Надо Знать

добавить знаний



Софийский собор (Константинополь)


Aya Sofya.jpg

План:


Введение

041.009 0002 8.98 Координаты : 41 ? 00ь31 "с. ш. 28 ? 58ь48 "вост. д. / 41.008611 ? с. ш. 28.98 ? в. д. (G) 41.008611 , 28.98

Софийский собор, также Ая-София ( греч. Αγία Σοφία , Полное название греч. Ιερός Ναός της του Θεού Σοφίας ; тур. Ayasofya) в Константинополе - одна из величайших памятников византийской архитектуры, которые сохранились доныне; символ "золотого века" Византийской империи и один из символов современного Стамбул.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом, на месте которого теперь стоит Голубая мечеть. Сейчас Собор расположен в центре города в районе Султанахмет и действует как музей.

Высота Софийского собора - 55 метров, диаметр бане - 31 метр. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - к строительству Собора Святого Петра в Риме. 1985 храм занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО и называется "восьмым чудом света".


1. История

1.1. Храм Константина и Феодосия

Фрагменты базилики Феодосия с изображениями Агнец

На месте Софийского Собора, к его построению стоял другой храм, построенный византийским императором Константином И Великим в период 324 - 337 лет [1]. Между тем Сократ Схоластик свидетельствовал о строительстве первого храма, называемого Софией, в сутки в правление императора Констанция II [2]. Известно, что из 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 года передал собор православным и 27 ноября лично ввел в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом [3]. Однако этот храм сгорел в результате народного восстания 404 года [4].

Построенную снова церковь уничтожила другая пожар 415 года. Император Феодосий II приказал построить на этом же месте новую базилика, выполнивших того же года. Базилика Феодосия, в соответствии с показаниями Ивана Малалы, сгорела 13 января 532 года во время восстания "Ника" [5]. Ее руины обнаружили только 1936 года во время раскопок на территории собора.

Храм Константина и Феодосия были большими пьятинавнимы базиликами [6]. Скупое представление о нем дают только археологические находки, которые позволяют судить о значительных размерах и богатое мраморное наряд. Также, основываясь на древних описаниях, делают вывод, что над боковыми навами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.


1.2. Базилика Юстиниана

По легенде, импеартор Юстиниан I увидел во сне ангела, который открыл ему план будущего Храма святой Софии

Византийский император Юстиниан через сорок дней после пожара 13 январе 532 года приказал построить на том же месте новую церковь Святой Софии, которая стала украшением столицы империи и выражением ее величие [7]. Существует легенда, что план здания императору Юстиниану вручили ангелы, когда тот спал. После проведения планировочных работ император назначил математика Анфилия Тральського и знаменитого архитектора и статиста Исидора Милетского ответственными за выполнение проекта. Ранее они уже построили Церковь Святых Сергия и Вакха в Константинополе. Строительство храма продолжалось 5 лет (по тем временам рекордно короткий срок), ежедневно работало около 10 тысяч рабочих [7]. Для строительства использовали лучший строительный материал, мрамор привозили Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполиса. Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних сооружений (например, с Рима доставлены восемь порфировых колонн, взятых из Храма Солнца, а с Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора - фенгиту). Кроме мраморных украшений Юстиниан, желая придать храму небывалый блеск и роскошь, использовал для его отделки золото, серебро, слоновую кость [8].

27 декабря 537 года состоялось торжественное освящение новой церкви, которое осуществил Константинопольский Патриарх Мина. Храм посвятили в честь Святой Софии, вдовы, которая воспитывала своих дочерей - Веру, Надежду и Любовь в глубокой христианской вере. Даже пытками девушек не заставили отречься от веры. Затем их казнили. Убитая горем мать прожила еще три дня, а потом умерла. Христианская Церковь причислила их к лику мучеников, а в честь Святой Софии начали строить храмы, соборы и церкви по всему миру.

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название "большая" [9]. Для совершения богослужений в соборе использовалась многочисленные драгоценные священные сосуды. Для изготовления драгоценных престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, использовали "злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камни честные много, яхонты, изумруд, бисер, касидер, магнит, он (икс) й, алмазы и другая до семидесяти двух разных вещей " [10]. Штат церковно- и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человека: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников [11]. В эпоху правления императора Ираклии И штат разросся до 600 человек [12]. Согласно с сорок третьей новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялась определенное количество мастерских (ергастирии), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

Однако через несколько лет после окончания строительства, вероятно, 551 года, землетрясение разрушило часть собора [13]. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особом разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых она потеряла свой ​​прежний вид. Обрушившихся купол перестроил армянский мастер Трдат Архитектор, автор Анийского собора, причем архитектор сделал купол даже более возвышенным.

Между тем, по преданию, именно в Соборе святой Софии посланцы князя Владимира Великого, который крестил Русь, знакомились с христианской верой. 16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легат Папы Римского кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керуллария грамоту о отлучение от церкви. Именно эту дату принято считать датой раскола христианской церкви на католическую и православную. К разграблению крестоносцами Константинополя в 1204 году в в соборе также хранилась Туринская плащаница.


1.3. После османского завоевания и современность

Современный Музей Ая-София с надстроенными минаретами и флагами Турецкой Республики

Почти тысячу лет Собор святой Софии оставался символом христианства. Последняя литургия в нем началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром в собор ворвались янычары Мехмед II, что захватили Константинополь. Этот султан известен тем, что поклялся не отдыхать и не развлекаться до тех пор, пока не истребит весь христианский мир. 1453 года Мехмед II приказал превратить собор в мечеть. К нему пристроили четыре минареты и он превратился в Мечеть Ая-София.

По легенде, когда в город ворвались янычары, в соборе скрылись тысяч верующих. Священник продолжал читать молитву. Мечи уже были наготове, чтобы проткнуть его, и вдруг стена в правой части храма открылась и спрятала священника. Сейчас оттуда слышно тихий шум. Легенда утверждает, что священник и сегодня читает там молитву, а когда Собор святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

1935 года основатель современной Турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился о преобразовании Святой Софии на музей. Сегодня исламские фундаменталисты в Турции требуют, чтобы власть вновь превратила музей на мечеть. С другой стороны, православные выдвигают встречное требование, чтобы полумесяц немедленно сбросили и снова поставили над Софией крест. 2010 года представители Фонда ?Собрание Ая-София" даже наметили проведение литургии в храме [14]. Так или иначе, Собор Святой Софии остается неповторимой и уникальной исторической достопримечательностью мирового значения.


2. Архитектура

Интерьер собора

Софийский собор в Константинополе доныне поражает посетителей размерами и величием. Его длина - 81 метр, ширина - 72, а высота - 55 метров. Для строительства Собора Святой Софии демонтировали и привезли колонны и мраморные детали других храмов Византийской империи. Внутренние работы в храме продолжались в течение нескольких веков, и поэтому отличаются особой нарядностью. Стены полностью покрыли мозаиками.

Когда Собор Святой Софии превратился в мечеть, мусульманам пришлось внести некоторые изменения, поскольку строители сориентировали собор по христианской традиции - алтарем на восток. Османы же переместили михраб в юго-восточный угол собора - в направлении Мекки. Через это изменение в Ая-Софии во время молитвы, мусульмане были вынуждены располагаться под углом относительно здания. Фрески и мозаики они покрыли толстым слоем штукатурки, на который выписали цитаты из Корана. Некоторые фрагменты фресок и мозаик сохранились потому, что когда в 1935 году мечеть Ая-София стала музеем, из них зчистилы штукатурку скрывала их.

Эффектная часть здания - купол, диаметр которого составляет почти 32 м. Зайдя во внутреннюю часть храма, первым бросается в глаза его помпезность. Купол бы поднят в воздух над храмом отдельно от общей здания. Такое иллюзию создают 40 окон, через которые пробивается свет. В центре купола - изображение Иисуса. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Византийский летописец Прокопий Кесарийский о соборе писал так:

"Этот храм представляет собой чудесное зрелище ... Он поднимается вверх до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря ... он весь полон солнечного света, и кажется, будто храм сам излучает свет".

1935 года с фресок и мозаик зчистилы шкатурку, их скрывала. Таким образом, в настоящее время [ Когда? ] на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа, и Богоматери, и цитаты из Корана на четырех больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охранных памятников (см. Рунические надписи).


3. Реликвии

К разграблению крестоносцами Константинополя 1204 года, в соборе хранилась Туринская плащаница - полотно, в которое завернули и в котором похоронили Иисуса Христа. На полотне через некоторое время отразились лик и тело Иисуса. Плащаница исчезла почти на 150 лет. Сейчас она хранится в подземелье Туринского собора и ее показывают прихожанам раз в 25 лет. Следующий раз будет 2025 года.

Одно из чудес собора - "плачущая колонна", мраморная колонна четырехугольной формы. Существует поверье, что "плачущая колонна" имеет чудодейственное отверстие, в котором всегда влажно. В него нужно вставить палец и, наметив круг, загадать желание, которое обязательно сбудется.

Следы турецкого владычества в Софии в этой части храма - прежде 4 огромных круглых щиты с верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на них - изречения из Корана и имена первых халифов. Эти щиты считаются самыми образцами арабской каллиграфии.


4. Мозаичный цикл

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Мозаики Святой Софии являют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, поскольку выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.


4.1. Мозаика апсиды

Самый мозаичный цикл создан после окончания суток иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью 7 века [15]. В апсиде помещены тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы изображены два архангелы [16] (сохранилась лишь мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи помещен греческая надпись (почти полностью утрачен время) со следующим текстом: "Изображения, обманщики здесь сбросили, благочестивые правители восстановили" [17]. Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года, сообщает, что мозаика апсиды создана иконописцем Лазарем, который пострадал в период иконоборчества, а после Торжества Православия получил широкое признание. Вероятность этого допускает Андрей Грабар и полностью исключает византинист К. Манго.


4.2. Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

К первому периоду создания мозаичного убранства относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входную стену украшал Деисус (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На сводах были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранты и император Константин I. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырех святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества.

Около 878 года в северном тимпане собора созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырех других святителей. Уровень мастеров мозаики, работавших над их созданием, В. Н. Лазарев оценивает как невысокий.


4.3. Входная мозаика нартекса

Император Лев VI преклоняет перед Иисусом Христом
Портрет императора Александра

В эпоху правления императора Льва VI (886-912) люнет нартекса украшала мозаика с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах "Мир вам. Я свет миру" в левой руке и благословляющего правой. По бокам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображен коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика имеет строгую уравновешенную композицию: "Она осуществляется за счет широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, которая не составляет, таким образом, самостоятельной композиционной пятна." [ 16]

Андрей Грабар отмечает, что данная композиция очень редкая для императорской иконографии [18]. Вероятно, она отражает какую-то торжественную религиозную церемонию. Эта версия основана на описанной в произведении Константина VII Багрянородного "О церемониях" торжественной встречи императора с патриархом в нартексе храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха "молитву входа" и затем, прежде чем войти в нави собора, трижды преклонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд и припадает к ногам Христа, взывая о заступничестве к Богородице и небесных сил [17]. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [19].


4.4. Портрет императора Александра

На северо-западном столбе северной галереи собора расположен мозаичный портрет императора Александра. Его открыли в ходе реставрационных работ 1958 года. Портрет имеет точную дату создания - 912 год [20]. Мозаика относится к типу вотивные изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном наряде, перепоясанным лором, украшенным драгоценными камнями, и в короне с подвесками. В правую руку помещен предмет цилиндрической формы (Акакия или анаксикакия), а в левую - государство. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге "О церемониях" в этот день император из Большого дворца шел в собор, неся в руке Акакий (по сообщению Георгия Кодина это был сверток с шелковой ткани, наполненный землей [21]).

По сторонам от изображения помещены медальоны, содержащие имя императора и монограммы, которые расшифровывается так: "Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору" [17]. На арках, примыкающих к мозаики с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик из орнаментом, выполненным в одно время с портретом [20]. Однако среди них открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемые периодом Юстиниана I. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики был непокрытый подготовительный фресковая живопись.


4.5. Мозаика южного вестибюля

Императоры Юстиниан I (слева) и Константин I с дарами перед Богородицей

Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нартексе собора создана во второй половине 10столиття. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина I (слева), приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниана I (справа), приносит Богородицы собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, заимствованный из древнегреческого искусства [22]. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачевой, эта мозаика напоминает о титарськи портреты Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [23]. Однако сочетание на одной мозаике фигур Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [24]. Андрей Грабар отмечает, что возможно, мозаичист скопировал какой-то древний образец, поскольку императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.


5. Рунические надписи

Рунические надписи в Софийском соборе - надписи скандинавскими рунами на мраморных парапетах Софийского собора. Вероятно, они нацарапанные воинами с варяжской гвардии императора Византии в сутки Средневековья. Первый из рунических надписей открыт 1964 [25], затем найдены еще ряд надписей. Допускается возможность существования и других рунических надписей, но специальные исследования подобного рода в соборе не проводились [26].


См.. также

Примечания

  1. Хронограф Феофана, год 5816/316
  2. Сократ Схоластик. "Церковная история". Кн. II, гл. 16
  3. Карташёв А. В. Вселенские соборы. - Клин: 2004. - С. 159.
  4. Карташёв А. В. Вселенские соборы. - Клин: 2004. - С. 460.
  5. Joannis Malalae Clironographia. Rec. L. Dindorf. Bonnae, 1831. P. 474
  6. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - М.: Азбука, 2010. - С. 77. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-9985-0447-1
  7. а б Успенский Ф. И. История Византийской империи VI-IX веков. - М.: 1996. - С. 331. - ISBN ISBN 5-244-00838-2
  8. Савваитов П.И. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград. - СПб: 1872. - С. 73.
  9. Robert S. Nelson Hagia Sophia, 1850-1950: Holy Wisdom Modern Monument. - Chicago: University of Chicago Press, 2004. - С. 10. - ISBN 0226571718
  10. Цитируется по Крест - хранитель всея вселенныя: История создания и воссоздания креста преподобной Евфросинии, игуменией Полоцкой - polotsk.nm.ru/hram3_1.htm # up / Л.В.Алексеев. - Минск: Вестник Белорусско Экзархата, 1996. - 126 с.
  11. Новелли Юстиниана 3. гл. 1.
  12. Успенский Ф. И. История Византийской империи VI-IX веков. - М.: Мысль, 1996. - С. 335. - ISBN ISBN 5-244-00838-2
  13. Хронограф Феофана , год 6051/551
  14. 17 сентября православная Литургия в Софии Константинопольской - web.ana-mpa.gr/anarussian/articleview1.php? id = 5352
  15. Византийское искусство 9 - середины XI века / / Всеобщая история искусств - www.artprojekt.ru/library/arthistory2.1/st006.html / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. - М: Искусство, 1961. - Т. 2, книга первая.
  16. а б Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. - Л: Искусство, 1981. - С. 106.
  17. а б в Лазарев В. Н. мозаики собора Св. Софии в Константинополе / / История византийской живописи - www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=7&ch_l2=4. - М: Искусство, 1986.
  18. Грабар А. Н. Император в византийских искусстве. - М.: Ладомир, 2000. - С. 116.
  19. Отто Демус Классическая система декора средневизантийского храма / / мозаику византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии - www.krotov.info/history/08/demus/demus01.html / Пер. с англ. Э.. С. Смирновой, ред. и сост. А. С. Преображенский. - М: Индрик, 2001. - 160 с.
  20. а б PA Underwood, EJW Hawkins The Mosaics of Hagia Sophia at Istanbul. The Portrait of the Emperor Alexander 15. - (1961): 189-217.
  21. Георгий Кодин. De Officiis. VI
  22. Известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополь с изображением римских императоров, которые стоят с макетом храма перед изображением богини-покровительницы ( Лазарев В. Н. мозаики собора Св. Софии в Константинополе / / История византийской живописи - www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=7&ch_l2=4. - М: Искусство, 1986. )
  23. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. - Л: Искусство, 1981. - С. 112.
  24. Грабар А. Н. Император в византийских искусстве. - М.: Ладомир, 2000. - С. 125.
  25. Sv?rdstr?m, Elisabeth Runorna i Hagia Sofia - Fornvannen.se/pdf/1970talet/1970_247.pdf (1970): 247-249.
  26. Knirk, James E. Runer i Hagia Sofia i Istanbul - Ariadne.uio.no/runenews/nor_1999/hagsof-1.htm (1999): 26-27.

Литература

  • Пальмов Н. Н. Св. София Константинопольская. М., 1915
  • Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., "Изобразительное искусство", 1983
  • История зарубежного искусства. М., "Изобразительное искусство", 1984
  • Очерки истории искусства. М., "Советский художник", 1987

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам