Сосулевка

Сосулевка - село Чертковского района Тернопольской области, расположен на реке Серет.

Население - 1170 человек.


1. География

Удаленное от райцентра на 20 км., От ближайшей железнодорожной станции на 9 км., От автострады на 8 км.

Оно раскинулось в Западном Подолье (или Восточной Галиции) в живописной долине реки Серет, окруженное горами.

Окрестности села покрыты густым лесом, из которых вытекает много источников.

2. История

2.1. Археологические исследования

Территория села Сосулевка была заселена где-то на рубеже III - II тыс. до н. е.

Во время археологических раскопок львовские археологи на так называемой Качуровой горе обнаружили бивень и зубы мамонта, большое количество керамических отщепов, а также орудия труда - скребла.

Поселение трипольской культуры этапа В расположен на возвышенности над глубоким оврагом (урочище Качурова гора за сосной). Подъемный материал состоит из обломков керамики и кремневых орудий. Культурный слой поселения разрушается глубокой вспашкой. Разведка И.К. Свешников и Г. И. Кос в 1967 году. Материал хранится в сборнике местной школы и ИПН АН УССР. документация - в ​​ИПН АН УССР [1].


2.2. Легенда о происхождении названия села

В селе от поколения к поколению передается такая легенда о происхождении названия села:

" Село наше с древнейших времен и до турецко-татарских набегов на Украину находилось на Качуровой горе (самой высокой горе села). Но во время одного из набегов турок и татар жители села сбежали вниз и спрятались в зарослях речной долины.

Когда после ухода турецко-татарского войска жители вернулись на гору, то увидели, что их село полностью разрушен и сожжен. И тогда решили не восстанавливать село на горе, основать село в речной долине на месте покрытом грязью и зарослями. И потому, что новое село возникло на воде, а турецки вода означает "sos", и пошло название села "Сосулевка".

"

2.3. Средневековье

Около 10 века - вхождения западноукраинских земель в состав Киевской Руси.

С 1340-х годов началось завоевание западноукраинских земель соседними государствами: в ходе этого захвата село Сосулевка с центральной и южной частью Тернопольщины попали под власть Польского королевства.

С каждыми годом усиливалась польский колонизация, особенно она стала ощутимой после Люблинской унии 1569 года. Тогда южная часть Чертковского уезда (с центром Ягельница) была подарена лучшему польскому военачальнику Станиславу Лянцкоронскому. Под его власть попали и земли Сосулевка. Когда Станислав Лянцкоронский начал в селе Ягельница строительство своего замка, то в нем участвовали крестьяне из окрестных сел, в том числе и жители Сосулевка.

Судьба крестьян становилась все тяжелее. Кроме того, постоянно росло закрепощения крестьян, они еще и становились первой жертвой при разбойных нападений татарских и турецких орд.

С началом Национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого, крестьяне Сосулевка приветствовали казацко-крестьянское отряд, который шел к замку Лянцкоронского, чтобы захватить его.


2.4. Австрийский период

После Первого раздела Речи Посполитой Чортковщине вместе с Сосулевка вошли в состав Австрийской империи.

В 1848 году в Европе царила "Весна народов". Достижением революционных событий в Австрии, и в Западной Украине в частности, стала отмена закрепощения крестьян. Как и везде в Галиции в Сосуливци барщину отменено 16 мая 1648 года. И с тех пор каждый год 16 мая в центре села священник отправлял богослужения в честь этой даты. А во время празднования 80-летия отмены барщины в центре села был установлен крест с надписью: "В честь отмены барщины. 1928." Однако этот крест при советской власти был уничтожен и дольше от него оставался только пидструменок. Его восстановили только в 1992 году и теперь он является украшением центра села.

Во времена господства Австро-Венгерской власти в с. Сосулевка была основана первая школа ( 1881 г.) и первое культурно-просветительное общество "Просвита". Эти данные получены в Центральном Государственном Историческом Архиве Украины в г. Львов (далее ЦГИА в г. Львов), ф. 348, с. 5208. под названием "Отчеты и переписка о деятельности читальни в с. Сосулевка", где собрано более полусотни документов. Первый документ датирован 1900 годом, последний написан 1939 года.

В ЦГИА есть письмо уже грамотного крестьянина с. Сосулевка Наконечный-Зеленова Ивана от 24 ноября 1900 года, в котором он пишет во Львов в общество "Просвита": "... в нашем селе Сосулевка хтет люди читальни, у нас школа заложена 1881 ... У нас бы давно была читальня, но как се в селе действует, войт НЕ контектний в том. " [1].

С архивных документов во Львове можно узнать, что в 1903 году членами читальни в селе стали 65 человек (45 хозяев и 20 парней) - 15 письменных и 50 неграмотных.

В начале ХХ в. в школу уже вписано 70 человек, а около 200 детей вынуждены работать. Тех детей, которые ходили в школу, учил один учитель-поляк польском языке, которая была малопонятной ученикам. Обучение детей проходило в сельских домах.

Накануне И мировой войны в центре села была построена достаточно большая двухэтажная школа, но она простояла недолго. В I-ю мировую войну она сгорела и остались только стены. Тогда обучение снова проходило в сельских домах. В деревне, на сегодняшний день, сохранилась одна из домов, где проводилось обучение учащихся - это дом Сапищук (Гриньков) Анны.


2.5. Село в 1921-1939 годах

После восстановления польского господства в Галичине в 1920 году - в селе Сосулевка в 1921 году тоже возродилась польские власти.

В селе в это время проживали люди трех национальностей: Украинская, поляки и евреи. Наблюдалась различие в занятиях жителей разных национальностей. Украинский и поляки занимались сельским хозяйством, евреи - торговлей, имели свои собственные магазины, а одна еврейская семья - мельница. Среди украинского и поляков было классовое расслоение на бедных и середняков. Одна украинская семья считалась господами. А среди евреев расслоения не было.

Крестьяне имели свою землю, однако некоторые бедные вынуждены были наниматься на работу, или работать в поместье - имения польского пана - сначала Янушевского, затем - Жуковского, которые в деревне не проживали, а имели своего управляющего. За работу в поместье или в поле крестьяне получали зерно и деньги.


2.6. Персоналии

В Сосуливци родился кандидат экономических наук, профессор, почетный землеустроитель Украины Казьмир Павел Игнатьевич.

3. Исторические достопримечательности села

3.1. Школа

Историческая достопримечательность села - Сосуливська школа.

В 1932 - 1934 году в центре села на месте пожарища старой школы (старые стены была развалена) построили новую школу. В 1935 году было открытие новой школы, которое действительным директор Лагодинский. Следует отметить, что обучение во времена Польши было бесплатное.

В сентябре 1939 года Западная Украина была занята советскими войсками. Произошли изменения в образовании. В Сосуливський школе увеличилось количество учителей до 8 человек. Обучение стало проводиться на родном украинском языке. Было введено изучение российской и немецкого языков и введена обязательная 7 - на образование.

В 1941 году началась советско-германская война. 5 июля 1941 село было оккупировано немцами (освобожден Красной Армией 10 апреля 1944 г.) В селе был установлен немецкий оккупационный режим. Но обучение в школе не прекращалось. Изменение в обучении была только в том, что изучение русского языка было приостановлено, а усиленно начали изучать немецкий язык. В 1944 году, после освобождения села от немцев, в школе было возобновлено обучение довоенных времен. Опять было введено изучение русского языка. Уроков немецкого языка стало меньше. Обучение велось на украинском языке.

С 1946 по 1947 год директором школы был Гулевич. В 1947 году в Сосуливську школу прибыла молодая учительница с Житомирщины на должность директора школы - Шемла Варвара Харитоновна (и пробыла на этом посту ЗО лет, в 1977 года). По ее директором в школе произошло много изменений. Возле школы на столбе был установлен колокол, величиной с ведро, которым каждое утро дежурный учитель звонил (пол девятого) предупреждая учеников, что пора идти в школу (часов в селе почти не было).

В 1947 году в школе был создан первый отряд пионеров, в который входили:

  • Ризака Иванна
  • Ивашкив Стефания
  • Беспалько Иван
  • Дьяков Иванна
  • Гаджала Мария
  • Наконечная Мария.

Первой пионервожатой в школе была Мария Крошильницька. В 1949 году в школе создана пионерская организация (4 отряда).

В 1950 году в школе уже работало 13 учителей.

С 1959 года - школа стала восьмилетней. В связи с этим возникла необходимость увеличить количество классов. С 1961 по 1965 pp. велась достройка второй части школы. В 1965 году 1 сентября состоялось торжественное открытие новой части школы.

С 1986 года обучение в школе началось с шестилетнего возраста. Школа стала девятилетней. Количество учителей увеличилась до 16 человек.

В 2003 году был проведен переход с печного отопления на центральное отопление.


3.2. Бюст Т.Г.Шевченко

В 1965 г. во дворе сельского клуба построен и открыт бюст Т. Г. Шевченко. Строился он силами колхоза им. Н. Крупской. Председателем колхоза был Шемла Зиновий Иванович.

3.3. Церковь святой Покровы

Согласно записям в старых церковных книгах можно утверждать, что церковь - древнейшая достопримечательность села. Она основана в 1713 году. Первое письменное упоминание о церкви, которая найдена в одном из документов (инвентаре - описании недвижимого имущества церкви) в Центральном Государственном Историческом Архиве Львова, датированная 1803 г. В ней говорится о том, что "церковь Покровы Пречистой Девы Марии с Сосулевка, как православная (греческого обряда) ..." [2]

Первая церковь была деревянной. В 1856 году ее перестроили из камня, но в виде костела. К 1912 году в селе было 7 священников. До сих пор за двором церкви, в углу старого кладбища стоит вместе 7 каменных крестов, которые ставили в честь каждого священника.

В 1912 году в село приехал священник Горобец. Церковь была перерегистрирована с православной на греко-католическую. Священник Воробей все время настаивал на том, чтобы церковь приобрела вид украинского. В 1938 - 1939 годах церковь построили: достроили ее с обеих сторон, спереди, верх и баню. При строения фундамента оказалось, что сооружение построено на старом кладбище. Церковь строили силами жителей села. Руководил строительством прораб из с Толстого Баран. Камень возили с поля сельского г Пьеха. Он специально отпустил бесплатно часть своего поля, где было много камня. Люди сами добывали, возили на подводах и строили церковь. Старожилы села: Лысый В.Г., Григорий В. Е. вспоминают, что активным каменщиком был Казьмир Николай, а лучшие мастера - Гаджалы Андрей, Василий и Прокоп. Гаджала Василий (отец Гаджалы Марии, Тараса, Ярослава Анны и Степана) был смелый. Он сам трогал на куполе крест, останов, а все люди внизу за него молились.

К II мировой войны церковь накрыли, поштукатурили внутри и снаружи и уже начались службы. Церковь приобрела почти современный вид.

Во время советско - германской войны был поврежден верх церкви. После войны его позалатувалы и продолжали править. К 1941 года служил в церкви священник Горобец. В 1941 г. его арестовали и отправили в тюрьму за политические взгляды.

Во время немецкой оккупации священником в селе был Гелевич. В 1945 году он уехал в Ивано-Франковск и в деревню приехал новый священник Николай Когут [1]. В 1947 году его арестовали за то, что не хотел перейти по греко-католической веры в православную. Причиной ареста была найдена в его доме запрещена политическая книга.

После ареста о. Когут почти год доезжал отец - василианин Кацалай. С 1948 - 1951 год, к закрытию церкви, служил отец. Владимир Рущицький, имел два прихода- Улашковцы и Сосулевка.

В 1951 году церковь, как и многие другие, была закрыта. Она было не действующей 27 лет.

Только в 1988 году вновь разрешили открыть церковь.

В церкви находится справка о регистрации Сосуливськои религиозной общины Русской православной церкви от 12 декабря 1988 г.

2 октября 1990 г. Совет по делам религии при Совете Министров СССР поддержал заявление верующих с Сосулевка и сняла с регистрации религиозную общину Русской православной церкви и зарегистрировала православную религиозную общину (независимой церкви) Киевского патриархата. (Справка 18 сентября 1990 г.)

В 1993 году 10 марта было зарегистрировано Устав религиозной общины села Сосулевка Украинской православной церкви Киевского патриархата. [3]

В 1991 году в Сосуливський церкви произошел раскол верующих на греко-католиков и православных (в отношении 1/3 и 2/3 верующих). В селе шла ожесточенная борьба за церковь. Дважды греко - католики пытались силой отобрать церковь у православных. Но церковь осталась в руках православных. Тогда в греко - католическая община построила себе во дворе церкви свою небольшую церковь. С тех пор в селе наступил покой и примирение верующих обеих конфессий. Такая обстановка является и на сегодняшний день.

В 2002 году греко-католическая церковь подала заявление в Европейский суд по правам человека с жалобой на то, что национальные суды отказались рассмотреть спор по поводу здания церкви. 28 февраля 2008 Европейский суд признал нарушение Украиной обязательств, предусмотренных статьей 6 ? 1 Конвенции по правам человека.


3.4. Часовня

В 2 - ю годовщину независимости Украины в 1993 г., греко - католическая община установила часовню: в центре села, на холме, на том месте, где немецкие оккупанты выставляли для устрашения арестованных и закованных в кандалы и колючая проволока молодых оуновцев села:

  • Анну Балык
  • Василия и Михаила Гаджалив
  • и др.. (Всех их расстреляли нацисты в Черткове).

Часовня кирпичная, облицованная плиткой. Купол покрыт цинковой жестью. Сейчас эта часовня хорошо ухоженная. Вокруг нее прекрасные цветы, зеленые насаждения. У часовни ежегодно проходят торжественные события греко - католической общины.


3.5. Крест в честь отмены барщины

Одной из древнейших памятников является крест в центре села, на перекрестке дорог, который был установлен во II половине XIX в. в честь отмены барщины. Этот крест по воспоминаниям старожилов, было установлено при содействии депутата австрийского парламента Григория Шашкевича ( 1809 - 1888 pp.), который родился в селе Сосулевка и выучился на греко - католического священника. Этот крест был разрушен коммунистическими оккупационным режимом и брошен в реку Серет.

С 50 - х годов XX в. до 1991 года в центре села был только пидструменок от креста. По инициативе православной общины в годы независимости Украины, в 1991 году крест в центре села был восстановлен. Он из красного камня, высота 1 м 70 см. Сейчас у него происходят все важные торжества православной общины.


3.6. Памятник погибшим воинам

В центре села, справа от центральной площади, 14 мая 1967 года установлен памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. На стенках пидструменку этого памятника высечено фамилии погибших воинов в борьбе с немцами за освобождение села, список односельчан, погибших в годы войны.

В годы II мировой войны 274 жителя села были забраны в ряды действующей армии. 72 из них не вернулись с полей сражений.

Ежегодно около этого памятника односельчане вспоминают День памяти жертв II мировой войны. Частыми гостями в деревне на День Победы есть родственники погибших.

Шефство над памятником ведут старшеклассники Сосуливськои школы.


3.7. Мельница

Есть древняя достопримечательность в селе Сосулевка - сельский мельница. Стоит он на улице Туркотивка, в небольшой долине, на берегу потока, притока реки Серет - Черкащане.

По архивным данным города Черткова этот старая мельница построен в 1878 г. Украинская господином Тарнавским, который похоронен на нашем старом кладбище. На его могиле стоит по сей надгробный памятник из черного гранита, который в в Шестидесятые годы XX века поставили родственники Тарнавського.

Мельница была построена из камня, достаточно большой и прочный, с толстыми стенами. Все оборудование для мельницы было завезено из Австрии. На потоке было установлено упругое деревянное колесо с лопостями, которое приводило в движение вальца. Водяная мельница с. Сосулевка быстро стал известен на всю округу. К нему привозили молоть зерно со всех окрестных сел. За каждый смолотый центнер зерна мельник брал мерку (около 2 кг.) Мельница давал хозяину большую прибыль. Впоследствии у мельницы господин Тарнавский развел целое хозяйство: построил большую добротный дом (она сохранилась и по сей день, в ней находится сейчас сельская почта), большую конюшню, сарай, кладовые, тик.

Владел 40 моргами поля. У господина было 3 батраки: 2 в мельнице и один конюх. Детей в Тарнавського не было и он взял себе сына племянника Илью Пьеха. Когда господин Тарнавский умер, все его имущество перешло племяннику.

Тарнавский, как считают местные крестьяне, был добродушным человеком и большим меценатом. Он выделил много денег на строительство местной церкви, купил для церкви дубовые скамейки и много других вещей. (Эти скамейки и некоторые вещи сохранились в церкви и по сей день). Эх тоже продолжал дело своего дяди: добавлял с своего поля камень на строительство общественных сооружений села, добивался открытия "Просвиты" в деревне.


4. Часовня на улице Туркотивка

Часовня построена благодаря вкладу бывшего жителя села Холоднюка Зиновия. Освящение часовни состоялось 29 августа при участии двух священников, православного и католического.

Примечания

  1. Археологические достопримечательности Прикарпатья и Волыни каменного века. - К., Наукова думка, 1981. - С. 237
  2. Основание ЦГИА Украины во Львове, ф. 159, оп. 9, д.. 839
  3. Свидетельство № 298 о регистрации Устава религиозной организации от 10 марта 1993

Литература

  • Центральный Государственный Исторический Архив Украины в г. Львов (ЦГИА в г. Львов), ф. 348, с. 5208. "Отчеты и переписка о деятельности читальни в с. Сосулевка"
  • Истоки нашей истории: Сосулевка. - Тарнавка [Чертков. р-н] / / Предрассветные огне. - 1997. - 15 февр. - (Из истории сел).
Chortkiv prapor.jpg Населенные пункты Чертковского района
Города :
Пгт :
Села :
Антонов ? Базар ? Бычковцы ? Белая ? Белый Поток ? Белобожница ? Босыры ? Васильков ? Большие Черноконцы ? Верхняя Выгнанка ? Давыдковцы ? Дежурная ? Джуринская Слободка ? Долина ? Заболотовка ? Залесье ? Звиняч ? Зеленая ? Калиновщина ? Капустинцы ? Колындяны ? Косов ? Коцюбинчики ? Кривенькое ? Криволука ? Малые Черноконцы ? Миловцы ? Мухавка ? Палашовка ? Пастух ? Переходы ? Поливцы ? Пробежная ? Рыдодубы ? Ромашовка ? Росохач ? Свидова ? Семаковцы ? Скоморошить ? Скородинцы ? Сокиринцы ? Сосулевка ? Старая Ягельница ? Тарнавка ? Толстенькое ? Угрынь ? Улашковцы ? Черкавщина ? Черноконецкая Воля ? Швайковцы ? Шманьковцы ? Шманьковчики ? Шульгановка ? Ягельница
Поселки :
Населенные пункты над Серетом : от истока до устья
Зборовский район
Львовская область
( Бродовский район)
Зборовский район
Тернопольский район
Теребовлянский район
Чертковский район
Залещицкий район
Борщевский район
Залещицкий район