Надо Знать

добавить знаний



Сочельник



План:


Введение

Шопка - атрибут сочельника

Сочельник - Сочельник - Богатый Вечер - Богатая Кутья - Вилия - одно из самых торжественных христианских и православных праздников. Его отмечают накануне Рождества, 6 января (по григорианскому календарю празднуется 24 декабря).


1. Блюда

С Сочельником связано обряд приготовления первой углу, ее называли богатой, поскольку, кроме нее готовили одиннадцать постных блюд, среди которых обязательно должны быть борщ, рыба, грибы, пироги с фасолью и капустой, картофель и узвар. Блюда должны быть постными, так Сочельник приходится на последний день Филипповского поста.

Кутью традиционно изготавливали из пшеничных или ячменных зерен (на юге Украина с риса). Перед их вымачивали в воде, толкли в ступе, сушили и снова били, чтобы окончательно освободить от чешуи.

Красный угол, в котором держат гнездышко с кутьей и узваром, в народе называют "яслями". Собственно, кутья с компотом является своеобразным символом смерти Христа, поэтому при поминках обязательно готовят эту блюдо и ее еще ​​называют "четвертой страшной кутьей".


2. Обряды, связанные с кутьей

Кутья считалась основной обрядовой пищей, а потому с ней связано немало обрядодий. После ее приготовления, вынув горшок, смотрели: если зерна поднялись из-за венчик - на благополучие, а запали - на плохое предзнаменование. К сваренного зерна добавляли меда, но помнили известную пословицу: "Не передай переборщить". В других регионах заправляли толченым маком, грецкими орехами, изюмом и другими вкусных приправами. Зато все это размешивали узваром. Особого внимания заслуживает обряд "Нести кутью в углу". Ведь она непременно должна стоять в новом горшке на протяжении всех праздников. В одних районах это должен совершить молодой мальчик в семье. Накануне отец виплитав ему новые шерстяные перчатки зодягшы их подросток брал горшка и, неся его, декламировал: "Несу кутью в углу, на зеленый сено, чтобы пчелы (или цыплята) сели".

На юге Украина, как правило, кутью несла хозяйка, перед приказав всем присутствующим сесть и сопровождать действие звуками наседки ("кво-кво"), а когда ставила компот, то просила всех встать и кудахтать ("кудкудах-кудкудах"). Это для того, чтобы хорошо неслись куры и выводили цыплят. Кое-где сажали на углу детей, и те вместе воспроизводили птичьи звуки. На Черниговской хозяйка имитировала это тогда, когда подавала есть кутью.

В основном относил на покуть кутью кто-то из мужского пола. Но в Черкасской предпочтение отдавалось женщинам. Хозяйка, неся горшок, говорила: "Кутью в углу, компот-на базар, а пироги - на торги: кво-кво ...", дети же вслед поддакивали: "кап-кап ...". Пристроив горшок, подходила к малышам и, пощипывая их за челки, приговаривала: "Чуб-чуб ..." - это для того, чтобы цыплята были хохлатых.

На месте, где должна стоять кутья, - углу делали гнездо из сена. Собственно, у него и ставили горшок, прикрыв хлебом с щепоткой соли. По окончании праздников часть сена отдавали животным, а остальные держали для гнезд, где должны нестись куры или висиджуватися цыплята. На Слобожанщине из этой травы готовили купальни для младенцев.


3. Обряд ужина

1904-1905

Волынь накануне Рождества смазывали домашнюю пол, сносили охапку сена и стелили его под столом. Оно должно пролежать там до Крещения. Хорошим признаком было, если в нем переспал пес или кот. В западных областях Украины в дом вносили плуга или ярмо, столярные принадлежности, а в других - выпекали пирожные в форме хозяйственного инвентаря или доспехов, обрядовый хлеб "Василии", также ставили на покуть.

Как только на небосклоне появлялась первая пидвечирня звезда, всей семьей садились за, как говорили, богатый стол. Он действительно был богатым - из двенадцати разнообразных постных блюд, а отсюда и название "богатая кутья" или "богатый сочельник".

Первым, как и положено, занимал место хозяин, а за ним другие члены семьи. Во время праздничного ужина старались не выходить из-за стола, разговаривать шепотом. Встав, глава семейства предлагал помянуть усопших и пригласить их к праздникам-вечера. Считалось, что именно в это время все близкие и дальние члены семьи должны прийти в дом, а затем освобождали для них места на скамьях, кроватях, стульчиках, ставили блюда и клали ложки. Вслед за хозяином все присутствующие произносили молитву. Поэтически волнующие слова были обращены к тем, кто "заблудился в лесу, утонул в море или не вернулся с дальней дороги".

Обряд поминовения умерших присутствует во всех регионах. В одних случаях этим действом начинали ужин, в других - делали это в конце. Хозяин поименно называл имена покойников, приговаривая: "Кто умер, то в яме, а кто жив, тот с нами" или "Царство им небесное, пусть слегка лежится, а нам легко живется!?. Зато, оставив немного кутьи в миске, клали в нее или рядом ложки, а утром на Рождество смотрели, не перевернулась чья-то, это означало, что обладатель такой ложки "скоро уйдет из этого мира".

Следующую молитву произносили ныне сущим - всем членам семьи, им желали здоровья и счастья, желали, чтобы вместе и в согласии дождаться следующего Рождества. После этого хозяин брал свечу и миску с кутьей и, поклонившись до углам, передавал блюдо жене. Перед тем, как начать есть, старейшина, зачерпнув ложкой кутьи, подбрасывал ее к потолку - на "приплод". Все следили, сколько прилипнет зерен, вот столько появится в новом году ягнят и другой живности. Вторая порция предназначалась урожаю зерновых, третье предполагала количество роев, ведь традиционно в каждом хозяйстве держали пчел. Только после этого начинали ужинать.

На Черниговской, перед тем, как начать трапезу, хозяин, взяв первую ложку кутьи в рот и, не глотая ее, выходил на улицу посмотреть ночное небо: если оно звездное - в следующий год хорошо вестись всякая птица, а когда звезд мало - придется спродуваты ее . Только после этого начинали ужинать. Каждый из присутствующих, съев три ложки кутьи, должен попробовать все блюда, а завершить снедь еще раз кутьей и узваром.


4. Посещение родственников

После ужина дети имели отнести обрядовую еду своим крестным и бабкам пупоризка. Правда, на Херсонской делали это перед ужином. Матери клали на тарелку кныш или калачи, иногда конфеты, и дети, зайдя в дом, говорили: "Добрый вечер! Мама и папа прислали вам хлеб, соль и ужин ...".

Крестные (навиститы их было за священный долг) забирали принесенную ужин и взамен давали свою; вместо детей ощедрувалы орехами, конфетами или деньгами. Если кто-то за ужином необавом чихнул, что считалось хорошей приметой, то хозяин символично "подарил" кусок земли или какое-то животное, а когда подавился, то это предвещало печальной весть. После всего хозяйка мыла посуду, а воду сливала в графин, чтобы ею весной сбрызнуть молодой приплод, в основном цыплят утят, которых впервые выпускали на улицу.


5. Предрождественские обряды и обычаи

Не менее интересны предрождественские обряды существовали в Карпатах и на Закарпатье. Кроме кутьи, здесь пекли специальный обрядовый хлеб - "Карачун", "Крачун", "хлебец". В одних местах его изготавливали вечером, в других - в ночь перед Рождеством, сопровождая интересными обрядодиями. Скажем, гуцулы делали это таким образом: женщина, чтобы испечь Крачун, облачилась в гуню и натягивала перчатку, ибо "голая рука - это бедность, а Крачун - символ достатка". Хотя обрядовый хлеб и сопровождал все святки, символизируя зимнее солнцестояния, но употребляли его только после Василия.

На Закарпатье обрядовый хлеб пекли из пшеничного муки. Перед тем, как его совершить и посадить в печь, хозяйка выгоняла всех из дома и замыкалась. Если в семье была видданиця, то смазывала лицо медом, затем смывала его, воду, слив в бутылочку, вправляли в тесто. Когда сажала в печь пшеничные изделия, то говорила: "Как этот мед печет в Крачун, так тебе (имя парня) ад сердце за мной ". Считалось, если эту воду подлить юноше, то он непременно благоволит девушку.

Накануне Рождества отец с сыном шли к току с вретищем, навязывали в нее соломы и заготавливали два Снопков - один, чтобы разослать на столе, а второй правував за дидуха. Затем направлялись к реке, умылись родниковой водой, смачивали с трех сторон Крачун и, прихватив с собой солому и снопы, шли к дому. Услышав постукы в сенях, хозяйка спросила: "Кто там дуркоче?" - "Святой Дух с калачами и со святой водой, - отвечал хозяин и, переступив порог, оповещал: - Щедрый и добрый вам вечер!?.

Жена, разослав у порога какую-то одежду (на голую пол не годилось ступать), отвечала: "Дай, Боже". Зато хозяин пускал Крачун к столу, а хозяйка, поймав его, бросала назад. Если хлебец упал судьбы, то смотрели, "не вверх, потому что это на худой год". Подобную обряды совершали и на щедрую кутью.

После этого отец с сыном расстилали шар на столе, прикрытом праздничной скатертью, а дидуха ставили в углу. Соломой прикрывали ряды и пол. Взрослые члены семьи тем временем делали перевесла и перевязывали ими поясницу, чтобы "во время жатвы не болела спина".

Такой обычай бытовал на равнинном Закарпатье. Гуцулы же святвечерювалы несколько иначе. Накануне богатой углу хозяин вместе с сыном (а когда не было, то с женой, которая одевала мужскую шапку) трижды за солнцем обходили дом, держа в руках хлеб, по ложке меда и углу, а также угли, ладан и свечу на тарелке. Потом заходили в хлев и делали на косяках и между рогами животных крестики, и провозглашали заклинания.

Крепко позамикавшы двери, осыпали вокруг маком "от ведьм" , а у порога клали зубок чеснока и топор "от волков" . Только после этого заходили в дом с "колядником" - обрядовым снопом. Кстати, жители Карпат пытались завести в комнату и полазника - ягненок или теленок и накормить его. Кое-где устраивали символический обряд угощения диких зверей.


6. Гадание на Сочельник

Вот такие, известные обряды, связанные с рождественскую вечером на всем территории Украины. Не менее поэтическими были и гадания и заклинания. Скажем, парень, который не хотел, чтобы в его девушки засылали сватов другие парни, шел вечером в мельницы, брал три лучины из шлюзов, которые пересекали лотку, заворачивал их в тряпку и тайно втикав в косяк невесты, приговаривая: "Как сеся залог не пущас воду на лотки, так (имя девушки) не пускала сватов, кроме моих" .

Девушки в свою очередь шли в прорубей, раздевались и, скропившись водой, нашептывали: "Как сеся вода бежит, так за мнов бегали сватачи!". Зато дома расплетали волос, брали в руки хлеб и, трижды обойдя дом, смотрели в окно, где якобы "должен показаться судьба".

Некоторые девушек вмивав лица калиновым соком, чтобы всегда было румяным.

С богатым рождественскую вечером связано много поверий. Хозяева готовили для обуви новые соломенные вустилкы, носившие до Васильев, затем переворачивали их на другую сторону, а после Крещения ними подкуривали коров, которые болели. На Левобережной Украины ребята делали для правого сапога вустилкы из сена, лежавшего в углу, а накануне Нового года вустилку клали под подушку, приповидаючы: "Кто мне суждено, то эту ночь приснится".

Кроме того, девушки мыли посуду и выносили его на улицу, постукивая в миски; откуда отзовется собака, туда пойдет замуж. Потом подходили к окнам соседей: если слышали слово "сядь" - не повезет выйти замуж, а когда "иди" - в этом году придут сваты. Если девушка хотела пожениться с парнем, то подходила к хлеву и слушала, как ведут себя свиньи: тихо спят - в семье будет порядок, а когда кричат ​​- в семье будут частые ссоры ...

Гадали и таким образом. Девушки, связав узлами платки, клали их в корыто и имитировали руками, будто горят зерна - чьи платки выпали на пол, те девушки пойдут замуж. После этого клали на столе разные вещи ( топор, ножницы, рюмку и т.п.), с завязанными глазами поочередно подходили, - до какой стати прикоснулась, таким нрава будет будущий муж.

Кроме молодежи гадали и люди постарше, их подавляющее беспокоило, сколько кому жить. Став между лампадкой и свечой, смотрели, будет двойная тень : если только один, это на скорую смерть. Дети в это время вдоволь резвились на расстеленной судьбы соломе, воспроизводя звуки домашней птицы или сценки сбора грибов в лесу. Чтобы дети не плакали ("потому будут целый год каверзуваты"), им давали грызть орехи, чтобы "не болели зубы". Однако строго запрещали есть во дворе, потому что "птица постоянно клевать зерно в посевах". В этот день старались не ходить в ссуды, чтобы "не попрошайничать целый год".


7. Прогнозирование

  • На богатую кутью звездное небо - куры хорошо нестимуться и родит горох.
  • Лунная ночь - урожай на бахчи.
  • Гололед на деревьях - родят орехи и фрукты.
  • Снег идет - урожай на яблоки.
  • Иней или снег - на мокрое лето и Дорида зерновых.
  • Смотрят после ужина в окно: если чистое и звездное небо, то будет сухое и урожайное лето, и наоборот.
  • С гнезда вытаскивали синину: если длинная, то год будет урожайным, а короткая - на недород.
  • Поужинав, связывали ложки ржаной перевеслом, чтобы "не терялись в череде коровы".

См.. также

Источники

  • Венец. Скуратовский В.Т. Киев. Издательство УСГА 1994 - 240 с. ISBN 5-7987-0362-2.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам