Надо Знать

добавить знаний



Софокл


Sophocles pushkin.jpg

План:


Введение

Софокл ( греч. Σοφοκλης , Около 496-406 до н. н.э.) - древнегреческий трагик, драматург, один из трех самых трагических поэтов классической Греции, который занимает по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Эврипидом.


1. Биография

Софокл родился в поселке Колонос, что существовало на расстоянии примерно в 2,5 км севернее Афинского акрополя. Различные источники указывают на 488, 495 и 496 г. до н. н.э. Его отец Софилл был состоятельным человеком, владельцем оружейной. Будущий поэт получил хорошее образование, учился музыке в Лампра, а кроме того, получал награды на атлетических соревнованиях. Смолоду Софокл отличался необычайной красотой, вероятно, поэтому ему поручили возглавить хор юношей, которые пели благодарны гимны богам после победы над персами при Саламине (480 до н. н.э.).

Когда Софколу было 16 лет, он пел в хоре гимны в честь победы греков при Саламине. Поэтому в биографиях трех эллинским трагиков есть такое красивое место: Эсхил при Саламине дрался, Софокл Саламин прославлял, Еврипид как раз в то время родился. Итак, детство и юность Софокла пришли в то время когда все было наполнено впечатлениями от блестящей победы на период наивысшего расцвета Афинскои демократии.

27-летним Софокл победил Эсхила на Больших Дионисиях, после чего тот покинул Афины, и отбыл в Сицилии. А в 441р до н.э. - сам был побежден Еврипидом. Двенадцатью годами ранее (468 до н. Н.э.) Софокл впервые принял участие в театральных праздниках и получил первый приз, превзойдя своего великого предшественника Эсхила. Соревнование двух столь выдающихся поэтов вызвало в публике живо интересовался, с этого момента и до самой смерти Софокл оставался наиболее популярным из афинских драматургов: более 20 раз он становился в соревновании первым много раз вторым и никогда не занимал третьего места (участников было всегда трое) . Не было ему равных и по объему написанного: считается, что Софоклу принадлежало 123 драмы. Софокл пользовался успехом не только как драматург, а затем вообще популярной личностью в Древних Афинах.

Софокл, как и все афиняне в V в. до н. е., активно участвовал в общественной жизни. Смолоду был сторонником Кимона, возглавлявший группировку землевладельцев, а позже присоединился к Перикла и до конца жизни оставался сторонником перикловои демократии. Предполагается, что он был членом коллегии, которая играла важную роль, казначеев Афинского союза в 443-442 до н. е., и вполне вероятно известно, что Софокл был избран одним из десяти стратегов, которые командовали карательной экспедицией против Самоса в 440 до н. е. Вероятно, еще дважды Софокла избирали стратегом. Уже в достаточно пожилом возрасте, когда Афины проходили через эпоху поражения и отчаяния, Софокла избрали одним из десяти "провели" (В переводе с греческого - "советник"), которым были доверены судьба Афины после катастрофы, постигшей экспедицию на Сицилию (413 до н. н.э.). Таким образом, успехи Софокла на государственном поприще не уступают его поэтическим достижением, что вполне характерно как для Афин V века, так и для самого Софокла.

Софокл славился не только преданностью Афинам, но и благочестием. Сообщается, что он основал святилище Геракла и был жрецом одного из второстепенных божеств-целителей, халона или Алкон, связанного с культом Асклепия, и он принимал в собственном доме бога Асклепия, пока не был завершен его храм в Афинах. (Культ Асклепия утверждается в Афинах в 420 до н. Э; божеством, которого принимал у себя Софокл, почти наверняка был священный змей.) После смерти Софокл был обожествлен под именем "героя Дексиона" (это имя, порожденное корнем "Кодекс-", гр. "принимать", возможно, напоминает о том, как он "принимал" Асклепия).

Широко известен анекдот о том, как Софокла вызвал в суд его сын Иофон, который желал доказать, что отец уже не в состоянии управлять имуществом семьи. Тогда Софокл убедил судей в своей умственной полноценности, продекламировав оду в честь Афин из "Эдипа в Колоне". Эта история, безусловно, вымышленная, поскольку сообщения современников подтверждают, что последние годы Софокла прошли столь же безмятежно, как и начало его жизни, и он до конца сохранил наилучшие отношения с Иофоном. Последнее, что известно о Софокла, - это его поступок при получении известия о смерти Еврипида (весной 406 до н. н.э.). Тогда Софокл одел участников хора в траурное и вывел их на "о агон" (своего рода генеральная репетиция перед состязанием трагиков) без праздничных венков. В январе 405 до н. э, когда была поставлена ​​комедия Аристофана "Лягушки", Софокла уже не было в живых. Рассказывают, что Софокл читал публично свою новую трагедию. Закончив читать, с волнением ждал, что скажут слушатели, мнение которых разошлись. Когда узнал, что большинству произведение понравилось, умер от радости.

За 60 лет литературной деятельности Софокл написал около 123 пьес, которые пользовались большим успехом, недаром жяк отмечалось он 24 раза был победителем на соревнованиях трагиков. До нашего времени сохранилось только 7 полных трагедий: "Аякс", "Эдип-тиран", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колонии".

Софокл завершил начатое Эсхилом превращения трагедии из лирической кантаты на собственное драму. Герои его трагедии действуют в основном самостоятельно и сами определяют свое поведение в отношении других персонажей. Он редко изображает на сцене богов.

В целом можно согласиться как с мнением Аристотеля, который назвал трагедии Софокла совершенным типом античной трагедии, так и с мнением Гете - "никто так досконально не знал сцены и своего искусства, как Софокл". Эллины называли Софокла "Фидием литературы", и высокой оценки тогда не могло быть. В последние годы жизни Софокл стал свидетелем Пелопоннесской войны, он умер за два года до окончания, когда значительная часть Аттики была захвачена спартанцами.

Последнее, что нам известно о Софокла, - это его поступок при получении известия о смерти Еврипида (весной 406 до н. н.э.). Тогда Софокл одел участников хора в траур и вывел их на "проагон" (своего рода генеральная репетиция перед состязанием трагиков) без праздничных венков. В январе 405 до н. н.э., когда была поставлена ​​комедия Аристофана Лягушки, Софокла уже не было в живых.

Современники видели в его жизни сплошную череду успехов. "Блажен Софокл, - восклицает комедиограф Фриних в "Музах", поставленных в январе 405 до н. н.э.). Софокл умер, прожив долгую жизнь, он был счастлив, умен, сочинил множество прекрасных трагедий и скончался благополучно, не понеся никаких бедствий ".


2. Творчество

Изображение греческого актера Евайона в постановке "Андромеды" Софокла. Киликс - кратер с вазописи по белому фону, Вазописец фиал, около 430 до н.е.

Сохранилось семь трагедий Софокла, относящихся к позднему периоду его творчества. На основании античных источников установлены даты постановок трагедий.

  • "Филоктет" (409 до н. Н.э.),
  • "Эдип в Колоне" (посмертная постановка 401 до н. Н.э.),
  • "Антигона" (за год или два до 440 до н. Н.э.),
  • "Царь Эдип" (обычно относят к 429 до н. э, поскольку упоминание о море может быть связано с аналогичным бедствием в Афинах),
  • "Аякс" (по стилистическим признакам относят к более раннему периоду, чем "Антигона"),
  • "Троянки" (до 431 до н. Э)
  • "Электра" (ок. 431 до н. Н.э.).

Таким образом, семь уцелевших пьес можно расположить примерно в таком порядке: "Аякс", "Антигона", "Троянки", "Царь Эдип", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне". Известно, что Софокл получил первый приз за "Филоктета" и второй - за "Царя Эдипа". Вероятно, достойной первого места была признана "Антигона", поскольку известно, что именно благодаря этой трагедии Софокл был избран стратегом в 440 до н. э Одной из лучших трагедий Софокла является "Антигона" (441 г. до н. н.э.), сюжет которой драматург взял из фиванского цикла мифов. Главная героиня, дочь Эдипа Антигона нарушила приказ володаряФив Креонта не прятать, а оставить на растерзание хищникам тело погибшего в бою с Етео-клом предателя Фив Полиника (Этеокл и Полиник были родными братьями Антигоны). Как гражданка Фив, Антигона должна слушаться приказа, а как сестра - обязана похоронить единокровного брата, что она сде-била. За это Креонт приказал замуровать ее в пещере. Антигона покончила с собой, а через горе пронзил себя ножом и ее жених, сын Креон-и Гемон, вслед за ним ушла из жизни убитая горем мать, жена Креонта Эвридика. Креонт морально сломался, признал свое бессилие перед волеюбогив и судьбой, заявив, что он "никто". О других трагедии сведений нет, известно лишь, что все они были удостоены либо первого, либо второго места. Кроме того, 1912 года был опубликован папирус, сохранивший более 300 полных строк сатирической драмы "Следопыты".


2.1. Трагедии

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых по содержанию три принадлежат фиванского цикла: "Эдип", "Эдип в Колоне" и "Антигона", одна к циклу о Геракле - "Деянира", и три в троянского: "Еант", наиболее ранняя из трагедий Софокла, "Электра" и "Филоктет". Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов. Кроме трагедий, Софоклу приписывали также элегии, пеаны и прозаические рассуждения о хоре.

В основу "Трахинянок" легла рассказ о Деяниру. Страдания любящей женщины в ожидании мужа, муки ревности и безысходная скорбь Деяниры при известии о страданиях отравленного Геракла составляют главное содержание "Трахинянок".

В трагедии "Филоктет", которая была впервые поставлена ​​на сцене в 409 г. до н. е., поэт с удивительным искусством развивает трагическое положение, созданное столкновением трех разных характеров: Филоктета, Одиссея и Неоптолема. Действие трагедии относится к десятому году Троянской войны, а местом действия служит остров Лемнос, где греки еще на пути под Трою покинули фесалийського вождя Филоктета после того, как на Хрис его укусила ядовитая змея, а рана от укуса, распространяя зловоние, сделала его неспособным к участию в военном деле. Его оставили за советом Одиссея. Одинокий, забытый всеми, Филоктет невыносимо страдает от раны, добывает себе жалкое пропитание охотой: он мастерски владеет луком и стрелами Геракла. Однако, по словам оракула, Троя может быть взята греками не иначе, как с помощью этого чудесного лука. Только тогда греки вспоминают о страдальца, а Одиссей берет на себя обязанность доставить Филоктета под Трою или хотя завладеть его оружием. Но он знает, что Филоктет ненавидит его, как своего злейшего врага, что ему самому никогда не удастся склонить Филоктета к примирению с греками или силой овладеть им, что нужно будет действовать хитростью и обманом, и орудием своего замысла он избирает юношу Неоптолема, который не участвовал в образе, к тому же сына Ахилла, любимца Филоктета. Греческое судно уже пристало к Лемноса, и греки высадились на берег. Перед зрителем открывается пещера, убогое жилище славного героя, потом и сам герой, измученный болезнью, одиночеством и страданиями: его постель - листья деревьев на голой земле, тут же деревянный кувшин для питья, огниво и запятнанный кровью и гноем одежду. Благородный юноша и хор сподвижников Ахилла глубоко тронуты видом несчастного. Но Неоптолем связал себя словом, данным Одиссею, овладеть Филоктетом с помощью лжи и обмана, и он выполнит свое обещание. Но если жалко страдальца вызывает сочувствие в юноше, то полное доверие, любовь и ласка, с которыми относится к нему старый Филоктет с первого момента и отдает ему себя в руки, дожидаясь конца своей мучениям, повергают Неоптолема в тяжелую борьбу с самим собой. Но в то же время Филоктет непреклонен: он не может простить грекам обиды, которую они ему нанесли, он ни за что не пойдет под Трою, не поможет грекам победоносно закончить войну, он вернется домой, и Неоптолем отвезет его в родную дорогую землю. Только мысль о родине давала ему силы нести бремя жизни. Природа Неоптолема возмущается против обманных коварных действий, и только личное вмешательство Одиссея делает его обладателем оружия Филоктета: доверием старца пользуется юноша для того, чтобы занепаститы его. Наконец, все рассуждения о необходимости для славы греков добыть оружие Геракла, о том, что он связал себя обещанием перед Одиссеем, о том, что не Филоктет, а он, Неоптолем, будет с этого времени врагом греков, уступают в юноше голосу его совести, возмущению против обмана и насилия. Он возвращает лук, приобретает снова доверие и готов сопровождать Филоктета на родину. Только появление Геракла на сцене (deus ex machina) и его напоминание, что Зевс и Судьба угодно Филоктету идти под Трою и помочь грекам довершить начатую борьбу, склоняют героя и вместе с ним Неоптолема следовать за греками. Главное действующее лицо трагедии - Неоптолем. Если Антигона по требованию своей совести считает для себя обязательным нарушить волю царя, то по тем же побуждениям Неоптолем идет дальше: он нарушает данное обещание и отказывается действовать в интересах греческого войска. Ни в одной из своих трагедий поэт не выступал с такой силой за право человека согласовать свое поведение с понятием высшей правды, хотя бы оно противоречило самым наиболее хитрым мудрствованием ( греч. άλλ? Εί δικαια τών σοφών κρείσσω τάδε ). Важно, что сочувствие поэта и зрителей к великодушного и истинного юноши неоспоримое, тогда как коварный и падок на деньги Одиссей изображается в наиболее неприглядном виде. Правило о том, что "цель оправдывает средства" получает решительное осуждение в этой трагедии.

В "Еанте" завязка драмы в том, что спор между Еантом (Аяксом) и Одиссея через вооружение Ахиллу решено ахейцами в пользу последнего. Он поклялся отомстить прежде Одиссею и Атридов, но Афина, покровительница ахейцев, лишает его разума, и он в исступлении принимает домашних животных за своих врагов и бьет их. Ум позже возвращается Еанта, и герой чувствует себя тяжело опозоренным. С этого момента начинается трагедия, заканчиваясь самоубийством героя, которому предшествует знаменитый монолог Еанта, прощание его с жизнью и ее радостями. Между Атридов и единокровным братом Еанта Тевкра начинается споры. Или прятать остатки умершего, или бросить их псам, спор, решается в пользу захоронения.


2.2. Драматургическое мастерство

Значительным нововведением Софокла в жанре трагедии считается сокращение масштабов драмы за счет отказа от формы трилогии. Насколько известно, три трагедии, Софокл представлял на ежегодном состязании, всегда были тремя самостоятельными произведениями, без всяких сюжетных связей между ними. Трагедии Эсхила (за исключением трилогии, в которую входили "Персы") неизменно объединялись в трилогию в буквальном смысле этого слова - в драматическое произведение в трех частях, связанных общим сюжетом, общими персонажами и мотивами. Основное внимание привлекала человек, его характер, решения, поступки. Новая техника делала не второстепенной божественную волю, которая в Эсхила вмешивается в действие, преодолевая человеческие мотивы героев, и особо подчеркивала важность человеческой воли. Софокл увеличил хор из двенадцати до пятнадцати человек, но хор играл второстепенную роль и его песни значительно сократились. Больше Софокла прославило другое техническое нововведение: появление третьего актера (по некоторым данным, перед 458 до н. Н.э.). Аристотель говорит, что Софокл ввел театральный декоративная живопись "Сценографию".


2.3. Мировоззрение

То, что внимание драматурга сосредоточено на поступках людей, а божественная воля отодвигается на задний план, то есть она, как правило, проявляется в пьесе как пророчество, а не первопричина или непосредственное вмешательство в действие, наводит на мысль, что автор придерживался "Гуманистических" взглядов. Однако известные нам подробности его жизни указывают на глубокую религиозность, и трагедии это подтверждают. У багатьох з них перед нами з'являється людина, що зіштовхується в ході пережитого нею кризи із загадкою світобудови, і загадка ця, осоромлюючи всі людські хитрування і проникливість, неминуче призводить до поразки, страждання і смерті. Типовий герой Софокла цілком покладається на початку трагедії на своє знання, а завершується усе визнанням повного невігластва або ж сумніву. Людське незнання - постійна тема Софокла. Своє класичне і найбільш страхітливе вираження вона знаходить у "Царі Едіпі", однак є присутньою і в інших п'єсах, навіть героїчний ентузіазм "Антігони" виявляється в її заключному монолозі отруєним сумнівом. Людському незнанню і стражданню протистоїть таємниця божества, яке володіє всією повнотою знання (його пророцтва незмінно збуваються). Это божество виявляє собою якийсь незбагненний для людського розуму образ досконалого порядку і, можливо, навіть справедливості. Прихований мотив трагедій Софокла - смиренність перед незбагненними силами, що направляють долю людини у всій своїй прихованості, величі і загадковості.

При такій світобудові людська воля до дії повинна була б ослабнути, якщо не зовсім зникнути, однак героїв Софокла відрізняє саме вперта спрямованість на дію або ж на пізнання, для них характерне вперте ствердження своєї незалежності. Так, цар Едіп наполегливо і непохитно шукає правду про самого себе, попри те, що за істину йому доведеться заплатити своєю репутацією, владою і, нарешті, зором. Аякс, зрештою усвідомивши ненадійність людського існування, відмовляється від нього і безстрашно кидається на меч. Жоден драматург не був здатний так героїзувати міць людського духу. Хистка рівновага між усевідаючим промислом богів і героїчним натиском людської волі стає джерелом драматичної напруги, завдяки якій п'єси Софокла, як і раніше, повні життя, причому не тільки при читанні, але й на театральній сцені.


2.4. Сюжети трагедій

Чи не в усіх трагедіях дійшли, що дійшли до нас, увагу глядачів приковує до себе не низка положень або зовнішніх подій, а послідовність душевних станів, пережитих героями під впливом відносин, відразу ясно і остаточно поставлених у трагедії. Змістом "Едіпа" служить один момент із внутрішнього життя героя: виявлення злочинів, зроблених ним, до початку трагедії.

У "Антигоні" дія трагедії починається з того моменту, як царську заборону ховати Полініка оголошено фіванцям через глашатая, і Антігона безповоротно вирішила цю заборону порушити. В обох трагедіях глядач стежить за розвитком мотивів, намічених на самому початку драми, і зовнішня розв'язка тієї чи іншої драми могла бути легко передбачена глядачем. Будь-яких несподіванок, заплутаних ускладнень автор у трагедію не вводить. Але при цьому Софокл дає нам не абстрактні втілення тієї чи іншої пристрасті або схильності; герої його - живі люди із слабкостями, притаманними людській природі, зі знайомими кожному почуттями, звідси неминучі хвилювання, помилки, злочини тощо. Персонажі, що беруть участь у дії, наділені індивідуальними рисами.

У "Еанте" душевний стан героя визначено подією, що передує дії трагедії, і те, що складає її зміст, це - резолюція Еанта на самогубство, коли він відчув усю ганьбу діяння, які він вчинив у стані божевілля.

Особливо яскравим зразком манери поета служить " Електра". Вбиство матері визначене Аполлоном, і виконавець його повинен з'явитися в особі Ореста, сина злочинниці Клітемнестри; але героїнею трагедії обрано Електру, вона приходить до рішення, згідно з божеською волею, незалежно від оракула, глибоко ображена поведінкою матері. Те ж саме ми бачимо в "Філоктеті" і "Трахинянках". Вибір подібних сюжетів і подібна розробка основних тем скорочували роль надприродних факторів, божеств чи долі: для них залишається мало місця; з легендарних героїв майже знімається друк надлюдського, яка відрізняла їх у раніших переказах. Как Сократ звів філософію з неба на землю, так трагіки раніше його звели напівбогів з їх п'єдесталів, а богів усунули від безпосереднього втручання в людські стосунки, залишивши за ними роль верховних керівників доль людини.

Катастрофа, що осягає героя, досить підготовлена ​​його особистими якостями залежно від навколишніх умов, але, коли катастрофа вибухнула, глядачеві дається зрозуміти, що вона згодна з волею богів, з вимогами вищої правди, з божеським визначенням, і пішла у науку смертним за провину самого героя, як в "Еанте", або його предків, як в "Едіпа" або "Антигоні". Разом з віддаленням від людської суєти, від людських пристрастей і зіткнень, божества стають більш спірітуалістичними, а людина більш вільною у своїх рішеннях і вчинках і більш відповідальною за них. З іншого боку, вирок про винність людини ставиться в залежність від його мотивів, від ступеня його свідомості і навмисності. В самому собі, у власній свідомості і совісті герой носить або осуд, або виправдання для себе, і вимога совісті збігається з вироком богів, хоча б воно виявлялося в явному протиріччі і з позитивним законом, і з споконвічними віруваннями. Едіп - син злочинного батька, і він змушений терпіти кару за провину батьків; і вбивство батька, і кровозмішення з матір'ю встановлені божеством і передбачені йому оракулом. Але він особисто, за своїми власними якостями, не заслуговує настільки тяжкої долі; злочини здійснені ним в невіданні, і до того ж викуплені приниженнями і душевними випробуваннями. І цей самий Едіп здобуває собі милість від богів, він отримує не лише повне прощення, а й славу праведника, удостоєного долучитися до сонму богів.

До того ж роду, що заплямований злочинами, належить Антігона; вона порушує царську волю і за те засуджена на страту. Але вона порушила закон з чистого спонукання, бажаючи полегшити долю померлого брата, і без того нещасного, і переконана в тому, що її рішення буде завгодно богам, що воно узгоджується з їх законами, що існують від віку й більш обов'язковими для людей, ніж будь-які закони, вигадані людьми. Антігона гине, але як жертва помилки Креонта, менш чуйного до вимоги людської природи. Вона, залишає по собі пам'ять гідної жінки, її великодушність, правота її оцінені після смерті усіма громадянами Фівів, засвідчені на власні очі богами і каяттям самого Креонта. В очах не одних греків смерть Антігони варта того життя, на яке приречена сестра її Ісмена, яка ухилитися від участі у виконанні боргу, що лежить на ній, зі страху смерті. І ще в більшій мірі смерть Антігони варта того життя, яке засуджено Креонта, котрий не знаходить собі підтримки та виправдання ні в оточуючих, ні у власній совісті, який зі своєї вини втратив всіх близьких йому і дорогих, під тягарем прокляття коханої дружини, яка ж загинула через нього через нього. Так скористався Софокл іменами і положеннями, створеними задовго до нього в іншому настрої, для інших цілей народної фантазією і поетами. У розповіді про гучні подвиги героїв, що діяли на уяву багатьох поколінь, про чудесні пригоди з напівбогами, він вдихнув нове життя, зрозумілу його сучасникам і наступним поколінням, силою своєї спостережливості та художнього генія викликав до діяльного прояву найглибші душевні емоції і викликав у своїх сучасників нові думки і питання.

Як новизною і сміливістю питань, що піднімаються автором, так ще більше схильністю афінян до діалектики, пояснюється загальна особливість софоклових трагедій в порівнянні з новою драмою, а саме: основна тема трагедії розвивається в словесному змаганні між двома противниками, причому кожна сторона доводить свої положення до його крайніх наслідків, відстоюючи своє право; завдяки цьому, поки змагання триває, читач отримує враження лише відносної справедливості або помилковості того та іншого становища; зазвичай сторони конфлікту розходяться, з'ясувати подробиці спірного питання, але не пропонуючи сторонньому глядачу готового висновку. Висновок глядач або читач має витягнути з драми самостійно. Ось чому в новій філологічній літературіи існують численні і суперечливі спроби відповісти на питання: як дивиться на предмет суперечки сам поет, яку зі сторін він підтримує і визнає за нею правду. Чи правий Креонт, що забороняє ховати рештки Полініка, або чи права Антігона, яка всупереч царській забороні здійснює обряд поховання тіла брата? Чи винен, або чи не винен Едіп у вчинених ним злочинах, і отже чи є справдливим те лихо, яке він переживатиме тощо? Однак, герої Софокла не лише змагаються, вони переживають на сцені важкі душевні муки від лих, що їх спіткали, і лише знаходять собі полегшення від страждань в усвідомлені того що правда на їх боці, або того, що їх злочин скоєно через незнання або зумовлений богами. Сцени, сповнені глибокого пафосу, є в усіх уцілілих трагедіях Софокла, і немає в цих сценах ні пихатості, ні риторики. Такими є плачі Деяніри, Антігони, Еанта перед смертю, Філоктета, що обманом потрапив у руки найлютіших ворогів, Едіпа, який переконавшись у тому, що він сам - той негідник, який накликав гнів богів на землю Фів. Цим поєднанням високого героїзму, за рахунок якого герої за необхідності захищають правду або здійснюють подвиг, і ніжного співчуття до лиха, яке трапилося з героями, коли борг вже повернули або фатальна помилка непоправна, Софокл досягає високого ефекту, розкриваючи у своїх образах риси, які споріднюють його персонажів зі звичайними людьми і викликають до них більше співчуття.


3. Этика

Що стосується релігійно-етичних поглядів, що проводяться в трагедіях Софокла, то вони мало відрізняються від Есхілових; переважна особливість їх - спіритуалізм, у порівнянні з тими уявленнями про богів, які були успадковані від творців грецької теології і теогонії, від найдавніших поетів. Зевс - всевидюче, всесильне божество, верховний владика світу, організатор і розпорядник. Доля не підноситься над Зевсом, швидше вона тотожня з його визначеннями. Майбутнє в руках одного Зевса, але людині не дано осягати божественні рішення. Доконаний факт служить показником божественного дозволу.

Людина - істота слабка, зобов'язана покірно переносити лиха, що посилаються богами. Безсилля людини зважаючи на непроникність намірів божеств, зумовлено тим повніше, що вислови оракулів та віщунів бувають часто двозначні, темні, іноді помилкові і брехливі, і крім того, людина схильна до омани. Божество Софокла набагато більше мстиве і більше карає, ніж охороняє чи рятує.

Боги наделяют человека разумностью от рождения, но они же послабляющим его грехи или преступления, иногда посылают помрачение рассудка на того, кого решили наказать, но от этого мера наказания виновного и его потомков не смягчается. Хотя такие отношения богов к человеку доминируют, но есть случаи, когда боги проявляют свое милосердие к самопроизвольным страдальцев: на этом представлении построена вся трагедия Эдип у Колона"; также Орест, убийца матери, находит защиту в Афины и Зевса от мести Ерин. Намерение Деяниры, когда она посылала праздничное одеяние любимому мужчине, хор называет честным и похвальным, и Хилл оправдывает мать перед Гераклом. Устанавливается разница между свободным и несвободным грехом, учитываются побуждения виновного. Этим способом, нередко в определенных выражениях, отмечена несоответствие мстительности богов, который распространяется на весь род виновного, если страдалец по своим личным качествам не склонен к преступлению. Вот почему Зевс иногда называется сострадательным, то решающий сумм, отвратительный к несчастьям, спасительным, как и другие божества.

Сприритуалистичне божество гораздо больше, чем у Эсхила, удалено от человека, его склонности, намерения и цели получают гораздо большее пространство. Обычно герои Софокла наделены такими личными свойствами и поставлены в такие условия, что каждый их шаг, каждый момент драмы достаточно мотивирован достаточно природными обстоятельствами. Все, что случается с героями зобраеуеться Софоклом как ряд явлений, находятся в причинной связи между собой или по крайней мере в возможной, вполне вероятной последовательности и формируют своего рода законы.

Трагедия у Софокла носит более светский характер, чем в Есхіла, як можна судити з обробки одного і того ж сюжету у двох поетів: "Електрі" Софокла відповідають Есхілові "Дівчата, що несуть напої" ("Хоефори"), а трагедія "Філоктет" була з тим же ім'ям і в Есхіла; ця остання не дійшла до нас, але ми маємо порівняльну оцінку двох трагедій у Діона Хрисостома, який надає перевагу Софоклу перед Есхілом. Не син, як у Есхіла, а дочка - головна дійова особа у софокловій "Електрі". Вона - постійний свідок наруги порочною матір'ю над рідним домом славного Агамемнона. Елекра сама невпинно піддається образам від матері і її незаконного співмешканця і співучасника у злочині, вона для самої себе чекає насильницької смерті від рук, заплямованих кров'ю великого батька. Усіх цих мотивів разом з любов'ю і благоговінням до вбитого батька достатньо для того, щоб Електра прийняла тверде рішення помститися винним; із втручанням божества нічого не змінюється і не додається для внутрішнього розвитку драми. Клітемнестра у Есхіла - справедливо караюча Агамемнона за Іфігенію, у Софокла хтива, нахабна жінка, жорстока до нещадності до рідних дітей, готова насильством звільнитися від них. Вона щохвилини ображає дорогу пам'ять батька Електри, зводить її на положення рабині в батьківському домі, паплюжить її за порятунок Ореста; вона молиться Аполлону про загибель сина, відкрито торжествує при звістці про його загибель, і лише чекає Егісфа, щоб покінчити з ненависною дочкою, яка бентежить її совість. Релігійний елемент драми значно ослаблений; міфологічна або легендарна фабула отримувала значення лише вихідного пункту або тих меж, в яких відбувалася зовнішня подія; дані особистого досвіду, порівняно багатий запас спостережень над людською природою збагатили трагедію психічними мотивами і зблизили її зі справжнім життям. Згідно з усім цим скоротилася роль хору, виразника загальних суджень про хід драматичного події в сенсі релігії і загальноприйнятої моралі; він більш органічно, ніж в Есхіла, входить в коло виконавців трагедії, перетворюючись наче на четвертого актора.


4. Смотрите также

Литература

Тексты
Исследование
  • Мищенко Ф. Г. Отношение трагедий Софокла к современной поэту действительной жизни в Афинах. Ч.1. Киев, 1874. 186 стр.
  • Шульц Г. Ф. К вопросу об основной идее трагедии Софокла "Царь Эдип". Харьков, 1887. 100 стр.
  • Шульц Г. Ф. Критические заметки к тексту трагедии Софокла "Царь Эдип". Харьков, 1891. 118 стр.
  • Ярхо В. Н. Трагедия Софокла "Антигона": Уч. пособие. М.: Высш. шк., 1986. 109 стр. 12000 экз.
  • Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во вт. пол. V в. до н. э.: Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии. М.: Изд-во ИВИ РАН, 2002. 304 стр. ISBN 5-94067-072-5
  • Markantonatos, Andreas Tragic narrative: A narratological study of Sophocles' Oedipus at Colonus. Berlin; New York: De Gruyter, 2002 - XIV, 296 с.;24 см. - (Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte Bd. 63). - Указ.. - Библиогр.: С. 227-289. - ISBN 3-11-017401-4
п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам