.2. Позиция Госпотребстандарта

Европейской стороне было предложено подход, который заключается в том, что Украина и ЕС будут руководствоваться положениями Соглашения АСАА в секторах, в которых Украина по адаптации и создана соответствующая инфраструктура после проверки европейскими экспертами. Доступ продукции на рынки Сторон, не охвачена Соглашением АСАА, регулироваться Соглашением ТБТ ВТО.

Открытый формат Соглашения АСАА предусматривает, что после адаптации законодательства, создание соответствующей инфраструктуры и проверки соответствия европейским нормам в определенных секторах, эти сектора будут внесены в Соглашение АСАА без необходимости повторной ратификации. Свободный доступ продукции на рынки Сторон будет обеспечено на основе взаимного признания сертификатов соответствия на эту продукцию.

Предполагается, что в 2010 - 2012 годов ЕС оказывать Украине техническую помощь для усовершенствования системы технического регулирования. В результате этого должны быть введены в действие все директивы Нового и Глобального подходов, по экспертной оценке охватывают более 50% объемов взаимной торговли.

Дальнейшие шаги Украины по адаптации законодательства будут приводить к включению в Соглашение АСАА других видов продукции, по которым будет открываться взаимный доступ продукции на рынки Сторон на основе взаимного признания сертификатов соответствия.


1.3. Позиция ЕС (в изложении Минюста Украины)

Европейская сторона предложила в части относительно технических барьеров раздела "Торговля товарами" проекта Соглашения о зоне свободной торговли подход к определению эквивалентности товаров согласно формату АСАА. То есть, согласно Протокола об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции между Украиной и ЕС (далее - Соглашение АСАА) будет происходить взаимное признание сертификатов соответствия на продукцию, принадлежать к сферам, в которых по адаптации законодательства Украины к актам ЕС и создана соответствующая инфраструктура.

Положения Соглашения АСАА на момент подписания и вступления в силу Соглашения о зоне свободной торговли содержать обязательства Украины по адаптации законодательства только с положениями актов acquis communautaire Нового и Глобального подхода. Торговля продукцией между Сторонами, которая не будет охвачена положениями Соглашения АСАА, осуществляться в соответствии с Соглашением о технических барьерах в торговле COT (далее - Соглашение ВТО ТБТ).

Также формат Соглашения АСАА предусматривает, что после адаптации законодательства, создание соответствующей инфраструктуры и проверки соответствия европейским нормам в других секторах, чем те что будут указаны Соглашении АСАА, эти сектора будут внесены с положениями Соглашения АСАА.


2. Два подхода доступа украинской продукции на рынок ЕС

По состоянию на февраль 2010 в Украине существует два подхода относительно доступа украинской продукции на рынок ЕС:

  • подход на основе Соглашения АСАА (Госпотребстандарт)
  • подход на основе свободного доступа продукции на рынки Сторон после пятилетнего периода адаптации (Министерство юстиции Украины).

2.1. Позиция Госпотребстандарта

По мнению Госпотребстандарта существуют риски для Украины, если будет избран подход, предложенный Министерством юстиции Украины.

  1. Риск невыполнения Украиной полномасштабной адаптации вследствие нехватки необходимых ресурсов. Это приведет к тому, что европейские товары будут свободно поступать на украинский рынок, а украинские товарам придется проходить процедуру оценки соответствия.
  2. недостаточное качество украинской продукции ее несоответствие европейским требованиям приведет к запрету поставок на рынок ЕС и применения соответствующих штрафных санкций.

Для объединения двух подходов, мнению Госпотребстандарта необходимо:

  1. принять Закон Украины о национальной программе адаптации к нормам ЕС. Программа рассчитана на 10 лет и предусматривает полномасштабную адаптацию законодательства, нормативной базы, создание соответствующей инфраструктуры согласно европейским принципам, подготовку экономики Украины к работе по европейским нормам;
  2. отразить в разделе технических барьерах в торговле Соглашения о зоне свободной торговли подход на основе Соглашения АСАА и ссылки на соответствующую Национальную программу.

2.2. Позиция Министерства юстиции Украины

Соглашение об ассоциации должно способствовать постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС. Поэтому ее положения должны содержать все необходимые юридические механизмы для построения внутреннего рынка, как это предусматривается в статьях 34-36 Договора о функционировании Европейского Союза. Зато предложенный ЕС формат раздела "Торговля товарами" в части технических барьеров в торговле предусматривает иной механизм построения внутреннего рынка между Украиной и ЕС.

Так, во-первых, предоставление свободного доступа украинских товаров на рынок ЕС будет происходить параллельно с обеспечением эквивалентности законодательства, то есть после осуществления адаптации законодательства. По нашему мнению такой подход не является поощрительным для Украины, поскольку не возлагает на Украину обязанности обеспечить эквивалентность. Напротив, ЕС предлагает Украине признавать эквивалентность только в тех аспектах и ​​тогда, когда Украина будет готова к признанию эквивалентности.

План действий относительно свободного продвижения промышленных товаров 2006 года на сегодняшний день не реализовано. Выполнение Национальной программы адаптации к нормам ЕС в сфере технического регулирования, предложенная Госпотребстандартом принять для осуществления в течение 10 лет полномасштабной адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, не обеспечит автоматического упрощения со стороны ЕС условий доступа украинской продукции на рынок ЕС.

Во-вторых, такой формат Соглашения АСАА будет касаться только продукции, которая будет входить в секторы, которые в ЕС регулируются актами acquis communautaire Нового и Глобального подхода, а именно преимущественно это будет касаться такой продукции: низковольтное оборудование, машины и механизмы, простые сосуды высокого давления, электромагнитная совместимость.

Зато другие товары, относящиеся к другим сферам экономики, оставаться в стороне процедур признания эквивалентности, в частности: автомобили, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы, строительное оборудование и оборудование, текстиль (ткани), продукты питания, удобрения, опасные вещества, косметика, табак, алкогольные напитки , предметы культуры, рекреационные транспортные средства.

В некоторых сферах, которые не будут внесены в Соглашение как нуждающиеся установления эквивалентности, уже будет действовать на момент вступления Соглашения соответствующее законодательство, гармонизировано с законодательством ЕС, например это касается текстильных изделий, сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, маркировка продуктов питания:

  • в 2009 году принят технический регламент относительно названий текстильных волокон и маркировки текстильных изделий, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 14.01.2009 № 13, который разработан с учетом требований Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС 96/74/ЕС от 16 декабря 1996 г. о названия и правила маркировки текстильных материалов,
  • на выполнение Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза разработаны:
    • проект Технического регламента относительно утверждения типа сельскохозяйственных или лесохозяйственных тракторов, их прицепов и сменных прицепных машин вместе с их системами, составляющими частями и отдельными техническими с учетом;
    • проект Технического регламента относительно частей и характеристик колесных сельскохозяйственных или лесохозяйственных тракторов;
    • проект Технического регламента по маркировке пищевых продуктов.

Положение текста приложении к статье 11 "Урегулирование правил и отмены нетарифных мер" раздела "Торговля товарами" в редакции, предложенной Госпотребстандартом, содержат некоторые несогласованности.

Так, в частности, предусматривается осуществление гармонизации национального законодательства к acquis communautaire, определяющих требования к институтам и административной инфраструктуры, а именно с положениями

  • Регламента (EC) № 764/2008 Европейского Парламента и Совета от 9 июля 2008 года относительно определения процедур, связанных с применением определенных национальных процедур к продукции, правомерно размещенной на рынке государства-члена, и об отмене Решение № 3052/95/ЕС ,
  • Регламента (EC) № 765/2008 Европейского Парламента и Совета от 9 июля 2008 года, определяет требования к аккредитации и рыночного надзора по размещению продукции на рынке и отменяющий Регламент (EEC) № 339/93,
  • Решение № 768/2008/ЕС Европейского Парламента и Совета от 9 июля 2008 года о общие правовые рамки размещения продукции на рынке и об отмене Решения Совета 93/465/ЕЕС, в течение трех лет.

Время, большинство других сфер по торговле товарами, для признания эквивалентности которых необходимо сначала создать институциональную и административную систему вроде европейской, должны быть гармонизированы с законодательством ЕС в течение года или двух лет.

Департамент по вопросам адаптации законодательства Министерства юстиции предлагает:

  1. В основу текста по устранению технических барьеров в торговле положить положения статей 34-36 Договора о функционировании Европейского Союза, аналогично соглашений с Норвегией, Исландией, Турцией, Албанией и т.д.
  2. Предположить, что Украина в четкие сроки осуществит имплементации актов acquis communautaire как по институциональной системы контроля за оборотом товаров (Регламенты 764/2008 и 765/2008 и Решения 768/2008 от 9 июля 2008 года), так и по содержательных требований к товарам (категории требований см. в приложении XX).
  3. Предположить, что Украина может нотифицировать ЕС об имплементации актов acquis communautaire до завершения переходных периодов
  4. Предусмотреть, что обязанность имплементировать акты acquis communautaire охватывает все необходимые меры по обеспечению действенного применения в правовом порядке Украиной норм, эквивалентных нормам актов acquis communautaire.
  5. Предположить, что до того, как Украина нотификуе о надлежащей имплементации актов acquis communautaire в свой правовой порядок, ЕС и Украина могут ограничивать движение товаров на основании положения Соглашения, что соответствует статье 36 Договора о функционировании Европейского Союза, а именно на основании:
    • общественной морали, порядка или безопасности;
    • защиты здоровья и жизни людей, животных или растений;
    • защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую стоимость;
    • защиты промышленной и коммерческой собственности.

Такие ограничения должны соответствовать Соглашению ВТО ТБТ.


Источники

  • Информационно-аналитическая справка о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в части технических барьеров в торговле (письмо Госпотребстандарта от 28.12.2009 № 13383-1-2/20)
  • Справочно-информационные материалы по предложениям с положениями раздела "Торговля товарами" в части технических барьеров в торговле проекта Соглашения о зоне свободной торговли (письмо Государственного департамента по вопросам адаптации законодательства Министерства юстиции на письмо Совета предпринимателей при КМУ от 24.11.2009 № 485 / 2).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам