Надо Знать

добавить знаний



Софийский собор (Киев)


Собор святой Софии - Премудрости Божией

План:


Введение

Собор святой Софии - Премудрости Божией, София Киевская или Софийский собор - христианский собор в центре Киев, памятник Украинской архитектуры и монументальной живописи 11 - 18 веков, один из немногих уцелевших построек времен Киевской Руси. Одна из главных христианских святынь Восточной Европы, исторический центр Киевской митрополии. Находится на территории Софийского монастыря i является составной Национальнoгo заповедника "София Киевская". Кроме этого собора к Национальному заповеднику принадлежат такие памятники истории, как Золотые ворота, Андреевская церковь, Кирилловская церковь и Судакская крепость.

Собор, как главный храм государства, играл роль не только духовного, но и политического и культурного центра. Под сводами Cв. Софии происходили торжественные "посадки" на великокняжеский престол, церковные соборы, приемы послов, утверждения политических соглашений. При соборе велось летописание и были созданы первые известные на Руси библиотека и школа.


1. История Собора

Киев: Собор Святой Софии и прилегающие монастырские сооружения, Киево-Печерская лавра a
Всемирное наследие
Present exterior is the result of 17th-century remodeling.
Страна Украина Украина
Тип культурный
Критерии I, II, III, IV
Идентификатор 527
Регион b Европа и Северная Америка

История регистрации

Зарегистрировано: 1990
Четырнадцатая сессия

a Название, как официально указано в списке
b Как официально зарегистрировано ЮНЕСКО

В "Повести временных лет" основания Софийского собора значится под 1037 годом. Зато в Новгородской летописи это событие обозначено 1017 годом. В любом случае, основателем собора исторические источники определяют киевского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). В последние годы получила определенную популярность гипотеза о основания Софии Киевской князем Владимиром, но, по мнению большинства европейских ученых, эта гипотеза является безосновательной.

Вместе с тем доктор исторических наук Надежда Никитенко на основании найденных на фресках собора граффити, датированных 1081/21, 1019, 1022, 1028, 1033 и 1036 годов, а также на основании свидетельства немецкого епископа Титмара Мерзебургского 1018 научно обосновала, что храм заложено 4 ноября 1011 года, а освящен 11 мая 1018, т.е. его сооружение начал Владимир Великий, а завершил Ярослав.

Храм посвящен Софии - Премудрости Божией. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, который имеет много толкований. За апостолом Павлом, Софии символично соответствует ипостась Христа - воплощенного Слова Божия. Только позже, когда распространилось отождествления Софии с Божией Матерью, храмовый праздник киевского собора перенесли на 8 (21) сентября - день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора был воплотить многогранный смысл, вложенный в этот символ. Тем объясняются его грандиозные размеры и чрезвычайно затруднена структура. Обще говоря, интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, а внешний вид - образ Града Божия - Небесного Иерусалима.

За многовековую историю собор пережил нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

Реконструкция первоначального вида Софийского Собора

Киевский Софийский собор был одним из крупнейших зданий своего времени. Общая ширина храма - 54,6 м, длина - 41,7 м, высота до зенита центрального купола - 28,6 м. Собор имеет пять нав, завершенных на востоке апсидами, увенчанный 13-ю вершинами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позже, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

Венчала собор ступенчатая композиция из тринадцати куполов, покрытых свинцовыми листами. Стены выкладывались из крупных природных камней - гранита и розового кварцита, чередующихся с рядами плитоподибнои кирпича - плинфы. Кладка выполняли на розовом известково-цементном растворе. Первоначально собор не был внешне оштукатуренный и побеленный.

В 1051 г. на Киевский престол в Соборе рукоположен митрополит Иларион.

В 1054 г. в Соборе похоронен киевский князь Ярослав Мудрый.

В 1055-1062 гг Собор строил Великий князь Киевский Изяслав Ярославич.

В 1093 г. в Соборе похоронен князь Всеволод И.

В 1113 г. в Соборе состоялась коронация Великого князя Киевского Владимира II Мономаха

В 1125 г. в Соборе состоялись похороны Владимира II Мономаха

В 1154 в Соборе состоялись похороны князя Вячеслава.

В 1169 Киев захватил и разрушил владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, который ограбил Софию, украв все ценные золотые вещи и религиозные реликвии, в том числе бесценную икону Пресвятой Богородицы

В 1240 году Киев захватил хан Батый и разрушил и ограбил большинство культурных памятников. Софиевский собор устоял, но был разрушен и разграблен.

В 1375 г. собор ремонтировал митрополит Киприян.

В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Едигей, в 1482 году - Менгли-Гирей.

В 1497-1577 гг Собор остается без присмотра.

В 1577 г. Богуш-Гулькевич Глебовское на свой счет ремонтировал собор.

Рисунок (1651 г.) голландского художника А. ван Вестерфельда

Новое возрождению Софии Киевской связано с киевским митрополитом Петром Могилой в 1633-1647 гг митрополит проводит кап. ремонт собора и украшает его. Вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесено высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основным строительным материалом был кирпич и известково-песчаный раствор. Причем кирпич часто применялась не только для кладки стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, поэтому иногда даже в одном доме можно встретить кирпич разной величины. В результате неравномерности выжигания кирпича имели разные оттенки - от темно-красного до светло-желтого. Как правило, все внутренние помещения домов имели сводчатые перекрытия. В жилых помещениях стояли печи, облицованные узорчатыми глазурованными плитками, что придавало интерьерам особенного колорита.

В 1638 г. в Соборе основан мужской монастырь.

В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе решения Переяславской рады о военном союзе с Россией.

В 1690-1707 гг митрополит Варлаам Ясинский проводит кап. ремонт собора при особом интересе и материальной помощи гетмана И. Мазепы. В галереях надстроены этажи, выстроено 4 новые купола, перестроен в барочный стиль езды старых башен. Построена новая каменная колокольню, называемую жителями Киева "Триумфальная колокольня". Главный купол гетман И. Мазепа приказал позолотить свой счет.

В 1651 г. позолочен верхние малые купола.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря.

В 1699 г. началось строительство новых каменных домов вокруг собора. Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период построена колокольня, трапезная, хлибню (пекарню), дом митрополита, западные ворота ( Врата Заборовского), монастырская стена, южную въездную башню, Братский корпус, бурсу. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков.

В 1843-1853 гг позолочены иконостасы. Надстроен четвертый этаж колокольни.

В 1786 монастырь упразднен, а его земли секуляризованы.

В 1851-1852 реконструирована колокольня.

Границы охранной (буферной) зоны объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО "Святая София"

В 1917 г. - начало исследований Софии комитетом охраны старины и искусства.

29 апреля 1918 года - миропомазание Павла Скоропадского гетманом всей Украины епископом Никодимом.

В 1921 г. - всесоборна рукоположение протоиерея Василия Липкивского на Митрополита Киевского и всей Украины.

Всеукраинская академия наук создает Софийскую комиссию, которая спасает собор от уничтожения советской властью. От 1928 до 1930 - секретарь комиссии Барвинок Владимир Иванович.

1934 территория Софийского монастыря объявлена ​​Государственным историко-архитектурным заповедником.

Коммунистическое правительство запрещает служение в соборе. Все золотые и серебряные ценности (царские врата, иконы, серебряные кадила, подсвечники, дорогие церковные ризы, книги) забрано, позолоченные иконостасы разобраны, золото содрали, а остальные-сожжено.

В сентябре 1941 г. по свидетельству бывшего заведующего Софийского заповедника Алексея Повстенко большевики пытались заминировать и взорвать Собор, но, к счастью, эта попытка оказалась неудачной.

В 1941-1943 гг по немецко-гитлеровской оккупации Киева, зграбовано экспонаты Софиевского архитекткрно-исторического музея, часть дорогих икон и фотоархивов. Все то немцы вывезли в Германии.

В 1950-х, во времена СССР, проводились реставрационные работы, во время которых обнаружены и открыты фрески 11 века (фрагментарно, там, где они сохранились) и восстановлены фрески 18 века.

В 1990 ансамбль Софийского монастыря занесены в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас это - Национальный заповедник "София Киевская".


2. Схема территории Киевского Собора

Схема заповедника Софийский собор.
  1. Софийский собор
  2. Колокольня
  3. Дом митрополита
  4. Трапезная церковь
  5. Братский корпус
  6. Бурса
  7. Консистория (хлебный)
  8. Южная въездная башня
  9. Брама Заборовского
  10. Кельи
  11. Монастырская гостиница
  12. Памятная стела библиотеке Ярослава Мудрого

3. Интерьер собора

Сохранились и через века до нас дошли 260 кв. метров мозаик и 3 тысячи кв. метров фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти столько фресок и мозаик 11 века, что сохранились в одной церкви. У каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаичистов неизвестны. Однако художественные особенности отдельных изображений и способы укладки смальты дают возможность определить состав бригады мастеров в количестве восьми человек (не считая подмастерьев).

3.1. Мозаика

Особую ценность представляют мозаики XI в., Которые украшают главные части храма - центральный купол и главный алтарь. Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке в соответствии с "небесной иерархии".

Богоматерь Оранта (мозаичный с использованием смальты образ из собора Киевской Софии)

Шедевром искусства мозаики считается изображение Оранты - размещенной в центральном апсиде - фигуры Святой Девы Марии, руки которого подняты в молитве. Мозаика имеет 6 метров в вышину. Уникальность изображения заключается в том, что оно выполнено на внутренней поверхности купола Собора, и с разных точек Оранта выглядит изображенной в разных позах - стоя, склонившись в молитве или на коленях.

Мозаика в центральном куполе - Христос

Все мозаики собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. При всей цветовой разнообразия мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным.

Каждый цвет имеет множество оттенков: синий-21, зеленый-34, красно-розовый-19, золотой-25 и др.. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренной дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик собора насчитывает 177 оттенков цветов. Сейчас современные мастера, используя методы 11 века, не в состоянии изготовить такое разнообразие цветов мозаики.

Мозаика в центральном куполе - Архангел

Смальта изготовлена ​​из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики - около 0,25 куб. см. Почву под мозаиками трехслойный, общая толщина его 4 - 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.

Марк Евангелист (фрагмент)

В зените центрального купола изображен Христос Пантократор (Вседержитель), который царствует над всем пространством.

Вокруг Христа Вседержителя - четыре архангела, из которых только один - мозаичный, а других в конце XIX в. пририсовал маслом М. А. Врубель.

В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась верхняя часть фигуры Павла.

Из четырех изображений евангелистов на парусах, поддерживающих купол, полностью осталась фигура Марка на юго-западном парусе.

На северной и южной подпружных арках расположено пятнадцать мозаичных медальонов с изображением мучеников. На столбах предалтарной арки - мозаичная сцена "Благовещение"


3.2. Фрески

Фреска - это роспись минеральной краской на влажной штукатурке.

Часть фресок, сохранившихся в Софийском соборе, датируется ХI веком - они были выполнены во время строительства собора. В XIX веке, во время реконструкции собора, на стены были нанесены новые рисунки, выполненные масляными красками, которые, как правило, повторяли контуры старых изображений. В ХХ веке, во время очередной реставрации учеными было обнаружено, что большая часть фресок XI века сохранилась под слоем штукатурки и масляных красок, и, где это было возможно, старые фрески были открыты.

Семья Киевского Князя Ярослава Мудрого. Фреска XI века

Цветовая гамма древних фресок строилась на сочетании темно-красных, желтых, оливковых, белых тонов и голубого фона. Для росписей Софии характерна четкость композиции, выразительность образов, красочность, органичная связь с архитектурой. Весь ансамбль стенописи Софии Киевской по своему содержанию был подчинен единому замыслу - христианского вероучения и утверждению феодальной власти. Вместе с тем росписи главного храма государства должны были отразить величие Киевской Руси, ее международное признание, роль киевского княжеского дома в политической жизни Европы. Поэтому в Софии большое место отведено светским композициям. На трех стенах центрального нефа, напротив главного алтаря, был написан семейный портрет основателя собора князя Ярослава Мудрого. В центре огромной композиции находилось изображение Христа с фигурами княгини Ольги и князя Владимира. С обеих сторон к этой группе подходили Ярослав, его супруга княгиня Ирина, их сыновья и дочери. Возглавлял процессию Ярослав, который держал в руках модель собора.

Святая Евдокия. Фреска XI ст.

Здесь Ярослав - строитель города и основатель митрополичьего храма - выступал как продолжатель дел своей прабабки Ольги и отца Владимира, которые много сделали для объединения славянских племен, укрепления Киевской Руси и установления равноправных отношений с Византией и другими странами. Члены семьи Ярослава также играли значительную роль в политической жизни Европы: супруга князя была дочерью шведского короля, два его сына были женаты на византийских принцессах, дочери были королевами Франции, Норвегии, Венгрии. По словам писателя того времени Илариона, Русь была "ведома и слышимая есть всеми четырьми концы земли".

К сожалению, до нашего времени от этой фресковой композиции уцелели лишь фигуры детей Ярослава на южной и частично на северной стенах. Об остальных изображениях рассказывает рисунок голландского художника А. ван Вестерфельда, видевшего фреску в середине XVII века.

Та же смысловая линия продолжается в росписях двух лестничных башен собора. В наше время ученые доказали (доктор исторических наук С. А. Высоцкий), что фрески повествуют о важном политическом и культурном событии в жизни Киевской Руси середины Х века - о приезде в столицу Византии киевской княгини Ольги и о почете, оказанном ей императором Константин Багрянородный. В северной и южной башнях живописный рассказ начинается снизу и по мере подъема вверх.

"Сошествие Святого Духа" XIX в., Масло, Кирилловская церковь. Фрески северной башни показывают торжественный въезд Ольги в Константинополь. От этой композиции уцелели лишь фрагменты отдельных сцен, изображающих императрицу со свитой и императора Романа (сына Константина Багрянородного) на белом коне. На верхней площадке лестницы сохранилась большая композиция "Княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного". Слева - император, сидящий во дворце на троне, и два охранника, вооруженные копьями и щитами. Справа, в центре изображена княгиня Ольга. На голове - корона, из-под которой на плечи спадает белый прозрачный плат. Рядом с Ольгой - женщины из ее свиты.

Главной композицией в южной башне является фреска "Ипподром", рассказывающая о втором приеме княгини императором - на константинопольском ипподроме, где она была свидетельницей конных состязаний.

В верхней части башни хорошо сохранилось изображение дворца ипподрома - большого трехэтажного здания с открытыми галереями, где расположились зрители. Справа в императорской ложе сидит император Константин Багрянородный. Художник убедительно передал его портретные черты - выразительные глаза, большой нос с горбинкой, бороду. Рядом - княгиня Ольга в светлом одеянии, со сложенными на груди руками. С представлениями на ипподроме, очевидно, связаны фресковые композиции "Акробаты" и "Скоморохи", где музыканты играют на струнных, ударных и духовых инструментах (среди них - пневматический орган).

Обращает на себя внимание росписи сохранились в бывшей крещальне собора фресковая композиция XI века " Сорок севастийских мучеников" . Крещальней помещение стало на рубеже XI-XII веков, когда в арку галереи была встроена апсида. Фрески апсиды - "Крещение" и фигуры святителей - отражают стилистические особенности монументального искусства того времени.

Фрески сохранились во всех древних помещениях собора, в первую очередь на стенах центрального подкупольного пространства (евангельские сцены).

В боковых алтарях - жертвеннике и диаконнике - сохранились циклы фресковых композиций, рассказывающие о деве Марии (придел Иоакима и Анны) и о деяниях апостола Петра (придел Петра и Павла).

Росписи южного алтаря (Михайловского) посвящены архангелу Михаилу, которого считали на Руси покровителем Киева и княжеской дружины. Фрески крайнего северного алтаря повествуют о святом Георгии - духовном патроне князя Ярослава Мудрого. Большой интерес вызывает цикл фресковой росписи, сохранившийся на хорах. Это сюжеты "Встреча Авраамом трех странников", "Гостеприимство Авраама", "Жертвоприношение Исаака", "Три отрока в пещи огненной", "Тайная вечеря", "Чудо в Кане Галилейской" и другие.

Значительное место в росписях собора занимают орнаменты: они обрамляют оконные и дверные проемы, подчеркивают линии арок и сводов, сбегают пилонами и столбами, панелью проходят над полами.

На стенах обеих башен хорошо видны орнаменты, символические рисунки и многочисленные охотничьи сцены: "Охота на медведя", "Борьба ряженых", "Охота на вепря" и другие. Эти фрески повествуют о быте феодального двора, об охотничьем промысле, о животном и растительном мире Киевской Руси.

Фрески башен - уникальный памятник средневекового монументального искусства и важный исторический источник, свидетельствующий о культурных связях Киевской Руси и Византии.


3.3. Граффити

Сообщение о смерти Великого князя Ярослава Мудрого.

На стенах Софийского собора до сих пор остались надписи и рисунки, оставленные священниками и посетителями собора.

Эти надписи и рисунки имеют общепринятое название - граффити. Количество граффити и рисунков (сохранились более 300) свидетельствуют о высоком уровне письменности в Киевской Руси. Заметным исследователем и открывателем большинства граффити был историк Сергей Высоцкий [1].

Первое - это ценные находки древнерусского грамотности, поскольку древнейшие из них выполнены не кириллицей, а глаголицей.

Автограф Владимира Мономаха

И, несмотря на широкое распространение кириллицы, созданной Кириллом и Мефодием и используемой для церковных текстов, найдены многочисленные надписи глаголицей, свидетельствуют о том, что общественность еще долгое время не воспринимал искусственно выдуманной письменность.

Граффити содержат ценные сведения о различных сторонах жизни Киевской Руси - в частности сохранились записи о смерти Ярослава, автограф Владимира Мономаха, запись о мирный договор, заключенный в конце XI в. между князьями Святополком Изяславичем, Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем на г. Желани (сейчас - Жуляны), покупку княгиней, женой Всеволода Ольговича, Боянова земли (середина XII в.).

Также известное граффити дружины князя Изяслава Ярославича Гертруды-Олисавы: "Господи помози рабе своем, Олисавы Святополч матери, русская княгини ".

Поскольку большинство граффити писалась простыми, хотя и грамотными, жителями древнего Киева, то сейчас они являются одним из наиболее достоверных источников о древнерусский язык, т.е. язык на котором говорили жители Киевской Руси, в отличие от принесенной книжной церковнославянского языка. Анализ древних надписей свидетельствует, что им присущи многие черты современной украинского языка. [2]


3.4. Иконостас

Иконостас Софийского Собора 1747 года

В XI в. во время строительства собора алтарь был отделен от общего помещения только невысокой предалтарной оградой, выполненной из мрамора.

Первый иконостас был изготовлен и установлен во время перестройки Собора Митрополитом Петром Могилой в 1637-1638 годах.

Во время большой перестройки XVIII изменения в сторону барокко коснулись и интерьера собора. Выполненный в этом стиле деревянный позолоченный иконостас был изготовлен в 1747 году украинскими мастерами и является прекрасным образцом резьбы по дереву и станковой живописи. Иконостас имел 3 яруса, из которых до настоящего времени сохранился только нижний, поскольку в 1935-1937 годах большевики разрушили и сожгли восемь барочных иконостасов, боковых алтарей и верхние ярусы главного алтаря.

Отдельной ценностью в иконостасе были изготовлены из серебра и позолоченные царские врата, изготовленные известными киевскими золотых Петром Волохом, Иоанном Завадовским и Петром Тараном в 1747-1750 годах.

Врата простояли в Соборе 184 года, вплоть до 1934 года, когда большевики распорядились разрезать их на куски (что бы легче было вынести из Собора и переплавить) и отправить в резервный фонд драгоценных металлов.

Случайно несколько фрагментов ворот 1977 году нашли в запасниках Киево-Печерской лавры, где в сталинские годы было размещено т.н. Музейный городок. Туда со всей Украины свозили конфискованные церковные ценности, которые в основном переплавляли на металл.

Удалось выяснить, что уцелевшие части врат попали туда из резервного фонда драгоценных металлов в 40-е годы прошлого века. Другие, вероятно, были переплавлены.

В советские годы реставрировать врата не удалось, потому что Москва не дала разрешения на покупку 2,2 кг серебра необходимых на реставрацию уцелевших частей.

Сейчас царские ворота отреставрированы, их вернули на свое прежнее место.


3.5. Некрополь

София Киевская с древних времен служила усыпальницей князей и высшего духовенства. Некрополь Св. Софии, который содержал десятки захоронений как в соборе, так и на его дворе, является древнейшим и охватывает длинный по времени существования период в истории Украины (1054-1995). Большинство имен тех, кто похоронен в Софийском некрополи, неизвестна, однако идентифицированы погребения свидетельствуют о том, что здесь нашли убежище выдающиеся деятели национальной истории.

И - давняя внешняя северная галерея, И я - восточная часть древнерусского параклисе, входивший в состав усыпальницы Ярослава; часовня-усыпальница Владимира времен Петра (Могилы) и б - западная часть параклисе, И а, б - Благовещенский алтарь (с конца XVII в.) алтарь Св. Иоанна Предтечи (с первой четверти XIX в.) И в - алтарь в честь Собора Св. Иоанна Предтечи (с конца XVII в.) Сретенский алтарь (с первой четверти XIX в.) II - древняя внутренняя северная галерея; Владимирский алтарь (со времен Петра (Могилы)); II а - древняя часовня-усыпальница Ярослава; II б - древняя усыпальница Всеволодовичей; III - Георгиевский алтарь; IV - алтарь Св. Апостола Петра; V - центральная нава; VI - алтарь Святых Иоакима и Анны; VII - Михайловский алтарь; VIII - давняя внутренняя южная галерея, алтарь Святых Антония и Феодосия (с конца XVII в.) IX - давняя внешняя южная галерея, IX а - часовня-усыпальница Св. Макария времен Петра (Могилы) IX а, б - Успинський алтарь (с конца XVII в.) IX бы - склеп XVIII ст. с захоронениями митрополитов; IX в - алтарь Двенадцати Апостолов - капелла Ивана Мазепы (с конца XVII в.) X - давняя внутренняя западная галерея, XI - давняя внешняя западная галерея, XI а - крестильня конца XI - начала XII вв., встроенная в галерею; XI б - нартекс, построенный в конце XIX ст. на месте разрушенной галереи.

1 - саркофаг Ярослава Мудрого, 2 - саркофаг Владимира Мономаха 3 - первоначальное место рака Св. Макария, 4 - захоронение Сильвестра (Косова), 5 - захоронение Гедеона (Святополка Четвертинского) 6 - вход в Митрополичьего склепа XVIII ст.

В склепе XVIII ст. похоронены митрополиты: 7 - Рафаил (Заборовский), 8 - Арсений (Могилянский), 9 - Гавриил (Кременецкий), 10 - Самуил (Миславский) 11 - Иерофей (Малицкий), 12 - Серапион (Александровский)

Захоронение высшего духовенства XIX в. во внешней северной галерее: 13 - о. Иоанн Леванда, 14 - Митрополит Евгений (Болховитинов), 15 - Митрополит Платон (Городецкий).


4. Интересные факты

  • Самым старым сооружением Киева ученые называют именно собор Святой Софии.
  • В 2009 году ЮНЕСКО внесла 1000-летия Софии Киевской в Календарь памятных дат на 2011 год. [3]

См.. также

Примечания

  1. Высоцкий Сергей Александрович (1923-1998) - prostir.museum / persons / ua /? id = 50 Музейное пространство Украины
  2. Редченко Алексей. Украинская грамматика на стенах Софии Киевской - zustrich.quebec-ukraine.com/lib/st_sophie_graffiti.html
  3. 1000-летие Софии Киевской - nzsk.org.ua / ukr / millenary / millenary.aspx / Официальный сайт Национального заповедника "София Киевская"

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам