Спектральная музыка ( фр. Musique spectrale ), Или спектрализм - направление академической музыки (преимущественно инструментальной), характеризующийся опорой звуковысотной организации музыкального текста на данные спектрального анализа звука. Иными словами, техника спектральной композиции заключается в том, что отдельные звуки распределяются между инструментами оркестра соответствии с законами размещения обертонов в спектре звука-модели. Вычисления спектра звука опирается на быстрое преобразование Фурье и осуществляется с помощью компьютерной техники.

Направление развивалось в 1970-х - 1980-х годах французскими композиторами Жераром Гриз и Тристаном Мюра, работавших в институте IRCAM, позже спектральной композиции обращались также К.Штокгаузен, Дж. Харвей и другие. Термин "спектральная музыка" был предложен музыковедом Юге Дюфур, однако, по воспоминаниям Ж.Гризе, этот термин был придуман для СМИ и не отражает сущности творческого процесса. Напротив - по мнению композитора такой срок является "слишком ограниченным".

С точки зрения звуковысотной системы, спектрализм нередко противопоставляется классической мажоро-минорной системе, выстроенной на свойствах равномерно-темперированного строя, как своеобразная альтернатива, также базирующийся на акустических свойствах звука. С другой стороны спектральная музыка стала также противопоставлением сериальной и алеаторичний музыке, где математические алгоритмы использовались для развертывания музыкальной ткани во времени, ограничивая роль композитора в создании музыкального произведения.


Источники

Библиография

  • Anderson, Julian. 2000. "A Provisional History of Spectral Music". Contemporary Music Review 19, no. 2 ("Spectral Music: History and Techniques): 7-22.
  • Busoni, Ferruccio. 1907. "Entwurf einer neuen ?sthetik der Tonkunst". In Der m?chtige Zauberer & Die Brautwahl: zwei Theaterdichtungen fur Musik; Entwurf einer neuen Aesthetik der Tonkunst, by Ferruccio Busoni, Arthur, comte de Gobineau, and ETA Hoffmann. Triest: C. Schmidt. English edition as Sketch of a New Esthetic of Music, translated from the German by Th. Baker. New York: G. Schirmer, 1911.
  • Cohen-L?vinas, Danielle; Cr?ation musicale et analyse aujourd'hui (Paris: Eska, 1996) ISBN 2-86911-510-5
  • Cowell, Henry. 1930. New Musical Resources. New York & London: AA Knopf. Reprinted, with notes and an accompanying essay by David Nicholls. Cambridge [England] & New York: Cambridge University Press, 1996. ISBN 0-521-49651-9 (cloth) ISBN 0-521-49974-7 (pbk.)
  • Fineberg, Joshua. 2000. Spectral music: history and techniques (Overseas Publishers Association, published by license under the Harwood Academic Publishers imprint, ? 2000) OCLC : 48862556 * Fineberg, Joshua. 2006. Classical Music, Why Bother?: Hearing the World of Contemporary Culture Through a Composer's Ears. Routledge. ISBN 0-415-97174-8, ISBN 978-0-415-97174-4. Contains much of the same text as the above.
  • Grisey, G?rard. 1987. "Tempus ex machina: a Composer's Reflections on Musical Time." Contemporary Music Review 2, no. 1:238-75.
  • Helmholtz, Hermann Von. 1863. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage f?r die Theorie der Musik. Braunschweig: Friedrich Vieweg und Sohn. Second edition 1865; third edition 1870; fourth revised edition 1877; fifth edition 1896; sixth edition, edited by Richard Wachsmuth, Braunschweig: A. Vieweg & Sohn, 1913 (Facsimile reprints, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968; Frankfurt am Main: Minerva, 1981; Hildesheim & New York: G. Olms, 1983, 2000 ISBN 3-487-01974-4; Hildesheim: Olms-Weidmann , 2003 ISBN 3-487-11751-7; Saarbr?cken: M?ller, 2007 ISBN 3-8364-0606-3).
    • Translated from the third edition by Alexander John Ellis, as On the Sensations of Tone as a Physiological Basis for the Theory of Music. London: Longmans, Green and Co., 1875; second English edition, revised and corrected, comformable to the 4th German edition of 1877 (London and New York: Longmans, Green, and Co., 1885); third English edition 1895; fourth English edition 1912; reprint of the 1912 edition, with a new introduction by Henry Margenau, New York: Dover Books, 1954 ISBN 0-486-60753-4; reprint of the 1912 edition, Whitefish, Montana: Kellinger Publishing, 2005, ISBN 1-4191-7893-8
  • Moscovich, Viviana. 1997. "French Spectral Music: An Introduction". Tempo new series, no. 200 (April): 21-27.
  • Rose, Fran?ois. 1996. "Introduction to the Pitch Organization of French Spectral Music." Perspectives of New Music 34, no. 2 (Summer): 6-39.