Надо Знать

добавить знаний



Соната для скрипки и фортепиано № 9 (Бетховен)



План:


Введение

Титульная страница первого издания сонаты ( 1805)

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, op. 47 ( 1802), Крейцерова соната, один из самых известных камерных произведений Людвига ван Бетховена.

Состоит из трех частей:

  1. Adagio sostenuto - Presto - Adagio
  2. Andante con variazioni
  3. Presto

Длительность произведения колеблется, в зависимости от исполнительской трактовки, в пределах 37-40 минут, что необычно много для сонатной формы начала XIX века.


1. История премьеры

Сначала соната была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауеру, который и стал ее первым исполнителем 24 мая 1803 г. в Вене. Бетховен закончил произведение накануне, ноты еще не успели полностью переписать, так что сам Бетховен исполнял фортепианную партию частично по своим черновиками, а часть произведения была переписана в одном экземпляре, и скрипачу приходилось заглядывать в ноты через плечо пианиста. Финал сонаты, впрочем, был написан раньше и предназначался для Сонаты для скрипки и фортепиано № 3 соль мажор, op.30. Полный текст посвящения носил шуточный характер: "мулатська соната, сочиненная для мулата Бришдауера, большого шута и мулатського композитора" ( итал. Sonata mulattica composta per il Mulatto Brischdauer gran Pazzo e compositore mulattico ) - Это посвящение сохранилось на черновом автографе в архиве композитора [1].

Существуют разные версии относительно того, почему в печать соната попала с посвящением уже не Бриджтауеру, а Родольфо Крейцеру, что считался первый солистом того времени. Широко распространена [2] история о том, что вечером после премьеры Бетховен и Бриджтауер поссорились из-за женщины (иногда утверждается, что Бриджтауер нанес какой-то знакомой дамы Бетховена образа), и Бетховен снял посвящение, перепосвятив сонату французскому скрипачу. Эту версию иногда возводят к книге "Жизнь Бетховена" Александра Вилок Тэера [3], хотя впервые она, видимо, появилась в мемуарной статье скрипача Трилуелла в английском журнале "Musical World" (декабрь 1858) [4]. По мнению Николая Слонимского, это объяснение является абсурдной поздней выдумкой Бриджтауера, и Бетховен изменил посвящение просто потому, что имя Крейцера имело большую привлекательность для публики [5]. Зато сам Крейцер никогда не играл эту сонату - более того, считается, что он считал ее неудобной для исполнения.


2. Музыкальные файлы

Аудио Opus 47 - 1 описание файла

Beethoven - opus47-1 01.ogg

Аудио Opus 47 - 2 описание файла

Beethoven - opus47-2 02.ogg

Аудио Opus 47 - 3 описание файла

Beethoven - opus47-3 03.ogg

Источники

  1. Suhne Ahn. Beethoven's Op.47: Balance and Virtuosity. / / The Beethoven Violin Sonatas: History, Criticism, Performance. - University of Illinois Press, 2004. - P.62.
  2. См.., Напр., M. Church. Bridgetower: A Fable of 1807 / / The Independent (London), 10 июля 2007. (Англ.)
  3. Ludwig van Beethoven, Sonate f?r Violine und Klavier (A-Dur) op. 47, 1. Satz, Partitur, Autograph : Комментарий к автографу партитуры первой части сонаты на сайте Дома-музея Бетховена в Бонне. (Англ.)
  4. Dominique-Ren? de Lerma. George Augustus Polgreen Bridgetower
  5. Slonimsky's Book of Musical Anecdotes. - L. - NY: Routledge, 2002. - P.103.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам