Надо Знать

добавить знаний



Сословная монархия во Франции



План:


Введение

Сословная монархия во Франции - форма средневековой феодальной государства, возникшая в начале XIV в.. в которой королевская власть опиралась на собрание представителей состояний. Это был первый степень развития централизованного государства, за которого королевская власть управляла страной при помощи состояний, поскольку еще не была достаточно сильной.

Средневековая миниатюра "Заседание Генеральных штатов 1468"

1. Причины формирования сословно-представительной монархии

Установка сословной монархии связано с распространением Европе римского права, которое провозглашало принцип: "То, что касается всех, должно быть одобрено всеми". [1] С ослаблением вассальных связей монархи нужде подданных во внедрении новых налогов Необходимость обеспечения в государству внутренней стабильности и поддержки внешнеполитического курса. [2]


2. Процесс оформления вальяжно-представительной монархии

Процесс оформления сословно-представительной монархии в Франции был сложным и противоречивым. Он начался с усиления королевской власти, было неразрывно связано с преодолением феодальной раздробленности. В этот период Франция потерпела иноземного нашествия, что поставило ее время на грань национальной катастрофы. Ликвидация феодальной раздробленности и усиления королевской власти хотя и достигли значительных успехов, но были еще далеки от своего завершения. Сохранились большие, фактически независимые феодальные владения, такие как, например, герцогство Бургундское (его правители неоднократно воевали со своими сюзеренами - французскими королями). Значительное число мощных вассалов хотя покорился королю, но при благоприятных условиях пыталось восстановить утраченную независимость. Объединение страны могло быть успешно завершено в обновленной государственно-правовой форме, обеспечивающей консолидацию всех других сил, которые выступали за объединение страны. Начали созываться собрания представителей от состояний. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к состояниям, минуя правителей крупнейших сеньорий. Сословно-представительные собрания во Франции состояли из представителей трех состояний:

В Франции сословно-представительный орган получил название - Генеральные штаты.


3. История формирования Генеральных штатов

Первое собрание сословного представительства - штаты (от франц. "еtаt" - состояния) возникли еще в XIII ст. в отдельных провинциях. Это были собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов соответствующей провинции, которые созывались периодически. США рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение единовременных денежных сборов - "помощи". Сначала провинциальные штаты созывались местными правителями и способствовали консолидации отдельных областей. Но довольно скоро они оказались под контролем короля. В разгар конфликта с папой Бонифацием VИИИ Филипп IV (король Франции), чтобы заручиться поддержкой своих подданных, созвал собрание представителей трех состояний. Наряду с церковной и светской знатью к участию в них были допущены богатые горожане - от имени тех, "работающих". Накануне им была выдана грамота:

Филипп, милостью божьей король франков, сенешаль Босера и его заместителю привет. Желая обсудить и рассмотреть совместно с прелатами, баронами и другими нашими и верными подданными нашего королевства много трудных обстоятельствах, весьма существенно сказываются на положении и вольностях наших, а также королевства нашего, церквей, духовенства, знати, светских людей, общин и отдельных жителей указанного королевства, повелеваем вам распорядиться и приказать от нашего имени ... консулам и общинам ... городов и поселков Монпалье и Босера ..., чтобы указанные консулы и общины упомянутых городов и поселков выбрали две-три лучших и опытных мужчины ..., которые появились в воскресенье перед Вербный неделей до Париж для совместного с нами рассмотрения, обсуждения, принятия к сведению, исполнения и одобрения от имени консулов ​​и указанных общин всего того, ... уже нами выше постановлено. [4]

Так в 1302 году возникли Генеральные штаты, как орган для обсуждения государственных дел и предлагаемых королем порядков. Этот орган назван Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. Под давлением Филиппа IV новым папой был избран французского архиепископа Климента V. По настоянию Филиппа IV новый римский папа перенес свою резиденцию в город Авиньон в Франции. Это событие начала 70-летний период (1309 - 1378 гг) Авиньонского плена пап, оказавшихся под контролем французских королей. [5] Генеральные штаты стали орудием для Филиппа IV и в расправе с тамплиерами, которым он очень задолжал. Об этом говорится в хрониках 1308 Суд прошел в городе Тур:

Король собрал в Туре парламент из благородных и неблагородных, прибывших из всех замковых округов и городов его королевства. Прежде чем отправиться в папы в Пуатье, он хотел посоветоваться с ними, что надо сделать с тамплиерами, по их признаниям. Для всех приглашенных был назначен день - первое число месяца, следующего за Пасхой (который был на тот год 14 апреля). Король хотел действовать осторожно, и, чтобы не вызывать нареканий, он хотел заручиться поддержкой и согласием людей разного звания в своем государстве. Вот почему ему нужны были суд и приговор не только благородных и ученых, а также горожан и мирян. Те, прибыв лично, произнесли почти единогласно, что тамплиеры заслуживают смерти. От Парижского университета и особенно от профессоров теологии очень требовалось, чтобы они выразили свой ​​взгляд на дело, что они и сделали ... в субботу после Вознесение. [6]

События последующих десятилетий ( Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура. Каждый состояние был представлен отдельным палатой.


4. Структура Генеральных штатов

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую избирались избиратели от дворянства. Причем наиболее знатные ( герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они, как непосредственные вассалы короля, принимали участие в разработке решений в составе королевской курии. Третье состояние выбирал своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и ешевены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались отдельно по палатам, где решения принимались простым большинством голосов. Утверждалось решения всеми палатами, причем каждая палата, как когда-то в Древнем Риме, имела только один голос. Таким образом, привилегированные состояния всегда имели гарантированное большинство. [7] Генеральные штаты созывались по решению короля. Но, поскольку введение новых налогов и единовременных денежных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия "Третьего сословия", короли вынуждены были обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов освобождалось (имели "налоговый иммунитет" ). Они давали лишь согласие на обложение "третьего сословия".


5. "Великий мартовский ордонанс"

Королевская власть часто добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения. Но были моменты, когда "Третье сословие" мог видеть в них нечто большее, чем утверждение новых налогов. В марте 1357 г., когда страна переживала одну из самых глубоких политических кризисов в своей истории ( Столетняя война - 1337-1453 гг; парижское восстание 1356-1358 гг), был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известен как - "Великий мартовский ордонанс" 1357 г. Этот документ был принят в период народного движения 1356-1358 годов в Париже, возглавляемого купеческим старшиной Е. Марселем. Обнародование "Великого мартовского ордонанса" ( 1357 г.) было вершиной деятельности Генеральных штатов. В нем приняло отражение недовольства мещан политикой монархии и основные направления осуществления реформы государственного управления. Содержание этих реформ был изложен в 67 статьях. "Великий мартовский ордонанс" был попыткой ограничить королевскую власть. Однако, победоносное окончание Столетней войны, что произошло вскоре, способствовало дальнейшему укреплению влалы королей. В ее распоряжении была большая наемная армия, бюрократический управленческий аппарат, содержавшиеся за счет постоянных налогов, взимали их теперь даже без предварительного одобрения Генеральными штатами. Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов Генеральные штаты выполнили свою роль.


6. Формирование абсолютизма

Начиная с XV вв .. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII и XVIII вв они были созваны всего по одному разу). Такое положение Генеральных штатов было результатом ряда обстоятельств, обуславливались далеко не преодоленной в Франции феодальной раздробленностью, в частности:

  • противоречиями между интересами двух привилегированных сословий и третьего сословия;

тем, что депутаты Генеральных штатов еще не могли подняться не только к пониманию общегосударственных интересов, но даже к пониманию интересов своего состояния в масштабе всей страны. Вместо них правительство начал иногда, на свое усмотрение, созвать собрание нотаблей (славных подданных). Но эта организация имела чисто совещательные функции. К центральным органам сословно-представительной монархии кроме Генеральных штатов относились: король, государственный совет, осуществлявшей указаниям короля управление и контроль за отдельными звеньями управления, счетная палата - финансовеуправлиння. Среди должностных лиц наибольшее значение имели:

  • канцлер, который осуществлял текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц, в отсутствие короля председательствовал в совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;
  • коннетаблем - командир конного рыцарского войска, с XIII в. - командир королевской армии;
  • камерарий - казначей;
  • Палатин - (королевские советники, которые выполняли отдельные, особо важные, поручения короля). [8]

Должностные лица, составившие новый государственный аппарат управления, были, как правило, люди незнатные, обязаны своим назначением королю и поэтому от него зависимы. Среди них было немало лиц, окончивших университетский курс юриспруденция, включая римское право. Таких людей называли легистами (от лат. "Lеgеs" - закон). Они зарекомендовали себя как наиболее последовательные сторонники централизации и усиления королевской власти. Легисты составили наиболее влиятельную группу должностных лиц. Короли с их помощью устранили именитую знать от основных рычагов государственного управления. Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по собственной воле. Для принятия законов королю уже не нужны были созыва вассалов или согласие королевской курии. Была выдвинута также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля" ("Quod principi plasuit, legis habet rigorem") [9] согласно которому король получил право рассматривать любое судебное дело самостоятельно или делегировать это право своим слугам.


7. Заключение

Именно на начало XIV в. окончательно оформился построен на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей различных состояний, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты, возникновение которых положило начало изменениям в форме правления, становлению сословно-представительной монархии. [10]


8. Сноски

  1. " " Дигесты Юстиниана http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/digest/index.php,
  2. " " Всемирная история ПД Х.: Весна, 2009 г.. 760 с. .
  3. " " Падаляк Н.Г. История средних веков Учебник для 7 класса, К.: Генеза, 2007. .
  4. " " Хрестоматия по истории средних веков: Пособие для 7 кл. / Составитель В. Духопельников,-К.: Образование, 1998.-160 с. .
  5. " " Падаляк Н.Г. История средних веков Учебник для 7 класса, К.: Генеза, 2007.
  6. " " Фруассар, Жан. Хроники 1325 - 1340, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 г. 656ст. .
  7. " " Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв., М. "Высшая школа", 1989
  8. " " Галанза П. Н. Феодальное государство и право Франции, М, Изд. МГУ, 1963
  9. " " Дигесты Юстиниана http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/digest/index.php,
  10. " " Всемирная история ПД Х.: Весна, 2009 г.. 760 с.

Источники

  • Батыр К. И. История феодального государства Франции, М., 1975 Большая советская энциклопедия, под. редакцией Б. А. Введенского, т. 40, М. АН СССР, 1956
  • Всемирная история ПД Х.: Весна, 2009 г.. 760 с.
  • Дигесты Юстиниана http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/digest/index.php
  • Галанза П. Н. Феодальное государство и право Франции, М, Изд. МГУ, 1963
  • История средних веков, М. "Наука", 1970
  • Книга для чтения по истории Средних веков, К., "Советская школа", 1971 г., 243 с.
  • Падаляк Н.Г. История средних веков Учебник для 7 класса, К.: Генеза, 2007.
  • Середницкая Г.В. Всемирная история Опорные конспекты, Киев, СПД ФЛ Сандул, 2009 г. 222 с.
  • Фруассар, Жан. Хроники 1325 - 1340, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 г. 656ст.
  • Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции, М., 1976
  • Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв., М. "Высшая школа", 1989 Хрестоматия по истории средних веков: Пособие для 7 кл. / Составитель В. Духопельников,-К.: Образование, 1998.-160 с.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам