Надо Знать

добавить знаний



Сонет



План:


Введение

Сонет ( итал. sonetto - Звучать) - лирический стихотворение, состоящее из четырнадцати строк пятистопного или шестистопный ямба, собственно, двух четверостиший ( катрены) с перекрестным рифмовкой и двух трехстиший ( терцеты) устоявшейся схеме рифмовки: абаб, абаб, ВВД, ЭЭД или (реже) перекрестной абаб, абаб, вде, вде или абаб, абаб, ВВД, ЭЭД т.д.. Николай Зеров называл сонет форме "лироепичнои миниатюры отдельной схемы".


1. История сонета

Предполагают, что зародышевые начала сонета теряются в поэзии провансальских трубадуров, но поставь он в Италии. Первыми сонетами считают произведения Ф. да Барберини и А. да Темпо. Окончательной формы ему предоставил, установил численность строк и порядок рифм Ф. Петрарка ( 1304 - 1374). Сонет проходит через всю историю европейской и мировой литературы, раскрываясь в поэзии П. Ронсара в Франции ( 16 в.) и В. Шекспира в Англии ( 17 в.).

Презренный классицизмом, сонет возродился в сутки романтизма, стал излюбленной формой "Парнасцев" ( Жозе Мариа де Эредиа, Ш. Леконт де Лиль) и символистов.


2. Сонет в украинской литературе

В украинской поэзии сонет известен с 1830 (стихотворение Сапфо и сонеты Адама Мицкевича в перепеве Афанасия Шпигоцкий). Далее он встречается в поэзии Л. Боровиковского, А. Метлинского, М. Шашкевича, Ю.Федьковича, Б. Гринченко, В. Кравченко, Степана Чарнецкого.

Особое распространение вступает он на конец 19 - начало 20 ст. Выдающуюся роль в разработке сонета сыграл Иван Франко : "Сонеты" ( 1882), циклы "Свободные сонеты", "Тюремные сонеты" и другие. Сонеты писали Леся Украинской и Николай Чернявский ("Донецкие сонеты", 1898) .0 * 31 * 2 **

Наивысшего развития достигает сонет в творчестве неоклассиков М. Зерова (его "Sonnetarium", изданный 1948 за рубежом, содержит 85 оригинальных и 28 переводных сонетов), Максима Рыльского и других.

С начала 30-ых pp. мастерские образцы сонетов появляются в галицкой поэзии (цикл Б. И. Антонича "Срывы и крылья" и др..), зато в УССР под давлением репрессий сонет испытывает упадок и несколько оживает с середины 50-х гг

В украинской поэзии в эмиграции сонет широко распространен и во многих случаях высокого мастерства. Среди других встречается он в творчестве Ю. Клена, М. Ореста, Б. Кравцева, С. Гординского, Яра Славутича, Остапа Тарнавского, Игоря Качуровского, Эммы Андиевской и других.


3. Поэтические особенности сонета

Несмотря будто окаменевшую тесное форму, сонет содержит в себе достаточно благоприятных для выражения чувства и мысли данных: удобный для верификации и чтения размер - у итальянцев так называемая ендекасилаба (одинадцятискладник), которому в украинской поэзии соответствует 5-стопного ямб с чередованием мужских и женских окончаний.

В целом, сонет способствует дисциплинирования поэтической речи. Ведь каждая из четырех его частей должно быть синтаксически законченной, рифмы - точными и звонким, рекомендуется регулярное парокситонни - окситонни рифмовки, избежать повторений в стихотворной тексте одних и тех же слов (кроме служебных или специально мотивированных за лирическим сюжетом).

Особый вклад в осмысление теории сонета сделал И. Бехер, считая его "найдиалектичнишим художественным видом", подчеркивая его интенсивной драматургийности, когда первый стих содержит в себе тезис, второй - антитезис, а трехстишия - синтез, так называемый "сонетный замок", завершается преимущественно четырнадцати строках (в основном это "триада" варьируется).


4. Сонетной специфика Ивана Франко

В свое время уникальную специфику сонета заметил Иван Франко :

Голубчики, украинские поэты,
Неужели вас до сих пор никому научить,
Что недостаточно сяких-таких слепить
Строк штирнадцять, и уже есть сонеты?
Пьятистоповий ямб, как из меди литой
Два из четырех, два из трех строк куплеты,
Связаны в звонкие рифм сплети, -
Лишь то именем сонета следует крестить.
Той форме и содержание пусть будет соответствующий;
Конфликт чувств, природы блеск погожий
В двух первых строфах ярко розвертаесь.
Страсть, буря, гнев, как облако пиднимаесь,
Мутит блеск, грозно мечесь, рвет оковы,
И при конце истечения в гармонию любви.

5. Формы сонета

Внутренняя гибкость сонетной формы тяготеет к постоянному обновлению канона. Уже, например, В. Шекспир применял три четверостишия и двустишие. Кроме этого, возможны также неканонические формы сонета, например "хвостатые сонеты" ("сонет с кодой"), т.е. с дополнительным строкой; перевернутые сонеты, започатковувани двумя трехстиший; сплошные - построены на двух рифмах, "безголовые" - с одним четверостишием и двумя трехстишия, "хромые", в которых последние строки четверостиший усеченные; напивсонеты - одно четверостишие и один трехстишие т.п.; сонетоиды (типичные образцы в сборнике М. Зерова "Catalepton").

Сложная композиция, образующийся из 14 сонетов (в которых первая строка каждого следующего является повторением последней строки предыдущего сонета) и завершается пятнадцати (магистраль), заключенным последовательно с первых строк всех предыдущих сонетов - называется венком сонетов. Он встречается во многих украинских поэтов. (Б. Гринченко, М. Жук, В. Бобинский, А. Ведмицький, Л. Мосендз, Б. Кравцов, А. Тарнавский).

Сонеты распространенные в медитативной лирике, имеющиеся и в других жанровых формах, в частности в пейзажной лирике (циклы "Крым" и "Киев" М. Зерова).


Литература

Brockhaus Lexikon.jpg
В Википедии есть портал

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам