Надо Знать

добавить знаний



Социалистический реализм



План:


Введение

"Родина-Мать" в Киеве, выполненная в духе социалистического реализма

Социалистический реализм (сокращенно соцреализм, рус. Социалистический реализм ) - Термин, закрепившийся в советском искусствоведении на определение художественного метода литературы и искусства, "представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества" (определение БСЭ). Социалистический реализм был единственным официально разрешенным в СССР "творческим методом" литературы и искусства.

Понятие соцреализма связывали прежде всего с творчеством писателей М.Горького, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, с театрами К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда, кинематографическими работами С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, музыкой С. С. Прокофьева (главным образом советский период творчества) и Д. Д. Шостаковича (со второй половины 1930-х годов), живопись Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, Б. И. пророков, П. Д. Корина, Р. Гуттузо, скульптура С. Т. Коненкова , В. И. Мухиной, драматургия Б. Брехта, В. В. Вишневского.


1. Истоки

Предшественниками социалистического реализма считают революционных поэтов 19 века (Г.-Л. Веер, Э. Потье), русских революционных демократов ( Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов). В определенной степени в таких предшественников в украинской литературе относят искусственно названных тоже "революционными демократами" - И. Франко, Лесю Украинку, М. Коцюбинского.

Тем, кто еще перед 1917 заложил основы социалистического реализма, а в советское время был главным его создателем, признают М. Горького. Пока поиски унифицированного стиля вивершилося в соцреализме, в Украине теоретики ВУСПП (Б. Коваленко) пропагандировали "пролетарский реализм".


2. Становление

Термин "Социалистический реализм" в советской печати впервые появился в 1932 году ("Литературная газета", 23 мая) и был закреплен на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей ( 1934), на котором М.Горький говорил о новом методе как о творческой программе, направленной на реализацию гуманистических идей:

"Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле [1]

Деятели других участков искусства (театр, изобразительное искусство, кино, музыка), тоже объединены в "единых творческих союзах", вслед за писателями признали социалистический реализмз как основную творческую метода в искусстве. Согласно постановлению I съезда писателей СССР,

"Социалистический реализм требует от художника правдивого исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора различных форм, стилей и жанров "
.

3. Особенности социалистического реализма

На самом деле эти принципы в конкретном толковании понимаются очень тенденциозно. "Истинное" изображения действительности "в ее революционном развитии" означает, что литература и искусство должны быть хвалебной иллюстрацией политики КПСС, выдавать желаемое за действительное. Отклонения в действительно правдивое изображение советской действительности с присущими ей недостатками пятнается как "преклонение перед фактами" или даже "антисоветская пропаганда и агитация". Отсюда такие известные в советской литературе и искусстве явления, как "лакировки действительности" и "теория бесконфликтности", т.е. изображение действительности в розовых красках. Борьба против этих явлений, тем вспыхивает по периодов относительной либерализации режима (хрущевская "оттепель"), не дает желаемых последствий, поскольку они органично отличительные социалистическому реализму.

Потребность маскировать фальшь в смысле создала специфические художественные особенности, присущие всей литературе и искусству социалистического реализма. В литературе - перегрузка лишней информацией и статическими описаниями в искусственных словесных украшениях с преобладанием эпитетов и сравнений (типичные из этого взгляда и произведения лучших прозаиков - О. Гончара, П. Загребельного и др.). при одновременном обеднении литературного языка объему газетной лексики, искусственный пафос, иногда с уклоном в сентиментальность (романы М. Стельмаха, биографические повести и рассказы Ю. Мартич т.д.), дидактизм и морализаторство.

В изобразительном искусстве тоже пафос, выписывание до фотографической точности образов, с будто застывшими на моментальной фотографии позами и жестами, восхищение пышными мундирами и интерьерами подобное.

Согласно изменениям, которые переживала в своем развитии советская система, можно различить несколько этапов и в истории социалистического реализма, на осмотре которых легко заметить, что утверждение, будто он "обеспечивает исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров", - не соответствует действительности.

За первого периода социалистического реализма (1934 - 41) в прозе и изобразительном искусстве эти возможности были сужены до производственного жанра: иллюстрирования индустриализации и коллективизации (в изобразительном искусстве еще ​​портреты и памятники, преимущественно Сталину), в поэзии до прославления партии и вождей ("Партия ведет" П. Тычины, ?Песня о Сталине" М. Рыльского) в музыке величальные в честь партии песни и кантаты.

По войны в искусстве доминировал патриотический плакат и сатирическая карикатура, в литературе - патриотическая тематика с уклоном в публицистику (рассказы и статьи А. Довженко), но медленно и с уклоном в восхваление русского "старшего брата". Эта последняя тенденция усилилась после войны, в частности в Украине в связи с "воззьеднавчимы" празднествами ( 1954): в прозе здесь, рядом с дальнейшим удерживанием военной тематики, на первый план выдвигались такие произведения, как "Переяславская Рада" (I - II, 1948, 1953) Н. Рыбак в изобразительном искусстве - "Переяславская Рада" М. Дерегуса (1952), "Навеки с Москвой - навеки с русским народом" М. Хмелько (1951 - 54) и т.д.. С тех пор тема возвеличивания русского народа в украинское соцреалистической литературе и искусстве осталась константной, с отчетливой тенденцией дальнейшего усиления.

Характерно, что и литературно-художественное творчество возрождения 50 - шестидесятые pp. 20 века преследуемая за несполучнисть канонам социалистического реализма и, вопреки уставным утверждению о свободе выбора стилей, под видом "формализма", "абстракционизма", "модернизма" были отменены все новое в творчестве как несовместима с методикой социалистического реализма.

В последней стадии своего развития социалистический реализм формулируется как победа "партийности" и "народности", а эти понятия в свою очередь трактуются как синонимы служение литературы и искусства интересам партии. Социалистический реализм требует изоляции от литературы и искусства Запада, с особым акцентом на критике "ревизионизма" западных коммунистических теоретиков ("Realiste sans rivages" P. Гароди и др.)..

Теоретики социалистического реализма ссылаются на высказывания К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, резолюции съездов КПСС и на Л. Брежнева. Многочисленная литература о Социалистический реализм, созданная за последние десятилетия советской эпохи, отмечается крайним догматизмом и сводится к комментированию искусственно подобранных цитат из указанных источников.


4. Контроль за литературой

С начала создания СССР, советская власть уделяла значительное внимание контролю за идейно-политическим содержанием художественной литературы, произведений искусства, материалов радиопередач. Еще в 1922 г. в СССР появились спецфонды библиотек, предназначенные для хранения "вражеских" и "вредных" изданий [2].

В 1930 году Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение "освободить центральный аппарат Главлита от работы с просмотра печатного материала". Для этого был создан институт уполномоченных Главлита при государственных и общественных издательствах, радиовещательных организациях, телеграфных агентствах, почтамтах и ​​таможнях. С 1931 года за пропуск в печать секретных, "антисоветских или искажающих советскую действительность" материалов уполномоченные несли ответственность вплоть до уголовной. [3] Как отмечает Г.Жирков, "впервые в практике государства, да еще социалистического, была введена одновременно и гласно предварительная и последующая цензура " [4].

Запрещенные цензурой книги изымались из библиотек и уничтожались. Так, за воспоминанием А.Блюма, в течение июля 1935 года "500 проверенных коммунистов Ленинграда проверили 1078 библиотек и книжных магазинов, изъяли около 20 тысяч книг, которые были сожжены на мусоросжигательной станции". В 1948 г. органы цензуры в рамках контроля за деятельностью библиотек обязали удалить 1100000 экземпляров "политически вредной" литературы. С читательского оборота вынимались книги эмигрантов, репрессированных авторов, издания религиозного содержания, а также книги, в которых содержались фотографии, цитаты из трудов, положительные упоминания о "врагах народа". [2]


5. Преследование инакомыслящих

Утверждение социалистического реализма в литературе и искусстве сопровождалось репрессиями, в выводах которых физически ликвидировано или изъяты из литературы другими мероприятиями около 300 писателей: ликвидированы выдающихся украинских художников ( М. Бойчук, С. Налепинська-Бойчук, В. Седляр, И. Падалка и многие др.)., а их произведения уничтожены, как уничтожено много произведений и тех, кто пережил репрессии (например, большую серию портретов А. Петрицкого).

Такой же развалины под лозунгами утверждения социалистического реализма получил театр: фактическая ликвидация "Березоля" и физическое уничтожение его создателя Л. Курбаса, как и главного драматурга этого театра М. Кулиша, ссылки лучших актеров (И. Гирняк).


Примечания

  1. Первый Всесоюзные съезд советских писателей. Стенографических Отчет, 1934, с. 17
  2. а б Гриневич В. А., Даниленко В. М., Кульчицкий С. В., Лысенко А. Е. Украина и Россия в исторической ретроспективе. Том.2. Ч.3.5, "Провинциализация украинской культуры - buklib.net / component / option, com_jbook / task, view / Itemid, 99999999/catid, 74/id, 7151 /
  3. Александр Данилов. Главукрцензура - news2000.org.ua/print? a = / paper/44137 / / 2000: еженедельник. - 2007. - № 39 (383).
  4. Жирков, Геннадий Васильевич. Партийный контроль над цензурой и ее аппаратом - www.pseudology.org/Tsenzura/TsetzuraHistory/library_view_bookb98b.html?chapter_num=39&bid=79 / / История цензуры в России XIX-XX вв. Учебное пособие. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. - 358 с. - ISBN 5-7567-0145-1

Литература

  • Трипольский А. О красоте искусства. К. 1959;
  • Крыжановский С. Социалистический реализм - творческий метод советской литературы. К. 1961;
  • Вопрос социалистического реализма, сб. И - V. К. 1961 - 75;
  • Довженко О. Сочинения в пяти томах, т. IV, М. 1965;
  • Материалы к изучению укр. литературы, т. V, ч. 2. К. 1966;
  • Овчаренко А. Социалистический реализм и современный литературный процесс. К. 1971;
  • Шамота М. Гуманизм и Социалистический реализм. К. 1976.
  • Роготченко А. Социалистический реализм и тоталитаризм. К. 2007
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам