Надо Знать

добавить знаний



Сомов Константин Андреевич


Konstantin Somov.JPG

План:


Введение

Сомов Константин Андреевич (30 ноября, 1869, Санкт-Петербург - 6 мая, 1936, Париж) - русский художник и график. Рисовал портреты, жанровые композиции, пейзажи, работал как художник книги. Участник объединения "Мир искусства".


1. Жизнеописание

1.1. Общая характеристика

Сомова относят к типичным представителям творческого объединения "Мир искусства", существовавшего в Петербурге. Как и большинство из них, он происходил из дворянской культурной семьи, имел хорошее образование и эрудицию, охотно создавал рисунки и картины ретроспективной тематики на темы конца 18 - начала 19 века. Он охотно обращался к созданию натюрмортов, пейзажей, иногда смешивая жанры (натюрморт, интерьер и пейзаж в открытом окне, натюрморт с автопортретом). Но Сомов не работал для театра, хотя ценил его, а темами для его произведений часто служили сцена, актеры театра масок, сценки из спектаклей и т.п.. Во время пребывания в Москве бывал в театре МХТ, где с наслаждением пересматривал представления Чехова Антону Павловичу.

Сомов ценил свою независимость и не желал связывать себя службой в любой государственном учреждении Российской империи или с трудом преподавателя, постоянно отклонял эти предложения. К счастью, он же имел состояние и был несколько "недешевым" художником.

Он был аполитичным, но трезво наблюдал за страшным ходом событий (буржуазная революция 1905 г., подавление царизмом революционного движения, 1-я мировая война) и давал достаточно смелые оценки руководителям, довольно враждебно относился к царя Николая II, смеялся над его "примитивной культуры". Своего негативного отношения к царской семье не изменил и после 1917 года.

Важной составляющей творчества художника были портреты, особенно портреты графические, стали важными документами эпохи. Хотя художник неохотно брался за создание портеты на закажет, предпочитая портретам своих близких или родственников, людей из близкого окружения, которых уважал и хорошо знал. Сомов один из немногих ценил фарфор и готовил проекты для мелкой пластики в фарфоре. А графические произведения мастера стали в уровень с его произведениями масляными красками, не уступая последним в значительных художественных качествах.

При этом Сомов не воспринимал капиталичтичну реальность, отталкивая от себя и своего творчества позорную современность, продажность буржуазных дельцов и даже демократические ростки суток, оставаясь в пределах дворянской культуры и ее ретроспекций. Это привело негативные оценки творчества художника со стороны критика В.В. Стасова и И.Ю. Репина, у которого недолго учился Сомов. Среди тех, кого "зацепил" своими непростыми произведениями и кто писал о Сомова -


1.2. Семья родителей

Происходит из культурного дворянской семьи. Отец, А.И. Сомов, музейный работник Императорского Эрмитажа, ведавший картинная галерея и создал ее научный каталог. Мать занималась детьми, Константином и Анной. С Анной сложились настолько хорошие отношения, что их прервала только смерть художника.

1.3. Обучение

Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где занимался в мастерской Репина Ильи Ефимовича. Два года шлифовал мастерство в Академии Колароси в Париже.

В 1894 г. посетил Италию.

С 1913 г. - Избран членом Академии художеств.

Несколько раз посетил Германию, США, Францию, как с целью знакомства с европейским и французским искусством, так и для лечения. Среди мастеров, которых особенно любил - Ватто, Шарден, Жан-Оноре Фрагонар, Дега. Французский импрессионизм знал, но остался сторонником реализма, пусть и в ретроспективном воспроизведении. Новейшие течения искусства Франции первой трети 20 века не имели влияния на произведения Сомова ни в молодые годы, ни в эмиграции.


1.4. Период 1917-1923 гг

Старый Сомов шесть лет прожил при режиме большевиков. У него забрали все деньги в банка, но он, как авторитетный художник, таки получил охранную грамоту на свое жилье, коллекции антикварных мебели, картины и сборник рисунков старых мастеров.

Среди немногих художников, находившихся в Петрограде, Сомов отметил Бориса Кустодиева. Прикованный к постели художник-инвалид вызвал сочувствие Сомова. Тот ходил к нему в гости, носил книги, общался.

Сам Константин Сомов читал на пяти языках. А и возрасте 62 года начал изучать еще и испанский.


1.5. Начало эмиграции

Дверь в сад

В 1923 г. Сомов отправился в заграничную командировку вместе с Грабарем И.Э., оба сопровождали Российскую выставку в США. Сомов стал председателем выставочного комитета в Нью-Йорке после отъезда Грабаря. Цель выставки - продать долю произведений в США ради материальной поддержки русских художников, оставшихся в СССР. Цель была достигнута частично и из-за деятельности Сомова, потому США шли к экономической депрессии. Встреча с родственниками Сомова за рубежом, с семьей Рахманиновых, с Метрополитен-музеем оживила жизнь художника, заново связала со здешним окружением. Он вернулся в Париж, где встретил ряд старых знакомых-эмигрантов, привычных поклонников и меценатов и остался там навсегда. Среди парижских знакомых Сомова в это время - семья Шухова, Г.Гиршман, В. Нувель, баронесса Нольде, во французской усадьбе последней близ городка Ле-Манс художник работал, пользовался русском библиотекой Нольде. Елизавета Поляк стала добрым другом старом художнику, дарила книги, взяла на себя часть домашних дел художника.

Так началась его эмиграция.


1.6. Сомов и христианство

Сомов не писал религиозных картин, потому что слишком любил жизнь, свободное время, временные наслаждения. Однажды в общении с Джойсом-младшим, сыном писателя, проговорил до трех часов ночи. Речь шла о добре в жизни, неожиданно широко раскрыв эрудицию художника и смелость его выводов. Сомов утверждал, что Библия и Евангелие - чрезвычайные книги, но только легенды и сказки, и Мессия не только Христос, а подобные были и до, и после него. И в жизни человечества Христос сыграл значительно меньшую роль, чем думает большинство. Ведь и без Мессии в человеке заложено тайный и непознанное стремление доброты, пусть и не во всех, но как сильно.

Но критические выводы Сомова никак не переходили во вражду к церки или к призывам ломать храмы, разрушать монастыри, стрелять священников, как это делали большевики.


1.7. Смерть

Умер в Париже на 69 году жизни. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

2. Архив Сомова

Поэт Александр Блок

Он давно рассеян и разделен в связи с эмиграцией мастера в 1923 г. из России. Ведь художник годы переписывался с известными лицами суток. Среди знакомых Сомова -

Он до смерти вел личный дневник. Доля его архива хранится в Государственном Русском музее, ибо сестра художника (Сомова-Михайлова) - осталась в СССР и переписывалась с братом почти до смерти в 1939 г. Доля документов приобретена музеем из других источников. Часть дневников художника и архива художника французского периода музея переслал Брайкевич Михаил Васильевич с Лондон. Записи в дневниках и письмах дают возможность отследить пути произведений художника, их судьбу ( провенанс). Ведь Сомов фиксировал, кому и когда продавал свои произведения.


3. Персональные выставки

  • 1-я персональная выставка создана Грабарем И. Е.
  • Выставка в Лондоне
  • Юбилейная выставка к 100-летию художника, 1969 г. Ленинград.

4. Избранные произведения

Художница Мартынова (Дама в голубом наряде)
  • Портрет сестры, 1892 г.
  • Мать художника, 1895 г.
  • Вечерний пейзаж. Мартышкин, 1896 г. Русский музей
  • Анна Карловна Бенуа, жена А.Н. Бенуа. 1896
  • Беседка, 1897 г.
  • Портрет Сомова Андрея Ивановича, отца художника, 1897 г.
  • Портрет сестры, овал, 1897 г.
  • Версальский парк зимой, 1899 г.
  • Автопортрет, 1899 г.
  • Вечерние тени, 1900 г.
  • Дама в голубом наряде (художница Мартынова), 1900 г.
  • Художница А.П. Остроумова, 1901 г.
  • Алушта, 1901 г.
  • Вечер (сценка в парке 18 века), 1902 г.
  • Эхо прошедшего времени, 1903 г.
Лансере Евгений Евгеньевич
Композитор Рахманинов С.В., 1925 г, в возрасте 50 лет
  • Рахманинов Сергей Васильевич, 1925 г., Русский музей
  • Портрет- афиша "Рахманинов С.В." для рояльной фирмы "Стейнвей"
  • Пейзаж в Нормандии, 1929 г.
  • Русский балет, 1930 г.
  • Интерьер
  • Портрет Т. Брайкевич 1931 г.
  • Портрет Б. Снежковського, 1934 г.
  • Автопортрет с натюрмортом, 1934 г.
  • Натюрморт у окна, 1934 г.
  • Портрет Розарио Зубовой, 1939 г.

5. Галерея

  • Vignette4.JPG
  • Vignette3.JPG
  • Vignette5.JPG

См.. также

Источники

  • же "Мир Искусства", 1899, № 20 (статья А. Бенуа "Сомов")
  • Стасов В.В. "Искусство XIX века", 1906 г.
  • Эрнст С.P. К.А. Сомов. - СПБ: изд.Общины Св.Евгениы, 1918. - 116 с.
  • Асафьев Б.В. "Русская живопись. Мысли и думы", Л - М, 1966
  • Петров В, Н. "История русского искусства", Т 10, М. 1968 (глава "Мир искусства")
  • Пружан И.Н. Константин Сомов. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - 127 с.
  • К. А. Сомов. (1869-1939). Альбом (автор вступ. Ст. И сост. А. П. Гусарова). - М.: Искусство, 1973. - 32 с.
  • Русский музей. Каталог. "Живопись 18-начала 20 века", Л, "Аврора", 1980
  • Александр Бенуа размышляет ... (статьи и письма 1917-1960 г.), М., 1968; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64.
  • А.Бенуа, Мои воспоминания. В пяти книгах. т.1 и т.2. Изд. второе, доп. М., Изд. "Наука" 1990.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам