Надо Знать

добавить знаний



Соловьев Владимир Сергеевич



План:


Введение

Владимир Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьев (* 16 января (28 января) 1853, Москва - ? 31 июля (12 августа) 1900, имение Узкое, Московский уезд, Московская губерния) - русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского "духовного возрождения" начала XX века. Влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, Антанаса Мацейна, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов - А. Белого, Александра Блока и других.


1. Биография

1.1. Детство, обучение

Родился в Москве 16 января 1853 года в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Мать философа Поликсена Владимировна принадлежала украинскому-польской семьи, среди предков которого был известный украинский философ Г. С. Сковорода. Отец Владимира Соловьева отличался строгостью. В семье все было подчинено жестким правилам. Как отмечал О.Ф.Лосев, "среда ранних лет Владимира Соловьева сложилась весьма благоприятно для его дальнейшего духовного развития". [1] В 1864 году отец с сыном были против ссылки Чернышевского на каторгу. Учился будущий философ в московской 5-й гимназии (ныне московская школа № 91). В 1869 поступил в Московского университета на естественное отделение, через два года перешел на историко-филологическое. Изучал труды О.С.Хомякова, Шеллинга и Гегеля, Канта, Фихте. В двадцать один год написал свою первую большую работу "Кризис западной философии", в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) "спекулятивного" (рационалистического) и "эмпирического" знания.


1.2. Университетская карьера

В июне 1876 года начал преподавать в университете, но из-за грызню с профессорами в марте 1877 года оставил Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного образования и одновременно преподавал в университете [2].

В 1880 году защитил докторскую диссертацию. М. И. Владиславлев, который играл влиятельную роль в Петербургском университете и ранее положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьева, стал относиться к нему достаточно прохладно, поэтому то Владимир Соловьев оставался на должности доцента, но не профессора. 28 марта 1881 Соловьев прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение той лекции (ее текст не сохранился) считают причиной его увольнения из университета, хотя это и не имело серьезных последствий.

В. С. Соловьев. Портрет работы И. Репина (1891)

1.3. Свободный философ

Целиком отдается написанию произведений чисто богословского характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими размышлениями: задумывает трехтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трех томов вышла в 1886 году работа "История и будущность теократии", а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, - "Россия и Вселенская Церковь". В последние годы своей жизни и особенно с 1895 года возвращается к философии.

Соловьев Вл. С., Трубецкой С.Н., Грот Н. Я., Лопатин Л. М.

Семьи не имел; жил преимущественно в имениях своих друзей или за границей был человеком экспансивной, захваченной и порывистой.


1.4. Смерть

Под конец 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьев приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое (ныне в составе Москвы, Профсоюзная ул., 123А), принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьева, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой, был единокровным братом владельца имения. В поместье Соловьев приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него склероз артерий, цирроз почек и уремии, а также полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. В. С. Соловьев после двухнедельной болезни умер в Узком в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца.


2. Философия Владимира Соловьева

Основной идеей его религиозной философии была идея: София - Душа Мира. Подразумевается мистическая космическая сущность, объединяющая Бога с земным миром; София олицетворяет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии; Соловьеву он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма "Три свидания". Идеи Софии реализуются в триякий образом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она приобретается, а в теократии она воплощается.

  • Теософия - дословно Божья мудрость. Она является синтезом научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьев признает идею эволюции, но считает ее попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или царств: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божие.
  • Теургия - дословно боготворчисть. Соловьев решительно выступал против морального нейтральности науки. Теургия - это очистительная практика, без которой невозможно постижение истины. В ее основе лежит культивирование христианской любви, как отречение от самоутверждения, ради единства с другими.
  • Теократия - дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным устройством. В основу теократического государства должны быть положены духовные принципы, и она должна иметь не национальный, а вселенский характер. По мнению Соловьева, первым шагом к теократии должно стать объединение Российской монархии с Католической церковью.

В 1880-х годах Владимир Соловьев написал и опубликовал ряд произведений, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Папы Римского (важнейший из них - "Россия и Вселенская Церковь", Париж, 1889), за что был подвергнут критике славянофилами и консерваторами. Однако русский религиозный философ В.В.Розанов в статье "Несогласие между Достоевским и Соловьевым" (1906) пишет: "В конце жизни, в минуту глубокой слабости, он заявил, что отказывается от миротворческих (примирительных) попыток между православием и католицизмом, и умер устойчивой православным человеком. Таким образом подозрение в сильной его католической окраски отпадает сама по себе ".


3. Произведения

  • Философские основы цельного знания (Философские начала цельно знания), 1877
  • Чтения о богочеловечестве (Чтения в богочеловечестве), 1878
  • Критика отвлеченных начал (Критика отвлеченных начал), 1880
  • Духовные основы жизни (Духовные основы жизни), 1882-1884
  • Об упадке средневекового миросозерцания (Об упадке средневекового миросозерцания), 1891
  • Смысл любви (Смысл любви), 1894
  • Оправдание добра (оправдание добра), 1897
  • Три беседы (Три разговора), 1900

Примечания

  1. А. Ф. Лосев. "Творческий путь Владимира Соловьева (Рус.) " - www.vehi.net / soloviev / losev.html. www.vehi.net . http://www.vehi.net/soloviev/losev.html - www.vehi.net / soloviev / losev.html . Проверено 2009-11-02 .
  2. В июне 1877 года навестил в Красном Роге С. А. Толстую, жену графа А. К. Толстого.Лукьянов С. М. О Владимире Соловьева в его молодые годы: В 3 книгах. Материалы к биографии. - М., 1990. - Кн.3. - Вып.2. - С.156, 166.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам