Надо Знать

добавить знаний



Сократ


Socrates Louvre.jpg

План:


Введение

Сократ ( греч. Σωκράτης , 469 до н.е., Афины - 399 до н.е., Афины) - древнегреческий философ, не оставил ни одного письменного источника по себе.

Учение Сократа известно в основном благодаря свидетельству его последователей, в частности, его наиболее выдающегося ученика - Платона, который изложил идеи учителя в "Апологии Сократа". Впрочем, в ней трудно отличить исторического Сократа от Сократа как фигуру, пропагандирующей платоновские идеи. Платон представляет Сократа идеальным воплощением человеческой сущности, не менее восторженную характеристику мудрецу еще при жизни дала Эльфийское пифия :

"Хотя Софокл мудр, а Еврипид еще мудрее,

Сократ мудрее всех. "


1. Биография

Сократ и молодой Ксенофонт (деталь фрески Рафаэля "Афинская школа" Ватикане

Сын скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, Сократ родился около 469 до н. е. в Афинах. В ранние годы учился у отца обработки камня и даже считался способным скульптором, однако скоро покинул отчий мастерскую, чтобы учиться риторики и софистической мудрости у образованного афинянина Критона. Среди других учителей Сократа упоминаются Продик Кеоський, который придавал большое значение нравственным проблемам в философии, а также Аспасия, жена афинского стратега Перикла, которая учила юного философа риторике. Музыкой Сократ занимался с Дамон, наставником Перикла, математикой - с известным геометром и астрономом Феодором с Кирены. До основного философского метода "вопрос-ответ" его привлекала афинская пифия Диотима, которая безупречно владела риторикой и диалектикой.

Несмотря на то, что Сократ не был самоучкой, а получил достойное образование, всю свою жизнь он довольствовался малым и только наиболее необходимым, к тому же никогда не брал денег с учеников за обучение (чего жена Сократа Ксантиппа не понимала), жил в простых, аскетических условиях. Всю свою жизнь он провел в Афинах, не поддавался соблазну путешествовать, как поступали другие философы. Однако в сутки Пелопоннесской войны отправился в поход и защищал свой ​​город. В битве при Делии даже спас жизнь своему будущему ученику Ксенофонту. Сократ также принимал участие в битве за Потидеа, был награжден за доблесть в бою.

Существует предание о том, что однажды утром Сократ проснулся и не смог ответить на какой-то вопрос, а потому стоял, не двигаясь, в течение суток, а в следующем рассвете, помолился к солнцу и пошел. Альтернативным объяснением такого поведения, которое не было единичным случаем, Бертран Рассел считает нападения каталепсии. Алкивиад описывает Сократа в Платоновском "Пире" как солдата - нечувствительным к нехватке пищи или воды, в холода или жары. Он редко пьет вино, но если пьет, то, в основном оставаясь трезвым.

По свидетельствам Аристотеля, Сократ дважды женился: с Ксантиппой, которая родила ему сына, и с Миртл, дочери Аристида, которая родила ему двух сыновей. Некоторые античные историки, в частности Сатир и Иероним, утверждали, что Сократ жил одновременно с обеими женщинами, поскольку ввиду большие потери периода войны, афинская власть позволяла гражданам вступать в брак с одной женщиной и одновременно иметь детей от другой. Истории больше знакома Ксантиппа, имя которого стало нарицательным из-за взрывной, сварливый характер.


1.1. Творческий период

Сократ, будучи первоначально софистом, был нацелен не только на риторику, но и на обоснование политики. Как отмечает другой его ученик, Ксенофонт (описание которого чаще подвергается критике, чем платоновская "Апология", и который сильно отходит от Платона, а там, где нет - считается, что показания переписаны из трудов Платона), Сократ все время был занят проблемой, как привести специалистов к власти. Для этого он занимался этической образованием граждан. Однако Сократ учил только богатых людей - как он отмечает в Платоновской "Апологии", они менее заняты и имеют время выслушать его учения. Более того, в (полу-) аристократическом обществе такие люди имеют больше влияния.

Сократ стал первым публичным греческим философом: свои занятия он проводил на улицах города, заполненных разным людом: торговцами, солдатами, ремесленниками, аристократами и бездомными. Он быстро приобрел популярность среди афинян, хотя эксцентричность философа становилась и предметом насмешек, даже среди образованных граждан. Комедиограф Аристофан сделал Сократа главным персонажем своей пьесы "Облака", поставленной 423 до н. е. на Больших Дионисиях. Карикатура на Сократа представляет его натурфилософом и софистом, он хорошо впизнавався благодаря маске ученого доктора", который объяснял различные явления без связи с божественными силами. В частности, дождь и гроза происходят из-за облака, а не потому что существует Зевс, а сами боги похожи на облака, плывущие неизвестно куда. Ученый доктор решает и другие вопросы: чем пищит комар, на сколько стоп прыгают блохи и другие. Одновременно аристофанивський Сократ уволят, предлагая надежные способы избежать наказания за проступки, среди которых супружеская измена. Таким образом, перед зрителем разворачивались два пороки: неуважение к богам и развращении юношей.

Ко времени написания комедии Сократу уже исполнилось 46 лет, через 24 года ему вспомнят эти обвинения перед тем, как вынести смертный приговор. Суровые хранители существующего порядка утверждали, что Сократ среди гулящих людей рассуждает о высшем благо, критикует общепринятые взгляды, призывает граждан не заботиться ни о чем, кроме своей души. В "Апологии" Платона слова мудреца звучат так:

"Но я только и делаю, что убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться, прежде всего, не о телах ваших или деньги, а о душе. Я говорю вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей деньги и другие блага, как в частной жизни, так и в государственном. "

Критики же были уверены: такие рассуждения могут оказаться полезными только для философа, обычным людям Сократ не дает пище, дома, не побуждает быть покорными власти, которая призывает граждан отдать все силы родине. Именно так считали афинские государственные деятели Анит и Ликон. Они напоминали и о том, что Сократ не просто отрицает силу богов, но и имеет своего собственного бога - Даймона, чей голос слушает, но по всем канонам, только пифии и жрецы имеют право общаться с богами, неизвестными полиса. Наконец в феврале 399 до н.е., когда Сократу исполнилось 70 лет, молодой афинянин по имени Мелетос выставил в портике архонта жалобу на Сократа. Оратор Ликон и Анит скрепили жалобу своими подписями, текст которого был следующим:

"Сократ виновен в неверии в богов, признаваемых государством, и в том, что ввел в полис нового бога. Он также виновен в развращении молодежи. Предлагаемое наказание: смерть."

Обвинения в атеизме не было чем-то новым в Афинах. Сократу известны по крайней мере три подобных случая, когда за неверие в богов привлекали к суду, которые случились с Анаксагором, Протагором и Диагор Мелоським. Всего в городе царила терпимость. Причем в начале суда допускалось, что обвиняемый может либо отказаться от своих взглядов, или следующей тотчас уехать из города навсегда. Сократ не пожелал оказать первого, не захотел он и покидать Афины. Главным пунктом обвинения стало развращении юношества. Сократу упрекали, что своими пустыми разговорами, он отвлекает граждан от служения государству, воспитывает у молодежи неуважение к традициям, устоявшихся правил. Афинский закон требовал, чтобы обвиняемый сам себя защищал. Считая, что не совершал несправедливо, Сократ выступил без подготовленной речи. Эта речь - беседа с судьями, обращение к народу. Он не пытался разжалобить судей, а наоборот заметил:

"Я тот, кого Бог дал вам, чтобы вы стали лучше. Если вы меня казнят, то второй раз такого благодеяния трудно ожидать."

Присяжные остановили речь возмущенными криками и тут же проголосовали: Сократ виновен. Однако и это решение не становилось последним приговором, он мог заплатив штраф или все-таки оставить город. Сократ отказался снова, поскольку в противном случае соглашался бы с обвинением. Известно, что ученики Сократа готовили его побег из тюрьмы, но Сократ не откликнулся на искреннюю предложение друзей. Более того он сказал длинный монолог о том, что гражданин, даже несправедливо осужден, не могут отвечать злом на зло.


1.2. Защитная речь Сократа

Защитная речь Сократа перед судом изображена в платоновской Апологии. Защита Сократа начинается тем, что он повторяет официальные обвинения, которые уже существовали среди людей тогда, когда еще сами судьи были детьми (судом в Древних Афинах возникала Совет пятисот - граждан, избранных по жребию), когда Аристофан впервые поставил "Облака". Он рассказывает, что однажды спросили Дельфийского оракула, является ли человек умнее от Сократа, на что пифия ответила. Поскольку такой ответ озадачил Сократа, он пошел в различных мудрых людей, чтобы доказать, что бог ошибался. Сначала пришел к политику, который считал себя очень мудрым, но оказалось обратное. После этого политик и его сторонники возненавидели Сократа. Потом он пошел к поэту, который, как оказалось, писал не для понимания, а с вдохновения и таланта. После нескольких таких бесед он пришел к выводу, что мудрый человек - такая, как Сократ, который считает, что он не знает ничего, т.е. не поддается иллюзии, будто что-то знает.

В ответ Мелетосу, подавшего жалобу архонтам для судебного разбирательства дела и говорил, что философ считает, что солнце - то камень, а месяц - земля, Сократ сказал, что тот обвиняет Анаксагора. Он говорит, что люди, которые его собираются уничтожить, делают хуже себе, а не ему. Для него смерть или будет бодрствующим сном, или же он сможет вести разговоры с Гомером, Орфеем и душами других известных греков (веру в бессмертие души Сократ высказывает в Платоновском диалоге "Федон"; неизвестно, такого видения придерживался также исторический Сократ).

"Однако, пришло время для того, чтобы мы шли дальше: я - для того, чтобы умереть, а вы - чтобы жить. Неизвестно, кто выбрал лучшую альтернативу.

Далее "Апология" представляет человека чрезвычайно самоуверенного, с открытым сердцем, который презирает идеалы светской жизни, успеха, стоически, и считает, что четкое мышление - основная предпосылка для правильной жизни. Согласно традиции Сократ должен самостоятельно выбрать для себя наказание. Он провоцирует судей, вследствие чего, приговаривается к смертной казни. Хотя у него все еще остается возможность покинуть город, он отказывается, поскольку не желает изменять своим принципам.


2. Философские взгляды

До исторического Сократа нас ведут ранние диалоги Платона, которые непосредственно примыкают к "Апологии" - "Лахес", "Хармид", "Лизис". Именно по этим произведениям Платона можно составить представление о том, какой была философия и диалектика Сократа.

В центре философии Сократа - человек, но она им рассматривается прежде всего как моральная существо, поэтому философия Сократа - это этический антропологизм. Главным предметом бесед Сократа были вопросы этики - вопрос о том, как надо жить. Его цель - воспитать в своих учениках философов. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и метафизика. Он исходил из фалесивського "Познай самого себя" и "Я знаю, что я ничего не знаю". Поставив в центр своей философии человека, Сократ утверждает, что познать мир человек может, только познав себя, свою душу, поступки, и в этом состоит основная задача философии.

Сократ считал: философия обогащает людей, предполагая, что правильные действия исходят из правильных знаний, а добродетелям можно научить. Пытался обосновать нравственность умом, что ставило под сомнение святость традиционных норм. Убеждение Сократа в существовании объективной истины приводит его к выводу, что существуют объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительная, а абсолютная.

Главной задачей философии он считал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. По Сократу, мир - творение божества.

В отличие от предшествующих ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего, в его отношении к природе, Сократ подчеркивал значение совести, внутреннему голосу, который он называл даймонион и который был гарантией постижения человеком истины. даймонион - не субъективный элемент, он имеет божественное происхождение. Согласно Сократу, с помощью даймонион боги выделяют человека и сообщают смысл всем в вселенной. Сократ считает человека целью всего на свете. Он отвергает натурфилософию с ее причинно-следственными связями. Сократ противопоставляет ей телеологию (концепция целесообразности), которая тесно связана с его этическими принципами.

В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сущности добродетели. Для Сократа мораль сливается с знанием. Подлинная нравственность, по Сократу, - это знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем, полезное для человека, что помогает достичь блаженства и жизненного счастья. Добродетели, т.е. познание того, что есть благо, могут достичь лишь "благородные люди":

"Хлібороби та інші робітники дуже далекі від того, щоб знати самих себе ...Адже вони знають лише те, що належить тілу і служить йому... А тому, якщо пізнання самого себе є закон розуму, ніхто з цих людей не може бути розумним від знання свого покликання." [1]

Основними чеснотами Сократ вважає стриманість, мужність, справедливість. Ці чесноти людина набуває шляхом пізнання і самопізнання. Чесноти, а також моральні норми і закони, засновані на них, Сократ вважав вічними і незмінними.

Своє мистецтво пізнання правди Сократ називав мистецтвом допомоги народженню - маєвтика (тут дослідники проводять паралель із тим, що мати Сократа була повитухою, жінкою, що допомагає народженню). Мета маєвтики - всебічне обговорення будь-якого предмету, визначення поняття; знаходження істини шляхом постановки питань, відповідаючи на які відповідач сам знаходить, "повиває" істину, обговорювану з установками того, хто намагається.

Сократ першим підніс знання до рівня понять. Якщо до нього філософи і користувались поняттями, то робили це стихійно, Сократ звернув увагу на те, що якщо нема поняття, то немає і знания. За допомогою сугестивних питань він деморалізує свого опонента, показуючи йому, що той нічого не знає ( "сократівська іронія"), для того, щоб побудувати наново його світогляд, який останній змушений визнавати вже без заперечень.

Головною метою методу Сократа було виявити моральну основу окремих випадків людської поведінки. Досягненню цієї мети служила специфічна індукція. Вона повинна була на основі виявлення загальних рис різних випадків людської поведінки показати те спільне, яке можна було б вважати загальною моральною основою людської поведінки. Загальне, отримане за допомогою індукції, фіксувалося дефініцією. Дефініцію слід було піддати новій іронії з метою виявлення суперечностей, а потім за допомогою маєвтики та індукції сформулювати нову дефініцію. Дефініція у Сократа служить понятійному впорядкуванням досягнутого знання, його видів і родів та їх взаємовідносин. Прагнення постійно виявляти суперечності у [твердження]х, зіштовхувати їх і таким шляхом приходити до нового знання є джерелом розвитку суб'єктивної діалектики. Саме тому метод Сократа був сприйнятий і розроблений Платоном і Гегелем.

Діалектика - метод питання та відповіді - не є сократівським винаходом, її винайшов Зенон Елейський. Проте Сократ суттєво розвиває діалектичний підхід всебічного розгляду предмету. Цікаво провести паралелі між Сократом та Рене Декартом, оскільки обидва вони стоять у витоках хвиль розвитку філософії. Обидва вони піддають все те критиці, що не можна логічно обґрунтувати, для того, щоб вибудувати світ за новими принципами, на нових засадах.

Античні філософи до Сократа називаються досократиками.


3. Політичні погляди

Сократ був прихильником та ідеологом афінської аристократии. Вже перед початком Пелопоннеської війни навколо нього утворюється гурток слухачів, значення якого з часом зростало. Серед його членів були: Алківіад, який під час Пелопоннеської війни зрадив Афінську демократію і перейшов на бік Спарти; Критій, що очолив реакційну владу в Афінах в 404 - 403 роках до н. е. (так звану, Тиранію тридцяти, під час поразки демократичної партії). Один з найвизначніших учнів Сократа - Ксенофонт - залишив Афіни і, як начальник спартанських військових підрозділів, перейшов на службу до перського царевича Кира Молодшого. Платон, який з двадцяти років був членом гуртка, став після смерті Сократа одним з найвидатніших ідеологів аристократии.

Сократ високо цінував суспільства, які спираються, перш за все, на землеробство і військову справу. Землеробство він протиставив ремеслу і торгівлі, які, на його думку, руйнують порядок громади і згубно впливають на душі людей.

Сократ первым сделал попытку классификации форм государства. Он выделяет монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократии [2]. Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую он характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. Эти идеи Сократа развивает в своих работах Платон.

Сократ считает, что именно наличие качеств у человека должна определять возможность выполнения им государственных или общественных функций, а не жребий, как это практиковалось в Афинах в период правления демократической партии. Поэтому Сократ и критиковал демократию. В своих беседах он приводил пример, что руководителя на корабле, плотника или музыканта нельзя выбирать по жребию, но только по способностям и знаниям.


4. Сократовские школы

UWASocrates gobeirne cropped.jpg

Еще при жизни Сократа ряд его учеников, противников афинской демократии, покинули Афины. Другие его последователи пошли с Афины после его смерти. В начале 4 века до н. е. некоторые ученики Сократа основали собственные философские школы, которые получили название сократовский, или сократических. Среди них наиболее известны: мегарская школа, элидо-эретрийская школа, киренаики, а также школа киников. Первые три получили свое название за городом, где жили основатели школ, последняя - по прозвищу "пес", которое получил ее представитель Диоген с Синопа (не путать с Диогену из Аполлонии). Каждая из этих школ по-своему рассматривал поставленные Сократом вопрос о возможности познания, о предмете общих понятий, о целях практической деятельности, о высшем благо. Школы часто выступали друг против друга и против других учеников Сократа (например, Платона и Ксенофонта). Философские различия были достаточно велики, в то время как мегарская и элидо-эретрийская школы тяготели к идеализма, в киников доминирует материалистическая ориентация, а киренаики четко проводят атеистическую линию.


5. Интересные факты

В 2012 году, почти через 2,5 тысячелетия, состоялся суд над Сократом, на котором выступали десять адвокатов и правозащитников из Великобритании, Франции, США, Швейцарии и Греции. Вердикт суда был другим. Мнения судей разделились поровну, что по Афинским законам сократовской времени означает, что он был бы оправдан. [3]

Примечания

  1. Платон. Алкивиад. I, 131 ab.
  2. История философии в кратко изложении. / Пер. с чеш. И. И. Богута. М.: Мысль, 1994, с.132.
  3. - Www.unian.ua/news/505840-sokrata-reabilituvali-cherez-2500-rokiv.html УНИАН. Сократа реабилитировали через 2500 лет

Литература

Украинские издания
Русскоязычные издания
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон. М., 1963 (репринт. 1994)
  • Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1984
  • Кессиди Ф. Х. Сократ. 2-е издание М., 1988
  • Платон, Апология Сократа, перевод М. С. Соловьева. - Платон. Собрание сочинений в 4-х томах Т. 4. М., 1989
  • Ксенофонт, Воспоминания о Сократ, Защита Сократа на суде, Пир - Ксенофонт, сократические сочинения, пер. С. И. Соболевский, М. - Л., 1935 (переиздание СПб., 1993)
  • Асмус В.Ф. Античная философия. -М., "Высшая школа", 1976.
  • История философии в кратко изложении / Пер. с чеш.И.И.Богута. - М.: Мысль, 1994
Англоязычные издания
Краткие труда для общего знакомства

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам