Социотехнические системы

Социотехнические системы (Sociotechnical systems (STS) ч - научный подход к проектированию трудового процесса в аспекте взаимодействия человека и технико-технологических факторов труда. В общем смысле термин относится к изучению взаимодействия инфраструктурных элементов общества, предметных реализаций социума, с одной стороны, и человеческой поведения, с другой стороны. Общество, социальные институты и их подструктуры также могут рассматриваться как сложные социотехнические системы. Термин предложен в 1960 годах Эриком триста (Eric Trist) и Фредом Эмери (Fred Emery), работающими консультантами в Тавистокском институте человеческих отношений. Концепция социотехнических систем в противоположность теориям технологического детерминизма, утверждавшего одностороннее воздействие технологии на человека в процессе выполнения им трудовых операций, основывается на идее взаимодействия человека и машины. Проектирование технических и социальных условий должно осуществляться так, чтобы технологическая эффективность и гуманитарные аспекты не противоречили друг другу.

Социотехническая система образована следующими подсистемами:

  • Техническая подсистема включает устройства, инструменты и технологии превращающие вход в выход, способом который улучшает экономическую эффективность организации.
  • Социальная подсистема включает занятых в организации служащих (знания, умения, настроение, ценностные установки, отношение к выполняемым функциям), управленческую структуру, систему поощрений.
  • Если анализировать организацию в более широком контексте, тогда в качестве факторов должны учитываться связи организации с окружающей средой - подсистема среды. Последняя включает социальные ценности, социальные и государственные институты с которыми взаимодействует организация, другие организации выступают конкурентами или находятся в других отношениях.

Достичь высокой эффективности функционирования организации возможно оптимизируя ее подсистемы и их взаимодействие - гармонизируя их работу.