Социальная сеть


Социальная сеть - социальная структура, образованная индивидами или организациями. Она отражает розмаитни связи между ними через различные социальные взаимоотношения, начиная с случайных знакомств и заканчивая тесными родственными вузами. Впервые термин был предложен в 1954 году Дж. А. Барнес (в работе Class and Committees in a Norwegian Island Parish, "Human Relations"). Максимальный размер социальных сетей составляет около 150 человек, а средний - 123 (Хилл и Данбери, 2002).

Анализ социальных сетей (имеет отношение с теория сетей) превратился в основной метод исследований в современной социологии, антропологии, географии, социальной психологии, информатике и исследовании организаций, а также распространенную тему для исследований и дискуссий. Исследования в нескольких академических сферах показали, что социальные сети действуют на многих уровнях, начиная от семей, и заканчивая целыми нациями, и играют важную роль в том, как решаются проблемы, работают организации, и достигают успеха на пути к собственных целей индивиды.

Социальными сетями называют также интернет-программы, которые помогают друзьям, бизнес-партнерам или другим лицам общаться и устанавливать связи между собой используя набор инструментов. Эти программы, известные как "Онлайновые социальные сети", становятся все популярнее. [1]


1. Общая информация о социальных сетях

Пример отображения схемы связей в социальных сетях. В социальной сети слева, индивид, обозначен синим цветом, имеет больше связей в середине своей социальной сети. В идеальной ситуации, он должен быть лидером или руководителем группы или организации. Индивиды, обозначены зеленой краской имеют связи с другими социальными группами, и могут выступать в роли передатчиков информации между сетями.

Теория социальных сетей рассматривает социальные взаимоотношения в терминах узлов и связей. Узлы являются обособленными актерами в сетях, а связи соответствуют отношениям между актерами. Может существовать много типов связей между узлами. В простейшей форме, социальная сеть является отражением всех связей, которые имеют отношение к исследованию, между узлами. Сети могут использоваться для установления социального капитала отдельных актеров. Эти концепции часто отражаются на диаграмме социальной сети, на которой узлам соответствуют точки, а связям - линии.

Форма социальной сети помогает определить степень своей полезности для ее участников. Меньше, звьязаниши сети могут быть менее полезными для своих участников, чем сети со многими слабыми связями с лицами извне от основной сети. "Открытой" сети, со многими слабыми связями и социальными отношениями, вероятнее будут предлагать новые идеи и возможности для своих участников, чем закрытые сети со многими избыточными связями. Иными словами, группа знакомых друзей, которые общаются только друг с другом уже обладают общими знаниями и возможностями. Группа лиц, со связями с другими социальными общностями, вероятно, получать доступ к широкому диапазону информации. Для достижения успеха, индивидам лучше иметь связи с несколькими сетями, чем много связей в пределах одной сети. Аналогично, индивиды могут влиять, или действовать в роли брокера в середине своих социальных сетей соединяя две сети, в которых отсутствуют непосредственные связи (называется заполнения социальных дыр).

Сила теории социальных сетей в ее отличия от традиционных социологических наук, согласно которым считается, что именно атрибуты отдельных актеров - дружественность или недружнисть, уровень интеллекта и т.д. - играют основную роль. В теории социальных сетей используется другой взгляд, когда атрибуты дублирование менее важны, чем отношения и связи с другими актерами в сети. Этот подход оказался полезным при объяснении многих реальных явлений, но оставляет меньше пространства для индивидуальных действий, возможностей индивидов влиять на свой успех, так как многое зависит от структуры их сети.

Социальные сети, также, использовались для исследования того, как взаимодействуют компании, характеризуя много неформальных связей, которые объединяют между собой представителей руководств, а также ассоциации и связи между отдельными работниками в разных компаниях. Эти сети позволяют компаниям собирать информацию, удерживать конкуренцию и даже тайно сговариваться об установлении цен или политик.


2. Применение теории социальных сетей

2.1. Применения в социологии

Применение теории социальных сетей в социологии началось с исследований урбанизации "Манчестерской школой" (собранной вокруг Макса Глюкман), которые проводились, в основном, в Замбии в 1960-е годы. Вслед за ними было появление социометрии, которая пыталась измерять социальные взаимоотношения. Ученые, например Марк Грановеттера расширяли применения социальных сетей, и они теперь используются для облегчения объяснения многих реальных явлений в социологии. Было выяснено что, например, в организациях власть имеют индивиды, которые находятся в середине многих социальных связей, а не лица, которые занимают некоторую должность. Социальные сети также играют ключевую роль мере рабочих, в успешности фирм, и в эффективности работы.

Теория социальных сетей чрезвычайно активно исследуемой отраслью науки. Международная Сеть анализа Социальных Сетей является исследовательской ассоциацией исследователей социальных сетей. Многие исследовательских инструментов для анализа социальных сетей доступны в Интернете (например "UCINet", или пакет " network "для R) и сравнительно легки в использовании для представления изображений сетей.

Теория проникновения инноваций исследует социальные сети и их роль в воздействии на распространение новых идей и практик. Агенты изменений и неформальные лидеры часто играют основные роли в побуждении к внедрению инноваций, хотя, свойства самих инноваций также имеют значение.


2.2. Распространены применения

Так называемое правило 150 утверждает, что размер подлинной социальной сети ограничивается примерно 150 членами (иногда называется числом Данбара). Правило происходит из межкультурных исследований в социологии и, особенно, в антропологии максимального размера села (согласно современной моды, можно понимать как екосело). Это количество определяется на основе теоретических вычислений в эволюционной психологии, и может соответствовать определенной среднестатистической пределы возможностей человека распознавать членов и отслеживать эмоциональные события о членах группы. Однако, это, также, может быть и через экономику, и потребность отслеживать "дармоедов", так как большие группы создают благоприятные условия для мошенников и лжецов.


2.3. Степени удаленности и Глобальная социальная сеть

В феномене малого мира выдвигается гипотеза о том, что цепь социальных знакомств, соединяющий одну произвольную человека с другой произвольной человеком везде в мире, вообще говоря, имеет малую длину. Эта концепция привела к появлению известной фразы о шести степеней удаления, после проведения эксперимента под названием малый мир психологом Стэнли Милграма, который установил, что два случайных гражданина США можно соединить через максимум шесть знакомых. В текущих экспериментах в Интернете продолжаются исследования этого явления, включая эксперименты в университете штата Огайо Проект Малый Электронный Мир и Колумбии Проект Малый Мир. Состоянию на 2005 год, эти эксперименты подтвердили, что достаточно примерно от пяти до семи ступеней удаления, чтобы соединить любые два человека в Интернете.


2.4. Социальные сети в Интернете

Первым интернет-сайтом, который предлагал возможности работы с социальными сетями, был classmates.com, который появился в 1995 году. Вслед за ним, в 1997 году появился SixDegrees.com. Начиная с 2001 года начали появляться сайты, в которых использовалась технология под названием Круг друзей. Эта форма социальных сетей, которая широко используется в виртуальных сообществах, приобрела широкую популярность в 2002 году и расцвела с появлением сайта Friendster. Сейчас существует более 200 сайтов с возможностями организации социальных сетей. Популярность этих сайтов постоянно росло, и в 2005 году было больше просмотров страниц сайта MySpace, чем сайта Google [2]. В 2004 году была создана крупнейшая на сегодняшний день социальная сеть в мире Facebook. Google также предлагает веб-стайт с возможностями работы с социальными сетями orkut, который был запущен в 2004 году. Социальные сети стали рассматриваться как составляющая интернет стратегии примерно в то же время: в марте 2005, Yahoo запустила Yahoo! 360 ?, а в июле 2005 News Corportaion запустила MySpace. [3]

В этих сообществах, сначала, группа первых пользователей направляет приглашения членам собственных социальных сетей присоединиться к сообществу сайта. Новые члены повторяют этот процесс, увеличивая общее количество участников и связей в сети. Сайты, также, предлагают такие возможности, как автоматическое обновление адресных книг, просмотр личной информации друг друга, образование новых связей посредством "служб знакомств" и других форм социальных связей в сети. Социальные сети также могут организовываться вокруг деловых отношений, как, например, в случае LinkedIn.

Смешивание сетей - это подход к социальным сетям, комбинирующий личные встречи и элементы коммуникации в сети. MySpace, например, строится на основе независимых музыкальных и праздничных сцен, а Facebook отражает университетские сообщества. Новые социальные сети в Интернете все больше сосредотачиваются на определенных отраслях, например, в искусстве, теннисе, футболе, автомобилях, и даже пластической хирургии.

Большинство из социальных сетей в Интернете являются публичными, позволяя любому присоединиться. Некоторые организации, такие как крупные корпорации, также имеют доступ к частным служб социальных сетей, например Enterprise Relationship Management. Они устанавливают эти программы на собственных серверах и предоставляют возможность рабочим обнародовать свои сети контактов и отношений с внешними лицами и компаниями.

Другие примеры социальных сетей: в Интернете - сеть для обмена фотографий Flickr, персональный онлайн дневник LiveJournal.

Украинские социальные сети: Folk - сеть для неформального общения, Connect.ua и Vkontakte.ru - молодежные социальные сети, Profeo - деловая социальная сеть для профессионалов, Украинские ученые в мире - социальная сеть для ученых, Ukrainci.org - неполитическая блог-социальная сеть "Мы-Украинском!"


См.. также

Примечания

  1. http://www.readwriteweb.com/archives/latest_sns_numb.php - www.readwriteweb.com / archives / latest_sns_numb.php
  2. http://www.businessweek.com/technology/content/jul2005/tc20050719_5427_tc119.htm - www.businessweek.com/technology/content/jul2005/tc20050719_5427_tc119.htm
  3. http://news.bbc.co.uk/1/hi/business/4697671.stm - news.bbc.co.uk/1/hi/business/4697671.stm

Источники

п ? в ? р Интернет
Вещание

ТВ ? Радио ? Подкастинг ? СМИ ? Интернет-журналистика ? Гражданская журналистика ? Блог

Общение

Телефония ? Телеконференция ? Мгновенные сообщения ? Почта ? Группа новостей ? Веб-форум ? Чат ?

Троллинг
Информация

Реклама ? Рассылка ? Спам ? Каталог ресурсов ? Желтые страницы ? Поисковая система ? RSS-агрегатор ? Файлообмен

Бизнес
Культура
Другое

Доступ ? Коммуникационный протокол ? Глобальная сеть ? Точка обмена трафиком ? Интернет2 ? Доменное имя ? Онлайн ? Сетевой нейтралитет ? Цензура ? Хостинг ? Портал ? Всемирная паутина ( В ? Вики-проекты ? Семантическая паутина ? Веб-служба ? Веб 2.0) ? Укрнет ? Интернет-время ? Ботнет ? Дотком