Надо Знать

добавить знаний



Солон



План:


Введение

Солон

Солон ( греч. Σόλων Около 640 до н.е. - 558 до н.е.) - афинский политик, айсимнет, реформатор и законодатель, элегический поэт эпохи архаики, один из "Семи мудрецов". Заложил основы Афинской демократии [1] [2] [3] [4].


1. Биография

Отец Солона, Ексекестид (реже называют имя Эвфорион), принадлежал к знатному евпатридського рода Кодридив, а мать была родственницей Писистрата. Год рождения Солона точно неизвестен. Во всех биографических данных, дошедших до нас, много легендарных украшений. Отец Солона не имел большого состояния и не пользовался влиянием, так что Солон принадлежал к людям среднего сословия. Уже в юности он стал заниматься торговлей, к чему его побудили финансовые обстоятельства семьи. В торговых делах он много путешествовал. Во время путешествий Солон, по преданию, встречался со знаменитыми мудрецами того времени ( Периандр Коринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом).

На основе распространенного в античном мире перевода, Солон приобрел популярность завоеванием в мегаряне острова Саламин. Вследствие нескольких неудач, которые потерпели афиняне в борьбе с мегаряне через Саламин, предложения о возобновлении борьбы за "желанный" остров, якобы были запрещены под страхом смертной казни. Тогда Солон притворился сумасшедшим и прочел на площади свою элегию. Воодушевленные ею афиняне начали войну и, под начальством Солона, завоевали остров. Этот перевод, скорее всего, легендарный: остров Саламин был завоеван, вероятно, позднее, Писистратом (в то время относится может быть, и знаменитая элегия). Другой заслугой принесла Солону широкую славу, считалось возмущения им греков к священной войне против города Кирры, жители которого издевались над Дельфийским оракулом. Наконец, Солону приписывалась участие в решении дела о лицах, виновных в святотатственные избиении сторонников Килона : Солон якобы убедил виновных подчиниться суду тридцати. Утверждали, что он пригласил для очищения храма критского жреца Эпименид и подружился с ним. Вероятнее всего, истинной причиной подъема Солона и его широкой популярности была его поэтическая деятельность.

Солон имел склонность к мальчикам и причислял это в число благородных, почетных занятий достойных людей. Плутарх упоминает о переводе, который приписывал Солону любовь к Писистрата, благодаря которому, когда между ними произошел разрыв на политической почве, между ними осталось чувство взаимного долга.


2. Творчество

Солон писал преимущественно элегии, темами для которых он принимал моральные, социальные и политические вопросы. По сохранившимся (главным образом в биографов Солона, например в Плутарха, и Аристотеля в Афинской политии") отрывкам его элегии мы можем составить представление о нем и его нравственную философию. Подобно другим "мудрецам" того времени, Солон интересовался преимущественно вопросами практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей: ему приписывалось выражение: "все в меру". Благодаря своим элегия, Солон приобрел известность как сторонник необходимых реформ, проявлял сочувствие угнетенному демоса. Свои политические и этические взгляды Солон формулировал в стихах и прославился также как первый афинский поэт.

Подобно Гесиода Солон считал вполне естественным стремление людей к богатству, хотя и не видел смысла в чрезмерной погоне за золотом и серебром, за огромными земельными угодьями. С молитвы даровать ему благополучие, обеспеченное богатством, начинает Солон и крупнейший из произведений, дошедших до нас - элегию, обращенную к муз. Однако стремиться к богатству можно только честным путем; благосостояние, подаренный богами, крепкий от корней до макушки, а богатство, приобретенное насилием или дерзостью ("гибрис"), пришедшее к людям в результате их несправедливых поступков, вызывает бедствие, потому что Зевс видит конец всего и насылает на виновных в несправедливом обогащении заслуженное возмездие. Если Гесиода за главный грех считается несправедливый суд, а наказание, что насылается Зевсом, носит характер стихийного бедствия (неурожай, мор и т.п.), то у Солона корыстолюбие богачей взрывает изнутри социальный организм, так как ведет к порабощению одних граждан другими и в междоусобных войн, опустошают государство. Солон уверен, что над его родными Афинами распростертая благотворительная длань богов, охраняющий город от гибели, однако сами граждане своим нерозумьям и корыстолюбием толкают государство в пропасть вопреки воле богов, поэтому на первый план выдвигается личная ответственность человека, способного своими действиями причинить отечестве непоправимый ущерб.


3. Политическая деятельность

В конце VII - начале VI вв. до н. е. Древние Афины раздирали противоречия аристократии, что сосредоточила в своих руках власть, а также большую часть земель, и большинства населения, обремененного долгами, из-за чего многие попали в положение гектемориив, т.е. наемных работников, которые обрабатывали земли знатных за шестую часть урожая, то есть достаточно незначительную долю. Многие за долги попал в личную кабалу, кое-кто был продан за границу. Наконец, в руках эвпатридов находились целиком и управления, и суд. Кроме богатой знати и униженной массы бедняков, существовал уже довольно многочисленный средний класс, созданный новыми экономическими факторами: торговлей и промышленностью. Этот класс, вместе с бедняками, был заинтересован в реформах - и на него должен опираться Солон, так же как и на найблагорозумнишу часть эвпатридов. Социальная рознь грозила опасной борьбой, результатом которой могла стать тирания. По преданию, некоторые убеждали Солона стремиться к тирании, но он отказался, потому что "тиран гибнет сам и губит свой дом" - мотив отказа, очень характерный для греческой морали того времени.

Около 594 до н.е. афиняне избрали Солона правителем и архонтом и предоставили ему полномочия на проведение политических и экономических реформ (возможно, впрочем, что реформы Солона имели место двадцатью годами позже). Реформы были достаточно радикальны. Солон начал с сейсахфии: отменил долги, которые обеспечивались землей или личностью должника (некоторые считают, что были уничтожены все вообще долги, но это сомнительно), добился освобождения тех, кто уже попал в рабство за долги, и запретил впредь делать займы под залог личной свободы. Солон принял меры и к тому, чтобы вернуть на родину по возможности всех, кто за долги был продан за пределы Аттики : их выкупали, но на какие средства - неизвестно. Сейсахфия расчистила почву для дальнейших реформ. Сейсахфия была единственной радикальной мерой Солона, у всей остальной реформаторской деятельности он проявляет склонность к "золотой середине", к умеренности, к возможному примирению новых требований с сохранением старого. Законодательная деятельность Солона не ограничилось сейсахфиею и реформой государственного устройства: он реформировал все афинское право, за исключением уголовного. Что касается управления, Солон установил в Афинах тимократичну систему, связав права граждан на участие в выборах и участие в политической деятельностью с их доходом. пентакосиомедимнами (1-й класс), которые имели годовой доход более 500 медимнов (52,5 литра) зерна, и всадники или "хиппи", "ипеи" (2-й класс), с годовым доходом 300 - 500 медимнов зерна, могли заседать в Совете и занимать самые высокие должности. зевгиты или "двоконникы" (3-й класс), летний доход, которых составлял 200 - 300 медимнов зерна, могли занять низшие должности и входить в Совет пятисот, в то время как беднейшие граждане, или феты (4-й класс), доход которых составлял менее 150 медимнов зерна, могли принимать участие только в Народном собрании. Совет также представляла собой одно из нововведений Солона, члены Совета ежегодно избирались четырьмя афинскими филами, по 100 человек от каждой филы. Солон создал и апелляционный суд - гелиэю, - которая была фактически Народным собранием с кворумом в 6000 человек, где рассматривались обжалования приговоров.

Солон ввел изменения в семейное и родовое право (законы о сиротах-наследников, очень важный закон о наследовании, что позволило при отсутствии детей распоряжение имуществом по завещанию, чем нанесен был удар родовой замкнутости и т.п.). Он ограничил приобретение земли (чтобы воспрепятствовать скоплению ее в немногих руках), регулировал отношения соседей по землевладению (например, запретил затенять посадками на границе землю соседа), пользование источниками воды, установил некоторые правила, касающиеся торговли (запретил вывоз из Аттики сельскохозяйственных продуктов, кроме масла), ввел новую систему весов и мер, а также начал чеканку монеты, успешно конкурировала с монетой других греческих государств (ввел в Афинах эвбейско систему), позволил свободу собраний для религиозных, торговых и иных целей, принимал меры против роскоши (и в частности против роскоши женщин). Другие экономические реформы поощряли разведение в Аттике масла, а также стимулировали производство и торговлю в Афинах (для чего иностранным ремесленникам предоставлялось афинское гражданство).

Из других законов Солона важное значение имел разрешение каждому составлять жалобы на несправедливость, причиненную даже лицу, совершенно постороннему для жалобщика, и требование, чтобы во время волнений и междоусобия каждый примыкал к одной из партий и кто не выполнял этого, подвергался атимии, лишался гражданских прав (направление этого закона - предохранить полис от длительных смут и от захвата власти энергичным меньшинством, которое опирается на политическую индифферентность массы).

Законы Солона были написаны на деревянных таблицах (Кирби), заключенных возле рамы, вращающиеся на оси. Подлинный текст этих законов не сохранился, поэтому трудно безоговорочно указать, какие из них действительно были изданы Солоном и какие лишь впоследствии приписаны ему. Реформированное Солоном право оказалось более живучим установленного им политический строй и повлияло на некоторые позднейшие законодательства (например, на римские законы XII таблиц). Солон назначил изданным им законам столетний (по другим известием - десятилетний) срок и уехал из Афин под предлогом торговых дел. Он желал избежать последствий неудовольствия, он пробудил во многих своими реформами: в отрывке одной из элегий он сам говорит, что многие были недовольны им, потому что он не произвел передела всей земли, на которую они надеялись, другие (знатные) считали, что и так зашел слишком далеко. Плутарх цитирует высказывания Солона: "Трудно в великих делах угодить сразу всем".

Думали, что Солон посетил тогда Кипр, Египет и Лидию (известный легендарный предание о его посещении двора Креза). Борьба партий Ликурга, Метакла и Писистрата, что возобновилась в Афинах, в конечном итоге привела к установлению тирании Писистрата, которой Солон старался противодействовать. Когда тирания утвердилась, Солон все-таки остался в Афинах, где скончался по некоторым свидетельствам через два года. Существовал также предание, что пепел Солона был развеян на острове Саламин.


См.. также

Примечания

  1. Stanton, GR Athenian Politics c800-500BC: A Sourcebook, Routledge, London (1990), p. 76.
  2. Andrews, A. Greek Society (Penguin 1967) 197
  3. E. Harris, A New Solution to the Riddle of the Seisachtheia, in 'The Development of the Polis in Archaic Greece ", eds. L.Mitchell and P.Rhodes (Routledge 1997) 103
  4. Aristotle Politics 1273b 35-1274a 21.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам